Прошедший неделю назад концерт-трибьют Ильгама Шакирова собрал в парке им. Горького 12 тыс. зрителей. Татарские певцы и музыкальный коллектив Yummy Music Band исполнили песни соловья татарской эстрады в новой и смелой аранжировке. Одним из тех, благодаря кому песни Шакирова зазвучали «по мировым стандартам», стал музыкальный продюсер и композитор из Зеленодольска Юрий Федоров. В интервью «БИЗНЕС Online» музыкант рассказал, как шла подготовка к концерту, почему стали популярны татарские песни в электронном клубном звучании и зачем на концерте обязательно нужна была песня под баян.
Юрий Федоров: «Сверхзадачей концерта было показать, что татарская музыка может и должна звучать наравне с мировой академической»
«Говорят, некоторые плакали»
— Юрий, по-вашему, концерт-трибьют главного артиста в истории татарской эстрады Ильгама Шакирова, собравший тысячи людей в парке имени Горького, убедил публику, что песни золотого фонда татарской музыки могут звучать красиво, современно, не утратив при этом моң?
— Сверхзадачей концерта было показать, что татарская музыка может и должна звучать наравне с мировой академической. Это не просто про то, чтобы аранжировать песню, я к этому подошел как академический композитор. Получилось смело, безусловно, но я очень переживал за трибьют, честно. И когда в 3 раза больше пришло людей, чем мы ожидали…
Трибьют Ильгама-абыя для меня личная история, как и его творчество. Я счастливый человек, трижды выступавший с ним. Был я тогда совсем молодым, возглавлял ансамбль компании «Барс Медиа». К слову и чести, они тогда пытались возродить живое звучание, провели концерт «Яңа сулыш» в 2007-м, а в 2009 и 2010 годах — два фестиваля «Татар җыры» с полностью живым звуком. Это были незабываемые впечатления. Я, будучи студентом консерватории, увидел тогда Ильгама Шакирова. Меня поразило, что, несмотря на преклонный достаточно возраст, его голос звучал легко, лился. Он был легендой, но оставался простым, открытым, настолько доброжелательным человеком. Поэтому, конечно, когда я прикасался к его материалу при подготовке к концерту, это, повторю, было очень личным.
Тем не менее я понимал, что нужно привнести в материал что-то новое, современное. И новое не от слова «новизна», а некий мировой стандарт, который сейчас очень актуален и будет оставаться таким. Собственно, когда мы взяли материал Ильгама Шакирова для трибьюта, разбирали его, анализировали, то поняли, что по факту все здесь на поверхности, нужно это лишь достать и привнести чуть больше красок, немножко уплотнить звучание (потому что плотность звука сейчас стала другой), но сохранить традицию. Это сложная, комплексная работа и пример того, что прелесть татарской песни не теряется на открытом воздухе.
«Будучи студентом консерватории, увидел Ильгама Шакирова. Он был легендой, но оставался простым, открытым, настолько доброжелательным человеком»
— Не было опасений, когда взялись за песни легендарного Шакирова, неприкасаемой музыкальной величины, что вас могут обругать? Мол, покусились на святое.
— Переживал страшно. Но трибьют прогремел, я не ожидал такого мощного фидбэка от самых разных людей разного статуса. Больше всего удивило, что множество именитых коллег написали мне после концерта. Например, Эльмир Низамов, душевно поговорили с Миляушой Амировной Таминдаровой, которая предложила добавить еще один хоровой номер в следующий раз.
Что касается материала, очень переживал за «Әдрән диңгез». И как был шокирован, что в итоге эта песня оказалась максимально центральной на концерте, вызвав огромный резонанс! Если вы заметили, в середине «Әдрән диңгез» звучит прямая цитата Римского-Корсакова из сюиты «Шахерезада», тема моря. Такая вот маленькая изюминка. Я всегда хотел затронуть другой пласт этой музыки.
