Сегодня на кинофестивале «Алтын минбар» презентуют альманах «Лето. Город. Любовь», создателем которого стал режиссер из Башкортостана. Главный вдохновитель проекта — Айнур Аскаров, пожалуй, самый известный сегодня постановщик из соседней республики, автор «Из Уфы с любовью», «Помилования», «Семьи года», «Отряда Таганок». В интервью «БИЗНЕС Online» Аскаров рассказал, сколько в Башкортостане дают денег на кинопроизводство, почему здесь регулярно снимают фильмы по произведениям Мустая Карима и как в Якутии «заставили» смотреть свои картины.
Айнур Аскаров: «Мне кажется, в какой-то момент мы упустили, что Россия — многонациональная страна и нужно поддерживать еще и фильмы на языке республик»
«Татарские коллеги — большие молодцы»
— Айнур, сегодня состоится казанская премьера вашего альманаха «Лето. Город. Любовь» (в рамках кинорынка фестиваля «Алтын минбар» в 19:00 в кинозале КДК им. Ленина). Будет ли он похож на ваш известный дебют 2017 года «Из Уфы с любовью»? Или схожесть только в слове «любовь» в названиях фильмов?
— История в фильме «Лето. Город. Любовь» зациклилась, это то, чем должен был стать «Из Уфы с любовью» изначально. Но, как я уже не раз говорил, тогда не получилось нам собрать актеров, режиссеров. Не хватало опыта, авторитета среди коллег. Сейчас же, имея и то и другое, мы сумели сделать яркий альманах, оду городу. Кстати, это ода любому городу — Уфе, Казани, Москве, Питеру. Слово «город» смело меняйте на свой. В любом случае история будет всем близка.
Каждая из мини-историй предстоящей премьеры про любовь — самое ценное и важное чувство. Про любовь в разных ее проявлениях, в разных возрастах. Мы увидим как первую любовь, так и ту, которую пары хранили много лет, а кто-то не сохранил; увидим размышления на тему любви и взаимоотношений.
Если вспомнить о проекте «Из Уфы с любовью», возможно, зрители узнают некоторых персонажей оттуда, чьи истории мы продолжили в новеллах (всего их 8) «Лето. Город. Любовь». Например, наш герой «Из Уфы с любовью» по имени Фарит есть в новелле «Брачные танцы» режиссера Руслана Римовича. Его играет тот же актер Эмиль Амиров, в том же костюме. Можно будет увидеть, как спустя время живет его персонаж. Такое вот продолжение киновселенной «Из Уфы с любовью».
— Ждет ли «Лето. Город. Любовь» большой российский прокат?
— Вообще, хотелось бы обратить внимание казанских, татарстанских зрителей на то, что «Лето. Любовь. Город» получил выход в российский прокат именно благодаря вашему фестивалю. Мы сейчас ведем переговоры с компанией «МТД Медиа» из Татарстана, они заинтересованы выпустить наш фильм в федеральный прокат. Опять же благодаря казанскому форуму это становится доброй традицией. Надеюсь, так же как «Из Уфы с любовью», нынешний проект покажут в кинотеатрах от Калининграда до Хабаровска.
Айнур Аскаров — российский кинорежиссер. Родился в 1987 году в селе Акъяр Республики Башкортостан.
В 2008 году окончил Сибайский колледж искусств по специальности «актер театра, руководитель творческого коллектива».
В 2013-м получил образование в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения, мастерская неигрового кино В.Б. Виноградова.
Снял такие фильмы, как «Из Уфы с любовью», «Помилование», «Семья года», «Отряд Таганок», «Буран» и др.
— В целом казанский кинофестиваль «Алтын минбар» в российской киносреде — насколько это заметное явление, есть у него свое лицо?
— Конечно, да. Тем более он сейчас довольно сегментировался, в рамках него пройдет форум регионального кино. А поскольку мы делаем кино в регионах, замечательно, что на таком высоком уровне будет проходить фестиваль, который действительно замечает региональные кинопроекты. То есть он реально работает, а не проходит ради галочки, чтобы просто собрать гостей. У «Алтын минбара» есть рабочие результаты, которые дают свои плоды.
