Прошедшие военные учения, в которых армия Союзного государства России и Беларуси отрабатывала возможное нападение со стороны войск вероятного противника, закончились на более чем успешной ноте. О том, чем именно занимались военные 8 (!) стран, кто приехал посмотреть, а главное, кому от этого стало очень страшно, — в авторской колонке военного обозревателя «БИЗНЕС Online» Никиты Юрченко.
Учения были как наземными, проходившими на 41-м полигоне, так и морскими — в Балтийском и Баренцевом морях
Учения «Запад-2025»
С 12 по 16 сентября на территории России и Беларуси прошли стратегические учения «Запад-2025». Учения были как наземными, проходившими на 41-м полигоне, так и морскими — в Балтийском и Баренцевом морях.
Вместе с Вооруженными силами Российской Федерации и Беларуси в учениях приняли участие воинские контингенты стран-партнеров, а именно: Бангладеш, Индия, Иран, Буркина-Фасо, Конго и Мали. Так, со стороны Индии участвовали бойцы, собранные из элитного полка «Кумаон».
«Мероприятие проходит на 41-м полигоне, участие принимают 100 тысяч военнослужащих, задействовано около 10 тысяч систем вооружения и техники, причем это все современная техника, используемая в практической боевой работе, да и планы учения строятся исходя из опыта, полученного при проведении специальной военной операции. Как я уже сказал, [задействованы] 10 тысяч образцов различной техники. Из них 333 летательных аппарата — это тактическая авиация, стратегическая авиация и военно-транспортная авиация. Применяются также свыше 247 кораблей, надводных, подводных и судов обеспечения», — заявил президент России Владимир Путин, наблюдавший за учениями на полигоне Мулино в Нижегородской области.
Кроме того, на учениях присутствовали 23 делегации иностранных военных, которые были на учениях в качестве наблюдателей. В данном материале попробуем разобраться, какова была цель учений.
В общем-то, одна из классических схем военных учений 2000–2010-х годов такова: либо отражаем нападение, либо ликвидируем засевших в населенном пункте неназванного государства террористов
Сугубо оборонительные
Официальная цель — «совершенствование навыков командующих (командиров) и штабов, уровня взаимодействия и полевой выучки региональной и коалиционной группировок войск (сил) при решении совместных задач по сохранению мира, защите интересов и обеспечению военной безопасности», гласит сайт министерства обороны России.
На первом этапе учений разыгрывалось отражение агрессии против Союзного государства, проверялась организация взаимодействия и обеспечения. Второй этап учений был посвящен управлению войсками при восстановлении территориальной целостности и разгроме противника. В общем-то, одна из классических схем военных учений 2000–2010-х годов такова: либо отражаем нападение, либо ликвидируем засевших в населенном пункте неназванного государства террористов.
За учениями, как мы отметили выше, наблюдали иностранные представители, в том числе представители трех стран НАТО (США, Турции и Венгрии). Вместе с тем они вызвали крайне обеспокоенную реакцию в Польше, которая на время их проведения закрыла пограничные переходы с Беларусью, а также устроила свои дивизионные учения «Железный защитник», в которых собрала корпус численностью в 34 тыс. человек. Более того, прибалтийские страны договорились в конце сентября — начале октября также провести военные учения «Перкуно гряусмас» («Гром Перуна») в Литве.
Основой для военных учений, конечно, послужила специальная военная операция, которая вынудила военных принимать ранее неизвестные решения. В первую очередь речь идет об ударных дронах и прочих беспилотных летательных аппаратах. Так, в ходе учений было продемонстрировано использование боевых роботов и защиты от них. Отметим, что БПЛА применяются в том числе для корректировки огня артиллерии, в том числе минометов. Учения показали, что при грамотной работе расчета 120-миллиметрового миномета и оператора дрона цель поражается с минимальным расходом боеприпасов. Отдельно отметим, что оборудование позиций также требует тщательности, они должны быть максимально незаметными для вражеского дрона.
Не обошли тему и FPV-дронов, которые, как выразился в интервью «БИЗНЕС Online» замполит 88-й разведывательно-диверсионной бригады «Эспаньола» Алексей Живов, «верхушка пищевой цепочки, суперхищник». Так, отрабатывалась тактика штурмовиков, которым помогают зайти в опорный пункт операторы дронов. Точно так же отрабатывался эпизод, в ходе которого дронщики отразили атаку противника, прикрыв союзные подразделения, роль которых выполняли бойцы из Ирана.

