25 лет назад Сергей Хрущев впервые переступил порог казанского «Водоканала». О городском водном хозяйстве он, выходец из Пестречинского района, тогда имел весьма смутное представление, как и вообще о Казани с ее улицами и коммуникациями. Учился всему на рабочем месте, постигая азы слесарного дела на одном из самых сложных участков — аварийных работах. Сегодня он слесарь аварийно-восстановительных работ аварийно-диспетчерской службы МУП «Водоканал» пятого, высшего разряда, звеньевой бригады раскопок. О том, в каких условиях работают аварийщики «Водоканала», почему в этой профессии нужны не только руки, но и светлая голова и как удается справляться с самыми сложными авариями на сетях водоснабжения, Хрущев рассказал в нашем интервью.
«Бойцы невидимого фронта»
МУП «Водоканал» — предприятие, которое обеспечивает водой всю Казань. И именно от его сотрудников зависит и качество воды, и ее бесперебойное снабжение горожан. Увы, сетевая водная инфраструктура города еще далека от совершенства, порывы и аварии происходят нередко. В таких ситуациях на передний план выходят бойцы невидимого фронта — сотрудники аварийно-диспетчерской службы (АДС) «Водоканала». Один из них — Сергей Хрущев, 25 лет жизни отдал АДС «Водоканала». Сегодня он слесарь аварийно-восстановительных работ аварийно-диспетчерской службы МУП «Водоканал» пятого, высшего разряда, звеньевой бригады раскопок — именно той бригады, которая обнаруживает течи, вскрывает грунт, в том числе и мерзлой земли, и устраняет неполадки. Недавно профессионализм Хрущева был отмечен на высшем республиканском уровне — благодарностью раиса Республики Татарстан. Награду вручил мэр Казани Ильсур Метшин.
Недавно профессионализм Сергея Хрущева был отмечен на высшем республиканском уровне — благодарностью раиса Республики Татарстан. Награду вручил мэр Казани Ильсур Метшин
«Сергей Николаевич с 2000 года работает на нашем предприятии слесарем, восстанавливает водопроводные сети. Принимал активное участие в обеспечении бесперебойного водоснабжения города во время международных соревнований и саммита БРИКС. Проявляет высокий профессионализм при решении сложных задач и активно делится опытом с молодыми коллегами. Настоящий мастер своего дела и отличный наставник для молодежи, наших будущих профессионалов. От всей души поздравляю Сергея Николаевича с заслуженной наградой и благодарю за преданность предприятию и ежедневный вклад в благополучие жителей. Высококвалифицированные специалисты — это главная ценность и гордость нашего большого коллектива», — отметил директор МУП «Водоканал» Рустам Абдулхаков.
На таких работах задействованы в основном опытные сотрудники
— Сергей Николаевич, когда вы пришли в «Водоканал» и почему именно на это предприятие?
— Сам я родом из Пестречинского района, шел 1999 год, хозяйства в районах развалились, работы не было вообще. Мне 23 года, только-только женился, как и на что содержать семью? В «Водоканале» работал мой родственник, он и предложил попробовать себя на этом предприятии. Вот я и поехал в Казань. Тем более «Водоканал» считался очень перспективным предприятием, где платили достойную зарплату, давали общежитие. Где еще найдешь лучшие условия для молодого человека из района? В начале 2000 года устроился слесарем АДС — аварийно-диспетчерской службы.
— Вы же, наверное, работу не знали? Трудно было? Сразу на рабочем месте проходили обучение?
— Конечно. Сами подумайте, что мог знать я, деревенский парень, о городском водном хозяйстве? Да я бо́льшую часть казанских улиц не знал — ни названий, ни где они находятся. Обучали меня прямо по ходу дела, бригадиром у нас был тогда Журавлев Владимир Николаевич, он и взял меня под свое крыло. Потихоньку начал «натаскивать», где, какие коммуникации проходят, как все это работает. Так и набирался знаний и опыта. Втянулся. И работаю до сих пор вот уже 25 лет.
— Сейчас так же работаете в службе АДС?
— Да, в АДС, но только в бригаде по раскопкам, звеньевым.
— По раскопкам? Что это означает?
— Это работа по землеройным работам в местах течи водопроводных труб. Приезжаем на аварийный участок, отключаем водоснабжение и вызываем смежников: сотрудников электросетей, телефонных служб, операторов мобильной связи. От них уже получаем информацию, имеются ли их коммуникации на данном отрезке, потом начинаем раскопки в поисках течи и ремонт аварийного участка.
«Раньше мы действовали практически вслепую, сегодня у нас есть специальные датчики, с помощью которых можно установить, где хотя бы примерно находится течь: 2–3 метра в пределах погрешности»
— Получается, копать приходится практически вслепую?
— Это, можно сказать, ювелирная работа, чтобы и до течи добраться, и смежные коммуникации не зацепить. Раньше мы действовали практически вслепую, сегодня у нас есть специальные датчики, с помощью которых можно установить, где хотя бы примерно находится течь: 2–3 метра в пределах погрешности. Потом раскапываем, находим и устраняем — ремонтируем или ставим новую трубу, зависит от степени повреждения. Надо понимать, что тут все зависит от профессионализма.
Когда вода «обманывает»
— Считается, что работа аварийщиков одна из самых сложных на предприятии. А в чем сложность?
