Судя по тому, что сессия собрала с десяток спикеров и полную аудиторию, вопрос взаимной торговли Китая и России через маркетплейсы становится одним из ключевых во внешнеэкономических отношениях на потребительском уровне Судя по тому, что сессия собрала с десяток спикеров и полную аудиторию, вопрос взаимной торговли Китая и России через маркетплейсы становится одним из ключевых во внешнеэкономических отношениях на потребительском уровне Фото: Михаил Терещенко/фотохост-агентство ТАСС

Как продать китайцам товар на 100 млн за несколько минут?

Будущее российско-китайских отношений на ниве маркетплейсов обсудили накануне на сессии «Маркетплейсы: Россия и Китай — идем на сближение» в рамках форума «РОСТКИ». Судя по тому, что сессия собрала с десяток спикеров и полную аудиторию, вопрос взаимной торговли КНР и РФ через маркетплейсы становится одним из ключевых во внешнеэкономических отношениях на потребительском уровне. Нельзя сказать, что нарратив принципиально новый, но если раньше челноки могли привезти товар из Китая баулами и толкнуть его на российских площадках, то сегодня множатся и процветают компании, которые буквально за ручку выводят селлера на китайское поле. А вывести есть куда: китайские маркетплейсы интересны потому, что развиваются они значительно дольше и эффективнее российских площадок, а также потому, что многие тренды рынка КНР приходят в итоге в Россию.

Заманчиво выглядит — как минимум в теории — и экономическая составляющая. Так, по словам гендиректора агентства диджитал-маркетинга в Китае Mates China Анастасии Наседкиной, если товар из РФ подходит к продвижению через китайские соцсети, то продажи пойдут с невысокой комиссией: «На косметику, например, 5 процентов. В России слышала о 15–20–30 процентах».

Но с соцсетями и их аудиторией еще надо уметь работать. Продающие стримы (видео, где блогеры показывают товар лицом) — отдельный вид искусства.

По словам гендиректора агентства диджитал-маркетинга в Китае Mates China Анастасии Наседкиной, если товар из России подходит к продвижению через китайские соцсети, то продажи пойдут с невысокой комиссией По словам гендиректора агентства диджитал-маркетинга в Китае Mates China Анастасии Наседкиной, если товар из России подходит к продвижению через китайские соцсети, то продажи пойдут с невысокой комиссией Фото: Михаил Терещенко/фотохост-агентство ТАСС

Гендиректор ООО «Эпиньдо» Анастасия Тарасевич привела в пример историю, которая произошла еще в мае этого года. Epinduo — крупнейшая китайская платформа по продаже российских продуктов — решила продавать товары из РФ через топовых китайских блогеров с аудиторией свыше 100 млн человек. И местную звезду соцсетей по имени Даньдань привезли — после долгих уговоров — в Москву на онлайн-ярмарку «Сделано в России».

«На Красной площади для нее построили стримерскую с видом на Кремль. За пять часов блогер продала продукты на 1,1 миллиарда рублей! Более 40 производителей представили сотню своих товаров. Было такое, что представители компании заходили в стримерскую, проходило 40 секунд — и товара нет, раскупили! Были организации, чьи товары продавались на 100 миллионов рублей за несколько минут», — рассказала Тарасевич.

В пользу расширения поставок российских товаров на китайские площадки говорят и изменения в сфере грузоперевозок: логист, владелец компании Shenzhen Hongtu Ruida International Trade Co., Ltd Тан Цзие отмечает развитие «движения на Восток» и усиление влияния регионов в этих маршрутах: если ранее цепочки поставок шли через Москву, то сейчас все чаще работают прямые рейсы на Казань, Уфу, Екатеринбург. К слову, основной офис компании Тан Цзие находится в Казани.

Рамзия Фаздалова: «В России и Европе мышление черно-белое: есть прибыль и убыток, друг и враг. У китайцев все в «серой зоне», важным становится то, что не сказано: жесты, как на вас посмотрели и так далее» Рамзия Фаздалова: «В России и Европе мышление черно-белое: есть прибыль и убыток, друг и враг. У китайцев все в «серой зоне», важным становится то, что не сказано: жесты, как на вас посмотрели и так далее» Фото: Михаил Терещенко/фотохост-агентство ТАСС

«В России и Европе мышление черно-белое. У китайцев все в «серой зоне»

Строить бизнес с китайской стороной лучше не в одиночку. Специалист внешнеэкономической деятельности, эксперт по переговорам с китайцами – независимый консультант и трейдер Рамзия Фаздалова считает, что без партнеров не обойтись — слишком велика разница менталитетов.

