Аюпова рассказала, что в следующем году Татарстан получит более 1 млрд рублей федеральных средств на капремонт и строительство новых учреждений культуры Аюпова рассказала, что в следующем году Татарстан получит более 1 млрд рублей федеральных средств на капремонт и строительство новых учреждений культуры Фото: Сергей Елагин

«Кинофестиваль — это не тусовка»

После выборов раиса Татарстана 14 сентября у республики будет новое правительство. И стоит отметить, что министр культуры РТ Ирада Аюпова — одна из немногих, кто накануне этой даты решил в беседе с журналистами подвести итоги прошедшей пятилетки. Завтра аналогичное мероприятие проведет министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Марат Айзатуллин.

И хотя ряд наших источников прогнозирует, что Аюпова может и не войти в новый состав кабмина, ее встреча с журналистами не выглядела исключительно как разговор о прошлом. Напротив, министр периодически говорила о планах на будущее. Например, рассказала, что в следующем году Татарстан получит более 1 млрд рублей федеральных средств на капремонт и строительство новых учреждений культуры.

При этом значительная часть встречи была посвящена актуальной повестке, а именно, что неожиданно, проведению кинофестиваля «Алтын минбар», к которому у прессы (да и не только) накопилось много вопросов. «Кинофестиваль — это не тусовка. Это все-таки профессиональное сообщество», — объяснила Аюпова, отвечая на вопрос о необходимости усиления его светской части. По мнению главы минкульта, в этом году на «Алтын минбаре» «очень представительное жюри» и «очень сильные картины».

Большая часть встречи была посвящена актуальной повестке — проведению кинофестиваля «Алтын Минбар», к которому у прессы (да и не только) накопилось много вопросов Большая часть встречи была посвящена актуальной повестке — проведению кинофестиваля «Алтын минбар», к которому у прессы (да и не только) накопилось много вопросов Фото: «БИЗНЕС Online»

«Хотел бы увидеть Орнеллу Мути, но…»: как открывали фестиваль «Алтын минбар»

К любому проекту, по мнению спикера, применима фраза: «Сначала ты работаешь на свое имя, а потом твое имя работает на тебя». Так что за первые 20 лет кинофестиваль зарекомендовал себя как системное событие, имеющее статус и рейтинг. 60 стран, участники которых подали свои работы, — это «показательный результат», считает она.

«Я не считаю правильным приглашать людей, которые за деньги пройдут на красной дорожке, и весь бюджет кинофестиваля на это кидать…» — отметила Аюпова уже в конце встречи. Приезд Катрин Денёв или Эдриан Броуди в свое время был необходим для раскрутки фестиваля. «Катрин Денев какое, простите, отношение к нашему кино [имеет]? Я понимаю, если они приезжают с фильмом. Вот если они приехали с фильмом, вообще слов нет. А если они приехали просто, чтобы пройти [по красной дорожке]…» — сказала министр.

Заводя разговор о татарстанском кино, глава минкульта вспомнила, как показывала работы местных кинематографистов сербскому режиссеру Эмиру Кустурице (слева на фото), и он оценил их по достоинству Заводя разговор о татарстанском кино, глава минкульта вспомнила, как показывала работы местных кинематографистов сербскому режиссеру Эмиру Кустурице (слева на фото) и он оценил их по достоинству Фото: «БИЗНЕС Online»

Аюпова о фильме «Черный лес»: «Мы будем поддерживать и дальше»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у Аюповой ее мнением о фильме «Черный лес» Радика Кудоярова, который представлен в конкурсе фестиваля. Родно год назад кинокартину о подвиге Мусы Джалиля показали раису РТ Рустаму Минниханову. Тогда картина, снятая на деньги республики, получила неоднозначные отзывы. Кроме того, сам режиссер на встрече со зрителями на «Алтын минбаре» сообщил, что его фильму все время вставляли палки в колеса и на стадии производства, и даже сейчас. Аюпова предположила, что это могло быть связано со сложностями при получении прокатного удостоверения. Но его фильм уже получил.

«Получение прокатного удостоверения — это экспертная процедура, которую обойти невозможно, если вы выходите в прокат. Раз он получил прокатное удостоверение, значит, все ограничения сняты. Будущий год у нас — 120-летия со дня рождения Мусы Джалиля, и мы будем поддерживать этот фильм и дальше», — добавила Аюпова.

Свою личную оценку картине она давать не стала, тем более что ни один министр не может быть экспертом во всем. «Я давала [посмотреть] этот фильм нескольким экспертам. Они отметили очень высокий уровень производства этого фильма», — добавила Аюпова. Любое произведение не может нравится или не нравится, 100-процентного восхищения не будет, отметила она, видимо, имея в виду отзывы на ленту.

Заводя разговор о татарстанском кино, глава минкульта вспомнила, как показывала работы местных кинематографистов сербскому режиссеру Эмиру Кустурице и он оценил их по достоинству. «Когда я был молодым, у меня не было запросов, что я снимаю за деньги и будущую славу. Я никогда не думал, что буду известен как режиссер, но мне так многое хотелось сказать миру, что я не мог не снимать», — процитировала Аюпова слова Кустурицы и подчеркнула, что эта мысль должна быть вектором для людей, работающих в киноиндустрии.

