Семья Ибатуллиных Семья Ибатуллиных Фото предоставлено Александром Ибатуллиным

Как все начиналось

С 2019 года у нас с супругой было маленькое кафе на 25 мест. Оно было простеньким, работало на постояльцев гостиницы без «звезд», зато в самом центре Казани. Во время пандемии все закрылось, доход снизился до нуля. А у нас в тот момент в семье появился второй ребенок — дочка Азалия. Еще необходимо было платить ипотеку.

Вместе с поварами нашего кафе мы начали делать полуфабрикаты и развозить их по клиентам, создав группу в WhatsApp*. Это как-то помогало оставаться на плаву. В июне 2020 года мы узнаем от управляющей отелем, где мы арендовали помещения для своего кафе, что владелец хочет закрыть гостиницу. Мы с супругой решили: почему бы нам не попробовать самим? До этого никто из нас не занимался гостиничным бизнесом, разве что я работал в отеле лет 15 назад, занимался развлекательной составляющей.

Мы вышли на хозяина объекта, предложили арендовать его гостиницу почти за 700 тыс. рублей. Договор был заключен на 11 месяцев, т. к. несколько помещений и перестроек в здании были незаконными, собственник обещал привести всю документацию в порядок и перезаключить договор на пять лет, но получилось так, как получилось. 17 июня мы регистрируем ООО «Вкусные идеи Казани», а первых постояльцев приняли уже 1 июля 2020 года.

Тогда наконец «ковидные» ограничения начали ослабевать. Владелец объекта, видя, что наши дела идут в гору, решил вернуть отель себе: начал вставлять палки в колеса. Впереди нас ожидали судебные разбирательства с ним. Осенью 2020 года увидел в «БИЗНЕС Online» статью о закрывшихся после пандемии гостиницах в Казани. Одна из них была в агропромышленном парке «Казань». Мы ее берем в аренду, и 1 декабря 2020 года в Казани открывается первая гостиница под брендом «Азалия» — в честь нашей дочери.

В 2021-м мы понимаем, что собственник первой гостиницы нам точно работать не даст, поэтому с мая расторгаем с ним договор. Этой же весной на просторах интернета видим объявление о сдаче гостиницы на 90 номеров в аренду на ул. Московской. Так появляется «Азалия на Московской», а в 2022 году открывается третий отель в Казани — на Нариманова, 15/21.

Проработав год, понимаем, что в Казани нам уже тесно, и мы принимаем решение идти в другие города. В 2023 году открывается наш отель «Азалия-Мимоза» в Сочи, в 2024-м — «Азалия-Янаис» в Адлере. Мы с супругой приняли решение: сколько лет исполняется нашей дочке Азалии, столько должно быть отелей в нашей сети. Сейчас ей пять лет, и у нас пять отелей.


Стартовые инвестиции

На аренду нашего первого объекта, как уже было сказано выше, ушло 700 тыс. рублей. Деньги просто брали в долг, помогли родственники.

В нашем портфеле есть кафе-доставка «Уфтанма», работающее в Дербышках и приносящее 150 тыс. рублей в месяц. Мы его открыли 3–4 года назад, причем не ради больших денег, просто дома не любим готовить. В нашем управлении находятся пять баров в барном пространстве Drink Mall в «Корстоне».

Без потерь в свое время не обошлось: в Сочи мы арендовали еще одну гостиницу, она называлась «Азалия-Империя». Однако с новыми собственниками нам договориться не удалось, и мы ушли из этого проекта. В 2022-м были планы зайти в Крым. Буквально 17 февраля заключили договор аренды на три года. 24 февраля началась СВО. Мы начали звонить собственнику, отказываться от аренды. Сначала он нормально отреагировал, а через полгода подал иск… Так потеряли порядка 1,9 млн рублей.

«Наши отели развиваются в бюджетном сегменте: ценовой диапазон — от 1,4 тысячи рублей до 4,5 тысячи в сутки» «Наши отели развиваются в бюджетном сегменте: ценовой диапазон — от 1,4 тысячи рублей до 4,5 тысячи в сутки» Фото предоставлено Александром Ибатуллиным

Бизнес-модель

Наши отели развиваются в бюджетном сегменте: ценовой диапазон — от 1,4 тыс. рублей до 4,5 тыс. в сутки.

