«Главный тренд такой: мы с вами думаем, что все еще управляем реальностью и процессом, но на самом деле с учетом развития цифровых технологий процессы и технологии начинают управлять нами, меняют наши поведенческие модели. Мы под это вынуждены подстраиваться», — говорили эксперты о судьбе туристического бизнеса. Сегодня в казанском отеле Millenium Panorama ключевые игроки индустрии советовали туроператорам найти новую нишу в борьбе с ИИ-рекомендациями и разработать персонализированный продукт, а государству — задуматься о «протекционистских мерах» для отрасли. О том, почему важно предлагать туристам локальную кухню и зачем туроператору «золотая книга» с контактами организаторов выставок и гастропродюсеров, — в материале «БИЗНЕС Online».
Выступить на объединенном мероприятии впервые собрался целый пул интересных профильных спикеров
Как туристический бизнес собирался обсуждать проблемы отрасли
Отель Millenium Panorama, который хотели, но не успели открыть к ноябрьскому саммиту БРИКС, ожил спустя год: сейчас в него в «техническом режиме» заселяются в основном организованные группы. Во всяком случае в президентском люксе точно никто еще не жил. Зато конференц-зал удалось протестировать по полной программе. Сегодня в рамках туристического форума «Ориентиры будущего» в нем прошел I форум туроператоров России. Несмотря на пустынные холлы, продолжающуюся по соседству стройку и перекрытый металлической «ширмой» торцевой вход в гостиницу, гостей форума встречала вполне «рабочая» обстановка — приветливые девушки у стойки регистрации и серьезные секьюрити у входа. А встречать было кого: приехал, например, замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков, президент российского союза туриндустрии Илья Уманский, заместитель гендиректора агентства стратегических инициатив Ольга Захарова, депутат Госдумы РФ Артем Прокофьев.
Главной темой пленарной сессии была заявлена эволюция туристической индустрии и портрет туроператора будущего, но на деле по большей части обсуждение свелось к тому, как современному туроператору выстоять в борьбе с турагрегаторами и искусственным интеллектом.
«Где будущее у российского туризма?» — напрямую спросили у Вахрукова. «Где будущее? Будущее впереди!» — сначала отшутился гость, но дальше все-таки заверил, что «у всех все будет хорошо». «Нас ждет прекрасная, безопасная, комфортная страна, полностью обеспеченная всей инфраструктурой и готовая принять путешественников», — расписал чиновник. Правда, дальше по законам жанра было но.
По большей части обсуждение свелось к тому, как современному туроператору выстоять в борьбе с турагрегаторами и искусственным интеллектом
«Но тренды очевидны. Мне кажется, главный тренд такой: мы с вами думаем, что все еще управляем реальностью и процессом, но на самом деле с учетом развития цифровых технологий процессы и технологии начинают управлять нами, меняют наши поведенческие модели. Мы под это вынуждены подстраиваться, и это не плохо, не хорошо. Это просто та реальность, в которой мы живем», — констатировал Вахруков.
Но при всем развитии искусственный интеллект и технологии пока не могут заменить человека, который создает новые турпродукты, направления для отдыха, рассуждал замглавы МЭР. Слово «пока» зал, разумеется, не упустил.
Впрочем, были у гостя и хорошие новости. Такого внимания властей к туристической отрасли, как сейчас, не было давно, подчеркнул замминистра. Чтобы сомнений в этом не было, упомянул он и недавнюю стратсессию по туризму под руководством премьер-министра РФ Михаила Мишустина. Государство делает упор на «тяжелую инфраструктуру» — строительство и развитие отелей, круглогодичных парков развлечений, аквапарков, в эти проекты идут госсубсидии, отметил спикер. Еще будет продлена нулевая ставка НДС для отрасли, подчеркнул Вахруков, но не стал скрывать, что для государства это нелегкое решение. Ежегодно казна недополучает из-за льготы около 3 млрд рублей.

Дарим новый iPhone, Яндекс Станцию Миди или сертификат на покупки за подписку!
Все просто: перейдите в наш бот, нажмите «Старт» и участвуйте в розыгрыше!
