В советское время имя Мулланура Вахитова в пантеоне татарских коммунистов стояло под номером один и о его убеждениях ничего не говорилось. Между тем он являлся одним из отцов-основателей современного Татарстана В советское время имя Мулланура Вахитова в пантеоне татарских коммунистов стояло под номером один и о его убеждениях ничего не говорилось. Между тем он являлся одним из отцов-основателей современного Татарстана Фото: Фонд Кунгурского музея — fnperm.ru, Public Domain, commons.wikimedia.org

Вахитов — первый татарин-большевик

40 лет назад, 22 августа 1985 года, в Казани состоялось торжественное открытие памятника Муллануру Вахитову рук известного московского скульптора Юрия Орехова, ставшего крупным скульптурным монументом столицы ТАССР, превратившегося со временем в один из символов города. Его высота вместе с пьедесталом составила 12 м, что обеспечило ему 2-е место по высоте после 14-метрового памятника Владимиру Ленину на площади Свободы. Если имя вождя мирового пролетариата знакомо большинству россиян, в том числе и представителям современной молодежи, то татарский большевик у большинства ассоциируется с памятником, площадью Вахитова, возможно, улицей, да и то только из-за расположенного там крупного гипермаркета.

В то же время, по мнению историков, в том числе и собеседника «БИЗНЕС Online», историка Ильнара Гарифуллина, Вахитов является первым татарином – членом Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП(б), вступившим в партию до февральской революции. Хотя официально первенство дается Хусаину Ямашеву, но он не дожил до 1917 года пять лет и не принимал участия в установлении новой власти. В советское время имя Вахитова в пантеоне татарских коммунистов стояло под номером и о его убеждениях ничего не говорилось. Между тем он являлся одним из отцов-основателей современного Татарстана и при этом стоял на платформе национального самоопределения.

Главная память о Вахитове — это памятник, который стал одним из символов Казани Главная память о Вахитове — это памятник, который стал одним из символов Казани Фото: Андрей Титов

Родился Вахитов 10 августа 1885 года в зажиточной семье. Появился на свет в Казани, когда его родители из деревни Казаево Пермской губернии направлялись на Макарьевскую ярмарку. Его беременной маме Уммегульсум Казаковой стало плохо, и было принято решение, что малыш должен родиться в столице татарского мира. В 1899 году Вахитов поступает в Казанское реальное училище, затем — в Санкт-Петербургский политехнический институт, откуда перевелся на юридический факультет психоневрологического института. Он был одним из немногих мусульман, которые получили высшее образование в России, ведь инородцам до первой русской революции запрещено было учиться в вузах. С 1912 по 1914 год печатался в «Мусульманской газете», где поднимал вопросы по реформации самосознания татарского народа, а также о возрождении ислама. Кроме написания текстов, Вахитов занимался и редакторской деятельностью в газете «Игенче».

За год до октябрьского переворота был за неуплату исключен из учебного заведения. В феврале 1917-го Вахитов возвращается в Казань, где организовал мусульманский социалистический комитет: вел антивоенную и революционную пропаганду с помощью печатного органа газеты «Кызыл байрак» («Красное знамя»), участвовал в установлении советской власти в городе. Позже был избран делегатом учредительного собрания, где встречался с Лениным и по совету вождя 17 января 1918 года возглавил комиссариат по делам мусульман Внутренней России.

Вахитов был отправлен в пересыльную тюрьму под самыми стенами Казанского кремля (сейчас в здании бывшей тюрьмы находится институт истории им. Марджани) Вахитов был отправлен в пересыльную тюрьму под самыми стенами Казанского кремля (сейчас в здании бывшей тюрьмы находится Институт истории им. Марджани) Фото: Андрей Титов