— Так и есть. Основная сложность — в наличии большого количества смежных коммуникаций. Если на этом участке только наши трубы, особых проблем нет: работы проводятся максимально быстро. Но если есть коммуникации смежников, а их еще нужно найти, раскопать так, чтобы не повредить, то возникают сложности. Зимой — мерзлый грунт, промерзшую землю очень сложно шурфовать. Копать приходится с большим отступом. Асфальт, подземные коммуникации, промерзший грунт — из-за этих факторов место повреждения трубы далеко не всегда совпадает с местом течи. Вода просто может «обмануть» и выбиться куда угодно. Поэтому приходится копать по 20, а порой и по 30 метров. Нам необходимо оперативно отвести воду в месте вытекания, чтобы избежать ее замерзания. И потом представьте — зима, мороз, фонтан воды под напором из аварийного участка трубы, фактически работать приходится в ледяной воде. Спасает специальная теплая водоотталкивающая спецодежда.
— В колодцах, наверное, тоже небезопасно?
— Колодцы опасны тем, что там скапливаются подземные газы. На этот счет есть строгие инструкции правил безопасности. Спецодежда, инвентарь, который нужен для страховки, пояса, веревки, противогазы, маски, каски… Все это требуется соблюдать: проверки ежедневные, любое нарушение наказывается. Например, прежде чем залезть в колодец, необходимо измерить его загазованность газоанализатором. При этом колодцы бывают разные — есть такие, где свободно могут разместиться несколько человек, а есть и такие, где одному не развернуться. Например, старые колодцы с кирпичной кладкой, приходится работать и в таких. Так что без хорошей физической подготовки в нашей работе не обойтись. Земляная работа аварийщиков в принципе очень тяжелая, это настоящая мужская работа. Каждый день уходишь на дежурство как на фронт.
«Вечером люди спать легли — вода есть, утром проснулись — вода есть. А какие ночью аварии, порывы были, как их устраняли, они и не в курсе»
«Никто не знает, каких порой усилий и рисков стоит устранить аварию»
— Бывают спокойные дни, без аварий?
— Никогда. Покой нам только снится во время отдыха, дома. Знаете, нашу работу не видно, не слышно, особенно когда мы работаем по ночам. Вечером люди спать легли — вода есть, утром проснулись — вода есть. А какие ночью аварии, порывы были, как их устраняли, они и не в курсе. А днем отключается водоснабжение, начинают телефоны обрывать. Это понятно. Но иногда становится обидно, когда нас ругают, что мы специально затягиваем ремонты. Никто не знает, каких порой усилий, даже рисков стоит устранить аварию и каких она масштабов, ведь наша работа незаметна.
— Были ли в вашей практике неординарные случаи?
— Можно сказать, практически каждый случай неординарный, ведь предсказать, что происходит там, под землей, невозможно. Да и человеческий фактор не исключен. Однажды на улице Гарифьянова подключили трубу, но еще не закопали. И вот ночью некие «умельцы», видимо, решили ее похитить, стали пилить трубу, которая находилась под давлением. Вода забила фонтаном, злоумышленники убежали. Мы срочно выехали, отключили трубу, поставили специальный хомут. Другой случай совсем недавний: на Побежимова, там труба старенькая уже, образовалась течь. Мы думали, что сейчас быстренько все устраним, но не тут-то было. Только одну течь устранили, только воду подключили, а тут — раз, и в другом месте течь. И так по кругу: четыре раза пришлось отключать и включать воду. Провозились целый день.
— С какой техникой работаете?
— В арсенале бригады три единицы техники: экскаватор, илосос, «КАМАЗ». Экскаватором копаем, илососом откачиваем грязную воду, осушаем котлован, иногда используем кран. Ведь порыв может произойти где угодно — например, в непосредственной близости от опоры линии электропередачи. Ее нужно придержать краном, чтобы не обвалилась при раскопках.
«Никто не знает, каких порой усилий, даже рисков стоит устранить аварию и каких она масштабов, ведь наша работа незаметна»
— Какие современные технологии сегодня имеются в вашей работе? К примеру, можно ли работать на трубе без отключения водоснабжения?
— Можно. Сейчас есть специальные современные ремонтные хомуты, которые можно устанавливать на трубу даже под давлением, но использовать этот метод можно не всегда и не везде. Кроме того, я уже об этом упоминал, есть специальные датчики, которыми можно обнаружить место течи.
Слесарь не просто работяга, а профессионал с острым умом
— Какими качествами нужно обладать, чтобы работать в аварийной службе?
— Умение работать руками и головой, быстро соображать, потому что времени на размышления нет, особенно в зимнее время. Уметь работать в команде, где каждый с полуслова понимает товарища. И конечно, нужна хорошая физическая подготовка и сноровка. Есть неверное мнение, будто слесарь АДС — это простой работяга, который лишь гайки крутит. Нет, это профессионал с острым умом, способный быстро принять в том числе и неординарное решение, потому что абсолютно одинаковых аварий не бывает. Мы не офисные работники, но мы те, кто каждый день выполняет свою работу, чтобы у казанцев всегда была вода в домах, несмотря ни на что.
«Я думаю, что аварийная служба — это работа для настоящих мужчин, те навыки, которые ребята получают в АДС, всегда пригодятся в жизни, в любой ситуации»
— Молодежь на предприятие приходит?
— Приходит. У меня и сын работает здесь же, в АДС, ему нравится. Вообще я думаю, что аварийная служба — это работа для настоящих мужчин, те навыки, которые ребята получают в АДС, всегда пригодятся в жизни, в любой ситуации. Уверен, что для молодежи работа в «Водоканале» — это не только школа жизни, но и опыт и профессиональные навыки, которые не купишь ни за какие деньги.
Фото предоставлены МУП Водоканал
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.