Реклама. ООО «БМ Холдинг» erid: 2SDnjd1edfL Правила. Итоги — 13 октября
Власти собираются освободить туроператоров на внутреннем рынке от обязанности передавать данные в государственную информационную систему «Электронная путевка». Не овации, но громкие аплодисменты на этом анонсе прозвучали. Ранее рынок неоднократно критиковал требование. «Хлопать будете, когда примем закон, — оборвал чиновник. — Но мы понимаем, что норма фактически не работает и не приносит ничего, кроме увеличения нагрузки [на бизнес]». Вопрос, зачем тогда вводили обязательство, видимо, риторический.
В отличие от других отраслей, в туризме нет протекционистских мер, пошлин и сборов. Граждане могут свободно вывозить деньги за рубеж и тратить их там, обратил внимание Вахруков. Но эту свободу могут вскоре, видимо, скорректировать. «Мы думаем над тем, как сбалансировать нагрузку на внутренних туристов (с учетом туристического налога, введенного в 61 регионе) и выездных, чтобы внутренний туризм развивать», — отметил чиновник. Как именно будет строиться «баланс», осталось неясным. Но прозвучало все так, что поездки за рубеж могут подорожать.
В отличие от других отраслей, в туризме нет протекционистских мер, пошлин и сборов. Граждане могут свободно вывозить деньги за рубеж и тратить их там, обратил внимание Вахруков
Покончив с благодарностями Казани за потрясающий прием, президент российского союза туриндустрии (РСТ) и гендиректор «Алеана» Илья Уманский перешел к благодарностями к правительству РФ за внимание к отрасли. А что по существу? Для того чтобы выжить в современных реалиях, туроператоры должны «удивлять» клиентов, подбирать разные варианты и находить новые возможности в условиях вызовов. Есть факторы «внешние», есть «фискальные», появляются новые технологии.
«Будущее у туроператорского бизнеса в первую очередь лежит в развитии регионального принимающего туризма. Безусловно, угрозы искусственного интеллекта есть, и надо думать, как эти угрозы разворачивать в свою сторону», — отметил президент РСТ. Он отметил, что сейчас в существующем законодательстве о туризме назрело много изменений, которые нужно решать step by step.
В 90-х турбизнес был таким явлением, о котором проверяющие и налоговые органы ничего не понимали, обратился к прошлому модератор сессии, глава госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов. «Люди приносили доллары в туристические компании, их конвертировали здесь или перевозили за рубеж, там оплачивали гостиницы и все остальное. И в принципе работать было хорошо и спокойно», — вспоминал Иванов. Но сейчас ситуация поменялась, на кону жизнь и здоровье туристов, и важно, чтобы законодательство отвечало запросам современности, согласился он с Уманским.
Современный турист все чаще выбирает индивидуальные поездки, самостоятельное бронирование и короткие уик-энд-туры
«Туроператору нужно становиться мультифункциональной платформой»
«Ни одна другая сфера не продемонстрировала в последние годы такой удивительной жизнеспособности и способности к адаптации, как туризм», — начал свою речь Прокофьев. Он отметил, что, несмотря на пандемию, санкционное давление, макроэкономические сложности, отрасль «не только выжила», но и «продемонстрировала устойчивый рост».
Но при этом перед туристическим бизнесом стоят системные сложности. Во-первых, это инфраструктурные и транспортные ограничения. Во многих регионах России ощущается дефицит качественных мест размещения, сервисов и туристических маршрутов. «При этом традиционно популярные направления зачастую перегружены туристическим потоком, в то время как огромные территории нашей страны остаются недостаточно освоенными и продвигаемыми», — констатировал депутат. Ситуацию усугубляет «ограниченная доступность» авиаперевозок и рост цен на внутренние рейсы — это напрямую влияет на спрос.
Во-вторых, меняется потребительское поведение. Современный турист все чаще выбирает индивидуальные поездки, самостоятельное бронирование и короткие уик-энд-туры, а гостиницам предпочитает размещение в арендных квартирах. Кроме того, растут ожидания к качеству сервиса и выгодности условий, турист ищет персонализированные предложения. Одновременно растет интерес к новым видам туризма — экологическому, этнографическому, гастрономическому, сельскому. Такие направления требуют от туроператоров новых компетенций — знания локальных культур, умения создавать уникальный аутентичный образ региона.
Третий вызов для отрасли — это цифровизация и конкуренция. «Рост онлайн-платформ и агрегаторов радикально изменил рынок. Потребитель хочет все и сразу. Онлайн-бронирование, мгновенные подтверждения, цифровые маршруты, чат-поддержку. Традиционный туроператор не может оставаться просто посредником в этих условиях. Ему нужно становиться мультифункциональной платформой, объединяющей бронирование, аналитику, маркетинг, логистику и цифровой сервис», — наставлял Прокофьев. А это требует серьезных инвестиций.
