«Банк фактически был обманут!» — заявили представители ВТБ в Вахитовском райсуде Казани, где началось рассмотрение дела Виталия Тимуцы, в прошлом совладельца компании «Смайл». Несколько часов фигурант уголовного дела слушал, в чем его обвиняют, а затем и позицию потерпевших. О том, сколько должен Тимуца и что именно рассказали сотрудники банка, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
В Вахитовском райсуде Казани началось рассмотрение дела Виталия Тимуца
В чем суть обвинения
Судебное следствие по уголовному делу в отношении предпринимателя Виталия Тимуцы стартовало в четверг, 25 сентября. В Вахитовском райсуде Казани с обвинительным заключением выступили представители прокуратуры. Но перед оглашением обвинения к суду с ходатайством обратился представитель банка ВТБ Алексей Курдюмов. Он попросил суд продлить арест на имущество супруги Тимуцы, а именно — на две квартиры в Казани на улице Достоевского на общую кадастровую стоимость свыше 7,5 млн рублей.
Сторона защиты была против. «Прошу отказать, — заявил сам фигурант. — Квартиры были куплены моей женой до брака со мной — в 2006–2008 году. В связи с тем, что это был долгострой, дом был сдан в 2021-м. Покупка квартиры была в 2006–2008 году. Я считаю, что это никак не мое имущество и со мной не связано». В конечном счете суд оставил рассмотрение ходатайства без рассмотрения.
Следом представители прокуратуры — Елена Наумова и Елена Петрова — приступили к оглашению обвинительного заключения, на это потребовалось чуть больше часа.
Представитель банка ВТБ Алексей Курдюмов попросил суд продлить арест на имущество супруги Тимуцы, а именно — на две квартиры в Казани на улице Достоевского на общую кадастровую стоимость свыше 7,5 млн рублей
Уголовное дело в отношении подсудимого было возбуждено в январе 2020-го по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). Сроки предварительного следствия продлевались, однако сдвинулось оно лишь тогда, когда дело забрали в Москву. В конечном счете в августе прошлого года Тимуцу задержали и предъявили обвинение по трем эпизодам тяжкой статьи — мошенничество в сфере кредитования в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159.1 УК РФ). Мещанский районный суд Москвы избрал бизнесмену меру пресечения в виде запрета определенных действий. Расследование дела завершилось летом и ушло в Вахитовский районный суд Казани по территориальной подсудности.
Все эпизоды, вменяемые бизнесмену, связаны с кредитованием «Фирмы „Смайл“» в ВТБ, Банке Казани и Спурт Банке. Самый крупный эпизод связан с ВТБ.
По версии обвинения, ООО «Фирма „Смайл“» имело низкий уровень платежеспособности, именно поэтому Тимуца в 2015-м привлек финансового директора фирмы по фамилии Шалободова, которая должна была подготовить пакет документов для заявки на кредиты в ВТБ. На тот момент у дочерних фирм «Смайла» имелись долги перед ИнтехБанком (сначала 177 млн рублей, потом 422 млн, к концу 2016-го уже 609 млн рублей). ООО «Фирма „Смайл“» выступало поручителем по этому долгу, а потому также было в ответе за займы.
Дабы подтвердить фиктивные бухгалтерские и финансовые отчеты, фирма «накрутила» себе дебиторские задолженности, привлекли еще и ряд подставных фирм из Московской области, Пермского края, Удмуртии и Татарстана, которые в настоящее время ликвидированы.
Представители прокуратуры — Елена Наумова и Елена Петрова — приступили к оглашению обвинительного заключения, на это потребовалось чуть больше часа
От имени их подставных гендиректоров, считает следствие, изготовили первичные бухгалтерские документы, договоры купли-продажи, комиссии, акты приема-передачи и иные документы о том, что ООО «Фирма „Смайл“» в адрес данных компаний якобы поставляло товары, за которые те должны расплатиться.
Для того чтобы создать видимость возврата денег, Тимуца якобы еще и убедил других совладельцев — Пеппи, Мустафина и гендиректора ООО «Би энд Би Набережные Челны» (еще одной подконтрольной фирмы «Смайла») Олега Гришина — выступить поручителями по кредитам под залог имущества. По версии силовиков, владельцы подготовили нотариальные доверенности, не зная об истинных мотивах Тимуцы.
Весь пакет фиктивных документов отправился в ВТБ. В головном офисе без тщательного изучения одобрили кредитную линию «Смайлу». Деньги брались несколькими траншами на протяжении нескольких лет, и, уверено следствие, возвращать их никто не планировал. Но, чтобы намерения компании по выплате долгов выглядели правдоподобными, «Смайл» все же погасил часть кредитов: 238 млн рублей по основному долгу и 388,5 млн рублей по процентам. Общий ущерб банку ВТБ составил 2,53 млрд рублей.
По второму эпизоду у «Спурта» похитили 328,2 млн рублей. По третьему — у Банка Казани еще 100 млн рублей. Общий ущерб по уголовному делу превышает 2,96 млрд рублей.
Выслушав обвинение, Тимуца заявил: «Вину не признаю. Полностью по всем эпизодам»
О чем рассказали потерпевшие
Выслушав обвинение, Тимуца заявил: «Вину не признаю. Полностью по всем эпизодам». Адвокат подсудимого Оксана Исаева свое отношение к предъявленному обвинению уточнять не стала.