Более того, «Алтын минбар» — один из самых ярких фестивалей. Не хочется называть его региональным, это международный кинофестиваль с большой историей. Ему, по-моему, более 20 лет. Когда я впервые в нем участвовал, он проходил в 7-й раз. Всего я участвовал раза 3–4, даже пару раз побеждал. Забирал награду за лучший короткометражный фильм и Гран-при разок получил, если память мне не изменяет. Две статуэтки у меня стоят. Вне зависимости от названия фестиваля, которое менялось, суть его остается той же. В нем собраны яркие, самобытные фильмы международного уровня. До этого были киноработы из регионов, мусульманских стран, теперь, я думаю, география расширилась. Мне кажется, если не брать московский и питерский фестивали, «Алтын минбар» — самый большой в России кинофорум, тем более с недавних пор в секции зашел серьезный кинорынок. Татарские коллеги — большие молодцы.
«Кроме самих башкир, башкирское кино, наверное, не нужно никому»
— При этом когда в Татарстане говорят о производстве своего кино, то обычно с завистью отмечают не только феномен Якутии, но и приводят пример Башкортостана. Вам действительно можно позавидовать? Сколько у вас тратят денег в год на кино?
— Не очень много на самом деле. Мы просто много работаем. И работаем часто не благодаря, а вопреки. Бюджеты, повторю, небольшие. Два года подряд у нас работал фонд национального кино, который открылся по инициативе представителей нашей киносреды и после указа Радия Фаритовича Хабирова. Фонд ежегодно разыгрывал по 50 миллионов рублей, проводил грантовый конкурс. Сумма распределялась на фильмы по 5–10 миллионов. Это несколько короткометражек и каждый год два-три полнометражных проекта. Грант продержался, повторю, два года, съемки многих из проектов завершились. Собственно, «Лето. Город. Любовь» получил 13 миллионов рублей из этого фонда. К сожалению, в этом году в связи с тяжелой ситуацией в стране гранта нет, но обещают, что на следующий год он снова возобновит работу и поддержка продолжится. Очень мы на это надеемся. Потому что даже эти небольшие деньги уже собрали в республике комьюнити, где люди хотят работать, снимать, собираются в кинокомпании, открывают «аношки» (автономные некоммерческие организации — прим. ред.), потому что по условиям гранта только они могут участвовать.
— В Татарстане средства на производство кино выделяет только министерство культуры — 8 миллионов рублей в год. Как с таким скромным бюджетом развивать индустрию?
— На самом деле ответ простой. Мы же все в составе Российской Федерации, значит, нужно участвовать в грантах московских. Да, федеральному министерству культуры, федеральному фонду кино, наверное, не очень интересны фильмы на татарском языке… Хотя в современной повестке и развороте страны на Восток как будто бы этот тренд меняется, и, думаю, результаты мы еще увидим.
Сейчас мы сами будем подаваться на федеральный грант. Потому что, кроме самих башкир, башкирское кино, наверное, не нужно никому. Как и татарское кино нужно только татарам. Поэтому, если вы хотите видеть татарское кино на татарском языке, прежде всего это должно поддерживаться правительством Татарстана, башкирское кино — правительством Башкортостана. Мне кажется, в какой-то момент мы упустили, что Россия — многонациональная страна и нужно поддерживать еще и фильмы на языке республик.
— Действительно, феномен якутского кино есть потому, что якуты сами хотят смотреть свое кино. В Татарстане готовы смотреть, но только бесплатно. На платный киносеанс идут с меньшей охотой. А в Башкортостане?
— Конечно, феномен якутов не в том, что они снимают свое кино, а в том, что они его смотрят. В Башкортостане не скажу, что ситуация лучше, чем у вас. Наш зритель как будто тоже не совсем готов платить, по крайней мере в том объеме, чтобы мы могли окупиться на своих фильмах, к сожалению. Поэтому мы чаще снимаем на русском языке, вставляя какие-то вкрапления башкирского.