Во время деятельности в коллегии Наркомнаца подписал положение о Татаро-Башкирской Советской Республике и стал инициатором созыва первой всероссийской конференции рабочих-мусульман. С июля 1918-го он становится чрезвычайным продовольственным комиссаром Поволжья. В августе возглавляет 2-й татаро-башкирский батальон и принимает командование по обороне Казани от белогвардейцев, желавших захватить золотой запас города. Но армия терпит поражение и город захватывают части Чехословацкого корпуса и Народная армия КОМУЧа. Вахитов организует подпольную армию и начинает разрабатывать план по освобождению города, однако его выдает провокатор. Большевика арестовывают, отправляют в тюрьму под стенами Казанского кремля, где впоследствии казнят 19 августа 1918 года. Похоронили Вахитова на кладбище Спасо-Преображенского монастыря в Кремле, но позже его останки перезахоронили на Архангельском кладбище Казани.

Ильнар Гарифуллин: «Одним из важнейших моментов здесь все-таки было то, что эти люди мечтали не только о классовом освобождении, но и о национальном» Ильнар Гарифуллин: «Одним из важнейших моментов здесь все-таки было то, что эти люди мечтали не только о классовом освобождении, но и о национальном» Фото: Андрей Титов

Кто был отцом-основателем Татарстана?

Ильнар Зульфатович, в советские времена Мулланура Вахитова нам представляли как пламенного революционера-большевика, сторонника строительства социализма. Как показало время, это была более сложная фигура. Кем он являлся на самом деле?

Вахитов принадлежит к группе так называемых национал-большевиков. Их имена можно через запятую писать: Мулланур Вахитов и Мирсаид Султан-Галиев (1892–1940, татарский политический деятель, член РСДРП(б), один из основоположников ТАССР. Расстрелян 28 января 1940 года за «национал-уклонизм» — прим. ред.). То есть это те люди, которые были левыми по своему политическому мировоззрению, но в то же время их можно отнести к членам татарского национального движения. Потому что их интересовали вопросы не только классовой борьбы и мировой революции, но в особенности вопрос о национальном самоопределении народов бывшей Российской империи и прежде всего, конечно, татар, татаро-мусульманского населения. Поэтому слово «национал-большевик» в данном случае не относится к сторонникам ныне покойного Эдуарда Лимонова. В партийных кругах их тогда называли просто «националами».

В одной из заметок мне пришлось видеть о нем такой эпитет, как «отец-основатель» ТАССР.

Поправлю вас насчет отца-основателя. У нас, представителей молодой татарской интеллигенции, однажды даже была идея о том, что нам уже давно нужно учредить некий пантеон отцов-основателей Татарстана. Потому что если говорить о том, кто все-таки основал Татарстан, то будет не одна фамилия, а сразу три-четыре. Естественно, одним из первых в этом ряду будет Вахитов и Султан-Галиев. Причем, наверное, Султан-Галиев на первом месте, но и Вахитов как его политический наставник, скорее всего, должен идти вторым или третьим номером в этом списке.

А как же Гаяз Исхаки?

— Исхаки — один из самых больших мифов, существующих в умах татарской интеллигенции, когда речь заходит о проекте штата Идель-Урал и татарской республике. На самом деле, если говорить о событиях, связанных с деятельностью Вахитова, пик их приходится на 1917–1918 годы. К тому времени Исхаки уже был сторонником национально-культурной автономии. Он был соратником Садри Максуди (1878–1957, государственный и общественно-политический деятель, член Госдумы II и III созывов от Казанской губернииприм. ред.), который был лидером так называемых тюркистов — представителей не только татар и башкир, но и других мусульманских народов Российской империи, выступавших за учреждение национально-культурной автономии, а не территориальной в виде республики или штата.

Ильнар Зульфатович Гарифуллин — кандидат исторических наук. Младший научный сотрудник отдела новейшей истории Института истории им. Марджани Академии наук РТ.

Родился 1 января 1988 года в Буздякском районе Башкортостана. Учился в Буздякской средней школе №1 (1994–2005), затем поступил на исторический факультет Башкирского государственного университета (2005–2010). В 2010–2013 годах окончил аспирантуру института истории им. Марджани АН РТ. В 2017 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Роль татарских общественных объединений Республики Башкортостан в реализации этнокультурных интересов татарского населения в конце 1980-х – начале 2000-х годов».