Объекты у нас находятся в аренде. Наш запрос — средства размещения, в которых можно запуститься в течение 5–10 дней и обойтись небольшими вложениями: порядка полумиллиона на один номер. Самое главное, чтобы объект представлял собой отель с номерами с ванной комнатой. Остальным — шкафами, мебелью, телевизорами, шторами — мы уже наполняем сами. Бывает, что заходим на объекты, где дополнительно обустраиваем ванные комнаты в номерах. Это бывает чуть подороже. Однажды принимали один из объектов у другого оператора. Гостиница была в таком состоянии, будто там пленные немцы жили! Стены были все исписаны, телевизор разбит…

Объекты мы ищем каждый день. Наш день начинается с открытия Avito и других коммерческих площадок. Мы рассматриваем объекты в Минеральных Водах, Самаре, Ижевске. Главное, чтобы собственник был адекватным. Есть планы по выходу на рынок Турции.


Естественно, мы не отбрасываем Казань. Однако сейчас инвесторы, приходящие в город, строят «пятерки», отелей сегмента «2–3 звезды» не так много. А строительство с нуля требует достаточно больших инвестиций. В целом сейчас ярких предложений на рынке Казани нет, никто от своих гостиниц не избавляется.

К покупке собственных отелей, возможно, мы придем в будущем. Пока же нам интересно прийти на объект, понять, что не получилось у предыдущего владельца отеля, разобраться в этом и улучшить гостиницу. Мы как хищники: видим объект, захватываем его, а затем начинаем думать, как его преобразить!

«Высокими зарплатами мы похвастаться не можем, горничным готовы платить в районе 35–45 тысяч рублей, менеджерам — до 120 тысяч рублей» «Высокими зарплатами мы похвастаться не можем, горничным готовы платить в районе 35–45 тысяч рублей, менеджерам — до 120 тысяч рублей» Фото предоставлено Александром Ибатуллиным

Кадры

В нашей сети работают порядка 100 человек. Текучка, конечно, есть, но не глобальная. По наблюдениям, в прошлом году было хуже. В этом году как-то устаканилось.

Высокими зарплатами мы похвастаться не можем, горничным готовы платить в районе 35–45 тыс. рублей, менеджерам — до 120 тыс. рублей. Мы индексируем зарплату раз в год. Помимо этого, стараемся радовать персонал подарками в праздники, дни рождения, проводить корпоративы.

Сейчас молодежь не готова работать меньше, чем за сотку. Причем никакого опыта, образования нет! Я уже говорю: «Я дам желаемую зарплату, но что ты можешь делать?» Естественно, ничего. Готовы ли обучаться? Нет, а зачем? Как-то у нас администратором работала одна девочка лет 20–25. У нее были проблемы со счетом, даже с калькулятором не могла нормально считать. Зато сейчас вижу в социальных сетях, что она стала бизнес-коучем.

Маркетинг

Раньше был Booking, это был нехитрый способ привлечения гостей. Затраты на него обходились в 150 тысяч. Когда в феврале 2022 года он ушел, мы были в ступоре. Наши агрегаторы быстро подключились: «Яндекс.Путешествия», «Островок». Они в целом хорошо грузят.

За пять лет нашей работы у нас появились и постоянники. Многие бронируют через сайт, кто-то звонит по телефону: «Мы отдыхали у вас, хотим снова забронировать номер». Отель «Азалия-Мимоза» в Сочи вообще стабильно загружен за счет постоянников. Причем там люди едут не за морем, а в бассейн!

Совсем недавно мы зарегистрировали товарный знак «Азалия». Планируем судиться с одноименными отелями, теснить другие «Азалии» с туррынка, чтобы это имя ассоциировалось только с нашей сетью.

«Загрузка этим летом на Черноморском побережье действительно снизилась, но она упала не из-за разлива нефти, а из-за жадности владельцев гостевых домов» «Загрузка этим летом на Черноморском побережье действительно снизилась, но она упала не из-за разлива нефти, а из-за жадности владельцев гостевых домов» Фото: © Belkin Alexey/news.ru / www.globallookpress.com

Различие рынка Сочи и Казани

Раньше говорили, что рынок Сочи — это сезонка, но сейчас такое мнение не подтверждается. Многие люди едут туда на горнолыжку зимой. Один из наших объектов расположен возле автобусной остановки, откуда удобно добираться до Красной Поляны. Естественно, летом загрузка выше, но и зимой бюджетные сочинские гостиницы, вопреки сложившимся стереотипам, не закрываются.

Загрузка этим летом на Черноморском побережье действительно снизилась, но она упала не из-за разлива нефти, а из-за жадности владельцев гостевых домов! Знакомые считали, что им поехать в Сочи на 7 дней стоит 700 тыс. рублей! Люди, которые живут в Сочи и в сезон сдают комнату, каждый год просто прибавляют 15% к цене. Мы же мониторим рынок, отслеживаем. В этот сезон, если видели, что загрузка падает, цену снижали. У нас есть официальная статистика, мы отслеживаем свои продажи, владельцам гостевых домов же все равно. У них есть тетрадочка, куда они все записывают, и все.


