На площадке Присутственных мест уделили время общественным пространствам и культурному наследию в них. Именно так называлась сессия, которую модерировала помощник раиса РТ Олеся Балтусова На площадке Присутственных мест уделили время общественным пространствам и культурному наследию в них. Именно так называлась сессия, которую модерировала помощник раиса РТ Олеся Балтусова Фото: «БИЗНЕС Online»

«Может быть, какую-то отдельную номинацию придумаем для татар?»

Мероприятия с международным охватом на этой неделе затрагивали не только привычный для многих «Казань Экспо». Форум «Ребус», посвященный цифровизации и инфраструктуре, объединил экспертов и на площадке Присутственных мест Казанского кремля. Там, что логично, уделили время общественным пространствам и культурному наследию в них. Именно так называлась сессия, которую модерировала помощник раиса РТ Олеся Балтусова. Впрочем, участники — видные в России архитекторы — быстро предложили свое, «правильное» название.

«Я бы перефразировала на „Культурное наследие и общественные пространства в нем“», — предложила под звуки бурного одобрения зала основатель и руководитель архитектурного бюро «Рождественка» Наринэ Тютчева. Бóльшую часть встречи занял обмен опытом между специалистами, занятыми в сфере работы над историческим наследием городов. Эта тема очень близка для Казани, что ранее подчеркнул перед иностранными коллегами раис РТ Рустам Минниханов.

Каждый город известен чем-то своим. Некоторые — своими небоскребами. Мы в Казани, и наше главное достояние — это исторический центр.
Рустам Минниханов Раис РТ
Рустам Минниханов раис РТ

«Если не будем помнить свою историю, то можно все снести и быстренько сделать. Но люди хотят увидеть и сохранить то, что было. Данными вопросами занимаются архитекторы, защитники наследия — люди неприятные, но этот баланс надо сохранять и соблюдать интересы. В конечном счете получаем привлекательные туристические территории. Если бы не имелось Казанского кремля, стремления попасть в ЮНЕСКО, набережных, Универсиады, то где бы мы были? Казань сильно изменило тысячелетие. Это первый шаг, второй — Универсиада», — говорил он в «Казань Экспо» накануне.

До 2022 года во дворе Присутственных мест находилась парковка, что в целом традиционно. Просто раньше сюда ставили кареты и телеги, а в последующем — машины До 2022 года во дворе Присутственных мест находилась парковка, что в целом традиционно. Просто раньше сюда ставили кареты и телеги, а в последующем — машины Визуализация представлена фондом «Институт развития городов РТ»

Поэтому неудивительно, что практически первым делом на обозрение публики попал проект двора как раз в тех самых Присутственных местах Кремля. Его совсем недавно, в 2022 году, готовила Тютчева — известный московский архитектор, который в Казани успела прославиться мастер-планом Старо-Татарской слободы.

Наринэ Тютчева: «Двору Присутственных мест в Кремле нужны посетители, а не пустота»

«Это самый быстрый проект в моей практике — все заняло чуть больше полугода вместе с реализацией. Это, можно сказать, практически [невозможно]… Хотя это Татарстан, а здесь, как известно, возможны чудеса», — рассуждала Тютчева. По ее словам, до 2022 года во дворе Присутственных мест находилась парковка, что в целом традиционно. Просто раньше сюда ставили кареты и телеги, а в последующем — машины.

Первое, что необходимо сделать при работе с любой территорией, — внимательно изучить пространство, считает Тютчева. «Тут прекрасная панорама с объектами архитектурного и культурного наследия: Присутственные места XVIII–XIX веков, крепостная стена XVI века. Все вроде ничего, но есть нюанс. Четверть всей этой красоты занимал асфальт — это, по большому счету, была единственная проблема этой территории», — объясняла архитектор. При изучении истории данной территории остановились на мансуровском белом граните — такой слой нашли в археологических разрезах. А с помощью растительности и водоемов решили климатическую проблему — раньше днем во дворе было очень жарко, поскольку это закрытое пространство, не продуваемое ветром.