С 2016-го член совета всемирного форума татарской молодежи.

В чем было отличие?

— Национально-культурная автономия — это форма организации, при которой этническая группа или сообщество не создает определенную территорию, контролируемую органами власти, а учреждает автономные общественные структуры, занимающиеся вопросами образования, религии и культуры. В 1917–1918 годах ни Садри Максуди, ни Гаяз Исхаки не рассматривали возможность официального учреждения штата или республики, например Татарстана или Татаро-Башкирской Республики. Они полагали, что необходимо создать только национально-культурную автономию.

В то же время Вахитов, а также Султан-Галиев и Галимджан Ибрагимов — представители так называемого левого крыла татарского национального движения — выступали за территориальную автономию и стремились возродить государственность татарского народа. Прошедшие 100 лет и мировой опыт показывают, что вопрос национального развития любого народа в конечном итоге зависит от наличия государственных институтов.

«Сталин предполагал, что не должно быть никаких союзных республик, а должна существовать одна большая РСФСР, внутри которой — автономные области и республики с минимальным набором прав. В этом отношении, конечно, Ленин не соглашался с ним» «Сталин предполагал, что не должно быть никаких союзных республик, а должна существовать одна большая РСФСР, внутри которой — автономные области и республики с минимальным набором прав. В этом отношении, конечно, Ленин не соглашался с ним» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Сталин предполагал, что не должно быть никаких союзных республик, а должна существовать одна большая РСФСР»

Вахитова смело можно назвать ярым сторонником Ленина. Ведь вождь мирового пролетариата доверил ему возглавить центральный мусульманский комиссариат, что-то вроде министерства по делам мусульман.

— Вернее сказать, Ленин предложил, а Вахитов согласился на создание мусульманского комиссариата внутри Народного комиссариата по делам национальностей, занимавшегося вопросами, касающимися только мусульманских народов. Там рассматривались вопросы как национального самоопределения, так и учреждения мусульманских военных частей.

Брат Вахитова даже после его смерти оставался одним из видных военных и политических деятелей среди татарского народа. За его подписью был издан приказ о том, что у мусульманских частей рабоче-крестьянской Красной армии должна была быть отдельная нашивка на левом предплечье в виде полумесяца и звезды. Таким образом, мусульманский комиссариат занимался как вопросами национально-культурного характера, так и созданием республик и учреждением военных частей Красной Армии.

То есть непосредственным начальником Вахитова был Иосиф Сталин, возглавлявший народный комиссариат по делам национальностей (Наркомнац) с 1917 по 1923 год?

— В целом весь наркомат возглавлял Сталин, однако мусульманский комиссариат в определенной степени обладал автономией. Пока жив был Ленин, жесткой вертикали внутри этого ведомства не существовало, и у них имелась определенная свобода действий. По воспоминаниям Султан-Галиева, самое счастливое время в его жизни, когда чувствовал себя свободным человеком, — это годы Гражданской войны. Сталин не осуществлял постоянного диктата над ним, и политические деятели того времени могли реализовывать свои идеи и планы. Однако уже в 1920-1930-х годах, после смерти Вахитова, внутри системы установилась жесткая вертикаль власти.

В те времена проходили жесткие дискуссии по национальному вопросу, особенно между Лениным и Сталиным, который был противником разделения страны по национальному принципу. Он, наверное, и позицию Вахитова не принимал.

Сталин предполагал, что не должно быть никаких союзных республик, а должна существовать одна большая РСФСР, внутри которой — автономные области и республики с минимальным набором прав. В этом отношении, конечно, Ленин не соглашался с ним. Именно поэтому в своем «завещании» 1922 года, в статье «К вопросу о национальностях или об „автономизации“», он прямо критиковал Сталина за такую политику. И он предрекал, что если советская власть будет игнорировать национальные запросы народов Советского Союза, то она рискует скатиться к практикам Российской империи, когда Россию называли «тюрьмой народов». Он также предупреждал, что рано или поздно советское государство может распасться.

