Генеральный прокурор Игорь Краснов подал заявление на вакантную должность председателя Верховного суда России Генеральный прокурор Игорь Краснов подал заявление на вакантную должность председателя Верховного суда России Фото: © Пресс-служба Совета Федерации РФ, РИА «Новости»

Заявка от единственного кандидата

Слухи о том, кто может стать председателем Верховного суда России, активизировались еще на прошлой неделе. И неспроста — сегодня, 25 августа, последний день приема документов от кандидатов на эту должность по конкурсу, объявленному еще месяц назад, после смерти Ирины Подносовой. «Подогрело» слухи и заявление от высшей экзаменационной комиссии по приему экзамена на должность судьи, в котором говорилось, что экзамен на должность председателя ВС РФ не состоится из-за того, что им не поступили документы, необходимые для участия в конкурсе.

Изначально на должность главного судьи России прочили председателя следственного комитета РФ Александра Бастрыкина. Об этом, например, сообщали источники «Ведомостей». В пользу этой версии приводился аргумент, что у Бастрыкина 27 августа 2025 года истекает срок полномочий, который установлен президентом России Владимиром Путиным и продлевается им же: согласно ограничениям, пост председателя СКР можно занимать до 70 лет, а Бастрыкину скоро исполнится 72 года. Указа о продлении на тот момент не было (его в открытом доступе нет и сейчас), и источники утверждали, что кандидатура Быстрыкина на этом фоне обсуждается «как наиболее очевидная» для должности председателя ВС РФ.

«Не относилась ни к одному «клану»: чем запомнится первая женщина – председатель ВС РФ?

Однако сегодня председатель Высшей квалификационной коллегии (ВККС) России Николай Тимошин сообщил, что на вакансию председателя ВС РФ поступило заявление, но не от Бастрыкина, а от генерального прокурора России Игоря Краснова, который, к слову, почти 10 лет служил в СКР заместителем председателя. Судя по его словам, это единственная заявка — у Краснова нет конкурентов. Точно так же, например, происходило назначение Подносовой — она была единственным кандидатом на должность председателя ВС РФ после смерти Вячеслава Лебедева.

В январе 2020 года Краснов сменил на должности генпрокурора РФ Юрия Чайку. Кандидатура Краснова была внесена на рассмотрение Совета Федерации президентом РФ, и сенаторы согласились с Владимиром Путиным единогласно В январе 2020 года Краснов сменил на должности генпрокурора РФ Юрия Чайку. Кандидатура Краснова была внесена на рассмотрение Совета Федерации президентом РФ, и сенаторы согласились с Владимиром Путиным единогласно Фото: kremlin.ru

Биография Игоря Краснова

Краснову в этом году исполнится 50 лет. При этом, если он все же возглавит Верховный суд РФ, нельзя сказать, что он станет самым молодым его председателем. Например, Лебедев, скончавшийся в 80 лет, возглавил ВС РФ, когда ему было 46.

Родом Игорь Викторович из Архангельска, там же получал высшее юридическое образование — он выпускник Поморского государственного университета им. Ломоносова (сейчас он называется Северный федеральный университет). Службу начал в органах прокуратуры еще в 1997 году следователем прокуратуры Холмогорского района Архангельской области. «Это были лихие 90-е годы, и у меня, как и у других следователей, иногда одновременно в производстве находилось до 16 уголовных дел, в том числе связанных с заказными убийствами и бандитизмом», — рассказывал он в интервью «Коммерсанту».

В 2006 году, как следует из официальной биографии, Краснов стал следователем центрального аппарата Генеральной прокуратуры РФ, а с 2007-го начал работать в следственном комитете России. Краснов был старшим следователем по особо важным делам при председателе СКР. В частности, он возглавлял следственную группу по делу об убийстве Бориса Немцова, расследовал покушение на Анатолия Чубайса и другие резонансные дела.

«Когда я начинал работать, вместо компьютеров и принтеров использовались пишущие ручки и печатные машинки. И надо было делать, используя копирку, по 8–9 копий процессуальных документов по количеству обвиняемых лиц. Последняя могла и не пропечататься, поэтому приходилось буквально стучать по клавишам. И при этом не делать ошибки, потому что в противном случае приходилось перепечатывать. Старая школа научила нас короткому и понятному изложению фактов, действительно имеющих значение для уголовного дела», — рассказывал Краснов о своей службе.

В апреле 2016 года Краснова назначили заместителем председателя СК России. На этой должности, по его же словам, он курировал деятельность главного следственного управления и главного управления по расследованию особо важных дел (ГУРОВД), а также расследования уголовных дел в трех федеральных округах и — по поручению Бастрыкина — ход расследования по ряду других дел, которые велись в разных субъектах. Все громкие дела, можно сказать, расследовались под кураторством Краснова — и дело экс-министра экономразвития Алексея Улюкаева, бывших губернаторов Александра Хорошавина (Сахалинская область), Никиты Белых (Кировская область) и Вячеслава Гайзера (Республика Коми).

