Дмитрий Суслов: «В целом я оцениваю динамику урегулирования очень положительно» Дмитрий Суслов: «В целом я оцениваю динамику урегулирования очень положительно» Фото: скриншот из видео

«Киевский режим и Европа проталкивают идею преждевременного российско-украинского саммита»

Дмитрий Вячеславович, саммит Владимира Путина и Дональда Трампа в Анкоридже дал надежду на значительный прогресс по достижению мира в конфликте на Украине. Но приезд в Вашингтон Зеленского с группой поддержки из числа европейских лидеров показал, что они по-прежнему стараются сорвать мирное урегулирование. Как вы оцениваете переговорную ситуацию на сегодня?

— В целом я оцениваю динамику урегулирования очень положительно. Потому что главный и неизменный результат саммита на Аляске заключается в принципиальном принятии Дональдом Трампом российского подхода к разрешению украинского конфликта. А именно того, что первоочередной целью должно быть не перемирие, а окончательное мирное урегулирование. Давление по этому вопросу со стороны Зеленского и европейцев Дональд Трамп воспринимает как попытки помешать мирному урегулированию.

Это продемонстрировал и его открытый спор на камеру с Фридрихом Мерцом в Вашингтоне. Дальнейшие заявления Зеленского, других представителей украинского режима, Эмманюэля Макрона, высокого представителя Европейского Союза Кайи Каллас о том, что все переговоры о мирном урегулировании должны вестись только в условиях перемирия, также воспринимаются Дональдом Трампом и его администрацией как препятствие.

Зеленский и европейцы вставляют палки в колеса и не приближают мирный процесс тактически. Но стратегически это может приблизить мир. Потому что препятствия, которые создают Зеленский и компания, повышают шансы на выход президента США из процесса урегулирования без наращивания давления на Россию. А возможно, с уменьшением, если не прекращением полностью поддержки, которую Соединенные Штаты по-прежнему оказывают Украине в виде передачи ей разведданных и продаж вооружений европейским странам для дальнейшей передачи Киеву. А по мере дальнейшего усугубления военной ситуации Киев и Европа будут вынуждены принимать российские условия как о необходимости мирного урегулирования, так и по содержанию того, что оно может из себя представлять.

Дмитрий Вячеславович Суслов — российский политолог, политический обозреватель, заместитель директора центра комплексных европейских и международных исследований Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), заместитель директора исследовательских программ совета по внешней и оборонной политике (СВОП).

Эксперт по вопросам внешней политики России, внешней политики США, российско-американских отношений, отношений России и Евросоюза.

Родился 15 февраля 1979 года в Ленинграде.

В 2001 году с отличием окончил факультет международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета.

В 2002–2004 годах работал международным корреспондентом «Независимой газеты», опубликовал около 300 информационных и информационно-аналитических статей, комментариев и интервью.

С 2004 года заместитель директора по исследованиям совета по внешней и оборонной политике (СВОП). Ученик Сергея Караганова.

С 2006 года — заместитель директора центра комплексных европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики, старший преподаватель департамента международных отношений факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ.

С 2014 по 2018 год — программный директор клуба «Валдай». Член и эксперт «Валдайского клуба».

Член РСМД.

С 2022 года — ведущий общественно-политического ток-шоу «Большая игра» на Первом канале российского телевидения.

Является соавтором и автором нескольких научных книг и учебников для высшей школы, а также публикаций в научных журналах.

Владеет английским и немецким языками.

Другое дело, что киевский режим и Европа хотят сорвать мирный процесс еще и за счет того, что проталкивают идею преждевременного российско-украинского саммита. Они стараются предъявить в качестве козырной карты непроведение этого саммита, пытаясь представить это Трампу как доказательство того, что Россия якобы не хочет идти к миру и стремится продолжать войну.

— Но Россия не против саммита в принципе. Путин даже предложил провести его в Москве, но Зеленский отказался.

