Андрей Девятов: «Мы идем в просвещенную диктатуру, впереди у нас не будет никакой демократии» Андрей Девятов: «Мы идем в просвещенную диктатуру, впереди у нас не будет никакой демократии» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Именно эта евразийская идея и евразийское пространство являются основой для выживания России»

В конце прошлой недели состоялась конференция по небополитике «Большая Евразия — Третья Орда в информационном обществе». Открывая дискуссию, писатель, военный китаевед Андрей Девятов отметил, что главными темами беседы станут информационное общество и евразийство, но подчеркнул, что оба термина весьма расплывчаты. Для придания очертаний понятию «евразийство» ученый решил обратиться к формулировке главы государства Владимира Путина. «Большая Евразия — это не какая-то геополитическая абстракция. Это без всякого преувеличения цивилизационный проект, устремленный в будущее», — процитировал Девятов выступление президента на ПМЭФ в 2016 году. Именно на устремленности в будущее было решено сделать акцент в ходе дискуссии.

Первым докладчиком был генерал-полковник в отставке Леонид Ивашов. В своем выступлении он обозначил четыре национальные идеи, которые были присущи российскому государству в течение его многовековой истории. Первая относится к выбору восточной ветви христианства — православия. «Россия, по сути, этой идеей объявила несогласие с западной католической религиозной идеей», — констатировал военный. Тогда российское государство сделало выбор в пользу духовного начала, в отличие от западных католических стран, которые сделали акцент на материальных ценностях.

Затем, в 1524 году, монах Псковско-Елизаровского монастыря Филофей выдвинул концепцию «Москва — Третий Рим». «То есть выход за пределы российского духовного пространства и охват всех православных народов и государств», — напомнил Ивашов. Эта идеология подразумевала, что Москва расширяла свою зону ответственности и цивилизационного влияния за границы российского государства.

Следующей национальной идеей стало евразийство, подразумевающее географическое расширение духовного пространства в пределах естественных границ, т. е. к северному и восточному побережью континента.

«Четвертая идея носила социально-политический оттенок — это строительство социализма. Сначала в отдельно взятой стране, а затем и расширение на все глобальное пространство», — продолжил Ивашов.

В каждом из случаев национальная идея становилась государственной доктриной. Православная и евразийская идеи и сегодня сохраняют свою актуальность, даже приобретая новое звучание. «Именно эта евразийская идея и евразийское пространство являются основой для выживания России», — уверен генерал-полковник.

Но сегодня, по мнению Ивашова, нет ни национальной идеи, ни государственной доктрины. Такое положение дел очень опасно, считает он. Концепция «Москва — Третий Рим» и евразийство должны стать идеологической основой современного российского государства.

Максим Шевченко решил в своем выступлении сосредоточиться на осмыслении идей сталинизма Максим Шевченко решил в своем выступлении сосредоточиться на осмыслении идей сталинизма Фото: «БИЗНЕС Online»

«У нашей Евразии нет будущего вне осмысления опыта сталинских побед»

«Москва — анти-Рим. Такая концепция тоже имеет право на существование, что Москва — это наследник традиции сопротивления Риму», — прокомментировал журналист Максим Шевченко. Сам он решил в своем выступлении сосредоточиться на осмыслении идей сталинизма. При этом в самом начале монолога Шевченко оговорился, что в данном случае речь идет не о толковании прошлого, поскольку, с его точки зрения, «сталинизм — это незавершенный проект, который был оборван не в силу своей исчерпанности, а в силу нарушенности логики внутреннего развития». Публицист обратил внимание, что за два с половиной десятилетия сталинский СССР сумел не только восстановиться после разрушительной Гражданской войны, но и одержать величайшую победу над высокоразвитой, технократической нацистской Германией. «Я считаю, что без сталинизма, без сталинского руководства это было бы совершенно невозможно», — уверен Шевченко.

Он отметил, что достижения Иосифа Сталина очевидны, а страна и сегодня по инерции живет плодами этих успехов. «Если сейчас посмотреть, что является основой международного статуса России, то мы увидим, что это то, что создал Сталин. Это ядерное оружие и место в совбезе ООН. То, что обеспечивает суверенитет и высокий международный статус Российской Федерации. Правопреемство к Советскому Союзу — это, по сути дела, и есть правопреемство именно к этим двум позициям», — констатировал докладчик.