Именно сторонники более широкой автономизации, в том числе левые по своим политическим взглядам — лидеры национальных движений. Среди них одним из самых известных был Вахитов. После смерти Хусаина Ямашева он стал одним из немногих заметных татарских большевиков.

А разве больше не было известных татар-большевиков?

Известных татар-большевиков до февральской революции 1917 года практически не существовало. Потом, Вахитов обучался в Петербурге, был знаком с большевиками, состоял в социалистических кружках, рано вступил в партию. Поэтому для работы с татарским населением лучшего кадра для Ленина и большевиков, чем он, не было.

«…Будет некий прообраз нового Казанского ханства»

Придерживался ли Вахитов всех идей и методов большевизма? Например продразверстки, военного коммунизма, атеизма и так далее…

— Что касается военного коммунизма как экономической системы, трудно однозначно судить. Однако говорить о том, что он был ярым леваком, невозможно. Если анализировать его речи и речи Султан-Галиева, в них часто проскальзывают фразы о том, что, конечно, существует татарская буржуазия, но при этом они подчеркивают, что татарская буржуазия никогда не стояла вровень с русской. В том смысле, что она не занималась такой жестокой эксплуатацией населения, в том числе татарского. Также отмечается, что татарская буржуазия не обладала значительной властью и не имела влияния на политическое развитие в Российской империи.

Вы говорили, что он был национал-большевиком. Возможно, это не нравилось консервативным коммунистам.

Был такой эпизод борьбы Вахитова и его сторонников с казанскими большевиками. В первую очередь Карлом Грасисом (1894–1937, советский коммунист, деятель силовых органов, редактор газет — прим. ред.) и Яковом Шейнкманом (1890–1918, участник Гражданской войны, деятель российского революционного движения — прим. ред.), которые выступали против Татаро-Башкирской Республики и в целом республик. Они пытались создать Казанскую Республику, и формально ее создали. Но советская власть не признала, поэтому была отменена.

Почему они не хотели создания национальной республики?

Потому что и Грасис, и Шейнкман напрямую в большевистских местных газетах писали о том, что это будет некий прообраз нового Казанского ханства. Говорили, что татары потом изгонят русских, отомстят русским за религиозные притеснения, которые были много-много сотен лет тому назад, и прочее. Плюс, конечно, утверждали, что национальное самоопределение народам не нужно. Что это буржуазная пропаганда и не соответствует идеям освобождения пролетариата, и прочие мифы. То есть пытались спекулировать левацкой риторикой, чтобы прикрыть свои татарофобские настроения. И Вахитов с этим боролся.

Кого поддерживала центральная власть?

Московские большевики в лице Ленина, в конечном итоге поддержали Вахитова. Меня коробит, удивляет, когда некоторые историки начинают утверждать, что все большевики были одинаковыми. На самом деле они лишь делали вид и только под давлением национального движения поддерживали право наций на самоопределение. Если же обратиться к статьям Ленина в периоды Первой мировой войны, то видно, что он прямо дискутировал, еще будучи в эмиграции с австрийскими социал-демократами, такими как Роза Люксембург, которые выступали за предоставление народам Австро-Венгерской империи только национально-культурной автономии. В 1917 году Максуди также выступал за это. Ленин же говорил, что такая автономия — это всего лишь бумажная формальность, которая не даст реального освобождения и свободы народам. Он настаивал на том, что этим народам нужно давать возможность самоопределения и создавать свои собственные национальные государства.

В 1922 году, когда Ленин писал статью о автономизации, он критиковал Сталина и некоторых других большевиков за попытки прижать национальное движение и ограничить права национальных республик. Он подчеркивал, что права и свободы народов должны быть максимально расширены, даже если их реализация кажется экономически нецелесообразной.

— То есть?