Есть пример с моим фильмом «Отряд Таганок», он на башкирском языке. Его мы сдублировали для российского проката на русский язык. Фильм окупился, но запросов на башкирскую версию было немного. Мы дали выбор кинотеатрам нашей республики, какую версию показывать — башкирскую или русскую. Как говорили представители кинотеатров, они показали башкирский вариант 1–2 раза как спецпоказ. А в других регионах вообще не было запроса на версию на башкирском языке. Конечно, это грустно.
«Если делаем фильм по Мусе Джалилю, почему он должен окупиться? Он должен просто быть»
— Почему же якуты хотят смотреть свое кино, а башкиры и татары нет?
— Ну это такой вопрос внутреннего суверенитета и самосознания. Нам наш язык нужен, если не мы, то кто на нем будет говорить? Опять же о Якутии, население которой около миллиона человек. Дело в том, что они работали над тем, чтобы их народ смотрел свои фильмы. Мы как раз сейчас работаем с картиной якутского режиссера Михаила Лукачевского «Там, где танцуют стерхи», с 18 сентября выпускаем ее в прокат в Башкортостане. Мы с ним много тоже говорили о якутском феномене, и Михаил отмечает, что Якутия 30 лет учила своих зрителей смотреть кино на якутском языке. Сначала показывали бесплатно, где-то заставляли, где-то что-то… И вот выросло поколение, которое готово ходить и смотреть свои фильмы на родном языке. И нам надо работать над этим. Еще год, два, три, и мы увидим плоды.
Понимаете, нас приучили, что кино — это такая индустрия, которая должна окупаться и зарабатывать. Я считаю, фильмы, которые мы снимаем (башкирские, татарские), — это памятник языку и культуре, там не должна стоять задача окупиться. Если делаем фильм по Мусе Джалилю, почему он должен окупиться? Главная его ценность в том, что он должен просто быть и быть на татарском языке как памятник поэту. Этот «кинопамятник» относительно дешевый и живет очень долго.
Мой первый фильм «Енмеш» на башкирском языке, который был на фестивале «Алтын минбар», — простая короткометражная история, которую уже 15 лет смотрят, мне до сих пор пишут спасибо за нее. Как и из «Из Уфы с любовью», который обошелся бюджету республики в 4 миллиона рублей. При этом он столько сделал для столицы региона, для позиционирования города, туризма. До сих пор фильм работает, его показывают каждые два-три месяца где-нибудь, и везде залы полны.
Это о чем говорит? Что это правильное вложение республики в культуру, продвижение и позиционирование региона. Мне кажется, в Татарстане чиновникам нужно немного подсказать сделать так же. Может, они не додумались, не догадались, что кино — это относительно недорогой способ заявить о себе и поставить большой, жирный памятник языку, культуре, своему краю, региону.
— Вы уже несколько раз за интервью сказали, что кино — это «относительно недорого». Сколько стоит сейчас снять романтический фильм о городе, как, например, «Из Уфы с любовью»?
— Повторю, он стоил 4 миллиона, «Лето. Город. Любовь» — 13 миллионов рублей. Мы ведь снимаем их не ради денег, а потому, что не можем не снимать. А нами, киношниками, почему-то не пользуются. Приходится даже это доказывать, добиваться, объясняться.
«В Башкортостан есть девиз: «Счастье работать дома»
— Как вы относитесь к практике приглашения именитых постановщиков, чтобы делать региональное кино? В Республике Башкортостан, к примеру, был опыт с Александром Галибиным и фильмом «Сестренка». Может, в Татарстан тоже позвать какого-то известного режиссера, чтобы он, например, снял кино по сказкам Тукая?
— «Сестренка» все-таки проект московской студии, просто они снимали по башкирскому материалу. Потом эта же киностудия пригласила меня сделать фильмы «Помилование», «Отряд Таганок». Это вопрос производственный. Я считаю, что в регионе должны снимать фильмы свои режиссеры, не нужно никого звать из Москвы. Зачем? Вам надо воспитывать своих. Свой режиссер, который живет в Татарстане и любит республику, не имеет права снять плохо. Он разобьется в лепешку, чтобы сделать хорошо. И это будет стоить дешевле, поскольку он будет снимать не просто для того, чтобы заработать деньги. В первый раз, может быть, получится не очень хорошо. Зато во второй и третий появится ваш большой персональный татарский режиссер. Позвать кого-то — простой способ, надо, повторю, воспитывать свои таланты.