По его мнению, разговоры о необходимости кардинального пересмотра роли ООН и отказа от ядерного оружия ведутся теми, кто хочет лишить Россию ее ключевых преимуществ на международной арене. Тогда она станет в первую очередь просто страной, контролирующей богатства севера Евразии и устроенной по принципу жесткой вертикали власти, наиболее оптимальному для эксплуатации этих самых ресурсов. Для того чтобы не стать сырьевым придатком стран Запада, России необходимо работать над созданием образа будущего Евразии. Для этого и надо разобраться с понятием «сталинизм», считает Шевченко.

«Сталинизм — это опора на собственные силы при достижении идеального будущего. Если мы переходим к конкретике, то собственные силы как раз подразумевают могучие богатства Евразии, которые заключены в многообразии народов, народных традиций, разного рода ландшафтов, бесконечном количестве полезных ископаемых, разных языках, обменах знаниями на этих языках, разными духовными и религиозными традициями», — сформулировал концепцию Шевченко.

Затем он предложил разобраться в том, можно ли вообще Евразию считать неким общим пространством. Тут он разделил четыре этапа объединения этого гигантского пространства «между Черным морем и Тихим океаном». Впервые объединение континента в единую общность произошло в рамках империи Чингисхана. Затем пришел черед Московского царства, когда посланные Иваном Грозным казаки дошли до Тихого океана. Третье объединение случилось в Российской империи времен Петра I. Правда, по мнению Шевченко, тогда власть над этой территорией сконцентрировалась в руках «немецкоязычного католического масонского меньшинства». «И я не считаю Романовскую империю страной, которая воплощала мечты, например, русского народа», — пояснил публицист.

Четвертым этапом объединения стал «ленинско-сталинский Советский Союз». В этой связке Владимиру Ленину отводилась роль лидера в эпоху перелома, а Сталину — роль лидера в эпоху уже строительства нового государства и борьбы. Одна из заслуг «вождя народов», по мнению Шевченко, заключается в том, что он первый ввел понятие «неба», или же справедливости, которая должна быть высшей ценностью на этом евразийском пространстве. Дело в том, что нет и не может быть единой религии, объединяющей весь континент. И Сталин в военные годы, период величайшего напряжения, дал возможность народам СССР исповедовать любые традиционные для них религии. Однако выше всех религиозных традиций и доктрин должно было стоять понятие справедливости.

«Эта справедливость выражается в чеканной сталинской формуле „от каждого по способности, каждому по труду“, которая описывает принципы человеческого общежития, известные в истории под понятием „артель“: каждый работает, каждый трудится в меру своих возможностей», — пояснил докладчик. В результате этого принципа каждый получает блага, посчитанные по сложной формуле, исходя из его вклада в общий труд. Именно этот принцип справедливости, а не тотальный контроль и жестокость заложил основу сталинских успехов, считает Шевченко.

«Инновация сталинского подхода была в том, что он создал новую религию — религию труда, общего дела, справедливости, через которую человек обретал высшую форму свободы. Свободы самореализации и смысла собственной жизни», — эмоционально описывал журналист.

Шевченко сожалел, что сейчас России не хватает четкой государственной доктрины. И для того чтобы уверенно шагать в будущее, необходимо обратиться к опыту прошлого. И будущее России, по его мнению, во многом будет советским. А все советское тесно связано со сталинизмом, считает спикер. «У нашей Евразии нет будущего вне осмысления опыта сталинских побед, сталинского образа неба и того, что такое сталинизм», — резюмировал Шевченко.

Елена Ведута тоже считает, что основы, необходимые для успешного будущего России, были заложены при Сталине Елена Ведута тоже считает, что основы, необходимые для успешного будущего России, были заложены при Сталине Фото предоставлено Еленой Ведутой

«Ни о какой независимости, с точки зрения управления экономикой, мы говорить не имеем права…»

«Для того чтобы сказку сделать былью, надо помнить об экономике. Экономика — это и есть тот инструмент, который реализует все сказки», — продолжила экономист-кибернетик, доктор экономических наук, профессор МГУ Елена Ведута. Она тоже считает, что основы, необходимые для успешного будущего России, были заложены при Сталине. Ученая сфокусировалась на плановой экономике, «которая и победила во Второй мировой войне».

«Без применения этой технологии уже на новых принципах у мира будет очень плохое будущее. Мир уйдет в кризис, постоянные войны до полного уничтожения человеческой истории», — рисовала мрачные картины Ведута. Именно создание новой технологии управления экономикой и является, по ее мнению, главной исторической заслугой Сталина. Нынешняя экономическая модель перераспределяет ресурсы в пользу наиболее богатых, а та система выстраивала производственные цепочки так, чтобы наиболее эффективно производить продукты, необходимые для прогрессивного развития всего общества. Плановая экономика позволила СССР не только победить во Второй мировой войне, но и впоследствии стать одним из полюсов биполярного мира. Отказ от этой концепции превратил Россию в сырьевой придаток, считает эксперт.