— Да. Но совершенно очевидно, что такие саммиты проводятся после масштабной предварительной работы. Тот же саммит на Аляске был результатом большого переговорного процесса, который с американской стороны вел Стивен Уиткофф. Сначала он прилетал в Москву, встречался с Владимиром Путиным. И только когда у администрации Трампа и российского руководства создалось впечатление о том, что есть прогресс в результате переговоров Уиткоффа, и Трамп с Путиным встретились в Анкоридже.

Россия предлагает нечто подобное и Украине. Сергей Лавров на днях несколько раз сказал (сначала на пресс-конференции с коллегой из Иордании, потом на пресс-конференции с министром иностранных дел Индии и, наконец в интервью NBC), что Россия не против саммита с Зеленским. Но он должен быть подготовлен. А сейчас эта подготовка находится на нулевом уровне. Ведь по вопросам урегулирования Зеленский занял абсолютно неприемлемую для России позицию: никаких территориальных уступок, никаких уступок по вопросам безопасности, никаких уступок по вопросам русского языка. Вообще никаких уступок, но давайте встретимся с Путиным и о чем-то поговорим.

Но так не делается. Путин не будет встречаться с Зеленским, когда у нас нет никакого прогресса по контенту мирного урегулирования. По трем самым важным «корзинам». Первая — это безопасность, вторая — территории, третья — права русских, РПЦ, запрещение неонацистских организаций и так далее. По каждой из этих «корзин» Зеленский занял максималистскую, недоговороспособную позицию.

— А по вопросу безопасности Украины, который сейчас все обсуждают, Зеленскому и европейцам удается склонить Трампа на свою сторону?

— Гарантии безопасности Украине — это вопрос, по которому Зеленский и европейцы предпринимают наиболее активные усилия для перетягивания Трампа на свою сторону. Подход европейцев заключается в том, что гарантии безопасности должны предполагать: а) дальнейшую милитаризацию Украины, б) гарантии должны предоставлять только союзники Киева со стороны Запада, в) гарантии должны предполагать размещение на территории Украины европейского военного контингента «коалиции желающих» при поддержке США с воздуха, разведкой и логистикой.

Все это противоречит тому, о чем могла идти речь на Аляске и о чем, предположительно, говорили Путин и Уиткофф в Москве. Потому что Россия заявила, что не выступает против самого факта предоставления Украине гарантий безопасности. Но с российской точки зрения гарантии безопасности Украине должны соответствовать тому, о чем договаривались еще в Стамбуле в апреле 2022 года и что было прописано тогда в сорванном Западом мирном соглашении между Россией и Украиной. Мы по-прежнему придерживаемся этой формулы.

В том соглашении указано, что, во-первых, гарантии безопасности Украине должны быть коллективными, а не только со стороны Запада. Во-вторых, Россия в обязательном порядке должна быть одним из участников процесса и гарантов безопасности Украины. Без нее невозможно это даже обсуждать. В-третьих, гарантии безопасности должны укреплять нейтралитет Украины, а не ослаблять его.

Вместе с тем предложения европейцев противоречат самой идее нейтралитета. Они говорят: «Даже если Украина сейчас не вступит в НАТО, мы все равно сохраним с ней все нынешние отношения в области безопасности. Да еще и разместим на ее территории наш военный контингент». Какой же это нейтралитет? Это противоположность нейтралитета. Это дальнейшее закрепление Украины в качестве военного тарана Запада против России, пусть формально и не в рамках НАТО. Но в реальности их отношения станут даже крепче, чем между некоторыми странами-членами блока. Это нонсенс. Гарантии безопасности даются нейтральному государству для того, чтобы укрепить и защитить его нейтралитет. А здесь происходит подмена понятий.

— А для России это неприемлемо?

— Конечно. Москва говорит о том, что должны быть коллективные гарантии безопасности Украине как нейтральному государству со стороны постоянных членов Совета Безопасности ООН, включая Китай и Россию. Потом к ним могут присоединяться другие страны, которые захотят. Та же Турция, например, или Германия. Сергей Лавров все это проговаривал, Россия не против.

