По итогам августа КАМАЗ продал 3 682 новых крупнотоннажных грузовых автомобиля полной массой более 16 тонн. Это на 59,5% меньше, чем в том же месяце прошлого года Фото: «БИЗНЕС Online»

Продажи КАМАЗа в августе не просели, хотя у «китайцев» провал

В конце августа КАМАЗ объявил, что трехдневки в сентябре не будет, хотя такой вариант изначально рассматривался. Почему переиграли? Одной из причин завод назвал «стабилизацию рынка на низких показателях». Другими словами, наступила ситуация, когда продажи слабые и они не растут и не падают. Судя по статистике, которую сегодня опубликовал «Автостат», рынок грузовиков действительно стабилизировался.

По итогам августа было продано 3 682 новых крупнотоннажных грузовых автомобиля полной массой более 16 тонн. Это на 59,5% меньше, чем в том же месяце прошлого года. В июле было реализовано почти столько же — 3 639 машин, в июне — 2 930 автомобилей. Такой «расклад» по лету. Если смотреть на продажи конкретно КАМАЗа, в августе было реализовано 1 165 машин, в июле — 1 172 штуки, в июне — 930 авто. Казалось бы, цифры соответствующие, ничего особенного.

Но обращает на себя внимание динамика продаж в августе. Если смотреть на подсчеты «Автостата», фактически все падение в последнем летнем месяце пришлось на китайские грузовики. А вот у КАМАЗа продажи в августе оказались на том же уровне, что и в августе 2024 года. Падение символическое — 0,5%. Притом что у марки Shacman продажи август к августу рухнули на 63%, у Sitrak — на 78%, у Howo — на 62%, у Faw — на 75%. Хотя прежде у челнинского завода каждый месяц было падение. Так, по итогам июля продажи были ниже на 17,1%, по итогам июня — на 34,1%.

Таким образом, впервые с начала года завод вышел на уровень прошлого года. Да, количеству проданных автомобилей радоваться не приходится, 1,1 тыс. машин — это крайне мало. С другой стороны, и провала в августе не случилось. Неужели жизнь налаживается? На самом КАМАЗе советуют не торопиться с выводами и подчеркивают, что нельзя сравнивать продажи месяц к месяцу. Такая статистика «не всегда адекватна», отметили в пресс-службе завода в ответ на запрос «БИЗНЕС Online». Известен и тот факт, что у челнинского завода есть вопросы к методике подсчета «Автостата», дескать, цифры некорректные. Однако собственных подсчетов, сколько было продано тяжелых грузовиков «КАМАЗ» по итогам августа, завод не раскрывает.

Росстандарт в июне объявил о решении запретить ввозить в Россию китайские грузовики, у которых были выявлены нарушения. Бенефициаром такого решения сразу же назвали гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина Фото: «БИЗНЕС Online»

«Потому что… Потому что потому! Не буду уходить в политику»

Не исключено, что сохранение продаж «КАМАЗов» в августе на уровне прошлого года — это результат принятого месяц назад решения о запрете ввозить в Россию китайские грузовики. Напомним, 30 июня Росстандарт объявил, что в ходе проверок Dongfeng, Foton, Faw и Sitrak были выявлены нарушения, несущие прямую угрозу жизни и здоровью граждан. Среди них несоответствие обязательным требованиям по эффективности тормозной системы, уровню звука, идентификации органов управления и установке устройства вызова экстренных оперативных служб и др.

Бенефициаром такого решения сразу же назвали гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина. Тем более что Росстандарт объявил о запрете на ввоз китайских грузовиков после того, как КАМАЗ анонсировал переход с 1 августа на сокращенный четырехдневный график работы.

«Напоминает времена Онищенко с запретом грузинских продуктов»: как в России отменили китайские грузовики

На это намекает и «Автостат». «КАМАЗ к прошлому году показал снижение продаж 0,5 процента. То есть падения нет, КАМАЗ вышел на уровень прошлого года. Надо вспомнить то, что было от регуляторов за последнее время. И здесь вся „большая китайская четверка“ — Shacman, Sitrak, HOWO и FAW — в огромных-огромных минусах, конечно, находится. Потому что… Потому что потому! Не буду уходить в политику», — сказал во время сегодняшнего прямого эфира по вышедшей статистике директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.

Подсобили, судя по всему, КАМАЗу и госзакупки. Эксперт обратил внимание, что в сегменте тяжелых грузовиков снижение продаж идет по всем типам кузовов (тягачи, самосвалы и т. д.). Однако выделяется сегмент спецтехники — прирост продаж коммунальной техники составил более 60% к прошлому году. «Я интерпретирую это так, что начались или идут муниципальные закупки, госзакупки и так далее. Спецтехнику продолжают покупать, особенно коммунальную», — пояснил Целиков.