Первое, что необходимо сделать при работе с любой территорией, — внимательно изучить пространство, считает Тютчева Первое, что необходимо сделать при работе с любой территорией, — внимательно изучить пространство, считает Тютчева Фото: «БИЗНЕС Online»

Это идеальный пример качественной работы не просто с ОКН, а с объектом всемирного наследия. Аккуратный и концептуальный проект, но при этом удовлетворяющий запросы современных городских сообществ. В этом по-настоящему сильна Казань, считает президент союза архитекторов России Николай Шумаков.

«Этих татар нельзя пускать больше на „Архитектурное наследие“ (фестиваль, организованный союзом архитекторов России,прим. ред.), потому что они забирают все, что предназначено для всей нашей страны, — шутил Шумаков. — И „золото“, и „серебро“, и „бронзу“ забрали».

Для понимания: среди победителей смотра-конкурса фестиваля Шумакова отметились концепции устойчивого развития исторических поселений Чистополя и Елабуги. «Может быть, какую-то отдельную номинацию придумаем для татар?» — продолжал шутить Шумаков под удовлетворенный смех зала, бóльшая часть которого состояла из представителей казанского архитектурного сообщества.

«Знал бы Мельников, что он строит музеи, а не гаражи… Но, мне кажется, знал!» «Знал бы Мельников, что он строит музеи, а не гаражи… Но, мне кажется, знал!» Фото: Валерия Купцова

Как вдумчивая реновация исторического наследия влияет на выручку музеев

Другие проекты только обосновывали предложение Тютчевой переименовать сессию в «Культурное наследие и общественные пространства в нем», но никак не наоборот. К примеру, директор музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко рассказала о том, как выросло выставочное пространство в одном из шедевров конструктивизма — речь о гараже в Москве на улице Новорязанской, построенный по проекту архитектора Константина Степановича Мельникова (1890–1974). Сейчас это музей транспорта Москвы.

«Знал бы Мельников, что он строит музеи, а не гаражи… Но, мне кажется, знал!» — начинала свой рассказал Бондаренко о необычном здании, где когда-то должно было расположиться 226 грузовиков «ГАЗ-АА» — это знаменитые полуторки. Задача с виду простая — это ведь всего лишь гараж! Но Мельникову достался неудобный во всех отношениях треугольный участок, где он умудрился вписать объект полукруглой формы. Это отсылает нас сразу к истории развития транспортной системы Москвы, которая издревле «едет» кругами, форма здания походит на серп и молот — символам СССР.

«Архитектор даже говорил, что стоило ему построить гараж, как на него словно из рога изобилия посыпались государственные заказы. А ведь действительно, он справился с невозможной для многих задачей», — продолжала Бондаренко, с чем неожиданно поспорил Шумаков.

«Оксана, Мельников получил все заказы после того, как он сделал саркофаг для Ленина. Никаких гаражей! — вступил Шумаков. — Если хочешь, конечно, давай об этом помечтаем с тобой, но вечером, когда стемнеет». Шумаков в целом общался с участниками в привычной для себя саркастичной манере. «Влетело» и Балтусовой «Дорогая, я ведь только ради тебя приехал в этот загадочный город. А ведь, знаешь, много в России других прекрасных женщин», — юмористически кокетничал президент союза архитекторов.

«Получилось выдержать особую грань: современный подход — мультимедиа и интерактивность — и классический, где сохраняется главная цель музея — показать историю» «Получилось выдержать особую грань: современный подход — мультимедиа и интерактивность — и классический, где сохраняется главная цель музея — показать историю» Фото: Валерия Купцова

Но вернемся к музею транспорта Москвы. «Мы всегда говорим, что самая главная наша экспозиция — это само здание музея», — говорила Бондаренко. По ее словам, музей существует всего пять лет. Речь не о столетней галерее, поэтому была возможность избежать многих проблем выставочных пространств. Получилось выдержать особую грань: современный подход — мультимедиа и интерактивность — и классический, где сохраняется главная цель музея — показать историю.

