Высшая школа нефти в Альметьевске приняла 24 сентября II международную конференцию, посвященную трудноизвлекаемым запасам нефти. Конференция объединила 250 экспертов отрасли, чтобы решить проблему «тяжелой» нефти, запасы которой в России растут с каждым годом и, по оценкам минэнерго РФ, уже составляют более 60% всех имеющихся запасов в недрах. К 2030 году доля такой нефти может достичь 80%. Компании представили свой уникальный опыт работы с такими ресурсами. О ключевых тезисах конференции и о том, какие уникальные технологии добычи трудных запасов существуют сегодня, — в нашем материале.
Ведущие ученые, эксперты, представители образования, науки и индустрии собрались в Альметьевске, чтобы обсудить актуальные вопросы развития топливно-энергетического комплекса России
Трудноизвлекаемые запасы — вызов российской нефтянки XXI века
Вторая международная конференция «Трудноизвлекаемые запасы нефти» прошла на минувшей неделе в Альметьевске. Ведущие ученые, эксперты, представители образования, науки и индустрии — всего более 250 гостей из России и других стран — собрались в стенах Альметьевского технологического университета «Высшая школа нефти» (ВШН). Экология, топливно-энергетический комплекс в условиях настоящего и будущего, кадры и новое поколение — такие вопросы стояли на повестке дня.
Все эти вызовы напрямую завязаны с трудноизвлекаемыми запасами нефти. По оценке министра энергетики России Сергея Цивилева, сегодня общие запасы нефти в России оцениваются в 31 млрд т, из них рентабельна лишь половина из-за существенной доли трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ). В 2024 году в общем объеме добычи доля таких ресурсов составила около 60%.
На конференцию приехали более 250 гостей из России и других стран
«Если говорить о вкладе нефтегазовой отрасли в развитие технологий и поиске новых рынков сбыта, нам требуется активизировать геологоразведку, внедрить новые технологии. При этом традиционная добыча имеет хороший задел, который позволяет ставить цель только по добыче нефти в объеме 540 миллионов тонн в год к 2030 году», — заявил министр.
Год назад первый заместитель министра энергетики России Павел Сорокин говорил, что доля трудноизвлекаемой нефти в российских запасах к 2030 году достигнет 80%. Он отмечал, что сейчас добывается относительно более дешевая в разработке нефть, но постепенно она замещается более дорогой. Сохранить же текущий уровень добычи можно только за счет консолидации компаний в разработке технологий добычи, более плотного взаимодействия минфина и минэнерго по созданию финансовых стимулов для отрасли, а также глубокой цифровизации процессов в ней, заключил тогда замминистра.
По словам Азата Лутфуллина, у «Татнефти» накоплен большой арсенал инструментов работы с трудноизвлекаемыми запасами
Что такое «трудная» нефть?
Четкого определения нет, однако к ней можно отнести запасы в низкопроницаемых коллекторах (там, где породы не способны эффективно пропускать нефть или газ), высоковязкая и сверхвязкая нефть (очень вязкие нефти), остаточные запасы нефти месторождений с большой историей разработки, карбонатные пласты со сложной геологией. Работа с такой нефтью требует серьезных капитальных и эксплуатационных затрат, рассказал на конференции замначальника департамента разработки месторождений СП «Татнефть-Добыча» Азат Лутфуллин.
Например, один из участников конференции, компания «Татнефть», за 75 лет успела добыть из недр 3,5 млрд т нефти. По прогнозам, в недрах остается еще 6,5 млрд т, однако теперь около 80% выкачиваемой оттуда нефти считается трудноизвлекаемой. И доля таких запасов растет с каждым годом.
Думаю, в какой-то момент текущие трудноизвлекаемые запасы станут не такими трудными, но перед нами встанут еще более сложные задачи, к решению которых мы должны быть готовы.

Одно из решений в «портфеле» — добыча сверхвязкой нефти бурением парных горизонтальных скважин. Проводится оно в сложных горно-геологических условиях и уникально размещением в относительно (по сравнению с месторождениями Канады, Персидского залива) тонких нефтяных пластах и закачкой пара для разжижения нефти. Технология основана полностью на отечественном оборудовании и программном обеспечении, а также готова к тиражированию не только в России, но и в мире, рассказывает спикер.