Гарантии безопасности могут предполагать оказание Украине немедленной помощи, в том числе военной. Это, кстати, соответствует 5-й статье Устава НАТО, которая говорит о том, что если одна из стран Альянса подвергается агрессии, то все остальные ей помогают. При этом в 5-й статье НАТО не написано, что если страна НАТО подвергается агрессии, все остальные обязательно вступают в войну с агрессором. Там есть только обязательство оказать помощь вплоть до вступления в войну. То есть опция вступления в войну рассматривается в качестве крайнего варианта, а до этого есть целый спектр того, что еще может быть сделано.

Собственно, Россия выступает за гарантии безопасности Украины именно таким образом. Именно это имелось в виду, когда Владимир Путин либо Уиткоффу, либо Трампу, предположительно, сказал о том, что Россия согласна с предоставлением Украине гарантий безопасности по типу 5-й статьи НАТО, о чем торжественно заявил Уиткофф в серии интервью после саммита на Аляске.

Киев же и европейцы пытаются вложить в гарантии Украине по типу 5-й статьи НАТО принципиально иное понимание, несовместимое с самой идеей нейтралитета Украины. Могли они добиться здесь успеха? Возможно, частичного. Потому что США сейчас на всех уровнях ведут с ними очень активные переговоры по выработке формулы гарантий безопасности Украине, основанной на европейском подходе. Даже Трамп говорил, что не против размещения европейского контингента на Украине.

«США не хотят брать на себя обязательство вступать в войну против России в случае, если она будет наносить ракетно-бомбовые удары по европейским войскам на территории Украины» «США не хотят брать на себя обязательство вступать в войну против России в случае, если она будет наносить ракетно-бомбовые удары по европейским войскам на территории Украины» Фото: © Aaron Schwartz — Pool via CNP/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

«Я исключаю вариант размещения европейских войск НАТО на Украине»

— Вы допускаете, что европейцы, заручившись поддержкой американцев, все-таки смогут разместить войска НАТО на Украине?

— Я исключаю вариант размещения европейских войск НАТО на Украине. Уже состоявшиеся переговоры на уровне Пентагона, начальников штабов и госдепартамента (последние — под председательством Марко Рубио) показали, что никаких серьезных обязательств по поддержке европейского контингента США давать не будут. Гарантий безопасности — тоже.

США не хотят брать на себя обязательство вступать в войну против России в случае, если она будет наносить ракетно-бомбовые удары по европейским войскам на территории Украины. Это наглядно показали состоявшиеся переговоры США и Европы на всех уровнях. Надежды европейцев на Марка Рубио с его более жестким подходом к России тоже не оправдались. Он не стал им обещать ничего конкретного.

А без железобетонных гарантий со стороны США европейцы со своим «потешным» 15–20-тысячным контингентом на Украину не сунутся. Это абсолютно точно. Потому что вступление европейских войск на территорию Украины будет означать стопроцентную гарантию того, что их полностью уничтожат. Великобритания, Франция, любые другие страны получат тысячи гробов. И дальше они будут решать, что с этим делать. Вступать ли в войну с ядерной сверхдержавой с перспективой полного стирания своих стран с лица земли? Вряд ли.

Гораздо более вероятным результатом станет полный коллапс нынешних политических европейских элит, падение правительств тех стран, что примут решение послать тысячи своих граждан на гарантированную смерть и отправку тех, кто это решение примет, под суд. Они прекрасно понимают, что для них это самоубийство. Поэтому без поддержки США пугать Россию перспективой глобальной ядерной войны европейцы не будут. А США в это вписываться не хотят, что совершенно очевидно. Поэтому никакого размещения европейского контингента на Украине не будет.

— А как же заявления Трампа о том, что он не против идеи размещения европейского контингента на Украине?

— Пока это выглядит как подготовка торга с Россией. Мне кажется, что США на самом деле пытаются вести переговоры с Россией с заведомо неприемлемой для нас позиции. Это типичный пример трамповского «искусства сделки»: начинай переговоры с запредельно максималистской позиции, чтобы в ходе торга добиться от контрагента уступок и сойтись примерно на том, чего хотел с самого начала. США хотят, чтобы послевоенная Украина осталась сильным в военной области государством в западной внешнеполитической орбите.