БИЗНЕС Online дарит iPhone 17 за подписку!
Переходите по ссылке, подписывайтесь на наши Telegram-каналы и участвуйте в розыгрыше!
Реклама. ООО «БМ Холдинг» 2SDnjcPvraa Правила участия
Отдельная тема — учения танкистов. Согласно сценарию одной из тренировок, шедшие колонной танки и бронированные машины на марше были атакованы ударными БПЛА. Сообщается, что налет был успешно отражен «с учетом опыта современных военных конфликтов». Кроме того, был продемонстрирован эпизод, в ходе которого отряд беспилотной авиации отразил массированный удар дронов условного противника, используя как средство перехвата FPV-дроны. «Комплексным применением радиолокационных станций, FPV-дронов-перехватчиков, БПЛА самолетного типа и средств радиоэлектронной борьбы специалисты отряда „Варяг“ с высокой эффективностью выполнили задачи по завоеванию господства в малом и среднем небе», — отметили в минобороны России.
Кроме того, отдельные элементы отрабатывались и пилотами ударных вертолетов, которые били по целям, не входя в зону действия ПВО предполагаемого противника. Экипажи кораблей отрабатывали запуск и уничтожение БЭК.
Вместе с тем в рамках учений отрабатывалось и применение ядерного вооружения нестратегического характера, в том числе развертывание ракетной системы «Орешник», оснащенной баллистическими ракетами средней дальности.
Разумеется, проходили тренировки по применению и гиперзвукового оружия, которое уже используется в ходе специальной военной операции. Так, фрегат «Адмирал Головко», получив целеуказание дальнего противолодочного самолета Ту-142, ракетой «Циркон» поразил назначенную цель. Он же, находясь в акватории Баренцева моря, поразил цель на полигоне Чижа в Астраханской области. По данным министерства обороны России, расстояние до цели составило около 900 километров. Расстояние не совсем предельное — «Циркон», согласно заявленным характеристикам, может бить до 1 тыс. км, но весьма показательно: ракета попала точно в цель.
Разумеется, участвовала и воздушная компонента. Так, с самолетов МиГ-31 была запущена гиперзвуковая ракета «Кинжал». Отметим, что в ходе специальной военной операции данной ракетой также наносились удары по объектам противника. В целом «Кинжал» — это воздушный аналог системы «Искандер», однако ввиду того, что запускается с высоты, способен поражать цели на расстоянии до 2 тыс. километров.
Скрытый смысл учений
Первое — оно же главное — это учиться. Но учиться не регулярным частям, а инструкторам, тыловикам, срочникам. Прежде всего учения демонстрируют то, как военный механизм перенимает опыт. Грубо говоря, сначала на фронте становится нормой какое-либо решение, потом его продавливают в учебную программу, а потом проверяют, как оно заучено, т. е. задают новые функции для самовоспроизводящегося механизма тренировки личного состава.
Второй аспект — демонстрационный. Если Россия может себе позволить провести масштабные военные учения, на которых задействованы значительное количество техники, средств поражения, личного состава, значит, она буквально не беспокоится о том, что чего-то может не хватать. Более того, это же сигнал и о том, что полученный опыт в ходе проведения специальной военной операции усвоен уже на уровне военного механизма в целом, а не как решения его авангарда.
Отдельно можно уточнить дипломатический аспект. Прибывшая группа военных из Индии, скорее всего, является демонстрацией для администрации президента США Дональда Трампа, что разговаривать в повелительном тоне с этой страной не стоит. Но также и присутствие американской группы наблюдателей (которые вполне сносно говорили по-русски) также носит демонстрационный характер: «У нас есть разногласия, но мы не воюем».
Важно отметить и другое: несмотря на крайне серьезное желание Польши, Прибалтики и ряда других стран отщепить Беларусь от большой России, посадив туда на штыках угодного руководителя, все они даже не пытаются это сделать. Потому что, кроме формальных договоров и обещаний, видят демонстрацию того, что в этом случае им предстоит пережить.
Конечно, как мы отметили выше, страны данного региона проведут свои учения «с нардами и гражданскими активистками», но логика «а мы не боимся» всегда уступает грозному «можем повторить».
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.