Ильдар Файзрахманов: «Вся моя жизнь связана со строительной отраслью» Ильдар Файзрахманов: «Вся моя жизнь связана со строительной отраслью» Фото: Андрей Титов

От первого места работы дорожным мастером до первого заказа для своей компании

— Ильдар Харисович, вы более 50 лет отдали строительной отрасли, а как вы пришли в эту профессию?

— После школы в 1969 году поступил в Казанский инженерно-строительный институт по специальности «автомобильные дороги». Первое место работы по специальности — мастер дорожного строительства. И с этого момента вся моя жизнь связана со строительной отраслью.

— Но и не только со стройкой, вы ведь и на КАМАЗе работали?

— С КАМАЗом меня связывает бо́льшая часть жизни. Но и на заводе пригодился мне опыт строителя. В начале 80-х переехал в Набережные Челны. Город рос, развивался, завод строился, жизнь в Челнах кипела как котел. А меня тогда интересовало, как устроена производственная деятельность, управление на таких гигантских предприятиях, как КАМАЗ. Пошел на Завод двигателей, сначала инженером в отдел главного механика. Спустя время первый директор Завода двигателей Виктор Денисович Паташов предложил мне создать строительную организацию внутри завода. Потом на базе этого подразделения я создал полноценную практически самостоятельную компанию — «Дизельстрой».

В итоге «Дизельстрой» вырос в мощную структуру, заметную в городе. Это был расцвет нашей команды, очень интересный период, когда все получалось, все шло, как надо, никто не мешал, хотя и помощи не предлагал, энергии доставало на все. Это была разноплановая фирма, в которой работало порядка полутысячи человек: строители, проектировщики, конструкторы. Со своей производственной базой, техникой, механообработкой.

Дата рождения — 03.10.1950.

Основатель ООО «Стройтехком холдинг».

Образование высшее, Казанский инженерно-строительный институт, «автомобильные дороги» (1974).

Общий стаж работы — 51 год.

Награды:

Благодарность исполнительного комитета города Набережные Челны (2010).

Почетная грамота Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (2010).

Почетное звание «Заслуженный строитель Республики Татарстан» (2017).

Орден «За заслуги в строительстве» Союза строителей Республики Татарстан (2021).

Благодарность Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (2023).

Нагрудный знак «Почетный строитель Российской Федерации» (2024).

— А что послужило отправной точкой для создания своего бизнеса?

— В апреле 1993 года на Заводе двигателей произошла трагедия — пожар, который уничтожил завод полностью.

Весь коллектив, почти 25 тысяч человек, включая и наше предприятие, работал на восстановлении, и буквально через 7–8 месяцев завод возобновил производство. Но тут грянул жесточайший кризис.

Надо было как-то продолжать жить, работать.

Пришлось искать новое «место под солнцем». Жизнь ведь не останавливается, есть семья, дети, ответственность перед ними. Да и сдаваться был не приучен. Тем более что опыт создания производства у меня уже был. Собрал команду из нескольких человек, учредили компанию ООО «Стройтехком холдинг», начались попытки найти свою нишу, своих заказчиков. Мотались по городам и весям в поисках работы. Практически жили в машине. А времена-то какие были — безработица, сокращение производства, тотальное безденежье.

Но, как говорится, вода камень точит: появились небольшие подряды. Сначала на отделочные работы с применением современной на тот момент технологии типа гипсокартона. Но я сразу понял — не мой профиль. Много чего перепробовали, но в итоге вернулись к строительству. И тут на нас вышла немецкая компания Romex, которая предложила свои технологии и сотрудничество.

«Мы были упорны и настойчивы в своих намерениях»

— Чем занималась немецкая фирма? Не прогадали с партнером и его технологиями?

— Romex занимался строительной химией, наливными системами защиты бетона — устройством промышленных полов. Для российского рынка это была новизна, причем во всем: в технологии, в материалах, в организации работ. Какое-то время понадобилось, чтобы подтянуть нас до их уровня компетенций. Специалисты компании проводили обучение, семинары и у нас, и в Германии — наши сотрудники ездили туда. В результате обладание этими технологиями позволило выйти нам на совершенно другой уровень и занять свою нишу в бизнесе. Поэтому я очень благодарен им за все, что они тогда для нас сделали.

