«В Китае научились очень мудро управлять денежными потоками. Банковская и финансовая системы остаются под контролем государства, и оно использует свою монополию на создание денег для ключевых целей развития», — заявил известный экономист, академик РАН Сергей Глазьев, выступая на Московской международной книжной ярмарке. Его книга о китайском экономическом чуде вошла в серию, посвященную китайской модернизации. О том, почему главный успех КНР в ее системе управления и почему именно Китай и Индия создадут биполярный тандем, который будет играть основную роль в глобальной экономике в ближайшие 50 лет, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сергей Глазьев подробно остановился на роли государства, которое не командует, а направляет экономику таким образом, что все ее составные части работают в интересах повышения общественного благосостояния
«Секрет китайского экономического чуда в системе управления»
Накануне в Москве на ВДНХ открылась Московская международная книжная ярмарка. Уже на входе можно было заметить, что событие действительно привлекло гостей из разных стран. Особенно много было представителей дружественных Индии и Китая. Более того, у гостей из Нью-Дели был на выставке самый крупный и нарядный стенд. Китайцы же, судя по всему, решили брать свое в деловой и лекционной программах. Издательство Китайской академии общественных наук организовало презентацию серии книг «Китайская модернизация».
Автором одной из книг под названием «Китайское экономическое чудо. Уроки для России и мира» стал известный российский экономист, академик РАН Сергей Глазьев. Ученый начал с того, что подъем Китая не был случайностью, а стал закономерным явлением в рамках экономических циклов. «Это было предсказано, в общем-то, в теории длинных цифр, которой я занимаюсь», — заявил экономист, связав успех КНР с глобальными процессами, в результате которых случился «подъем Китая и его превращение в ведущую силу нового мирового уклада».
Центральным элементом этого успеха он назвал уникальную систему управления. «Китайским товарищам удалось соединить государственное стратегическое планирование с рыночной конкуренцией», — отметил академик.
Глазьев подробно остановился на роли государства, которое не командует, а направляет экономику таким образом, что все ее составные части работают в интересах повышения общественного благосостояния. Ключевым инструментом в этой модели становится контроль над финансовой системой. «В Китае научились очень мудро управлять денежными потоками. Банковская и финансовая системы остаются под контролем государства, и оно использует свою монополию на создание денег для ключевых целей развития», — считает экономист.
Автором одной из книг под названием «Китайское экономическое чудо. Уроки для России и мира» стал известный российский экономист, академик РАН Сергей Глазьев
Глазьев опроверг западные критические оценки китайской экономики, отметив, что многие аналитики «пытаются акцентировать одну или другую сторону, которая кажется диспропорцией», но не понимают сути системы. В качестве примера он привел разговоры о «пустых городах», которые в итоге «заполнились жителями», и о долгах, которые являются естественной стороной роста. «Чем больше экономика, тем больше денег, тем больше долгов. Это просто две стороны одной и той же медали», — пояснил докладчик.
Проведя сравнительный анализ, Глазьев привел неутешительные для РФ данные. Если с 1995 года китайская экономика выросла более чем в 5 раз, то «в России мы до сих пор топчемся на уровне капитальных вложений 1990-х». Экономист подчеркнул, что аргумент о низком стартовом уровне китайской экономики больше не работает, поскольку «Китай стал мировым лидером и во многих отраслях промышленности, и в ее экспорте».
Решение для России он видит в адаптации китайского опыта. «Задача государства заключается в гармонизации социальных отношений, в сочетании интересов всех социальных групп вокруг главной задачи — общественного блага», — подчеркнул специалист. Для этого необходимо поменять систему стратегического планирования, соединить с рыночной самоорганизацией, выстроить мудрое управление потоками денег через государственную банковскую систему, использовать целевые кредиты как главный механизм финансирования инвестиций.
Глазьев заключил, что если в Китае коэффициент полезного действия системы близок к 100%, то в России «потенциал используется от силы наполовину». Поэтому свою книгу он посвятил анализу опыта КНР, чтобы РФ могла учиться и использовать эти механизмы для своего успешного развития.