Кстати, когда мы с ребятами уже добрали треки на этот трибьют, все доделали, возникла идея спеть песню под баян. Мы знали, что людям 100 процентов это понравится. Песня под баян должна быть как отсылка, дань уважения народной музыке. Реакцию публики вы, наверное, видели. Говорят, некоторые плакали. Конечно, выбор пал на певца Ильгиза Мухутдинова, который исполнил обе песни. Ильгиз для меня человек, который совмещает в себе очень яркое народное и родное татарское пение. В то же время он очень стильный человек, здорово разбирается в современном звучании, что отражается в его пении.
«История с трибьютами Ильгама Шакирова длится несколько лет, мы долго к этому шли. Колоссальный труд!»
«Год Шакирова продолжается, можно было бы повторить трибьют»
— Есть ли в планах проводить такое шоу ежегодно, чтобы оно стало частью городской культуры?
— Было бы здорово, это мечта! Все всегда упирается в финансирование, хотя в этот раз нам безумно повезло. Огромная заслуга в проведении концерта дирекции парков и скверов Казани, все-таки это был грант президентского фонда культурных инициатив. В частности, заместитель арт-директора дирекции Эмма Закирова, руководитель ведомства Айгуль Фаритовна приложили колоссальные усилия.
— Может, делать такие трибьюты не только бесплатными, но и платными на какой-нибудь концертной площадке?
— Я бы делал два концерта, две лаборатории — зимой и летом. Зимой — более камерная история, по билетам, а вторая лаборатория летняя, открытая, куда будет привлекаться как можно большее количество людей. Но на это должна обратить внимание республика, потому что опять встает вопрос финансирования и так далее.
Конечно, хочется развиваться дальше. Есть ощущение, что мы сделали что-то грандиозное и большое, значимое. Я бы с огромным удовольствием продолжил над этим работу. Поскольку год Шакирова еще продолжается, можно было бы повторить трибьют. Возможно, я бы его чуть-чуть расширил и сделал в зале имени Шакирова в «Казань Экспо». Было бы символично.
— Нынешний трибьют Ильгама Шакирова ведь не первый в вашей практике. В 2023 году на набережной озера Кабан уже проходил концерт.
— Действительно, история с трибьютами Ильгама Шакирова длится несколько лет, мы долго к этому шли. Колоссальный труд! Первый прошел возле старого здания Камаловского театра, трибьют был классный, но очевидно, что ему не хватало масштаба. Не было тогда финансовых возможностей, технических. Затем мы провели концерт в филармонии имени Тукая и увидели обратную реакцию. Кстати, вечер мы тогда сделали полностью по собственной инициативе по билетам. Все прошло успешно, хотя на концерте мы практически не заработали. В общем, мы долго обкатывали программу, доосмысливали ее.
«Я так устроен: пока не получу нужный осмысленный результат, не иду дальше. Например, флюгельгорн, по моей задумке прозвучавший в конце выступления. Пока его не принес наш музыкант Марат Бабаев, концерт был не завершен»
Меня спрашивали, почему я не обновил список композиций к нынешнему концерту, но, услышав, что вышло по итогу, все всё поняли. Я так устроен: пока не получу нужный осмысленный результат, не иду дальше. Например, появился хор Миляуши Таминдаровой — и все встало на свои места. Или флюгельгорн, по моей задумке прозвучавший в конце выступления. Пока его не принес наш музыкант Марат Бабаев, концерт был не завершен. Нынешний трибьют осмысленный и полностью сформированный в плане звука и инструментария.
— Кроме трибьюта Ильгама Шакирова, концерт по материалу какого татарского артиста тоже можно было бы сделать?
— Однозначно Альфия Авзалова. Конечно, на слуху крупные имена. Вообще, надо провести музыковедческий анализ.
«Ильнар Фатихов — потрясающий коммуникатор, человек, который может объединять людей, договариваться, администрировать. Как он это делает — загадка»
«Мы сделали в чистом виде кроссовер-концерт»
— Давайте немного расскажем и о других героях вечера — музыкантах Yummy Music Band.
— У нас выдающийся состав музыкантов, потрясающая атмосфера в коллективе, дружеская. Я человек, который слышит другие идеи, мы вместе их классно совмещаем. Потому что без личного опыта каждого человека сложно создать цельный продукт.