— А если приглашать больших специалистов из мира кино для обучения молодых? Как, к примеру, пригласили Александра Сокурова руководить творческой мастерской в Нальчике, откуда вышла плеяда талантливых режиссеров, чьи фильмы даже отмечены на Каннском фестивале.
— Это хороший пример, да. Также надо приглашать актеров, звезд, чтобы они снимались у татарстанских режиссеров в Татарстане. В «Лето. Город. Любовь» заняты несколько молодых, но уже известных актеров: Илья Виногорский, Валентина Ляпина, Владимир Гарцунов. Да, они дорогие, но они готовы приезжать. Причем не ради денег, а ради истории, творческого интереса приезжают и с удовольствием работают с нами. Во-первых, это приятно, во-вторых, так мы обмениваемся [опытом], «опыляемся». Если это помогает вам раскрываться и усилить ваших специалистов, это обязательно нужно делать. Ну и больше работать на приезжих проектах специалистов второго звена (вторых режиссеров и так далее), потому что они дают скорость [съемочного процесса], а скорость дает экономию.
Возможно, сложность и в том, что Москва ближе к вам, чем к нам, многие уезжают в столицу, плюс отсутствие кинопроизводства. У нас тоже уезжают, но мы стараемся их поддержать. В Республике Башкортостан же есть девиз: «Счастье работать дома». Пусть чуть дешевле, но наши предпочитают работать дома.
— А кто сейчас топовые режиссеры из Башкортостана?
— Посмотрев нашу картину «Лето. Город. Любовь», вы сможете познакомиться с ними. Из 8 мини-историй, одна из которых моя, 7 снято другими режиссерами из Башкортостана. Один из самых сейчас популярных, много снимающих — это Виталий Дудка, а также Айсыуак Юмагулов, Руслан Юлтаев, Айдар Акманов, театральный режиссер Айрат Абушахманов дебютировал в кино в «Лето. Город. Любовь», и, конечно, Руслан Римович — казахский, татаро-башкирский режиссер. Вокруг нашей кинокомпании стараемся объединять творческих, умных, классных, креативных людей, которые что-то делают. Кстати, не отстаем от Казани, в этом году у нас в Институте искусств имени Загира Исмагилова открылся курс, куда меня пригласили мастером. Я набрал 6 молодых студентов, которые готовы стать режиссерами. В начале недели началось мое преподавание.
— Правда ли, что, помимо разных государственных форм поддержи киноиндустрии в Башкортостане, большую роль играет продюсер Тимербулат Каримов, который через свой фонд поддерживает фильмы, основанные на произведениях своего деда Мустая Карима?
— Да, у нас есть Мустай Карим — наше все, и есть активный, деятельный его внук. Это здорово, ведь фонд Мустая Карима работает отлично, мы с ними дружим, с ними всегда приятно работать, поскольку это высокий уровень и организации, и драматургии. Они как раз поддержали создание фильма «Сестренка» — хороший и по достоинству оцененный проект. Благодаря фонду мы сняли фильм «Помилование», который, как мне кажется, немножечко недооценен, но это более сложная история, трагичная. Собственно, «Отряд Таганок» тоже снят при поддержке фонда Тимербулата Каримова. Пока создано три фильма по произведениям Мустая Карима. Надеемся, что появятся еще, у него есть что экранизировать.
Тимербулат Каримов
«Из Питера звонят в Уфу, спрашивают, нет ли у нас актерских вагончиков»
— У вас в республике есть государственная киностудия «Башкортостан», в Татарстане же нет большого кинопроизводства с оборудованием и прочими атрибутами. Это тоже тормозит развитие индустрии?
— Да, в Башкортостане есть одноименная киностудия, в которую вкладывается правительство, у нее есть оборудование, техника (камеры и прочее). То есть мы не арендуем ничего в Москве, у нас все свое. У вас, я знаю, есть довольно большая контора по аренде кино- и фототехники, называется «Фотозум Rental», существующая давно. Они на коммерческой основе обслуживают ваших ребят. Ильдар Ягафаров с ними сотрудничает, и даже когда он приезжал к нам, то привез технику из Казани, не пользовался нашей. Конечно, недешево брать технику в аренду у частников, но ведь и услуги «Башкортостана» не бесплатные.