В январе 2020 года Краснов сменил на должности генпрокурора РФ Юрия Чайку, который возглавлял надзорное ведомство почти 14 лет. Кандидатура Краснова была внесена на рассмотрение Совета Федерации президентом РФ, и сенаторы согласились с Путиным единогласно. «Я думаю, у него все получится, все ляжет. Он из системы прокуратуры, ему дорога эта система», — рассказывал Чайка сенаторам о своем преемнике. А спикер СФ Валентина Матвиенко описала Краснова как «молодого и незашоренного», назвав его «человеком из системы, а не из Садового кольца».

Сам Краснов называл несколько задач, на которые как генеральный прокурор хотел бы обратить внимание. В частности, это отрасли, которые подвержены «криминализации», в том числе и ЖКХ. Кроме того, он подчеркнул важность борьбы с коррупцией. «Коррупция как проявление одного из беззаконий, безусловно, разлагает как деловую среду, так и государство в целом, — говорил Краснов.— Коррупция существует постольку, поскольку существует возможность чиновника распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия тех или иных решений». И действительно, хотя возможность изымать имущество чиновников, приобретенное на «неподтвержденные доходы», существовала и ранее, именно при Краснове она стала применяться более активно. Прокуроры занялись вопросами деприватизации, о чем даже «спорили» с Конституционным судом России, в частности, по вопросам сроков давности.

Как будет происходить назначение

Изначально кандидат должен получить рекомендацию от ВККС. При этом, как следует из закона «О статусе судей», кандидатам в судьи любого уровня необходимо сдать квалификационный экзамен — так комиссия убедится, что у него есть знания и навыки для работы. Экзамен должны сдавать все, у кого нет действующего статуса судьи, а также судьи, которые пребывают в отставке более трех лет подряд. Исключение сделано только для тех, у кого есть звание «Заслуженный юрист России», ученая степень кандидата юридических наук или ученое звание доктора юридических наук — таковым экзамен сдавать не придется. Краснов входит в число этих «исключений»: как раз в пятницу, 22 августа, Путин присвоил ему звание заслуженного юриста РФ.

Если кандидат на должность получает положительное заключение от ВККС, то президент РФ представляет кандидатуру на рассмотрение Совета Федерации, который уже в свою очередь и назначает на должность. Конкретные сроки всех мероприятий не регламентируются.

К слову, прецеденты, когда Верховный суд возглавлял бывший прокурор, уже были в истории нашей страны. Случалось это в середине прошлого века — при Иосифе Сталине. Например, Иван Голяков, руководивший Верховным судом Советского Союза с 1938 по 1948 год, и Анатолий Волин, который возглавлял ВС СССР в 1948–1957 годах, переходили на эту должность с поста прокурора РСФСР.

Еще один вопрос: кто же займет должность генерального прокурора?Еще один вопрос: кто же займет должность генерального прокурора?Фото: © Federation Council of Russia / Global Look Press/ www.globallookpress.com

«Было бы странно подавать заявление на эту должность без гарантий того, что все будет решено»

На посту генпрокурора Краснов эффективно выполнял те задачи, которые перед ним ставили, считает политтехнолог, глава холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко. «Он очень креативно подходил к решению этих задач, в частности, к тем вопросам, которые касаются передела собственности», — сказал Минченко «БИЗНЕС Online». При этом прокуратура проявила себя не только как надзорное ведомство, которое должно следить, чтобы следствие и суды работали в рамках своих компетенций, но заняла очень «деятельную позицию», активно инициировав дела о деприватизации, а также проверки разного рода «нежелательных организаций», добавляет политолог, генеральный директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков. «То есть [прокуратура] максимально соответствовала тому духу времени, который сложился в период нахождения Краснова на посту генпрокурора. Будучи органом довольно независимым и ориентированным только на президента России, прокуратура сумела стать такой неангажированной структурой с точки зрения взаимодействия с элитами. Мы видели, что были многочисленные попытки отстоять интересы тех или иных элитных групп, бизнес-интересов. Везде Краснов выступал в интересах государства. Такая позиция государственника, ориентированная только на президента, задала некий тон работе прокуратуры в целом», — сказал Гращенков нашему изданию.

При этом Минченко отмечает, что вариант с тем, что Бастрыкин возглавит ВС РФ, «действительно рассматривался». Однако он говорит, что подавший заявление Краснов, «вероятно», станет председателем суда: «Было бы странно подавать заявление на эту должность без гарантий того, что все будет решено».