В США на всех уровнях постоянно говорят, что для них категорически неприемлемо требование России о демилитаризации Украины — сокращении ее вооруженных сил и ограничении ее практических отношений с Западом в военной сфере. Я считаю, что это самое главное, краеугольное противоречие между Россией и США по вопросам урегулирования украинского конфликта.

Как мы видим, украинские территории не очень важны для администрации Трампа. Вашингтон готов, чтобы Киев пошел на территориальные уступки. Права русских для США тоже не тот вопрос, где они готовы биться за интересы киевского режима. Более того, многие в окружении Трампа, MAGA-республиканцы очень негативно относятся к Зеленскому отчасти потому, что он преследует Украинскую православную церковь Московского патриархата, закрывает церкви, запрещает русский язык. Если Трамп будет давить на Зеленского по этим вопросам, это даже хорошо для него с внутриполитической точки зрения.

А вот безопасность — другое дело. Здесь в Соединенных Штатах существует жесткий консенсус относительно того, что Украина должна остаться сильным в военном отношении государством. И я думаю, что Трамп, говоря о поддержке идеи европейского контингента «Коалиции желающих» на территории Украины, на самом деле пытается добиться от России уступок по вопросам демилитаризации киевского режима.

— Зачем американцам милитаризованная Украина? Они хотят зарабатывать на ней, продолжая поставлять вооружение?

— В США сформировалось мнение, что если война на Украине закончится полностью на условиях России, включая демилитаризацию Украины, то это будет означать поражение всего Запада, включая Соединенные Штаты. И это будут всячески изображать как полный проигрыш Трампа. Если же Украина останется сильным в военном отношении и прозападным государством, пусть и с меньшей территорией, то это будет победа США. Потому что Украина будет сохранена как геополитический и военный форпост Запада против России. И она по-прежнему будет представлять для России угрозу безопасности.

«Попытка сохранить Украину в качестве милитаризованного государства в западной внешнеполитической орбите — это попытка украсть у России победу» «Попытка сохранить Украину в качестве милитаризованного государства в западной внешнеполитической орбите — это попытка украсть у России победу» Фото: © Kay Nietfeld / dpa / globallookpress.com

«Американцы не хотят допускать нашей полной победы»

— У России пытаются украсть ее право на победу?

— Абсолютно точно. Попытка сохранить Украину в качестве милитаризованного государства в западной внешнеполитической орбите — это попытка украсть у России победу. За то, чтобы лишить Россию победы, выступает американское глубинное государство и истеблишмент США, в том числе та часть американской бюрократии, которая работает в администрации Трампа.

В окружении президента США сейчас нет ни одного серьезного деятеля, который выступал бы за демилитаризацию Украины. Для них это красная линия. Сохранение сильной в военном отношении прозападной Украины они смогут представлять как свою геополитическую победу. Потому что Россия и США в любом случае остаются противниками.

Да, сейчас мы хотим нормализовать российско-американские отношения, уменьшить степень нашей конфронтации, выстроить сотрудничество там, где это возможно. Но фундаментально и глобально мы за многополярный мир, а США — за американскую гегемонию. Россия — страна БРИКС, а США хотят БРИКС ослабить и развалить. Мы — за дедолларизацию, а они — за укрепление доминирования доллара в мировых делах. И это все при администрации Трампа.

Мы были против того, чтобы Соединенные Штаты совершали агрессию в отношении Ирана, а они с удовольствием бомбили Иран не так давно. И так далее и так далее. Дональд Трамп, Марко Рубио, другие представители администрации США гордятся и тем, как они укрепили — за счет России — свои позиции России на Южном Кавказе, тем, что именно Дональд Трамп председательствовал при подписании недавнего меморандума между Арменией и Азербайджаном о намерении заключить мирный договор.

В любом случае Россия и США остаются конкурентами и противниками. Поэтому американцы не хотят допускать нашей полной победы.

— И в американском политикуме относительно данного противоречия с Россией полный консенсус?