Но сейчас там начали очень сильно закручивать гайки: с 1 сентября 2025 года в России стартует эксперимент о легализации гостевых домов — согласно нововведениям, они теперь должны значиться в федеральном реестре. Также до осени объекты размещения должны пройти процедуру самоклассификации. Из-за этого в следующем году 50% средств размещения может закрыться. В Казани такого не будет, тут рынок более цивилизованный.

У нас в городе развита поддержка властей — госкомитет РТ по туризму, комитет по развитию туризма Казани, есть ассоциация отельеров РТ. Если у меня в Казани в отеле какая-то проблема есть, я могу написать в чат, и она решится. В Сочи такого нет, там каждый сам за себя.


Однако преимущество южного курорта в том, что в сезон там гораздо легче набирать персонал. Туда народ едет, потому что рассчитывает на высокие зарплаты летом. Если еще говоришь, что работа с проживанием, очередь может выстроиться. Также до поры до времени в Сочи был удобнее турналог — вместо него был курортный сбор. Эти 100 рублей «накладывались» сверху на стоимость номера. Когда в Казани в прошлом году объявили о введении турналога, у нас уже к тому моменту были брони на 2025 год, было очень неприятно.

«Вообще, гостиничный рынок в Казани очень зависим от мероприятий: по большому счету отельеры живут от фестиваля до фестиваля» «Вообще, гостиничный рынок в Казани очень зависим от мероприятий: по большому счету отельеры живут от фестиваля до фестиваля» Фото: © Vladimir Godnik / moodboard / www.globallookpress.com

Гостиничный рынок Казани

БРИКС коснулась и нас, трехзвездочную «Азалию» на Московской. Во время саммита мы размещали у себя часть китайской делегации. Председатель КНР Си Цзиньпин жил в «Мираже», а его команда должна находиться в пяти минутах ходьбы от него, поэтому выбрали нашу гостиницу. Что-то перестроили, но обошлись небольшими вложениями. Проверки перед саммитом были для нас полезны: мы узнали новые стандарты электричества, пожарной безопасности, которые есть в странах БРИКС.

Мы, наверное, единственные, кому первыми заплатил «Росконгресс»! И едва ли не единственные, кого не получилось полностью закрыть! Когда нас уведомили о прибытии делегации, мы сразу предупредили: без оплаты не заселим. «Росконгресс» спохватился, когда мы уже продали пол-отеля. В результате им достался только один этаж. Мы приняли гостей хорошо, никаких нареканий не было. Крайне высокие требования предъявлялись к «четверкам», «пятеркам». А мы в этом комьюнити чуть в сторонке стоим. Может быть, нашу сеть больше знают в России, чем в Татарстане.

Вообще, гостиничный рынок в Казани очень зависим от мероприятий: по большому счету отельеры живут от фестиваля до фестиваля. При этом конкуренция с квартирами все усиливается, но от этого страдают «четверки» и «пятерки», нас это минует. Спрашиваю у управляющего пятизвездочным отелем: «Как у вас загрузка?» — «Один номер в феврале». Да поставь ты этот номер вместо 40 тыс. за 20 тыс., у тебя будет чем персоналу платить! Из-за такого подхода в результате мы проигрываем квартирам, потом ждем, когда будет какой-нибудь фестиваль, «Новая волна»…

Сколько стоит открыть гостиницу в 2025 году? Все зависит от того, готовое у вас помещение или нет и каков номерной фонд. Если он меньше 30 номеров, то открывать отель ради большой прибыли смысла нет. Это будет работа ради работы, а вы будете получать только зарплату, а не доходы. Зарабатывать можно на объектах от 30 номеров.

Итак, если мы нашли какой-то отель в Казани, где уже есть инфраструктура, то оснащение каждого номера обойдется в 600 тыс. рублей. Если это пустое помещение, то необходимо 1,5 млн рублей на номер. Считайте, народ. Но при такой ключевой ставке я не думаю, что кто-то вменяемый пойдет в этот бизнес и начнет его делать на кредитные деньги.

Редакция газеты приглашает предпринимателей Татарстана стать следующими героями рубрики: если у вас есть история, которой вы готовы поделиться, напишите нам на электронную почту case@business-gazeta.ru. Ваш опыт может стать поддержкой для тех, кто только начинает свой путь или ищет силы двигаться дальше.