Глазьев считает, что альянс продемонстрировал миру преимущества новой модели мироустройства перед приходящим в упадок Западом
«Пока мы скорее сползаем на сырьевую периферию нового глобального экономического центра»
Уже после завершения презентации Глазьев в беседе с «БИЗНЕС Online» проанализировал итоги завершившегося саммита ШОС. Он считает, что альянс продемонстрировал миру преимущества новой модели мироустройства перед приходящим в упадок Западом. Ключевой осью этого нового центра экономист назвал тандем Китая и Индии, предрекая ему определяющую роль в глобальной экономике на ближайшие 50 лет. «Саммит имел символическое значение, потому что практически всему миру продемонстрировано ядро нового мирохозяйственного уклада», — прокомментировал значимость встречи Глазьев. Он противопоставил спокойствие и уверенность стран ШОС в завтрашнем дне ситуации на Западе, где, по его словам, «царит разброд, шатание и смятение».
Экономист уверен, что Китай и Индия, несмотря на существующие разногласия, сформируют биполярное ядро, которое «будет определять развитие глобальной экономики на ближайшие полстолетия». В этой новой архитектуре мира России, по мнению Глазьева, пока уготована незавидная роль. «Пока мы скорее сползаем на сырьевую периферию нового глобального экономического центра», — сожалеет экономист.
Отвечая на вопрос о месте России в формате РИК (Россия, Индия, Китай), Глазьев признал, что страна недополучает добавленную стоимость, особенно в наукоемкой промышленности, хотя и сохраняет лидерство в ряде прорывных направлений, таких как ядерная энергетика и аэрокосмическая сфера. Для реализации этого потенциала, заявил академик, необходима «система стратегического планирования, подкрепленная целевым кредитованием». Однако сейчас, по его словам, эта функция «в руках, по сути дела, у монетаристов, которые примитивно понимают деньги как монеты».
Глазьев подверг жесткой критике российский финансовый регулятор, заявив, что там «отстали от жизни на 50 лет, не способны к обучению» и не понимают, что «главным фактором современного экономического роста является научно-технический прогресс». Выходом из ситуации экономист видит коренной пересмотр денежно-кредитной политики по китайскому образцу. «Надо научиться управлять деньгами, как это делают китайцы… Понимать, что деньги — это не только монеты, это прежде всего инструмент для связывания ресурсов в процессе расширенного воспроизводства и освоения новых технологий», — заключил он, выразив надежду, что его новая книга о китайском экономическом чуде будет полезна российским руководителям из области экономики.
Владилен Буров рассказал, как своими глазами наблюдал стремительный взлет Китая на протяжении нескольких десятилетий
«Современный марксизм сконцентрирован именно в Китае»
Еще одним докладчиком на презентации был главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Владилен Буров. В свои 94 года он демонстрировал завидную бодрость — провел все выступление на ногах, говорил четко. Профессор рассказал, как своими глазами наблюдал стремительный взлет Китая на протяжении нескольких десятилетий. Выступление ученого больше вращалось вокруг его личного опыта общения с китайскими коллегами.
Одно из ярких впечатлений Бурова было связано с его поездкой в Харбин. «Там до сих пор сохранился рецепт от китайцев. То есть хлеб, русский хлеб, который, между прочим, две недели, три недели не черствел. Я привез в Москву, купил три каравая этого хлеба, и он три недели не черствел», — с искренним удивлением рассказал профессор. Этот пример, по его словам, показывает, как китайцы бережно сохраняют и приумножают культурное наследие.
Буров вспомнил, как несколько десятилетий назад китайские переводчики «пили просто кипяток» из-за того, что им попросту не хватало денег даже на чай. Сегодня же, по его наблюдениям, жизнь китайской интеллигенции кардинально изменилась — профессора и заведующие кафедрами живут в отличных условиях, что является результатом «заботы правительства и партии, которая творчески применяет марксизм в истории Китая».
Остановился Буров и на своей книге «Система китайской ценности». Ее высоко оценил бывший посол России в Китае Андрей Денисов, подчеркнув, что каждый дипломат, работающий с китайцами, должен ее прочитать. В книге Буров подробно описал 12 фундаментальных ценностей, определяющих развитие страны: на государственном уровне — процветание, демократия, цивилизация, гармония; на общественном — справедливость, верховенство закона, свобода, равенство; на личном — патриотизм, честность, преданность делу. Эти принципы, активно пропагандируемые в общественном пространстве, стали, по словам профессора, настоящим компасом для китайского общества.
Завершая выступление, Буров сделал масштабный вывод о глобальном идеологическом сдвиге: «Если говорить о марксизме сегодня, он существует в Китае. И современный марксизм сконцентрирован именно в Китае. Не в Европе, к сожалению, а в Китае. Это факт, реально».
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.