На самом деле, если у вас будет производство, наверняка найдется специалист, который себе все купит. У нас именно так это и строилось. Рынок сам себя отрегулировал. Даже если бы сейчас не было оборудования студии «Башкортостан», поскольку к нам приезжают снимать еще и московские фильмы, многие киношники просто сами закупают оборудование и сдают в аренду приезжим компаниям. У нас так работают несколько кинопредприятий. У некоторых есть необходимый актерский транспорт, актерские вагоны, светобаза, туалеты и так далее. То есть в частном порядке все это закупилось. Зачем? Это заработок, люди не хотят упускать деньги. Даже киностудия «Башкортостан» не имеет такого парка, как частные лица. Главное, чтобы все это работало, шли съемки. Ввиду, повторю, вашей близости к столице страны (а от нас это плюс 500 километров, что очень ощутимо) москвичи, приезжая к вам, чаще привозят свою технику, так проще, чем искать по Татарстану. Может, поэтому сложнее у вас развивается конкурентность? А к нам везти далеко, они берут наше оборудование.
Рынок оборудования тоже непростой. Потому что одно может опережать другое: то спрос — предложение, то предложение — спрос. Бывают периоды, когда ничего не найти. Со всей России звонят люди и не могут найти актерских вагонов. Обычно в мае или к концу августа начинается аврал, и даже из Питера звонят в Уфу, спрашивают, нет ли у нас актерских вагончиков, им на месяц они нужны, поскольку им надо ехать на Кавказ. Я сам однажды заказывал вагончики актерские из Ижевска.
Да, хорошо, чтобы государство на первых порах помогало, а дальше оно только мешает, потому что те, кто работает с гособорудованием, начинают демпинговать и ломать рынок. Я, честно говоря, противник, чтобы на профессиональном уровне был какой-то демпинг. В общем, нюансы есть.
— То есть киношникам из регионов выгоднее самим закупить необходимое съемочное оборудование, а потом приглашать к себе в республику компании из других уголков страны и предлагать пользоваться их техникой?
— Да-да. Так и говорить: «Приезжайте, у нас все есть, мы можем дать дешевле, чем в Москве». Еще есть ребейты, которые ни у вас, ни у нас не вводятся.
— Кстати, почему ребейты не сработали ни в Татарстане, ни в Башкортостане?
— Наверное, они должны быть, может, это хорошо, но, как говорит наш глава: «Мы лучше своих поддержим, чем будем кому-то отстегивать». С другой стороны, надо попробовать, это тоже небольших денег стоит. Условно, 5, 10, 20 миллионов в год выделять для возврата [киностудиям]. В целом пока ребейтов у нас нет. И опять же это тоже рынок, и он сам себя отрегулирует. Ребейтов нет, но мы делаем скидку сразу на наши услуги в размере 30 процентов. То есть башкортостанские киношники стоят дешевле, чем московские на 30 процентов, например. Значит, продюсеры экономят. Когда появятся ребейты, я уверен, опять же рынок сам себя отрегулирует и мы скажем: «Теперь мы стоим не минус 30 процентов, а дороже». В любом случае у нас снимать выгоднее, чем в Москве и Питере, поэтому сейчас в Башкортостане снимается очень много проектов.
— Что сейчас снимается в Башкортостане?
— По-моему, три или четыре сериала снимает телеканал «Домашний», компания «Среда» в данный момент прямо что-то создает в Белорецком районе, студия «ТРИТЭ» (Никиты Михалкова — прим. ред.) заходила с каким-то проектом большим, но не можем называть его. И снимаются несколько полных метров от небольших киностудий и режиссеров из Москвы. Проектов 10 активных в этом году точно есть. Плюс наши башкирские, которые уже сняты. Благодаря этому развиваются съемочные группы, которые кочуют с проекта на проект, набираются опыта. Это развивает киноиндустрию в любом случае.
— А в каких регионах здорово работают ребейты?
