В новом выпуске проекта «Беседы о земном и вечном» основатель казанского предприятия «Ритуал PRO» Станислав Зарубин сам стал героем интервью. На правах эксперта он рассуждает об одном из самых монументальных и спорных воплощений памяти — семейных склепах. Почему в Казани, в отличие от Москвы, эта традиция почти забыта, во сколько может обойтись «вечный дом» из гранита и какие подводные камни таит в себе такое строительство — в нашем материале.
Станислав Зарубин: «Сейчас склеп для нашего менталитета нечто чужеродное, атрибут фильмов про западноевропейскую аристократию»
«Можно ли положить родного деда в Мавзолее на Красной площади»?
— Станислав, в интервью с известным краеведом Анатолием Елдашевым вы обсуждали, что одна из главных достопримечательностей Арского кладбища — пышные дореволюционные склепы, принадлежавшие известным казанским фамилиям. Интересно, наши современники задумываются о возведении таких усыпальниц?
— Я пока знаю только одну такую историю в Казани, когда построили часовню над захоронением близкого человека для одного из известных казанских предпринимателей, по этическим соображениям фамилию называть не буду. Прямых обращений с вопросом «Можете мне построить склеп?» в нашу фирму не поступало. А жаль. Я бы с радостью взялся за такой проект. Это очень интересный и прогрессивный опыт.
Станислав Зарубин — основатель и генеральный директор компании «Ритуал PRO*». Она основана в 2018 году в Казани, оказывает услуги и полное сопровождение на всех этапах похорон: производство ритуальных товаров и памятников с последующим монтажом, круглосуточная ритуальная служба, проведение поминальных обедов. На базе предприятия создана производственно-складская база ритуальных принадлежностей, что позволяет предоставлять ритуальные товары населению по доступным ценам оперативно, круглосуточно и по всей территории Татарстана. Функционируют салоны ритуальных услуг.
Зарубин родился 21 февраля 1990 года в Казани. Окончил КНИТУ-КАИ (специальность — «мировая экономика»); Государственную академию повышения квалификации («государственное и муниципальное управление», «организация похоронного дела»); Высшую школу бизнеса КФУ (специальность — «эффективные продажи»). Награжден нагрудным знаком МЧС России «За заслуги» в 2011 году за ликвидацию ЧС.
Этапы карьеры:
2009–2015 — агент, специалист по сбыту МУП «Ритуал».
2015–2018 — первый заместитель генерального директора МУП «Ритуал».
С 2018 года — основатель и генеральный директор компании «Ритуал PRO».
— Как думаете, почему нет желающих?
— После революции в СССР эта традиция была утрачена, сейчас склеп для нашего менталитета нечто чужеродное, атрибут фильмов про западноевропейскую аристократию. Мы даже мысленно не примеряем к этому виду захоронения свои ритуальные обычаи. Словно вся наша генетическая память восстает против умозрительного упражнения на тему «можно ли положить родного деда в Мавзолее на Красной площади?».
Так что вопрос не только в деньгах, хотя, безусловно, фамильный склеп — дорогое удовольствие. Нужно, чтобы семья, близкие поддержали идею быть похороненными не по привычному канону — «тело человеческое из земли вышло, в землю и уйдет», а в каменный или мраморный саркофаг или во вмурованную в стену урну.
Ведь какой смысл имеет фамильный склеп? Он несет историю рода, идею связи, преемственности поколений, ощущение, что с физической смертью ваше духовное общение не прерывается. Это интересная многогранная история и с точки зрения психологии, и с точки зрения философии, и с точки зрения общественных отношений.
«Какой смысл имеет фамильный склеп? Он несет историю рода, идею связи, преемственности поколений, ощущение, что с физической смертью ваше духовное общение не прерывается»
— Но в России в некоторых областях все же остались обычаи строительства склепов — на юге и Кавказе?
— И на Троекуровском кладбище в Москве, где находят упокоение известные артисты, политики, военачальники, за последние несколько лет рядом с роскошными мемориальными комплексами выросли классические склепы. Это не просто небольшие домики, а настоящие архитектурные постройки. Каждый склеп вообще не похож на другой — тут и классика с колоннами, напоминающая Древний Рим, гранитные беседки с крышей, восточные мавзолеи, даже хай-тек из стекла и с авангардными скульптурами в витринах.
Прямого запрета нет — разрешение на строительство выдают местные власти
— Это вообще законно — заказывать такие грандиозные сооружения на кладбищах?
— Да, в России можно построить семейный склеп. В федеральном законе «О погребении и похоронном деле» прямого запрета на склепы нет, а термин «иные здания и сооружения» позволяет трактовать склеп как допустимый объект. Однако единых федеральных правил, регламентирующих порядок выделения земли под склепы и требования к ним, нет. Эти вопросы решают местные власти. Так что если участок под захоронение выделен официально, это будет абсолютно законная постройка. Главное — согласовать проект с администрацией кладбища.