Айдар Валиев (в центре)
Расскажу о каждом участнике Yummy Music Band. Начну со своего друга, басиста, директора группы Ильнара Фатихова, который сейчас играет и у Ришата Тухватуллина. Ильнар — потрясающий коммуникатор, человек, который может объединять людей, договариваться, администрировать. Как он это делает — загадка. Азат Гильмутдинов — гениальный гитарист, композитор, аранжировщик, тонко чувствующий национальную музыку, у него есть свой классный проект AZAT Sound System.
Эльвира Мифтахова
Дмитрий Лысов — известный джазовый пианист в Татарстане, виртуоз в своем деле. Баянист Айдар Валиев, думаю, не нуждается в представлении. Наиль Исмагилов — саксофонист, музыкант от Бога, чувствующий палитру звуков. Барабанщик — Марат Мухаметзянов, который именует себя Мартифон. Плюс перкуссионист и барабанщик Тимур Хайрутдинов, у него одна из самых крутых перкуссий (набор инструментов) в Татарстане. Три гитариста: Марсель Шамсутдинов, он работал много лет с Ханией Фархи в знаменитом ансамбле «Байрам», ритм-гитарист, очень крутой музыкант Ринат Рысьмятов, который тоже работает у Ришата Тухватуллина, и Азат Гильмутдинов, которого я уже назвал.
Ильгиз Шайхразиев
Добавилась в наш коллектив струнная секция: две скрипки — Дина Закирова, она музыкальный редактор, ведет на ТНВ передачу. И Джамиль Шарифуллин, работает в оркестре оперного театра. Еще альтистка Диана, виолончелист Адель Закиров. Духовая секция: Марат Бабаев — труба, Сергей — тромбон и мультиинструменталист Леша Макаров, который играл на вистлах и саксофоне. Когда я впервые услышал, как звучит ирландский вистл, боже, я влюбился. И конечно, вокалисты Эльвира Мифтахова, Ильгиз Шайхразиев. С нами на трибьюте выступил Раяз Фасихов, с которым меня связывает много лет дружбы. Он, кстати, один из первых на татарской эстраде, кто захотел возродить живой звук. Такой вот кроссовер-оркестр.
Раяз Фасихов
Вообще, мы сделали в чистом виде кроссовер-историю, кроссовер-концерт. Для меня вектор движения именно в этом жанре. Если мы посмотрим на мировую индустрию, она вся стала проникать друг в друга. Киномузыка очень плотно смешалась с электронной. Современные культовые саундтреки — это всегда смесь классики, академического авангарда и электронной музыки.
— А лейбл Yummy Music Ильяса Гафарова с вами связан?
— Идеологически это одно целое, да, а стилистически — у каждой группы свое лицо, свой стиль. Но и там и там Ильяс выполняет роль продюсера. В этом и весь кайф!
«Шквал вопросов о том, когда будет альбом»
«Обращение к ретропесням прекрасно, но что ушло в массы после «Узгәреш җиле»?»
— Музыкальный фестиваль «Yзгәреш җиле», возможно, ждет переформатирование. К вам не обращались за помощью в обновлении фестиваля?
— Ко мне не обращались, но я абсолютно открыт для диалога. Если будет какой-то звонок, с удовольствием. Есть что показать и что сказать. Подчеркну, я с огромным уважением отношусь к тому, что было проделано в «Yзгәреш җиле». Сама идея была замечательная, и посыл прекрасный, первые концерты удивили, это правда. Единственное, чего мне по-музыкантски не хватило, — взгляда изнутри. Люди, которые приезжали на проект, безусловно, высокопрофессиональные музыканты. Но в чем разница между ними и нашим коллективом Yummy Music Band? Каждый музыкант уникален тем, что глубоко вшит в культуру татарской музыки. Это люди, которые живут здесь и все чувствуют. При этом они тоже суперпрофессиональные, у них огромные кейсы работы с другими артистами.
