Директор Премиального офиса Банка Синара в Казани Вадим Ложкин: «Сейчас есть уникальный исторический шанс зафиксировать на несколько лет вперед доходность в 16–18%, которая в ближайшем будущем может показаться фантастической» Директор Премиального офиса Инвестбанка Синара в Казани Вадим Ложкин: «Сейчас есть уникальный исторический шанс зафиксировать на несколько лет вперед доходность в 16–18% годовых в облигациях, которая в ближайшем будущем может показаться фантастической» Фото: Андрей Титов

Татарстан — в топ-10 регионов России по количеству лиц с брокерскими счетами

— Вадим, к каким результатам Инвестбанк Синара пришел за два года работы в Татарстане?

— За это время нам удалось выстроить отношения с частными инвесторами. Сегодня нас уже рекомендуют и передают наших финансовых советников из рук в руки, такое доверие, безусловно, вызывает у меня гордость за нашу команду. Сейчас мы продолжаем наращивать клиентскую базу, но ставку делаем уже на работу с юридическими лицами.

Вадим Ложкин, Банк Синара: «Снижение ключевой ставки станет «топливом» для фондового рынка»

— Почему именно юрлица?

— Мы все еще находимся на гребне волны рынка высоких ставок, когда корпоративные игроки не готовы рассматривать стратегические инвестиционные проекты. Они больше сфокусированы на эффективном размещении свободных денежных средств на брокерском счете на разные сроки, начиная с 1 дня, под процент, привязанный к ставке RUSFAR*.

При этом мы понимаем, что это временная история, и, когда ЦБ снизит ключевую ставку, будем готовы к оттоку этих средств, предлагая клиентам другие инструменты.

Снижение ключевой ставки уже началось. Как это изменило аппетиты ваших клиентов в Казани за последние полгода?

— Мы наблюдаем очень интересную трансформацию. Если полгода назад доминировал запрос на сиюминутную спекулятивную доходность, сравнимую с депозитами, то сейчас клиенты стали глубже анализировать и подходить к процессу стратегически. Клиенты понимают, что эпоха сверхвысоких ставок заканчивается и сейчас идеальный момент, чтобы выстроить долгосрочную сбалансированную стратегию через призму управляемого риска.

Можете ли вы выделить ключевое отличие в поведении инвесторов из Татарстана от клиентов из Москвы или других регионов?

— Татарстан входит в топ-10 регионов России по количеству лиц с брокерскими счетами на Московской бирже. Частными инвесторами открыто более 1,1 миллиона брокерских счетов. Конечно, не все они заполнены большими активами — часто один инвестор открывает счета у разных брокеров, выбирая, где ему удобнее и дешевле обслуживаться. Но в среднем ежемесячно открывается около 10 тысяч новых счетов.

Татарстанский инвестор искушенный и рациональный. В регионе представлены все федеральные игроки, и клиенты привыкли к высокому уровню сервиса и конкуренции предложений. Состоятельные татарстанцы ценят предсказуемость и надежность. Они охотнее делают ставку на качественные облигации и инструменты денежного рынка, а в акциях предпочитают «голубые фишки» — ликвидные бумаги первоклассных эмитентов.

Российский рынок фундаментально недооценен по сравнению с западными аналогами

Какие из «голубых фишек» вызывают наибольший интерес?

— Текущая геополитическая неопределенность — главный сдерживающий фактор для агрессивных вливаний в акции. Однако мы настоятельно рекомендуем нашим клиентам иметь в портфеле долю в 10–15% в акциях. Российский рынок фундаментально недооценен в 5–10 раз по сравнению с западными аналогами. Когда денежная масса из депозитов (а это более 43 триллионов рублей) начнет активнее перетекать на биржу, это станет мощнейшим драйвером роста.

Что касается секторов, то наибольший интерес традиционно вызывают экспортеры: нефтегазовый сектор — «Лукойл», «Газпром», «Роснефть» — и металлургия. Наша аналитика предполагает ослабление рубля к концу года из-за бюджетного правила и необходимости закрыть дефицит, что будет выгодно этим компаниям. Также перспективными выглядят бумаги компаний ИТ-сектора, отнесенные к высокотехнологичному сектору экономики, — при долгосрочном владении (от года) можно заработать не только на росте их курсовой стоимости, но и получить серьезные налоговые льготы.

С уходом высокой доходности по депозитам какой минимальный ожидаемый уровень доходности считается сейчас «новой нормой» для консервативных и умеренных стратегий?

— Рынок уже сформировал новые ориентиры. Для консервативных стратегий с минимальным риском, куда входят инструменты денежного рынка (например, сделки РЕПО или наши собственные продукты), «новой нормой» считается доходность в районе 16–16,5% годовых. Для умеренных стратегий, которые включают портфель облигаций федерального займа и надежных корпоративных облигаций с фиксированным купоном, ожидания выше — 17–18% годовых. Клиенты прекрасно осознают, что такая доходность — исторический шанс, и активно работают над тем, чтобы зафиксировать ее на несколько лет вперед.