«В первую очередь нужно руководствоваться тем, чтобы не нести вред никому, чтобы все было крепко и надежно»
— Каковы условия для такого строительства? Пришел на любое кладбище, захотел — поставил?
— Нет, конечно. Во-первых, нужен большой участок. Я бы для начала рассматривал площадку 3×3 или 4×4 метра, потому что бетонные работы скрадывают место. Во-вторых, соседство и грунт. Нужно предварительное исследование, ведь это огромная конструкция. В первую очередь нужно руководствоваться тем, чтобы не нести вред никому, чтобы все было крепко и надежно.
— Это же не дом и не сарай. Есть какие-то СНиПы, требования к фундаменту, вентиляции?
— Прямых СНиПов для склепов нет, но я бы опирался на общие строительные нормы при расчете нагрузки. Чтобы эта махина из гранита не просела и не развалилась. Что касается вентиляции — это обязательный момент, но только для верхней, наземной части, где предусмотрена возможность зайти, посидеть, помолиться. А внизу должны быть специальные отводы, дренажи в бетоне. Процессы разложения идут, и всем продуктам этого процесса нужно куда-то уходить, чтобы не создавать проблем.
«Дом в 100 «квадратов» может стоить 10 миллионов. Так и постройка гранитного «дома» в 20–25 «квадратов» будет стоить около тех же 10 миллионов, а то и больше»
— И главный, наверное, вопрос для многих — стоимость? Насколько это дорогое удовольствие?
— Стоимость склепа, например из гранита, будет сопоставима с постройкой жилого дома. Например, дом в 100 «квадратов» может стоить 10 миллионов. Так и постройка гранитного «дома» в 20–25 «квадратов» будет стоить около тех же 10 миллионов, а то и больше.
— Почему так дорого?
— Во-первых, увеличенный цокольный этаж — большой объем работы. Во-вторых, работа в стесненных условиях кладбища, где техника часто не может подъехать и приходится все делать вручную. И в-третьих, сам материал — гранит. Его количество, сложность обработки, доставка и монтаж в таких условиях — все это сильно удорожает проект.
— Наверное, нужно не просто построить, но и обеспечить уход за этим сооружением?
— Конечно. Мы можем взять обслуживание на себя — 2–3 раза в год вполне достаточно. Зимой не рекомендуем агрессивную уборку, скоблить лед и снег, чтобы не поцарапать камень. После создания больших мемориалов мы обычно через год, когда комплекс простоял все сезоны, делаем бесплатную уборку — проверяем качество. А дальше уже можем заключить договор на регулярное обслуживание.
«Нужно дорасти до понимания, что склеп — это не просто бетонный короб, а каменная летопись вашей семьи»
— В итоге стоит ли игра свеч? Или это просто дорогая причуда?
— Мне кажется, это тема, которая рано или поздно придет и в Казань. Просто еще нужно дорасти до понимания, что склеп — это не просто бетонный короб, а каменная летопись вашей семьи. Даже если ваш род прервется, о нем на земле останется прочная память.
Сайт: kzn-ritual.ru
ВК: vk.com/ritualpro
«Телеграм»: t.me/zarubin_business
Читайте также:
- Последний подарок в камне: как надгробия становятся искусством
- Какой должна быть ваша могила? Станислав Зарубин о том, что кладбища говорят о живых
- «Бабайлар, что делать? Мусульманина просят в костюме похоронить!»
- «В православии нет понятия автоматического рая, как в исламе, где воин становится шахидом»
- «Образ авторитета из 90-х для меня был идеальным. Но как я ошибался!»
- «Татарин, а в церковь ходил. Как хоронить?»: Станислав Зарубин о погребальных обрядах и суевериях»
- «У меня случился нервный срыв со слезами и истерикой»: Станислав Зарубин о том, как помочь пережить горе
- «Помогите похоронить папу!»: как работает черный рынок ритуальных услуг?
- «Когда над шеей висит топор, сотрудники боятся всего!»: как бизнесу внедрить культуру ошибок?
- «Ищите ниши, где еще нет конкурентов. Тогда вам не придется выживать в красных водах!»
- «Часто спрашивают, брать ли детей на похороны»: Станислав Зарубин о ритуальном этикете
- Ицхак Горелик: «Царь Соломон говорил, что полезно быть на похоронах»
- «Зеленые» похороны по-европейски: а вы готовы хоронить в картонной коробке?
- «Не спи спокойно, товарищ!»: Станислав Зарубин о том, как переосмыслил ритуальный бизнес
- «Гендиректору и заму пришлось взять лопаты»: как организации провожают своих сотрудников в мир иной
- Танатопрактик Рамис Гафиятуллин: «Некоторые говорят, что в гробу покойный выглядел лучше, чем при жизни»
- «У людей главный вопрос – «покажите, где Сталин лежит»: как Казани возродить особый туризм?









Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.