Непогруженность приезжих музыкантов в нашу культуру, думаю, отчасти и привела к тому, что поиск формата «Yзгәреш җиле» после первых концертов зашел в тупик. Да, обращение к ретропесням всегда прекрасно, но есть и другой вопрос: что ушло в массы после «Yзгәреш җиле»? Для этого ведь и создан проект — поднять уровень татарской эстрады. Я сужу даже по обратной реакции после трибьюта Шакирова. Шквал вопросов о том, когда будет альбом.
— Да, появится ли запись с трибьюта Ильгама Шакирова в сети? Планируете ли выпустить альбом по итогам?
— Конечно, сейчас сводится концерт, видео будет в доступе, и мы записываем альбом.
— Вы упомянули ретропесни. Действительно, сейчас старые песни получают новую жизнь, переживают новую волну популярности. Отчасти это связано с проектом LAB Антона Беляева. Может, и в Татарстане делать такое? Тем более что трибьют Ильгама Шакирова показал, что музыканты и материал для этого у нас есть.
— LAB Антона Беляева можно взять за референс (не как панацею). Это потрясающий пример того, как музыкальная лаборатория может разрастись до таких масштабов и показать, что есть альтернативная история (хиты, песни), но в новом звуке. Когда Беляев появился в шоу «Голос», где он исполнил знаменитую балладу «Ты вернешься ко мне» Леонида Агутина, вдруг эта песня пошла в массы. Сразу же! Это же о чем-то говорит…
Лично я вижу развитие сегодня в том, чтобы создавать подобного рода LАВ — музыкальные лаборатории, где будут вспоминаться и переосмысливаться знаменитые хиты. Чтобы люди их слышали в новых интерпретациях, а кто-то вообще впервые. На трибьюте Ильгама Шакирова ведь были и те, кто не знаком с его творчеством. Это одно из направлений.
Кроме того, обратите внимание, насколько сейчас ретровейв стал популярным: хиты групп «Руки Вверх!», «Гости из будущего», «Винтаж» и так далее начали перемиксовываться и пошли в молодежь. В их песнях есть яркая музыкальность, они прошли проверку временем. Это еще одно направление поддержания золотых хитов. Хотя, безусловно, должны создаваться и новые песни.
«У людей есть потребность в продолжении, они хотят слышать эти песни»
«Юра, зачем ты делаешь танцевальные ремиксы? Это точно не зайдет»
— В Татарстане тоже есть такие примеры. Скажем, песня «Альдермеш» Хании Фархи, которая вирусилась в TikTok и других социальных сетях, «Туган як» Васили Фаттаховой, песни Салавата Фатхетдинова.
— Это говорит о том, что у людей есть потребность в продолжении, они хотят слышать эти песни. Я сам в свое время делал танцевальные ремиксы на татарские песни в рамках кавер-проекта Mingazov. Ко мне тогда коллеги с большим скепсисом и недоверием относились. «Юра, зачем ты делаешь танцевальные ремиксы? Это точно не зайдет», — спрашивали они. «Ребята, подождите, я точно знаю, что зайдет», — отвечал я. И оказался прав. В чем секрет? Плотная танцевальная основа, живой звук, электронная подложка и баян. Все! Это стало определенным алгоритмом, отчасти выработался определенный стиль. После в кавер-индустрии даже появилось много подражателей.
Здесь очень несложно разделить на этапы и каждое музыкальное направление поместить на свое место. Есть современная татарская эстрада, ее артисты (более востребованные или менее). Они выпускают новые песни, те, кто имеет возможность, ротируются. Какие-то становятся хитами. Но на сегодняшний день они еще не прошли проверку временем, как те золотые произведения Салавата Закиевича, Хании Фархи, молодежь знает «Альдермеш».
Разница лишь в том, что индустрия молниеносно меняется. Если говорить техническим, звукорежиссерским языком, плотность самого звука очень сильно меняется. Пульс времени иначе ощущается. Мы недавно об этом разговаривали с Фирдусом Тямаевым, плотно с ним работаем. Я заморочился, купил себе дорогущие студийные мониторы, чтобы понимать современный большой звук. Чтобы переносимость на большие концертные площадки была иной. Фирдус мне говорит: «Когда я приезжаю в Москву, выступают москвичи, там такое давление звука, объемного чистого звука».