Впрочем, сам КАМАЗ настаивает, что ограничения в отношении машин из КНР роли не играют. «Никакого влияния ограничения в отношении китайских грузовиков на продажи не оказали», — заявили нашему изданию в пресс-службе челнинского автогиганта.

Источник «БИЗНЕС Online» также подчеркивает, что сравнивать месяц к месяцу некорректно. Например, завод может выполнить крупный контракт, и в один месяц будет прирост, но картину в целом это не отражает. По словам собеседника, августовская динамика связана с тем, что и в августе 2024 года завод продал меньше среднего уровня — вместо 3 тыс. грузовиков было реализовано порядка 1,2 тысячи. «Не было возможности производить технику поколения К5, потом что все производство было загружено гособоронзаказом», — указал спикер. И напомнил, что львиную долю продаж КАМАЗа продолжает составлять автомобильный ряд К3.

«Грузовой коммерческий автотранспорт — это инфраструктурная отрасль, которая обслуживает экономику. Если дела в экономике хорошо, есть что возить, кому возить — тогда есть спрос и на грузовики. Если экономика находится в стагнации, рецессии, упадке, то, соответственно, спрос на перевозки тоже падает» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Надо прожить еще месяц-два-три и посмотреть, насколько устойчивой будет эта динамика»

В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты комментируют статистику продаж в августе и рассуждают о том, почему КАМАЗ удержался на показателях прошлого года.

Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:

— Действительно, [если посмотреть на цифры в августе], можно сказать, что дела у КАМАЗа налаживаются. Однако оценивать серьезно это все можно будет только в более долгосрочной перспективе. По одному месяцу такие вещи, конечно, не оцениваются. Но в целом думаю, что да. Недавний финансовый комитет отменил переход на трехдневную рабочую неделю, и это тоже прямое подтверждение.

Я сам знаю, как складывается портфель заказа у КАМАЗа, и могу с уверенностью сказать, что завод на трехдневку не перейдет. Предпосылок к этому нет. Это раз. Второе: я понимаю, что руководство КАМАЗа видит четкую перспективу развития. Опять же я это просто знаю не по слухам, а лично сам. И в осень это предприятие смотрит вполне уверенно. Поэтому четырехдневка какое-то время продлится, но я не исключаю, что динамика будет положительной, такой же, как в августе, и они через какое-то время смогут вернуться на пятидневную рабочую неделю.

Почему не было проседания продаж? На самом деле нельзя, наверное, говорить вот так односложно, что помогли ограничения продаж китайских автомобилей. Но, наверное, повлияло несколько факторов: общая ситуация на рынке, незначительное увеличение продаж по госзаказу и ценовая опять же история. Все-таки КАМАЗ пытается играть так, чтобы покупателю это было интересно — развитие лизинговых программ и так далее. Поэтому мне кажется, что всего было по чуть-чуть и все вместе сыграло свою роль. Другое дело, что опять же надо прожить еще месяц-два-три и посмотреть, насколько устойчивой будет эта динамика. Потому что мы же не знаем, что будет по итогам осени и декабря. И по итогам всей последней трети года.


Александр Солнцев — главный редактор журнала «Comvex ревю»:

— Дела КАМАЗа относительно налаживаются. Потому что это привнесенные извне обстоятельства. Отзыв ОТТС (одобрение типа транспортного средства, обязательный документ для регистрации автомобиля, ранее не использовавшегося в России,прим. ред.) у целого ряда моделей китайских грузовиков тоже способствует этому. Возить-то на чем-то нужно. За неимением гербовой пишут на простой бумаге.

Сложно сказать, пойдут ли в рост продажи КАМАЗа. Ведь грузовой коммерческий автотранспорт — это инфраструктурная отрасль, которая обслуживает экономику. Если дела в экономике хорошо, есть что возить, кому возить — тогда есть спрос и на грузовики. Если экономика находится в стагнации, рецессии, упадке, то, соответственно, спрос на перевозки тоже падает. Это надо понимать. Может быть, рынок балансирует у дна и какие-то всплески возможны, но строить долгосрочные прогнозы я бы сейчас не решился.


Игорь Моржаретто — автомобильный обозреватель:

— Можно ли сказать, что дела КАМАЗа налаживаются? Я надеюсь, что так и есть, хотя это пока все очень непонятно. Просто у КАМАЗа, насколько я знаю, был большой государственный заказ, и это здорово помогло предприятию. Что будет дальше — сказать сложно, потому что ситуация в экономике действительно очень сложная. И для тяжелой техники сейчас сложный период. Хотя бы потому, что нет крупных новых инфраструктурных проектов. Старые закончены, а на новые сейчас решили деньги не пускать. Я надеюсь, что все будет хорошо. Но ситуация очень сложная.