— Насколько востребованы оказались эти системы?

— Для промышленного производства полы — основное. Можно поменять окна, стены, кровлю, но, если полы «полетели», придется остановить производство. Полы на промышленных предприятиях — это силовая плита, на которую приходится вся нагрузка. Когда начали этими технологиями заниматься, приобрели небольшое количество оборудования, набрали и обучили людей. До сих пор помню Юру Чернышова, который уже имел опыт работы, — он пришел к нам бригадиром и обучал людей. Мой партнер Фаиль Бакиров вникал в эту технологию и стал специалистом по полимерам. И так шаг за шагом, постепенно осваивали технологию, добавляли новые направления.

— Каким был первый заказ?

— Первый серьезный заказ получили в Выставочном центре «Казанская ярмарка» на Оренбургском тракте. Там планировалось организовать какую-то уникальную выставку. И вот самый большой павильон требовалось привести в пригодное состояние. А времени было в обрез. Работу сделали в кратчайшие сроки. Это была наша премьера.

«Мы не искали денег, мы стремились профессионально делать свою работу» «Мы работали на результат. Да, это повод для гордости»

Мы не искали денег, мы стремились профессионально делать свою работу

— Как дальше развивались?

— Сначала приобрели бетоноукладочный комплекс Laser Screed, который позволял делать до 5 тысяч квадратных метров бетонных площадок в смену. Это стало для компании громадным рывком, потому что таких комплексов в России было всего 8, один из которых — у нас. Постепенно наращивали виды и количество работ. В определенный момент стало очевидным: нужно проектировать самим, делать расчеты, чертежи, чтобы была возможность выполнять заказы на промышленные объекты под ключ — от проектирования до монтажа оборудования. Так появился проектный блок. Затем создали металлопроизводство, причем организовать его заставила жизнь, когда от известного производителя металлоконструкций мы получили некачественную продукцию. Тогда и решили: хочешь, чтобы было сделано качественно, — сделай сам. Далее — укомплектовались строительной техникой, парком подъемной и малой механизации. Одно потянулось за другим: появилось свое металлопроизводство, возникла необходимость в наращивании объемов. В результате участок был оснащен плазменными и лазерными комплексами. Затем запустили новое направление — монтаж и пусконаладку технологических линий и оборудования. Таким образом из компании, которая занималась устройством промышленных полов, «Стройтехком холдинг» вырос до многопрофильного предприятия, способного выполнять работу единого подрядчика — от проектирования до запуска технологического оборудования.

Мы не искали денег, мы стремились профессионально делать свою работу.

Создано в 1998 году, деятельность осуществляется 27 лет.

Учредитель компании — Ильдар Файзрахманов.

Генеральный директор ООО «Стройтехком холдинг» — Дамир Файзрахманов.

Объем выручки за 2023 год — 5,5 млрд рублей.

Объем выручки за 2024 год — 6,7 млрд рублей.

— Собственный штат квалифицированных рабочих и опытный инженерно-технический персонал.

— Собственные производственные площади.

— Собственный парк специализированной техники.

Опыт работы с зарубежными компаниями:

— Китай, Южная Корея, Германия, Италия, Австрия, Англия.

Направления деятельности:

Проектирование, строительство под ключ:

— производственные здания,

— логистические комплексы,

— торгово-выставочные центры,

— объекты пищевой промышленности,

— сельскохозяйственные объекты,

— общежития при производствах,

— инфраструктурные объекты.

Монтаж, подключение и запуск технологического оборудования на объектах:

— автомобильные заводы,

— логистические комплексы (автоматизированные склады),

— нефтеперерабатывающие заводы,

— объекты сельского хозяйства.

— Какие крупные проекты реализовала ваша компания, какие из них наиболее вам запомнились и чем?