Абсолютно точно. С американской точки зрения Украина должна остаться сильным в военном отношении государством, не имеющим никаких ограничений на размер своих вооруженных сил и их качества. И если она хочет, а она этого, безусловно, хочет, то может обладать и дальнобойными вооружениями. Европейцы сейчас вместе с Украиной создают дальнобойные ракеты «Сапсан», которые мы недавно уничтожили, «Фламинго», которые на самом деле британские, и так далее.

— И как можно выйти из этого противоречия?

— Из этого противоречия можно выйти только победой России. Если ситуация на фронте будет складываться катастрофическим образом для Украины, если в практическую плоскость выйдет вопрос о развале фронта и полном военном поражении Украины, то тогда и киевский режим, и США будут вынуждены принять российскую позицию о демилитаризации. Просто ради того, чтобы избежать безоговорочной капитуляции. Без победы на поле боя вряд ли мы договоримся по этому вопросу.

России, конечно, нужно добиваться демилитаризации Украины. Американцы будут всячески упираться. Но всерьез продвинуться вперед переговоры по этим вопросам могут только после кардинального изменения ситуации на поле боя. Пока она не изменится, не стоит ожидать прорыва в переговорном процессе.

— А фактор заработка на поставках вооружений Украине насколько важен? Известно же, что американцы будут продавать европейцам оружие с 10-процентной наценкой, а те — поставлять его Киеву.

— Безусловно, этот фактор имеет значение. Американцы хотят видеть Украину сильным в военном отношении государством еще и для того, чтобы сохранить возможность дальнейших продаж ей своих вооружений. Это имеет огромное значение для Дональда Трампа, потому что для него любая сделка измеряется в цифрах, даже если эти цифры малореализуемы. Конкретный пример — недавняя торговая сделка Трампа с Евросоюзом. Обязательства по закупке американских вооружений и нефти, прописанные в этой сделке, нереализуемы, просто потому что у США нет такого количества нефти, сколько Евросоюз обязался у них купить.

Примерно то же самое и с вооружением. Учитывая обязательства США в Азии по сдерживанию Китая, на Ближнем Востоке и так далее, американцам много-много лет нужно производить вооружения, чтобы получить тот объем, который Европейский Союз обязался у них купить. Все эксперты понимают, что эти цифры не реальные.

Но для Трампа они важны, потому что он гордо показывает: «Смотрите, вот обязательства Европейского Союза по закупке американской нефти на 750 миллиардов долларов!» И он это преподносит еще и как компромисс. Хотел триллион, но дал скидку на 250 миллиардов. С Украиной то же самое. Европейцы готовы оплатить 100 миллиардов долларов закупок американских вооружений для Киева. Замечательно. Для Трампа это успех сделки.

«Бесплатную военную технику администрация Трампа перестала передавать Украине. Теперь США продают европейцам вооружение за деньги» «Бесплатную военную технику администрация Трампа перестала передавать Украине. Теперь США продают европейцам вооружение за деньги» Фото: © Kay Nietfeld / dpa / www.globallookpress.com

«Трамп исходит из того, что нанести стратегическое поражение России невозможно»

— Если США продолжают помогать Украине, пусть даже через европейцев, получается, что война Байдена все-таки становится войной Трампа?

— Частично война Байдена становится войной Трампа. Последний всячески пытается снять с себя ответственность, но США, конечно, продолжают оказывать помощь. Так, администрация Трампа по-прежнему передает Украине разведданные, все координаты в режиме реального времени, с помощью которых Киев наносит удары. Это самая важная помощь, потому что без нее Украина слепа и не сможет вести боевые действия. У европейцев такой спутниковой системы, как у США, нет.

Бесплатную военную технику администрация Трампа перестала передавать Украине. Теперь США продают европейцам вооружение за деньги, еще и с 10-процентной наценкой для передачи Украине или для пополнения европейских же запасов. Но, обратите внимание, Трамп, чтобы снять с себя ответственность, подчеркивает, что ему вообще плевать, что дальше будет с этими вооружениями.