«После распада СССР в 1991 году мы все вместе с Китаем находимся в системе глобального управления экономикой. Поэтому ни о какой независимости с точки зрения того, что мы имеем собственные механизмы управления экономикой, мы не имеем права говорить», — подчеркнула Ведута.

Этот глобальный механизм настроен так, что он выкачивает все ресурсы в пользу самых богатых транснациональных корпораций. В результате такой экономической несправедливости в мире растет недовольство действующей моделью. Одной из групп, противостоящих нынешней модели, стали страны БРИКС. Текущее глобальное противостояние можно описать в терминах классовой борьбы, когда новое прогрессивное в лице как раз стран объединения борется за изменение текущего строя, а старое (Запад) «пытается сохранить свою гниль, продолжать угнетать все человечество ради сохранения своей власти и своих богатств». «В этом плане БРИКС — очень прогрессивный союз государств. И они стали обсуждать переход к новой валюте, чтобы ликвидировать господствующие позиции доллара, но ничего не получается», — отметила Ведута. Неудачные попытки отказа от доллара, уверена она, объясняются отсутствием единой стратегии.

Спикер отметила, что смена экономического уклада происходит за счет эволюции орудий труда. При переходе от феодализма к капитализму эту роль выполнила машина. Сейчас же новым орудием труда является компьютер. Однако повсеместное использование компьютерных технологий и искусственного интеллекта как одной из производных этой тенденции, напротив, ведет не к формированию лучшего будущего, а «ставит человека под тотальный контроль и грозит в перспективе вообще превращением людей в своего рода роботов».

Ключевым вопросом для формирования будущего общества станут принципы формирования информационного пространства. Именно это направление станет ареной классовой борьбы. По своей важности оно обойдет даже формирование духовной составляющей. Борьба сторонников различных подходов вначале будет носить идеологический характер. Однако, если прогрессивный фланг не победит, противостояние примет иные, более жесткие формы.

«Сегодня мир столкнулся с необходимостью перехода к новой системе управления глобальной экономикой на кибернетических принципах для значительного повышения эффективности управленческого труда с использованием кибернетического ИИ, чтобы общество двигалось в сторону улучшения жизни людей», — пояснила Ведута.

Она напомнила, что как раз при Сталине была реализована самая демократическая модель управления экономикой: руководство ставило конечные цели, а предприятия сообщали, что именно они могут сделать, исходя из наличествующих ресурсов, какие требуются дополнительные инвестиции для реализации поставленных задач. Основываясь на полученных данных, руководство корректировало целевые показатели. Сверка плана продолжалась постоянно, это был интерактивный процесс, отметила Ведута. Сейчас такой модели управления экономикой сильно не хватает, считает она.

Россия была первым государством в мире, применившим на практике такую плановую модель, поэтому ошибки роста были неизбежны. Отчасти именно этим и объясняется жесткий режим сталинского правления. «Из-за того что были ошибки, приходилось физически вмешиваться и не допускать каких-то иных взглядов, чтобы двигаться вперед», — уверена Ведута.

После смерти Сталина начался откат назад. С одной стороны, новое руководство испугалось стоящих перед страной трудностей, а с другой — в высших эшелонах оказались люди, желавшие реставрации капитализма. Они уже больше думали о собственных привилегиях, чем о благах для народа. «Это и есть классовая борьба», — пояснила Ведута.

Также она рассуждала о евразийстве. Россия, по ее мнению, как раз олицетворяет этот самый термин, заполняя собой пространство от Черного моря до Тихого океана. Более того, спикер предрекала скорое «падение Европы», после чего уже речь пойдет о территории от Лиссабона до Владивостока. Подобно тому, как в начале 2010-х мир верил, что Россия может стать частью единой Европы. По мнению Ведуты, именно наша страна станет ядром этой гигантской общности. «Именно Россия должна стать интеллектуальным лидером в создании нового информационного общества. И в этом смысле лидером в создании евразийства, потому что у всех остальных стран нет никаких представлений о том, каким может быть новое прогрессивное общество, работающее на улучшение качества жизни людей. Все наработки шли в России», — считает эксперт.