— Колоссальный опыт был получен на строительстве завода первого резидента ОЭЗ «Алабуга» — компании «Соллерс Форд». Мы были одними из подрядчиков на строительстве завода двигателей Ford в Елабуге. Работали с французами, немцами, голландцами, англичанами, американцами, итальянцами. Там каждый блок вели отдельные компании из разных стран. Мы вошли в ту зону, где совершенно другая культура производства, другие взаимоотношения между людьми, совершенно новый, неизведанный ранее мир. Конечно, мы казались им поначалу в чем-то смешными и нелепыми. Но своим упорством, настырностью доказали, что тоже можем кое-что делать. И буквально спустя пару месяцев мы сработались. Самой большой неожиданностью было то, что после завершения проекта Ford предложил работать с нашей компанией дальше. И это было не просто предложение, а реальные проекты по реконструкции заводов в Кельне и Лондоне. Мы отказались, потому что не было опыта работы за рубежом, во-вторых, чтобы там работать, нужно владеть языком каждому сотруднику, даже рабочим. Без языка ты там никто. И потом, в новой России нужно было строить заводы. На память о нашем сотрудничестве с компанией Ford мне прислали модель автомобиля Ford с личной подписью Билла Форда — главы корпорации и внука ее основателя. Как мне тогда сказали, таких моделей, подаренных лично от Форда, в России всего пять…

«Мы были упорны и настойчивы в своих намерениях. Работали на результат. Да, это повод для гордости» «Старшему поколению сегодня важно подставить плечо, если что-то идет не так. Но не диктовать»

— Что еще особо запомнилось?

— Естественно, наша премьера — ВЦ «Казанский ярмарка», когда мы показали и доказали, на что мы способны. Завод кабин «Даймлер КАМАЗ РУС» в Набережных Челнах, где мы проводили монтаж сварочного оборудования. Завод концерна «Калашников» в Ижевске — проводили модернизацию цехов бывшего Ижевского машиностроительного завода под инструментальный цех «Калашникова».

Логистический почтовый центр в аэропорту Толмачево в Новосибирске — там пришлось столкнуться со спецификой китайского менеджмента. Объекты в особой экономической зоне в Великом Новгороде, где работы велись практически в лесу, а вокруг стройки периодически бродили медведи. Многоярусный паркинг в Краснодаре — очень интересный совместный проект с турками. Довелось поработать и во Владивостоке на строительстве автомобильного завода на бывшем судоремонтном доке «Дальзавода». Строили молочнотоварный комплекс в Кайбицах нашей республики — одно из крупнейших в стране предприятий. И это помимо множества других промышленных и социальных объектов.

«Старшему поколению сегодня важно подставить плечо, если что-то идет не так. Но не диктовать» «Мы сохранили коллектив, у нас практически нет текучести кадров. Многие работают в компании долгие годы»

Руководитель на предприятии может быть самым главным, но не должен считать себя самым умным

— Какие проекты ведет «Стройтехком холдинг» в настоящее время?

— Назову только некоторые. В 2023 году «Стройтехком холдинг» вошел в новый инвестиционный проект — строительство логистического комплекса имени Дэн Сяопина в Нижнекамске. Участвуем в строительстве птицекомплекса «Вараксино» в Удмуртии. Для компании «Август» возводим одну их крупнейших ферм в Татарстане, в Кайбицах. Реконструкция склада для компании «Роквул – Волга». Строим склады для Ozone и Wildberries.

— Вы передали бразды правления холдингом своему сыну. Держите руку на пульсе? Участвуете ли в разработке и решении стратегических задач холдинга?

— Руку на пульсе, разумеется, держу, но пульсом не управляю. Я могу подсказать, посоветовать, но не управлять. В разработке стратегических задач участие принимаю, потому что считаю, что это командная работа. Я придерживаюсь принципа, как врачи говорят, не навреди. Старшему поколению сегодня важно подставить плечо, если что-то идет не так. Но не диктовать.

— Чем больше всего гордитесь?

— Мы сохранили коллектив, у нас практически нет текучести кадров. Многие работают в компании долгие годы. Со многими мы стали близкими товарищами, как, например, с Фаилем Гарифуллиным, он пришел на должность прораба, а потом стал моим заместителем. Мы пережили все кризисы благодаря команде и доверию наших заказчиков. Мы были упорны и настойчивы в своих намерениях. Работали на результат. Да, это повод для гордости.

— Что бы вы посоветовали молодому поколению руководителей в бизнесе?

— Назначать цели и достигать их, неназначенных целей достичь невозможно. Любить дело в себе, а не себя в деле. Быть порядочным. И помнить, что руководитель не должен считать себя самым умным, нужно ценить свою команду.