Европейцы их могут передать Украине, могут оставить себе. Трампа это уже не касается. Он просто занимается экспортом вооружений. Точка. И это главное отличие от подхода Байдена. Трамп, конечно, продолжает войну на Украине, но в гораздо меньшей степени, чем это было при администрации Байдена. Потому что целеполагание у него фундаментально другое.

Целеполагание Байдена заключалось в том, чтобы нанести России стратегическое поражение. А целеполагание Трампа — либо скорейшим образом закончить войну без поражения Запада и Украины, а еще лучше сохранить ее милитаризованной, что можно представить как свою победу, либо умыть руки, если ничего не получится. Но Трамп исходит из того, что нанести стратегическое поражение России невозможно.

— Спецпосланник президента США по Украине Кит Келлогг, не замеченный в расположении к России, посоветовал критикам Трампа из-за встречи с Путиным заткнуться и посидеть в углу. Не является ли это свидетельством того, что в окружении Трампа отношение к России все-таки меняется?

— Мы знаем, что Келлогг придерживается более проукраинских позиций. То, что он предлагает всем критикам встречи на Аляске заткнуться, означает, что Дональд Трамп по-прежнему ценит результаты саммита с президентом России, считает его очень важным шагом вперед, своим успехом и привержен тому, о чем договорился с Путиным. Это возвращает нас к началу разговора, что попытки Зеленского с компанией европейцев противоречить результатам саммита в Анкоридже вызывают у Трампа раздражение.

— Здесь можно сравнить и антураж обеих встреч. На Аляске Трамп демонстрировал уважение по отношению к России и Путину. А в Вашингтоне не обошлось даже без троллинга в адрес европейцев.

— Да. Это абсолютно неудивительно. И еще раз доказывает, что Трамп уважает великие державы, уважает страны, которые одерживают победы, уважает силу. Он воспринимает Россию как великую державу и готов вести с ней диалог на равных. Россия и Китай, Владимир Путин и Си Цзиньпин — единственные страны и лидеры, к кому Дональд Трамп относится с уважением и готов говорить на равных.

На Аляске, безусловно, был саммит двух равновеликих держав. Это проявлялось во всем — и в антураже, и в протоколе, и в содержании. Это, конечно, разительно контрастирует с тем, как Трамп относится к европейским союзникам США. Он их не уважает, откровенно презирает. И вполне заслуженно, надо сказать. На встрече в Вашингтоне Трамп вел себя как начальник. Многие наблюдатели это отметили. Например, бросилось в глаза, что Трамп называл Макрона по имени: «Эмманюэль». А тот ему отвечал: «Господин президент». Это стилистика общения учителя с учеником или начальника с подчиненным.

И конечно, особое презрение Трамп и его администрация демонстрируют в отношении Зеленского. Почему? Трамп совершенно правильно сказал еще в феврале на исторической встрече в Белом доме с Зеленским, с которой тот вылетел, что у него нет карт, потому что Украина не способна существовать самостоятельно, она находится на внешнем жизнеобеспечении. И если отключить этот механизм, то режим Зеленского прекратит свое существование. При этом выключатель в руках Вашингтона. Европа без участия и поддержки Соединенных Штатов не справится с украинским жизнеобеспечением. Трамп это прекрасно понимает.

Очень яркой иллюстрацией полного презрения к Зеленскому стали и слова Джея Ди Вэнса к нему перед последней встречей в Белом доме. Как потом рассказал сам вице-президент США, он заранее предупредил Зеленского, что если тот будет «вести себя хорошо», то он не будет повторять февральскую порку. При этом надо учитывать, что по табелю о рангах Вэнс как вице-президент находится на уровне ниже Зеленского, которого США признают главой государства.

«Трамп может сказать: «Я им дал возможность, но они ей не воспользовались. И Украина виновата, и Россия. Я хотел мира, а они хотят воевать. Ну и пусть воюют» «Трамп может сказать: «Я им дал возможность, но они ей не воспользовались. И Украина виновата, и Россия. Я хотел мира, а они хотят воевать. Ну и пусть воюют» Фото: © President of Russia Office apai/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

«Наибольшая вероятность, что Трамп умоет руки»

— Трамп на днях заявил, что через две недели он может изменить подход и к России, и к конфликту, и к Украине. Что это может означать? Он умоет руки и выйдет из конфликта?