После перерыва суд вернулся к рассмотрению дела и допросил первого представителя потерпевшего — Банка ВТБ. Курдюков, который заявлял ходатайство в самом начале заседания, в ВТБ работает с 2014-го. Должность замначальника отдела сопровождения процедур взыскания задолженности занимает с 2021 года. Он подчеркнул, что в 2018-м работал в департаменте по обеспечению безопасности, куда поступила проблемная задолженность юрлица ООО «Фирма „Смайл“», руководителем был Тимуца. К этой же группе компаний относились ряд подконтрольных ей юрлиц.
По данным потерпевшего, в ходе работы с проблемной задолженностью было установлено, что с 2015 по 2017 год гендиректором ООО «Фирма „Смайл“» было заключено 9 кредитных соглашений, всего на 2 млрд 533 млн 900 тыс. рублей. После того как задолженность признали проблемной, банк начал выяснять, почему заемщик ее не возмещает.
По словам представителя, перед кредитованием Тимуца, а также финансовый директор Шалободова предоставили документы, которые содержали фиктивные сведения. Финансовая отчетность, по словам Курдюкова, содержала ложные сведения о наличии запасов и чистой прибыли. Кроме того, там имелись ложные сведения об обязательствах перед ИнтехБанком. Также при подачи заявок на получение кредитных средств были поданы бухгалтерские документы об отгрузке товаров в адрес фирм, которые не осуществляли финансовую деятельность. Среди них ООО «Абадан», ООО «Полинорм», ООО «Солярис», ООО «ТриСтар», ООО «Модуль безопасности», ООО «Дизельснаб», ООО «ТД „Арт“», ООО «Град», ООО «Мозайка», ООО «Мега», ООО «Сигнум», ООО «Радиан», ООО «Имбирь», ООО «Старлав» и ООО «Профит и К».

Дарим новый iPhone, Яндекс Станцию Миди или сертификат на покупки за подписку!
Все просто: перейдите в наш бот, нажмите «Старт» и участвуйте в розыгрыше!
Реклама. ООО «БМ Холдинг» erid: 2SDnjd1edfL Правила. Итоги — 13 октября
Документы были направлены Тимуцей и Шалабодовой работникам банка, которые готовили документы на оценку финансового состояния заемщика, для предоставления кредитов. Сотрудники офиса банка в Казани работали с документами и полагали, что они достоверные. Заключения были подготовлены и кредитные деньги выданы. По словам Курдюмова, заемщик не выполнил свои обязательства. «Банк фактически был обманут!» — добавил он.
— Тимуцей выплаты производились? — уточнила гособвинитель Наумова.
— Да, в обеспечении исполнения обязательств производились выплаты, — подчеркнул представитель банка. — По основному долгу выплачено более 238,9 миллиона рублей, а погашение по процентам — свыше 388,5 миллиона рублей.
Курдюмов следом добавил, что выплаты прекратились в 2018-м, когда возникли проблемы по задолженности. И прямо сейчас сумма долга с учетом погашения — свыше 1 млрд 800 млн рублей.
Защитник Исаева уточнила, какое было целевое назначение каждого кредитного соглашения. Представитель пояснил, что цель кредитования — рефинансирование текущих задолженностей заемщика в различных банках (среди них Ак Барс Банк, Спурт Банк, ВТБ, «Тимер Банк», Банк Казани, ИнтехБанк и др.), а также для текущей и хозяйственной деятельности.
Следом гособвинитель зачитала показания представителя потерпевшего, которые были даны во время расследования уголовного дела. Так, Олег Архиреев пояснил, что работает в Казанском филиале ВТБ в должности главного специалиста отдела региональной безопасности с 2024 года. «Фирма „Смайл“» изначально кредитовалась в Банке Москвы, а в 2015-м прошла реорганизация последнего, он присоединился к ВТБ. Так кредитования перешли в Банк ВТБ.
Чтобы миграция кредита прошла в ВТБ, нужно было выдать новый кредит в Банке ВТБ для погашения задолженности перед Банком Москвы. Т. к. запрашиваемый лимит кредитования превышал полномочия кредитного комитета офиса в Казани, материалы были направлены в главный московский офис. В это время шла работа по сбору документов и финансово-хозяйственного анализа деятельности компании.
В 2015 году между «Фирмой „Смайл“» и Банком ВТБ заключено два кредитных соглашения на сумму более 1 млрд рублей, они были направлены на выкуп обязательств «Фирмы „Смайл“» в банке Москвы. Когда в Татарстане начались проблемы с кредитными учреждениями, представители «Фирмы „Смайл“» обратились в ВТБ и попросили рефинансировать их кредиты в других банках. Банк принял решение рефинансировать обязательства компании перед ИнтехБанком, Ак Барс Банком, Банком Казани, «Тимер Банком» на сумму 1,3 млрд рублей.
Кроме того, из допроса следует, что в августе 2017-го основные партнеры ГК «Смайл» Procter & Gamble, Nestle расторгли свои контракты. Тогда же выяснилось, что в ВТБ не предоставлены сведения о наличии поручительств перед ИнтехБанком по кредитным соглашениям на 245,4 млн рублей.
По словам потерпевшего, банку предоставлялась искаженная информация о товарных запасах — такого объема продукции не было в наличии. Когда начались проблемы у заемщиков, уточняет в своих показаниях Архиреев, «Фирма „Смайл“» заключила договор комиссии с организациями, которые финансовую деятельность не осуществляли.
3 октября Вахитовский райсуд продолжит допрашивать потерпевших.
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.