Далее спикер остановился на инициативах, призванных поддержать туротрасль. К примеру, в конце сентября Госдумой РФ в первом чтении принят законопроект о поправках в основной закон о туризме. Инициативой в том числе предлагается «модифицировать» понятие «туристический продукт». «Предполагается, что перевозка не будет обязательной составляющей туристического продукта для внутреннего и въездного туризма, что действительно отражает реальную картину развития туристической отрасли сегодня. При формировании туроператором туристского продукта в комплекс туристических услуг, помимо размещения на территории Российской Федерации, может быть включено не менее одной дополнительной услуги», — объяснил депутат. К примеру, это может быть аренда транспорта, помощь с получением визы, услуги питания, экскурсии.
Также комитет Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры внес на рассмотрение законопроект, регулирующий деятельность туристических агрегаторов. В частности, в инициативе прописывается, что оказывать турагентские или туроператорские услуги смогут только те агрегаторы, которые находятся в специальном реестре. Однако данный законопроект пока что больше выглядит как «приглашение к диалогу» и там «еще есть над чем поработать», уточнил Вахруков.
Хотя угасание туристического бизнеса предрекали много раз — когда стал развиваться самостоятельный туризм, когда появились агрегаторы, отрасли все время удавалось подстраиваться под новые условия
«Нашему туристическому бизнесу не так страшно, как иностранному, потому что у нашего бизнеса никогда не было стабильности»
С «поклона» в сторону Татарстана начала свою речь и Захарова. Она призналась, что первое, на что обращает внимание в путешествии, — это вид из окна. Красивый вид показывает, насколько в регионе заботятся о природе, раскрывает и подчеркивает туристическую ценность региона. Справилась Казань и с другим «тестом» Захаровой — наличием в меню завтрака гастроспециалитетов, которые, по ее мнению, являются частью локальной идентичности. «Сегодня у вас были и бекены, и треугольники, и баурсак, и чак-чак», — не без удовольствия перечисляла она.
Далее Захарова перешла к прогнозированию. Живущее ныне поколение станет первым, которое проживет «две самостоятельные жизни». «С 20 до 45 лет мы пытаемся объять необъятное: выйти замуж, родить детей, построить карьеру, купить какую-то недвижимость. Потом мы подходим к рубежу 45−50 лет, и мы по-прежнему в ресурсе, и готовы заново выходить замуж, снова рожать детей. И эта ресурсность у нас будет с 45 до 70 лет. И теперь задумайтесь: а чем вы остальные 25 лет будете заниматься?» — обратилась к залу Захарова.
В 45 появляется вопрос ценности, который будет определяющим при выборе места жительства, уверена спикер. К примеру в Москве к 2050 году появятся многоэтажные дома с большим числом квартир, и жить в них будут арендаторы — молодежь, которая приехала зарабатывать деньги. А старшее поколение выберет для жизни города поменьше. В малые города сейчас активно инвестируют и предприниматели, осваивают там объекты культурного наследия.
Именно поэтому, создавая туристический продукт, туроператор должен смотреть на ситуацию шире, видеть тенденции и тренды. «Вы должны стать экспертами, кураторами или продюсерами своего рода, которые позволяют создать эксклюзивный продукт. Который создаст адресный и персонализированный подход к выбору маршрута вашего клиента», — наставляла Захарова.
Она обратила внимание на портрет клиента туроператора: с одной стороны, это массовый турист, а с другой — это 11% состоятельных туристов, которые хотят «чего-то необычного».
«Они хотят попасть на спектакли, на которые за год выкупаются билеты. Они хотят попасть в частные коллекции, на гастроужины, где тоже достаточно большой „лонг“ есть. Они хотят повстречаться с бизнесом, который уже делает большие проекты, чтобы получить быстрый опыт. Делаются свадьбы в малых городах, в полях, с красивыми столами, с красивой одеждой», — привела примеры Захарова.
Позже спикер указала на перспективы образовательного и промышленного туризма и снова призвала «смотреть шире» при создании турпродукта, поскольку сегодня ниша обычного бронирования уже занята — этим занимаются и авиакомпании, и отели. А туроператору, чтобы выжить, нужно искать другие ниши.