«Понятно, что имела место некая гонка преемников разных структур и типов того, как власть в дальнейшем видит роль Верховного суда, который, с одной стороны, должен быть независимым, а с другой — прогосударственным институтом. Особенно в такой момент, когда страна находится под западными санкциями и прочее. Рассматривались кандидатуры Медведева, Бастрыкина», — рассуждает Гращенков, отмечая, что кандидатура Краснова появилась «неожиданно». Он напоминает, что в истории СССР были случаи, когда прокурор становился председателем Верховного суда, причем таких примеров было несколько. «То есть в каком-то плане сейчас может повториться исторический опыт Советского Союза», — подчеркивает эксперт.

По словам Гращенкова, главный вопрос, как Краснов проявит себя на посту председателя и как он реформирует суд. Ведь Генпрокуратура под руководством Краснова «конфликтовала» с судами: надзорный орган призывал не признавать сроки давности в отношении некоторых сделок и коррупционных дел, а суды вставали на позицию, что сроки давности незыблемы. «Теперь Краснов переходит на позицию, где он либо будет занимать другую сторону, либо, наоборот, обеспечивать для следующего генерального прокурора все условия», — рассуждает политолог. Подносова действительно пыталась обеспечить независимость судов, и после ее смерти встал вопрос, «по какой развилке идти», считает Гращенков: назначить ли «независимого верховного судью» или же, наоборот, выстроить систему, в которой суды и силовики будут работать в связке и идти навстречу друг другу. «Я думаю, что Краснов достаточно тяжеловесная фигура, поэтому он сможет проводить и одну, и другую политику. Будем надеяться, что суды сохранят независимость. С другой стороны, Генпрокуратура в последние годы вела политику, направленную на борьбу с незаконной приватизацией, обратила очень многие компании в доход государства. Поэтому здесь есть риск того, что позиция Верховного суда будет в дальнейшем учитывать такую позицию. И по этой части позиции суды станут более созависимы следствию и прокуратуре», — говорит Гращенков.

Еще один вопрос: кто же займет должность генерального прокурора? Фамилии пока не называются. «Были разные версии, все они мне кажутся слишком экзотичными», — рассказал Минченко.

«Все предыдущие журналисты, которые мне сегодня звонили, начинали с того, что Краснов, будучи заместителем председателя следственного комитета Российской Федерации, много лет был доверенным лицом Бастрыкина. Означает ли это, что человек Бастрыкина получает новую должность? Люди читают „Википедию“ и отталкиваются от этого. Но Краснов — фигура самостоятельная, субъектная, зависящая только от президента. Да, он работал в следственном комитете, на самом деле имел большой и полезный опыт. Но сейчас он возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации», — заметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» политолог, руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев

Собеседник признался, что удивился слухам о возможном назначении Бастрыкина председателем Верховного суда РФ. «Потому что у нас же есть проблема независимости судов. У нас, как известно, уголовное дело возбуждает следствие, прокуратура занимается соблюдением законности, наблюдает, а суд выносит решение. И, собственно говоря, есть серьезная проблема, связанная с тем, что многие считают, что суды у нас просто штампуют готовые решения, что суды у нас недостаточно независимы и что если следователь возбудил дело, то, скорее всего, будет приговор и приговор будет не оправдательный. Так вот, с моей точки зрения, на сегодняшний день необходима система баланса, система сдержек и противовесов, что прекрасно понимает наш президент», — отметил спикер. 

По словам Калачева, назначение 49-летнего Краснова — это «явный посыл к тому, чтобы поднять роль судов и обеспечить их независимость». «То есть [решение принято из логики, что] судьи не должны идти на поводу у следователей. Работа следователей уважаемая, важная, но судьи должны выносить решения, исходя из законов и взвесив все обстоятельства за и против в конкурентном процессе, где играет роль не только следователь, но и адвокат. Я надеюсь, что назначение Краснова на этот пост означает понимание государством, что наша судебная система нуждается в усилении, в большей независимости. У нас большая проблема с независимостью судов», — указал политолог. 

Почему не Бастрыкин? «Бастрыкин — человек, безусловно, уважаемый и тоже из команды президента. Но начнем с того, что ему 71 год. То есть отношение к Верховному суду при руководителе другого поколения — это отношение как к структуре, которая будет нацелена в будущее. И мне кажется, что главная проблема — это не только красиво всех расставить и всем дать какой-то пенсион. Не только дать „всем сестрам по серьгам“. Проблема в том, что на сегодняшний день мы видим, что система реально стареет. И понятно, что президент знает о достижениях Бастрыкина. Но надо принимать во внимание возраст. В 71 год начинать новое дело, рассчитанное на десятилетия... Потому что на самом деле реформа судебной системы, повышение статуса судьи, независимость судов и так далее — это дело точно не ближайшего года, двух, трех или даже пяти. Это работа, устремленная в будущее. И эту работу должны делать люди помоложе», — добавил Калачев.