«Для корпоративных клиентов хитом стал наш продукт, позволяющий юрлицам размещать временно свободную ликвидность на брокерском счете с доходностью выше ставки RUSFAR — это очень конкурентное предложение на рынке» «Для корпоративных клиентов хитом стал наш продукт, позволяющий юрлицам размещать свободные денежные средства на брокерском счете с доходностью, приближенной к ставке RUSFAR, — это очень конкурентное предложение на рынке» Фото: «БИЗНЕС Online»

ОФЗ и корпоративные облигации стали очевидной альтернативой депозитам. Не пугает ли ваших клиентов потенциал снижения их доходности вслед за ключевой ставкой?

— Наоборот, это является основным драйвером спроса. Клиенты стали более подкованными и отлично понимают обратную связь между ключевой ставкой и ценой облигаций. Поэтому самым популярным инструментом сегодня стали облигации с фиксированным купоном и погашением через 3–5 лет. Это классическая тактика «замораживания» доходности. Более продвинутые и готовые к риску инвесторы обращают внимание, например, на ОФЗ 2039–2040 годов погашения, которые сейчас торгуются с огромным дисконтом. Если прогноз ЦБ о снижении ставки до 7–8% к началу 2027 года оправдается, эти бумаги могут принести не только купонный доход, но и солидную прибыль от разницы курсовой стоимости. Они рассматривают их именно как консервативную, но стратегическую часть портфеля.

Насколько популярными становятся более сложные инструменты, такие как структурные продукты или стратегии, завязанные на рыночной волатильности?

— Растет запрос на кастомизацию и сложные решения. Для корпоративных клиентов хитом стал наш продукт, позволяющий юрлицам размещать свободные денежные средства на брокерском счете с доходностью, приближенной к ставке RUSFAR, — это очень конкурентное предложение на рынке.

Для частных инвесторов мы активно предлагаем такие решения, как заем ценных бумаг. Клиент может перевести нам, например, акции «Газпрома» и получать за это дополнительный доход в размере 0,5–1% годовых сверху.

Другой уникальный инструмент — Единый брокерский счет, который позволяет в рамках одного счета работать с акциями, облигациями, а также с фьючерсами (в том числе на сырье, доллар или индексы) без блокировки денежных средств под гарантийное обеспечение при наличии ценных бумаг, что выгодно отличает нас от многих конкурентов.

«Для частных инвесторов мы активно предлагаем такие решения, как передача ценных бумаг в залог» «Для частных инвесторов мы активно предлагаем такие решения, как передача ценных бумаг в залог» Фото: Андрей Титов

В условиях усложнения выбора инструментов роль финансового советника возрастает. Как выстраивается работа с клиентом в вашем инвестбанке?

— Наша философия — это не продажа продукта, а совместное проектирование финансового будущего клиента. Первая встреча всегда диагностическая: мы задаем десятки вопросов, чтобы понять финансовые цели, опыт, структуру всех активов (даже в других банках), психологическую устойчивость к риску и горизонт планирования. Мы как врачи: чтобы назначить лечение, нужен полный анамнез.

Часто именно мы помогаем клиенту сформировать и формализовать его запрос, открывая возможности, о которых он не знал. Например, человек приходит с идеей «заработать», а в ходе диалога выясняется, что его истинная цель — через 5 лет обеспечить образование ребенку, сохранив капитал и умеренно приумножив его. Под эту цель мы уже подбираем совершенно другую, сбалансированную стратегию. Главное — донести идеи диверсификации и долгосрочного горизонта планирования, чтобы решения принимались осознанно, а не под влиянием новостного шума.

«Наша философия — это не продажа продукта, а совместное проектирование финансового будущего клиента» «Наша философия — это не продажа продукта, а совместное проектирование финансового будущего клиента» Фото: Андрей Титов

— Если бы вам нужно было дать один главный совет состоятельному инвестору на ближайшие полгода, какой бы он был?

— Давать советы на столь короткий горизонт — дело неблагодарное, слишком велика волатильность. Но если основываться на нашей макроэкономической картине, то главный совет — использовать текущее «окно возможностей» для фиксации высокой доходности в облигациях с фиксированным купоном на срок более трех лет.

Сейчас есть уникальный исторический шанс зафиксировать на несколько лет вперед доходность в 16–18% годовых в облигациях, которая в ближайшем будущем может показаться фантастической. Это основа, наименее рисковый актив вашего портфеля. При этом не забывайте про диверсификацию. Заранее определите для себя комфортную долю в акциях (те самые 10–15%) и сфокусируйтесь на недооцененных экспортерах и ИТ-секторе. И главное — мыслите стратегически. Горизонт в 3 года значительно снижает риски и увеличивает вероятность достижения ваших финансовых целей по сравнению с попытками угадать движение рынка на полгода вперед.