«Многие советуют: мол, работайте напрямую, езжайте в Китай, но когда говорим о большом бизнесе, то нужны партнеры. В России и Европе мышление черно-белое: есть прибыль и убыток, друг и враг. У китайцев все в „серой зоне“, важным становится то, что не сказано: жесты, как на вас посмотрели и так далее. Поэтому важно демонстрировать свои ресурсы — экономические, политические, но если нужны скидки или дополнительные условия, то можно показать слабину и начинать переговоры, — объясняет тонкости восточного менталитета Фаздалова. — Важно помнить, что китайское сердце тянется к богатству, вы должны осознавать, что ваш партнер может считать вас другом, но прибыль для него будет на первом месте. Поэтому мой совет тем, кто работает с Китаем: независимо от того, на 30 тысяч рублей закупаете товар или на миллион, всегда оставляйте возможность уйти назад, поменять тактику».

Основатель компании Sapience Pro, которая занимается локализацией бизнеса в КНР, Брайан Чжан говорит, что самая большая трудность — открытие счета: примерно за месяц можно подготовить всю документацию, пройти верификацию и получить свидетельство на регистрацию предприятия в Китае, а вот на открытие счета в банке уходит до 4–6 недель или больше, особенно если речь о предпринимателях из России. По его словам, у местных банков есть ограничения на открытия счетов.

«Что еще нужно, чтобы работать? Арендовать офис, например. Поначалу мы можем помочь с адресом, но после получения регистрации надо и правда арендовать помещение, чтобы представители банка могли прийти и проверить. Важно также учитывать региональные требования к ведению бизнеса в конкретной провинции, они могут отличаться от общекитайских законов», — объяснил Чжан. Он добавил, что без китайских специалистов в ведении документации не обойтись: по каждой сделке нужен внушительный комплект документов, провести ее дистанционно из российского офиса не получится.

Спикеры сходятся во мнении, что обеление рынка — дело времени, рано или поздно пройти эту процедуру придется всем Спикеры сходятся во мнении, что обеление рынка — дело времени, рано или поздно пройти эту процедуру придется всем Фото: Михаил Терещенко/фотохост-агентство ТАСС

«Пока видим 50 на 50: для кого-то белый ввоз — рабочий вариант, для кого-то нет»

Готовиться селлерам нужно к участию в судьбе русско-китайского бизнеса и глобальных трендов. Один из них — китайские селлеры с таким же интересом посматривают на российские маркетплейсы, а значит, конкуренция на российских площадках вырастет. Директор экспортно-импортной компании в Китае Shenzhen Jinxing Co Мао Юй Синь рассказала, что не так давно компания вышла на Wildberries и Ozon, но с мая этого года из десятка магазинов несколько уже вышли на ежедневный оборот более $10 тысяч.

Подтягивается к китайской стороне и сервисная инфраструктура. Появляется множество платформ, готовых помогать в продвижении и продаже товаров китайским селлерам, которые «начали активно интересоваться российскими площадками», их статистикой, аналитикой и особенностями.

Еще один важный тренд — прозрачность торговли и «обеление» рынка. Специалист по бизнесу с КНР, переводчик, основатель компании Wanmei Trade Аида Демьянова отмечает, что со стороны российского бизнеса все больше запроса на ввоз «вбелую» из-за растущих требований к сертификации товара и маркировке. Но переход выгоден пока не всем.

«Прежде чем перейти на белый ввоз, нужно просчитать, будет ли товар приносить прежнюю маржу. Пока видим 50 на 50: для кого-то белый ввоз — рабочий вариант, для кого-то нет. Если нет, то вариант или менять товар, или, чтобы не оставаться в системе карго, можно объединяться с такими же селлерами, уменьшая цену продукции», — объясняет Демьянова. По ее словам, помочь в обелении рынка могла бы упрощенная система таможенной очистки для небольших грузов объемом до 3 кубометров.

Однако спикеры сходятся во мнении, что обеление рынка — дело времени, рано или поздно пройти эту процедуру придется всем. Директор по управлению цепями поставок ПРОЕКТ111, эксперт в области электронной коммерции и трансграничной торговли кандидат экономических наук Алексей Ларионов подчеркивает, что товары, которые ввозятся карго (по серой схеме), создают огромную конкуренцию белой торговле.

«Государству нужна прокачка денег в электронной коммерции, надо быть готовым к тому, что оно закроет для нас эти двери. Тех, кто не перестроится, догонят и доначислят, поэтому перестроиться заранее — благо. Если смотреть на перспективу 5–7 лет, то, на мой взгляд, электронная коммерция станет большим белым бизнесом», — резюмировал он.