Мы только-только начинаем к этому подбираться. Это также тесно связано с восприятием старых хитов, которые волей-неволей должны появляться. Собственно, о ретроволне я уже сказал.
— Что вы думаете о современных молодых татарских исполнителях? Кого бы выделили?
— Радует, что наконец-то у нас появляется разноплановость в музыкальной индустрии. Что я имею в виду? Если возьмем московский музыкальный рынок, особенно западный, есть множество направлений, которые очень востребованы. Скажем, Тейлор Свифт вышла из кантри и стала мировой поп-звездой. Это говорит о том, что есть ценители тех или иных жанров, в данном случае кантри.
У нас пока на рынке есть определенные пробелы. Тот же Malsi (Ислам Валеев) воспринимается как альтернативная музыка. Мы с Yummy Music Band так же начинали. Выпустили первый хит, кавер на «Ай, hирләү». Реакция была: «Классно, но это авангард». А сейчас это популярная аранжировка, которую как джингл используют в заставках передач. Потому что песня опять же прошла проверку временем.
В этом смысле мне хотелось бы, чтобы разные направления были бы такими же успешными. Есть коммерческие певцы, успешные: Фирдус Тямаев, Ришат Тухватуллин — это эстрада в чистом виде. Они решают определенные задачи. Целевая аудитория их огромная, но там свои правила игры. Сирина Зайнутдинова — прекрасная вокалистка, мы с ней тоже работаем. Но она вшита в определенную модель, в определенное звучание.
— А в чем пробел?
— В возможностях на самом деле. У лейбла Yummy Music ограниченные возможности в плане покупки ротации, рекламы и так далее. Все это усложняет выход артиста в широкие массы. Конечно, ценность не его теряется, свой слушатель всегда находится. Но хочется, чтобы рынок был таким большим, чтобы все могли зарабатывать. Молодые ребята, скажем группа «ОММАЖ», электронный дуэт Urtic, должны себя комфортно чувствовать, чтобы и дальше заниматься творчеством, на мой взгляд.
«Я больше 20 лет работаю в сфере и татарской эстрады, понимаю законы рынка, знаю, что людям зайдет, а от чего они отвернутся»
«Многие друзья смеются, что я проснулся звездой»
— После прошедшего концерта о вас теперь знает большая аудитория. Между тем, как рассказали нам люди из мира музыки, вы саунд-продюсер и автор хитов топовых татарских артистов, из которых у вас очередь выстраивается на месяц вперед. Чем занимается саунд-продюсер?
— Многие друзья смеются, что я проснулся звездой. На самом деле я музыкальный продюсер. Саунд-продюсер — это звукорежиссер с расширенными возможностями, который может не просто свести трек, а, если имеются соответствующие навыки, что-то доаранжировать. А музыкальный продюсер — тот, кто создает музыкальное полотно, формирует образ.
Я больше 20 лет работаю в сфере и татарской эстрады, понимаю законы рынка, знаю, что людям зайдет, а от чего они отвернутся. В то же время я академический музыкант и композитор — это моя вторая натура. Все-таки я выпускник спецшколы при Казанской консерватории, знаменитой десятилетки, ну и у меня консерваторское образование. Даже преподаю в музыкальном училище имени Аухадеева.
В Москве удалось поработать на студии Игоря Матвиенко, когда занимался сольным проектом оперного певца, солиста «Геликон-оперы» Дмитрия Янковского, тогда, кстати, познакомился с Антоном Беляевым. В студии мы хорошо общались со знаменитым звукорежиссером Владимиром Овчинниковым, который меня учил. Он работал на «Yзгәреш җиле», а его знаменитые работы — это Земфира*, группа «Мумий Тролль», альбом «Вне зоны доступа» группы «Город 312» и многое другое.
— Какими своими работами вы гордитесь?