Такой моделью стала плановая экономика СССР, которая была основоположником в том числе и кибернетического планирования прямых и обратных взаимосвязей хозяйствующих субъектов. Однако для России обращение к кибернетической плановой экономике — это не только привилегия, но и необходимость. Дело в том, что страна сейчас просто не имеет других конкурентных преимуществ и не может предложить миру ничего нового, кроме советских наработок, посетовала Ведута.

Переход к описываемой модели, по ее словам, не просто желателен, а необходим для выживания человечества. «История показывает, что капиталистические кризисы всегда заканчиваются войной. Причем доказано, что периоды между войнами возрастают, а катастрофы от этих войн возрастают тоже космически. Поэтому, если не перейти к кибернетическому управлению экономикой для разрешения кризисов мирным путем, рано или поздно неизбежно будет та самая война, которая закончит человеческую историю», — сделала мрачный прогноз Ведута.

«Энергии созвездия Рыб закончились, и пришли энергии созвездия Водолея. Собственно, с этими космическими преобразованиями и связаны глобальные трансформации», — заявил Девятов «Энергии созвездия Рыб закончились, и пришли энергии созвездия Водолея. Собственно, с этими космическими преобразованиями и связаны глобальные трансформации», — заявил Девятов Фото: «БИЗНЕС Online»

«Россия может стать при Китае наставником семьи народов»

«Энергии созвездия Рыб закончились, и пришли энергии созвездия Водолея. Другие звезды, другие энергии. Собственно, с этими космическими преобразованиями и связаны глобальные трансформации», — заявил Девятов. По его словам, эпоха Рыб длилась 726 лет, а астрономы ждали наступления эры Водолея еще в начале XX века, однако, как выяснилось, ошиблись на 72 года. «История — это сумма волн разных периодов, это не только прогресс», — сказал Девятов.

Затем небополитик вспомнил о периоде империи Чингисхана. По словам Девятова, это государство после его смерти распалось на несколько частей. Одна из них — Улус Джучи, который включал в себя территорию современных России, Казахстана и Киргизии. Улус Чигатая — это Центральная Азия, Улус Хулагу — Иран и Закавказье. В какой-то момент разрозненные улусы на непродолжительный период объединились. Это произошло благодаря политическим изменениям в Китае, где к власти пришел сильный правитель.

Все эти исторические события обусловлены именно космическими преобразованиями, считает Девятов. Поэтому подобно тому, как астрономы знают, когда в разные времена года будет восход и закат солнца, так же можно определять и исторические закономерности, исходя из движения небесных тел. «Если волна есть, значит, ее можно считать», — добавил Девятов.

Также спикер затронул тему создания ШОС. По его словам, это произошло из-за тех же колебаний энергий, благодаря которым в Средние века объединились улусы. «Мы сейчас и переживаем это новое соединение улусов под Китай. И 31 августа – 1 сентября в Китае будет саммит ШОС, который продемонстрирует, что опять китайцы под себя собрали всех, кого можно было собрать», — провел параллель публицист.

По мнению Девятова, именно ШОС является правопреемницей империи Чингисхана и олицетворением единой Евразии от моря до моря. Для того чтобы Россия обрела свою важную роль в современном мире, необходимо выгодным для нас образом определить место Москвы в отношениях с Пекином. Однако пока до этого далеко. «Россия сейчас явным образом выступает в роли сырьевого придатка китайской фабрики XXI века», — посетовал Девятов.

Более того, по его мнению, Россия торгует ресурсами с Китаем практически себе в убыток. Отправляет в КНР ресурсы — нефть, газ, уголь, лес-кругляк, а обратно получает товары уже с добавочной стоимостью. Помимо сырья, китайцы получили российские космические и военные технологии, причем практически за бесценок. «Все, что можно было от России получить, получили. Теперь даже и украсть нечего!» — возмущался Девятов.

А в чем же тогда может заключаться преимущество России в этой связке? Дело в том, что в стране находится «исток светлого будущего человечества», который выражается в опыте построения реального социализма. И наша страна как правопреемница СССР несет в себе опыт построения этой модели. А Сталин был «вождь-отец», «отец народов», объединявший Евразийский континент. «И мы идем в просвещенную диктатуру, впереди у нас не будет никакой демократии. Будет опять „вождь-отец“, — убежден писатель. — Я не знаю, как его фамилия, но могу догадываться, кому выпадет роль быть этим просвещенным диктатором».

При этом, по словам спикера, если Россия не сможет поставить себя должным образом в отношениях с Китаем, то китайцы поглотят Сибирь. Тем более в период улусов мы уже «200 лет жили в одном государстве» с китайцами.