По ее словам, в настоящее время есть много различных инструментов для продвижения — Институт развития интернета (ИРИ), фонд развития кино, президентский фонд культурных инициатив и др. Главное — уметь грамотно себя представлять. Аюпова допустила, что еще одной целью в повестке будущего года станет создание школы по формированию синопсиса и заявок на конкурсы.

Аюпова подтвердила, что из татарского театра оперы и балета им. Джалиля ушел его главный дирижер Ренат Салаватов. Об этом ранее говорили источники «БИЗНЕС Online» Аюпова подтвердила, что из татарского театра оперы и балета им. Джалиля ушел его главный дирижер Ренат Салаватов. Об этом ранее говорили источники «БИЗНЕС Online» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Для меня как для министра это счастье. У меня заполняемость залов — 81 процент»

Прокомментировала Аюпова и другую актуальную повестку. Сейчас минкульт присутствует на зачитывании материалов дела народного артиста РТ Раиля Садриева, которого обвиняют в нескольких эпизодах злоупотребления полномочиями, мошенничества в крупном и особо крупном размере и присвоении (растрате) средств, и «тоже ждет определенности». «В данной ситуации все решает суд», — сказала она.

Также она подтвердила, что из татарского театра оперы и балета им. Джалиля ушел его главный дирижер Ренат Салаватов. Об этом ранее говорили источники «БИЗНЕС Online». Правда, подробного комментария не дала. Только отметила: «Поверьте, он ушел не просто так. Это не связано с тем, что у него были неудовлетворительные условия труда. Просто в жизни каждого человека есть личные обстоятельства». Напомним, по информации нашей газеты, новым главным дирижером станет Андрей Аниханов.

Ренат Салаватов: «Господин директор боится, что талантливые татары помешают ему сохранить власть!»

Затронули на встрече и невозможность купить онлайн билеты в театр им. Джалиля. Помимо оперного, зрители также жалуются и на театр кукол «Экият», который выставляет билеты и буквально за 15–20 минут «зал продается полностью». «Если бы были при этом пустые залы, можно было бы предъявлять какие-то претензии, — отметила она и не без радости добавила: — Для меня как для министра это счастье. У меня заполняемость залов — 81 процент с учетом больших социальных групп. А по большому счету с точки зрения управления у меня получается, что билеты в театры продаются за 10 минут». В общем, глава минкульта, по сути, легитимизировала крайне сомнительную билетную политику Казанской оперы, о которой подробно писала наша газета.

Спросили также и о том, нет ли идеи создания молодежной труппы в оперном театре, поскольку выпускники Казанской консерватории вынуждены уезжать. «Молодежи, выпускников нашей консерватории в оперном театре много, — ответила Аюпова. — Артур Исламов сейчас там поет, у Филюса Кагирова есть партии, в труппе много людей. Что касается репертуара, то в нашем оперном театре национальный репертуар тоже есть — 30 процентов спектаклей на национальном языке». Отметим, что из национального репертуара в сентябрьской афише театра им. Джалиля только два показа оперы «Сююмбике», а в октябрьской — лишь балет «Шурале», также дважды.

Отмена музыкального фестиваля Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге» связана с атакой дронов, здесь «не стоит искать черных кошек». Аюпова напомнила, что решение о его отмене приняли практически сразу после атаки вражеских беспилотников на район 15 июня, когда в Елабуге отмечали Сабантуй. Тогда, напомним, обломки дрона упали на здание КПП автомобильного завода, два человека погибли.

Затронули на встрече и невозможность купить онлайн билеты в театр им. Джалиля. Помимо оперного, зрители также жалуются и на театр кукол «Экият», который выставляет билеты и буквально за 15–20 минут «зал продается полностью» Затронули на встрече и невозможность купить онлайн билеты в театр им. Джалиля. Помимо оперного, зрители также жалуются и на театр кукол «Экият», который выставляет билеты и буквально за 15–20 минут «зал продается полностью» Фото: Сергей Елагин

Тем не менее министр выразила надежду, что в следующем году мероприятие состоится. «Сегодня мы с коллегой разговаривали по поводу заявок на будущий год по поддержке из федеральных источников, и у меня первая мысль была о фестивале Березовского, — сказала Аюпова и добавила: —У них все было, даже Березовский приехал, были деньги. Все! Просто обстановка такая была, и принято было решение».

А говоря о развитии национальных праздников, Аюпова отметила, что на данном этапе ее не все устраивает. Да, тренд на проявление аутентичности есть, но идеальной концепции в Татарстане еще не достигли. На всех праздниках власти стараются транслировать традиционные направления — ремесло, игры, обряды. Но каждая традиция, по мнению Аюповой, требует научного изучения. Например, в Татарстане проводят чувашский праздник Уяв. А в переводе с чувашского языка «уяв» — это и есть просто «праздник». «В полной степени с коллегами из Чувашии обсудить, в чем уникальность традиции уява для этой территории, пока еще не удалось», — сказала она. Второе направление, в котором предстоит поработать, — уход от доминирования громкого звука.