— Думаю, наибольшая вероятность, что Трамп умоет руки. Скорее всего, он скажет, что в продолжении конфликта виноваты обе стороны. Эти две недели он как бы отвел на организацию российско-украинского саммита или иного зримого движения вперед. Совершенно очевидно, что ничего подобного не будет, потому что, как мы уже говорили, Украина заняла совершенно недоговороспособную максималистскую позицию по всем «корзинам» мирного урегулирования. Более того, Украина и многие европейцы по-прежнему говорят, что нужно немедленное перемирие и встреча Зеленского с Путиным без всякой подготовки. Для России все это абсолютно неприемлемо, поэтому никакого российско-украинского движения вперед за ближайшие две недели не будет.

А Дональд Трамп для того, чтобы ослабить внутриполитическую критику и противодействие со стороны глубинного государства, чтобы ослабить критику своих союзников, скорее всего, возложит вину на обе стороны конфликта. Он может сказать: «Я им дал возможность, но они ей не воспользовались. И Украина виновата, и Россия. Я хотел мира, а они хотят воевать. Ну и пусть воюют». Думаю, что администрация Трампа оставит все как есть. Единственное изменение будет заключаться в том, что Трамп перестанет давить в сторону дальнейшего мирного урегулирования. Но США не прекратят передачу разведданных Украине и поставки вооружений Европе.

— Вторичные санкции против партнеров России и новые санкции против самой России Трамп может ввести?

— Новые пошлины в отношении торговых партнеров России Трамп тоже не введет, потому что все видят, что они контрпродуктивны. С Индией вообще ничего не получилось, результат прямо противоположен тому, на который рассчитывал Трамп. Произошел исторический кризис американо-индийских отношений. Сейчас они хуже, чем были когда-либо после окончания холодной войны, когда считалось, что Индия ближе к Советскому Союзу. По сближению между Вашингтоном и Нью-Дели, которое происходило в последние четверть века, нанесен удар.

При этом Индия сближается не только с Россией, но и с Китаем — главным стратегическим противником США. Нарендра Моди едет на саммит Шанхайской организации сотрудничества к Си Цзиньпину. Это все результат попыток Соединенных Штатов давить на Индию путем дополнительных пошлин. С Бразилией тоже ничего не получается. С Китаем, само собой, тоже. Поэтому вряд ли США будут вводить обещанные вторичные пошлины.

Антироссийские санкции, скорее всего, тоже вводить не станут. Во-первых, потому что будет сказано, что Украина тоже виновата в отсутствии прогресса. Во-вторых, как совершенно правильно говорит Марко Рубио, как только США введут новые антироссийские санкции, все переговоры между Россией и США закончатся, причем не только по Украине. А Дональд Трамп не хочет разрушать только-только начавшийся процесс нормализации российско-американских отношений. Он по-прежнему хочет выстраивать диалог с Москвой не только по Украине, но и по более широкой повестке дня.

Поэтому, скорее всего, Соединенные Штаты оставят все как есть. Дальше будет продолжаться война еще какое-то время. И следующая итерация мирных переговоров с участием Трампа возобновится тогда, когда военное положение Украины резко ухудшится.

— На данном этапе переговорный процесс по Украине зашел в тупик?

— Переговорный процесс не завершится успехом, пока стороны не пойдут на фундаментальные уступки. При этом ни одна из сторон не готова пойти на фундаментальные уступки без неотвратимой угрозы своего военного поражения. В краткосрочной перспективе такой угрозы нет. Или, по крайней мере, в Киеве ее пока не ощущают — во многом из-за риторики и политики европейцев.

— И никаких саммитов (двухсторонних, трехсторонних с участием Путина, Трампа, Зеленского) в ближайшее время ждать не стоит?