И хотя угасание туристического бизнеса предрекали много раз — когда стал развиваться самостоятельный туризм, когда появились агрегаторы, — отрасли все время удавалось подстраиваться под новые условия. «Мне кажется, нашему туристическому бизнесу не так страшно, как иностранному, потому что у нашего бизнеса никогда не было стабильности. Он не знает, что это такое. Он все время трансформируется, все время совершенствуется, все время, как серфер, ловит волну», — заметила она под смех аудитории.
Сегодня туристическому бизнесу предстоит поймать новую волну. Туроператору нужно себя позиционировать не просто как продавца услуг, а как эксперта, продюсера, готового выполнить любой запрос клиента.
«Вам надо стать любознательными и жадными до получения контактов и создания своей собственной „золотой книжки“, где будут контакты организаторов лучших выставок, лучших бизнесменов, лучших гастропродюсеров», — завершила советом свое выступление Захарова.
«Турист с Ближнего Востока, может быть, будет один, но привезет и потратит за три дня полмиллиона рублей в Москве. Вместо тех же 10 китайских туристов, которые приедут по какой-то соцпрограмме»
«У нас очень простая стратегия: мы рассчитываем на москвичей»
С ситуацией в туристической отрасли «законодателя моды» — Москвы — собравшихся познакомил заместитель председателя комитета по туризму города Булат Нурмуханов. Сегодня вклад туризма в валовой региональный продукт столицы составляет около 4%. К 2030 году планируется увеличить показатель до 6–8%. Это, по словам Нурмуханова, «амбициозная задачка».
Для достижения целей Москва пытается изменить подход к оценке эффективности. Если традиционно считают количество поездок и гостей, приезжающих в город, то в столице хотят уйти от этого и «считать деньгами». «Потому что турист с Ближнего Востока, может быть, будет один, но привезет и потратит за три дня полмиллиона рублей в Москве. Вместо тех же 10 китайских туристов, которые приедут по какой-то соцпрограмме. Буквально недавно приехал из Китая, видел этот тур, который продается в Москву плюс Петербург за 3 999 юаней (примерно 45 тыс. рублей по нынешнему курсу — прим. ред.)», — привел пример Нурмуханов.
«Туры в Москву — это, конечно, замечательно. Но гораздо выгоднее туры из Москвы, потому что москвичи в целом побогаче», — заметил Вахруков. Но при этом у столицы есть стратегия, что москвичи должны отдыхать в Москве.
— Это опасно для всего российского туризма, — под смех зала сказал Иванов.
— Это опасно — подтвердил Вахруков. — И мне сейчас прислали свежие данные опросов москвичей. 70 процентов москвичей считают, что на первом свидании должны платить регионы (смеется).
У каждого региона должна быть собственная стратегия, продолжила тему Захарова. Если по стратегии столицы москвичи должны оставлять деньги в Москве, то Тюмень на москвичей не рассчитывает. «И правильно делает! Потому что они, с одной стороны, собирают деньги со своих жителей на термальных источниках. А с другой — у них есть вокруг очень много состоятельных регионов, где есть деньги. И задача Тюмени — сделать так, чтобы эти деньги не уехали в Москву», — объясняла спикер. Она поинтересовалась, какая стратегия у Татарстана.
«У нас очень простая стратегия: мы рассчитываем на москвичей, — ответил Иванов. — Если Сергей Семенович [Собянин] свою задачу выполнит и москвичи будут отдыхать в Москве, тогда мы не выполним цель в 140 миллионов поездок. Потому что они, скорее всего, будут ночевать в своих квартирах. А нам-то нужно, чтобы были ночевки в стране». Затем глава комитета по туризму РТ обратился к Нурмуханову: «Поэтому, Булат, мы вашу стратегию смотрим, но не разделяем».
Позже Иванов поделился с журналистами более подробными планами региона по туризму. «Цифры с прошлого года по турпотоку — 4,3 миллиона [туристов]. Количество размещенных в гостиницах — 2,8 миллиона. Но сейчас за 8 месяцев мы идем с приростом 18 процентов. Я думаю, что мы [отметку] в 4 миллиона преодолеем, чем больше, тем лучше. Но мы ждем официальных данных Росстата. Планируем приблизиться к цифре в 4,5 миллиона человек», — сказал глава госкомитета по туризму РТ.
Комментарии 28
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.