Увеличение объемов трудноизвлекаемой нефти требует развития новых технологий в разработке месторождений
Кроме того, «Татнефть» активно развивает технологии, способные максимально «отмыть» нефть со стенок поровых каналов либо увеличить ее «подвижность» за счет применения поверхностно-активных веществ, закачки различных газов и даже микробиологических методов. «Татнефть», без преувеличения, занимает лидирующие позиции в разработке трудноизвлекаемых запасов нефти. «Нам есть чем гордиться и чем поделиться с коллегами», — резюмировал Лутфуллин.
Наиль Маганов: «Мы должны обеспечить долгосрочный рост стоимости, которая дает компании максимально долгое время получать прибыль. Та, в свою очередь, дает компании возможность вкладываться в инновации, социальное развитие, коллектив»
Наиль Маганов: «Главное для нас — это люди»
Увеличение объемов трудноизвлекаемой нефти требует развития новых технологий в разработке месторождений. ТРИЗ сегодня — ключевой «заказчик» передовых решений и будущих инженеров. Подготовка кадров для нефтянки ведется в логике опережающего развития. Цель в том, чтобы выпускники вузов могли создавать новые технологии, а не использовать существующие. Стратегиям образования в условиях энергоперехода была посвящена и панельная дискуссия «Нефтяной университет: современные вызовы в подготовке кадров», в которой приняли участие эксперты из России, Вьетнама, Китая.
В чем главная задача любой компании? С этого вопроса начал свое выступление гендиректор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов: «Задача одна — мы как производственная единица должны обеспечить долгосрочный рост стоимости компании, которая дает ей максимально долгое время получать прибыль. Та, в свою очередь, дает компании возможность вкладываться в инновации, социальное развитие, коллектив — все то, что относится к этим высшим ценностям».
Гендиректор «Татнефти» подчеркнул, что для этого есть все: «Богатые недра, производственные мощности, созданные нами и нашими предшественниками». «При этом ключевое для нас — это люди. И наша роль в отраслевом образовании — быть не просто инвестором, а интегратором возможностей для молодого специалиста, его ключевым наставником. Вопрос трудноизвлекаемой нефти остается одним из ключевых для нас как для профессионалов. Сегодня нужны новые технологические решения. И как никогда важно объединять усилия науки, промышленности и образования», — заявил Маганов.
В «Татнефти» создали целостную образовательную экосистему, чтобы растить уникальных специалистов, которые будут способны решать нетривиальные задачи
По словам руководителя «Татнефти», в компании создали целостную образовательную экосистему — именно для того, чтобы растить уникальных специалистов, которые будут способны решать нетривиальные задачи.
Позиция Маганова созвучна мнению действительного члена Российской академии наук, химика Антона Максимова. Выступая на конференции, он привел интересный тезис образования современности. По его словам, знания, которые человек получает, — что в школе, что в университете — должны быть практикоориентированными. И, приходя работать на предприятие, он должен чувствовать симбиоз своих знаний с технологиями, принятыми здесь, а не их разобщенность.
«Сегодня в Академии наук совместно с министерством промышленности реализуется проект „Госзадание 2.0“, в рамках которого фактически компаниям предлагается перенести в науку те свои задачи, на которые тратить средства рискованно», — рассказывает Максимов. Сейчас в проекте формируются задачи на 2027 год — и «Татнефть», кстати, представила довольно обширный список, заметил академик.
«Далее РАН определяет, фундаментальные ли это задачи, а компания, в свою очередь, задает рамки для ученых, и если научные проекты, в которых будут участвовать студенты, связаны с решением таких задач, то у них будет возможность увидеть, как знание можно превратить в технологию. Потому что это самая большая проблема — как увидеть то знание, которое способно стать технологией», — заключил ученый.
В рамках международной конференции «Трудноизвлекаемые запасы нефти» в Альметьевске состоялись круглые столы по энергопереходу ТЭК и технологиям ТРИЗ, работала выставка IT-решений для нефтегазовой отрасли. Сегодня конференция «ТРИЗ» — одно из наиболее значимых отраслевых событий, где в прикладном ключе обсуждаются важнейшие вопросы отрасли в условиях энергетического перехода.
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.