— Столько всего сделано за эти 20 лет… Мной любим проект Анастасии Макаровой, ее альбом «Хаман да яратам», который я полностью написал в 2022 году. Он стал новым шагом в индустрии. Пластинка и для меня стала важным этапом в жизни. Мы переаранжировали песню «Сөю» Ильгиза Шайхразиева, которая пошла в массы и которую отмечали федеральные СМИ, тоже ею горжусь. Очень люблю наш первый альбом с Yummy Music Band, хотя это скорее небольшой релиз из пяти треков.
Работал с иностранными артистами. Например, с Aygyul (Айгуль Галеева) — бит-мейкер из Вены, есть такой кроссовер-проект Ynna (Инны Шульженко, Германия). Делал для нее трек Asturias, кавер, и этот трек занял 1-е место на Music Awards Germany, а также победил в конкурсе Golden Time Talent в Великобритании. Серьезная победа была в свое время, европейское признание.
С парками и скверами Казани у нас сложились очень творческие отношения. В этом сезоне мы вместе провели перформанс «Моабитская тетрадь». Поскольку следующий год у Мусы Джалиля юбилейный, уже думаем над тем, как проект развить, тем более фидбэк был замечательный. С уже упомянутым солистом «Геликон-оперы» Дмитрием Янковским мы делали его кроссовер-проект «Неоклассик про» (сейчас он называется «Не опера»). Дима попал в «Голос» в свое время, наставником у него был Александр Градский. Я имел честь с ним познакомиться, мы делали знаменитый концерт в «Градский Холл». Александр Борисович лестно отозвался о проекте, музыкантах. Также я помогал делать шоу Misteria Music по Гарри Поттеру, вместе с дирижером Диной Венедиктовой работали над партитурой. Концерт в этом году собрал полный зал «Казань Экспо». В этом году там будет концерт по музыке из сериала «Игра престолов». Очень мне понравилось работать на фестивале «Горький+».
— Вы базируетесь в Зеленодольске…
— Был период, когда я уезжал в Москву, там у меня была достаточно успешная деятельность, но… корни. Когда встал вопрос о том, где все-таки жить на постоянной основе, Татарстан, Зеленодольск оказались значимее. Это мой очень родной край. Тем более моя вовлеченность в татарский культурный код огромная, да и владение татарским языком на бытовом уровне есть. Я даже 2 раза мог переехать в Европу, но я такой человек, который выверяет многие вещи. Не люблю кочевой образ жизни. Да и Зеленодольск почти стал районом Казани, все приезжают, никого не останавливает расстояние.
Я, кстати, родился в Эстонии. Мой папа много лет служил в ПВО. Сначала на мысе Черный в Крыму, затем — в Мурманске и Североморске Мурманской области, а потом была Эстония, где он отслужил больше 10 лет. Поэтому я там родился, отучился первый класс. Родители мои отсюда, из Татарстана, из Зеленодольска, я наполовину татарин, папа русский. В Зеленодольске находится моя студия. Там у меня большая квартира в кирпичном доме на последнем этаже — все сошлось, чтобы в ней сделать студию звукозаписи. Получилась очень классная акустика.
— Сами какую музыку слушаете?
— Стараюсь в какой-то момент абстрагироваться и не слушать музыку как музыкант. Я счастлив, что меня этому в свое время научил мой педагог, покойный ныне Александр Михайлович Руденко. Он всегда мне говорил: «Юра, когда ты сочинил что-то, зайди в зрительный зал, сядь и послушай как зритель». Умение отойти в сторону постепенно появилось.
— Что из последнего, что прослушали, вас удивило в хорошем смысле?
— Слушаю много музыки, но стараюсь быть ближе к тому, с чем я работаю. За всем не уследишь, но стараюсь держать руку на пульсе. Скажем, очень понравился альбом Адель под названием «30», новый альбом Usher — Coming home. И для меня открытием последних лет стала американская певица Виктория Моне, которая писала песни для Арианы Гранде. Моне — это такое красивое R& B, тонко сделанное, говоря музыкантским языком, вкусное по звучанию. Ну и классические альбомы Enigma. Конечно, Антон Беляев. Всего его LAB очень проникновенные.
* выполняет функции иностранного агента
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.