Однако у стремительно развивающейся Поднебесной тоже далеко не все благополучно с точки зрения фаз исторического развития. «Дело в том, что китайцы потеряли благодать», — обратил внимание Девятов. В Китае удалось решить материальный вопрос, однако благодать была утеряна. После этого идет развал государства. И китайцы в течение своей истории не раз проходили этот печальный процесс. Китайская история идет по циклу хаос воюющих царств – малое процветание – великое единение. Однако последней и наиболее благополучной стадии им удалось лишь однажды достичь в VII веке. В остальных случаях Поднебесная (как и сейчас) доходила лишь до стадии малого процветания. После чего следовал развал государства. Чтобы развал вновь не произошел, им нужен «прилив духа», а также помощь со стороны космической энергии, рассуждал Девятов.

«Россия может стать при Китае наставником семьи народов. Семья народов живет в этике. А этика — это что можно, что должно и что нельзя, — пояснил спикер. — И это покрывает все расколы — и расовый, и национальный, и религиозный, и идеологический». При этом наставничество России может быть в духовной, экономической и политической сферах. Духовная часть находится в «дораскольном православии», политическая — в советской доктрине, а экономическая — в советской некоммерческой экономике. Тут Девятов согласился с Ведутой в том, что плановую экономику стоит скрестить с кибернетикой.

Публицист обратил внимание на то, что сейчас перед человечеством возникли и проблемы развития как вида. Благодаря стремительному прогрессу и развитию средств производства человечество уверенно справляется с задачей себя прокормить и одеть. Однако наблюдается кризис перепроизводства, а полезные ископаемые стремительно выкачиваются. Теперь для развития человека необходимо переходить от удовлетворения потребностей к реализации способностей. И реализация возможностей, в отличие от материального измерения, не упирается ни в какой предел роста.

Обратил внимание Девятов и на проблему борьбы классов. Однако подчеркнул, что со времен появления марксистской теории общество сильно изменилось. Поменялись и сами классы. В современную эпоху докладчик выделил креативный класс, представителей сферы IT, которые работают над развитием прогресса, используют индивидуальные средства производства в виде персональных компьютеров и могут удаленно выполнять свою работу из любой точки мира. Ввиду всех этих параметров у них возникает естественный конфликт с управленцами и властями. Для саморегулируемых айтишников администрация становится лишь ненужным ограничением.

Возвращаясь к модели развития России, Девятов выдвинул тезис, что страна должна стать «точкой роста для притяжения благодати». Кроме того, необходимо несколько переформатировать программные документы, лежащие в основе российско-китайских отношений. Договор о дружбе и добрососедстве необходимо переделать в договор о семье народов. Также предлагается сделать китайцам «прививку духа», развернув на территории Китая православный монастырь. «Чтобы китайцы сами с китайским игуменом постригали китайских монахов. А наши направили бы туда духовника, который эту православную доктрину им бы объяснял», — пояснил Девятов. При этом основой гуманитарного сотрудничества должен стать «красный туризм».

Тезис Девятова о том, что Россия должна стать для Китая неким наставником, понравился Ведуте. «Их не надо выпускать из-под нашего влияния. Года два назад я туда ездила, читала лекции в разных университетах. Они с жадностью слушают, ловят каждое слово. Они понимают, что где-то у них есть пробелы в экономическом образовании», — поделилась она. Ведута уверена, что «по нашей интеллектуальной подготовке мы остаемся самой просвещенной нацией в мире».

«Я буду жесток и, может быть, даже радикален в каких-то высказываниях», — вступил в дискуссию Шевченко. Он считает, что Россия, формируя свою политику, не должна в принципе ориентироваться ни на чьи чужие интересы. Не согласился он и с тезисом, что россияне и китайцы жили в одном государстве. Речь в данном случае идет о периоде XII–XIV веков, а это слишком далеко, чтобы искать какую-то прямую связь с российским и китайским обществами, отметил Шевченко.

«Нам надо думать о своем. Мы никому не должны быть ни младшей сестрой, ни старшей. Нам надо от них ото всех закрыться, опереться на собственные силы и строить свой дом. К нам залезают с Запада, Востока, Юга, теперь еще с Севера хотят залезть», — отметил Шевченко. Он подчеркнул, что в стране наблюдается стремительная убыль населения. И на фоне реальных проблем не время и не место рассуждать о различных высоких материях. «Я прошу прощения за эту дискуссию, я специально решил чуть обострить, иначе небополитика призывает нас к растворению в этом бесконечном небе», — примирительно подытожил Шевченко.