— Одним из первых, по-моему, был Калининград, Пермь хорошо пошла, у них прямо на глазах все поднялось. Ежегодно большие российские релизы снимаются в Пермском крае. Начиная с «Сердца Пармы», съемки в их мегалитах, природных памятниках, коридорах. Я благодаря трем-четырем фильмам все это увидел, и хочется уже самому съездить и посмотреть, а так и не знал ничего. Развивается туризм таким образом. Но, повторю, ребейты не являются основополагающими при выборе продюсеров, места съемок. Едут, конечно, и за видами, но и за удобствами, инфраструктурой, а у нас это есть. Кстати, по секрету, ребейты, говорят продюсеры, такая морока, которую надо специально оплачивать, а не всегда возможно показать ровно тот доход, который потрачен в регионе. Многие не хотят с этим возиться.
«Рахимбай на своем горбу вынес «Микулай», а оказался непонятым»
— В Татарстане порой не доверяют своим художникам, кажется, что лучше позвать кого-то со стороны, но более именитого. И так бывает не только в кино.
— Если вы позвоните в наш минкульт какому-нибудь человеку, который отвечает за кино, он тоже скажет: «Да, пригласить бы хорошо». Понимаете, и Татарстан, и Башкортостан — восточные республики. У нас восточный менталитет, и в своем Отечестве пророка нет. Ну принято приглашать со стороны и говорить: «Вот смотрите, мы пригласили, он нам кажется ярче, интереснее». Как у Есенина? «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстояньи».
К сожалению, нас здесь самих, может быть, не оценивают так, как нам бы хотелось. В Татарстане есть замечательные режиссеры — мои друзья, товарищи. Ильшат Рахимбай, Байбулат Батуллин. Они снимают замечательное, тонкое, классное кино. Я удивлен, почему Рахимбай, снявший атмосферную картину «Микулай», не имеет такого успеха. Хотя он на своем горбу, извините за выражение, вынес фильм, снял, а оказался непонятым у себя. Типа: «Снял картину про кряшен, а мы не такие…» Ну при чем здесь вы? Картина про татарстанский народ, режиссер снял тему, которая его волнует и трогает. А мы к фильмам относимся так, будто сейчас снимем эпохальное, историческое документальное произведение про становление татарского или башкирского народа. Наверное, мы все хотим такую картину, поэтому от каждого нового фильма наши народы ожидают подобного. Чтобы наш внутренний патриот ликовал, мы вышли из зала и сказали: «Вот это да, и развлекли, и патриотизмом накачали. И вообще, я горжусь своим народом, своей землей». Но и тут найдутся люди, которые скажут, что снято слишком пафосно.
А Байбулат? Его «Ядәч! Истә!» (в переводе с татарского — «Бери да помни» — прим. ред.)? Он просто гений! Не хочется так говорить о молодом режиссере, но его картина настолько зашла, настолько тронула меня. У меня, кстати, тоже была подобная идея — снять фильм про эту игру, у нас тоже ломают косточку курицы на желание. Байбулат мастерски упаковал игру в трагедию, драму, это дорогого стоит. И актеры замечательные в фильме. Классное кино, которое надо показывать и показывать.
— Над какими проектами вы сейчас работаете?
— Сейчас я работаю над международным проектом, в котором три страны — Казахстан, Беларусь, Россия. 15 сентября выезжаю в Минск. Будем снимать военное историческое кино, рабочее название — «Почтальон победы». В октябре стартуют съемки. Пока работаем над сценарием, проводим кастинги. Жаркая пора начинается. Удивительно, что в этом проекте Россию представляем я и мой товарищ — сценарист Айдар Акманов. Есть казахские сценаристы, продюсеры, главный герой тоже из Казахстана, собственно, это их проект, все остальные — из Беларуси.
Я каждый раз удивляюсь, почему казахи нас зовут снимать кино, а наши не всегда хотят снимать фильмы о своих замечательных героях. Еще мы развиваем телеграм-канал «Новое башкирское кино». Публикуем новости с кинособытиями региона, знакомим с молодыми авторами. Мы все-таки внутри этого процесса, группа у нас активная, живая. Подписывайтесь.
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.