— Полностью исключать российско-американский саммит я бы не стал. Двусторонний саммит Путин – Зеленский крайне маловероятен, равно как и трехсторонний саммит Трамп – Путин – Зеленский. Но нового саммита Путин – Трамп я не исключаю в течение нескольких месяцев. Необязательно по Украине. Возможно, по вопросам контроля над вооружениями, сотрудничества в области Арктики и экономики. По этим направлениям я не исключаю положительного движения. Кстати, Владимир Путин говорил в Сарове на встрече с атомщиками, что есть очень большие перспективы сотрудничества с США в Арктике.

А по каким сценариям может продолжаться переговорный процесс по Украине?

— Я думаю, в ближайшее время Россия будет говорить о необходимости предметных переговоров с Украиной по трем указанным выше «корзинам» мирного урегулирования. Кстати, это полностью соответствует российской идее о создании рабочих групп в рамках переговоров (по безопасности, по территориям, по гуманитарным вопросам и так далее) и повышения статуса делегаций. Ответ со стороны Украины будет, скорее всего, отрицательный: «Никакой предварительной работы, все только на саммите с Путиным».

Параллельно будут продолжаться переговоры между Соединенными Штатами и европейцами по поводу гарантий безопасности для Украины. Они через неделю или через две могут выйти с какими-то предложениями по «коалиции желающих» и по участию Соединенных Штатов в этом процессе. Вашингтон будет делать это для того, чтобы, как я уже сказал, начать переговоры с Россией по вопросам демилитаризации послевоенной Украины с максималистских позиций и попытаться убедить Москву отказаться от этого требования. Но серьезного прогресса в переговорах между Россией и США в этом вопросе, а также между Россией и Украиной я в ближайшее время не жду.

— Трампу, как отмечали многие наблюдатели, очень нужен мир на Украине уже в этом году, чтобы получить Нобелевскую премию мира. То есть до 10 декабря, когда она вручается. Реально ли до этого времени о чем-либо договориться? Или для Трампа это уже не так важно, поскольку у него теперь новая мечта — попасть в рай?

— Я думаю, что в вопросе окончания конфликта на Украине никакие дедлайны устанавливать нельзя. Это бессмысленно. Перспективы урегулирования украинского конфликта фундаментально будут определяться ситуацией на поле боя. Если до октября, ноября, декабря там произойдет решительный прорыв, наступит обрушение украинского фронта, то дальнейшие переговоры и мирный процесс будут развиваться достаточно быстро. Если нет, то все перетечет на следующий год.

— Посол Украины в Великобритании Валерий Залужный, по сообщениям СМИ, уже начал готовиться к выборам президента Украины. Но Зеленский уходить пока не собирается. Когда могут состояться следующие выборы и могут ли они изменить ситуацию?

— Я думаю, что США всерьез относятся к вопросу выборов президента на Украине и давят на Зеленского, чтобы они были проведены. Американцы услышали позицию России о том, что Зеленский нелегитимен для подписания окончательного мирного соглашения, и согласны с этой позицией. Кроме того, уход Зеленского они считают фактором, который может ускорить мирный процесс.

Поэтому США действительно давят на Зеленского по вопросу выборов. Он, естественно, сопротивляется. Но мы видели даже на примере спора с Зеленским в Белом доме, что для Трампа вопрос о выборах не закрыт. Это говорит о том, что он разделяет позицию России о том, что окончательное мирное соглашение должен подписывать вновь избранный президент Украины, кем бы он ни был. И, судя по нынешним опросам общественного мнения на Украине, вряд ли это будет Зеленский.

— Но в ближайшее время организовать выборы на Украине, наверное, не удастся?

— Нет, конечно. Выборы на Украине в ближайшее время невозможно организовать. Для того чтобы проводить выборы, нужно прекращение огня. А это будет возможно только тогда, когда мы полностью договоримся об условиях мирного урегулирования и мирный договор будет парафирован. Парафирование мирного договора и начало реализации таких его положений, как прекращение поставок вооружений Украине со стороны Запада, позволит приостановить огонь. Потом проводятся выборы и уже легитимно избранный и вступивший в должность президент Украины подписывает этот мирный договор.