Есть еще один любопытный вид культурного наследия в России, куда любят заезжать туристы, — усадьбы, где в свое время проживали важные для истории личности. Такой является усадьба Мелихово, где писатель Антон Павлович Чехов (1860–1904) прожил около 7 лет. С этим пространством работала снова Тютчева.

«Первое — мы обратили внимание, что там полностью нарушена логистика перемещения посетителей по усадьбе. С советского времени они заходили откуда-то сбоку, что полностью нарушало всю концепцию таких пространств, где люди движутся по прямой, длинной аллее. Поэтому в работе над историческим наследием и нужно изучать [исторические] материалы, потому что от этого зависит дальнейшая судьба проекта в целом», — говорила скорее молодым коллегам, которых в зале тоже было достаточно, Тютчева.

Важный элемент здесь — это авторский ландшафт. «Его исказили в советское время, когда по инерции сажали просто красивые цветочки, не задумываясь о деталях», — рассказывала архитектор. В результате работы ее команды здесь родилась концепция «Чехов сад», что и создавал здесь в свое время сам Чехов. Четыре пространства: Литературный сад, Мемориальный сад, Театральный сад и сад у Большого пруда. И в одном месте уместилось все, что можно рассказать о писателе, — о его творчестве и жизни.

«Главная цель заключалась в том, чтобы создать такое место, куда хочется приехать просто прогуляться, в выходные. Потому что сейчас усадебные комплексы воспринимают больше в качестве единоразового посещения», — отметила Тютчева. И, кажется, все получается: к 2030 году ожидают рост дохода усадьбы в 3 раза до 130 млн рублей. В 2 раза должна вырасти посещаемость — до 350 тыс. человек.

В Казани давно идет плодотворная работа, а вот в той же Елабуге это началось относительно недавно. Появилась концепция развития ее центра, где сейчас стоят сотни уставших от жизни домов В Казани давно идет плодотворная работа, а вот в той же Елабуге это началось относительно недавно. Появилась концепция развития ее центра, где сейчас стоят сотни уставших от жизни домов Фото: «БИЗНЕС Online»

«У нас ведь окупается всего две вещи: торговля оружием и наркотиками»: что не так с историческим наследием России

Заканчивалась сессия риторическими вопросами, которые поставил для участников заместитель директора департамента планирования территориального развития минэкономразвития России Андрей Никифоров. По его словам, проекты, реализуемые в центре города, не окупаются. Поэтому в том числе необходимо полностью менять нормативную базу по историческим поселениям России.

«Мы все с вами понимаем, что проекты, которые реализовываются в центре, не окупаются. У нас ведь окупается всего две вещи: торговля оружием и наркотиками. Поэтому нужны меры поддержки от государства», — высказался Никифоров. И такие меры поддержки вроде есть, но непонятно, как их применять для территорий с особым режимом охраны. «Они (меры поддержкиприм. ред.) не применяемы, потому что часто непонятен ни предмет, ни сама территория, для которой нужны эти средства», — заметил Никифоров.

Рецепты для Елабуги: 1,7 миллиона «квадратов» жилья и рост населения в 5 раз

Можно сказать, что тут лед тронулся. В Казани давно идет плодотворная работа, а в той же Елабуге это началось относительно недавно. Появилась концепция развития ее центра, где сейчас стоят сотни уставших от жизни домов. Но вот неожиданный инсайт от Тютчевой: без компетенций людей на местах не реализуем ни один мастер-план.

Такие территории требуют особого управления. Я знаю сотни мастер-планов, которые в итоге легли на полки, потому что никто не знает, что с ними делать.
Наринэ Тютчева Основатель московского архитектурного бюро «Рождественка»
Наринэ Тютчева основатель московского архитектурного бюро «Рождественка»

«Да просто денег нет», — крикнул кто-то из зала.

«Деньги как раз есть. Но, может, у меня другая информация», — парировала Тютчева.

В целом сессия завершилась вопросами, повисшими в воздухе. «Надеюсь, мы приедем на следующий фестиваль „Архнаследия“ и ответим на все это», — резюмировала Балтусова.