— В этой статье он отмечал, что, даже если в определенном регионе экономически нецелесообразно вводить местный национальный язык в железнодорожном транспорте, оставляя только русский, все равно эти языки должны быть представлены. Это делалось именно для того, чтобы народы не чувствовали себя обиженными и чтобы у них не возникало ассоциаций, что советская власть — это продолжение Российской империи.

«Они пытались доказать, что если и будет мировая революция, то может произойти только на Востоке»

Самого Вахитова трудно назвать ярым борцом с буржуазией, учитывая его непролетарское происхождение — он был сыном торговца.

Да, он из семьи богатых зажиточных крестьян-торговцев. Если мы посмотрим фотографии, то увидим, что его родители были одеты, мягко говоря, не как обычные крестьяне или пролетарии. Нам даже не нужно изучать их имущественные декларации, смотреть, сколько у них имелось коров и лошадей. Мы уже понимаем, что они были не самые обездоленные. Тем более что Вахитова, насколько я помню, воспитывал дядя, потому что родители расстались, когда он был еще маленьким. Благодаря этому он получил хорошее образование в Петербурге.

Тогда ведь мусульман ограничивали в получении высшего образования…

— Вплоть до начала XX века татары из-за религиозных ограничений практически не имели возможности получать высшее образование в учебных заведениях. Только после первой русской революции благодаря некоторой демократизации жизни появилась небольшая группа татар (скажем так, из дворянских и зажиточных буржуазных семей), которые смогли поступить в светские учебные заведения. Их было всего несколько человек, и многие из них активно участвовали в событиях 1918–1919 годов, например Ильяс Алкин (географ, специалист по картам Средней Азии, член Всероссийского учредительного собрания — прим. ред.). Среди них также был наш герой Мулланур Вахитов. Он являлся национальным большевиком и придерживался левых большевистских взглядов, но никогда не был ярым леваком. То есть он не выступал официально за немедленное реквизирование имущества татарской буржуазии или за приравнивание ее к русской буржуазии. Главной идеей для него было национальное самоопределение народов. Если же посмотреть на то, к чему татарские большевики толкали Ленина, то можно увидеть, что они постепенно подталкивали его к мысли о том, что мировой революции на Западе не случится , чего на самом деле ожидал Ленин в 1918 году.

Особенно на революцию в Германии…

— Да, Ленин тогда в это верил. А они пытались доказать, что если и будет мировая революция, то может произойти только на Востоке, в первую очередь в мусульманском мире. Там, во-первых, население было экономически обездолено. Во-вторых, политически подавлено различными империями. Идея безусловной деколонизации активно продвигалась именно в этом направлении. В конце концов, Ленин сам после неудач 1918–1919 годов признал, что ждать изменений в Европе бесполезно — никакой мгновенной революции там не будет. Поэтому взор советской власти переключился на Восток. И человеком, который проторил дорогу в этом направлении, был Мулланур Вахитов.

Под мусульманским Востоком имеется в виду Средняя Азия или Поволжье?

Гораздо шире: Средняя Азия и Ближний Восток. Поэтому дело Вахитова продолжил Султан-Галиев, который еще дальше развил эту идеологию. Неслучайно, если заглянуть на несколько десятилетий вперед, можно увидеть, что успехи Советского государства в реализации национально-освободительных революций и создании лояльных себе государств были достигнуты именно на Востоке. Те социалистические страны, которые стали союзниками Советского Союза в Европе, возникли в результате Второй мировой войны: Советская армия освободила эти страны и провозгласила там просоветские режимы. Если же обратиться к мусульманскому Востоку, то там в среде национально-освободительных движений зачастую побеждали именно силы левого толка — те, кто был либо ярыми большевиками, либо ленинцами. Несмотря на это, они считали себя социалистами и проявляли лояльное отношение к советскому государству.

«Если бы Вахитов остался жив, то, скорее всего, Татаро-Башкирская Республика или Татарстан в гораздо больших границах все-таки были бы созданы» «Если бы Вахитов остался жив, то, скорее всего, Татаро-Башкирская Республика или Татарстан в гораздо больших границах все-таки были бы созданы» Фото: Vyacheslav Kirillin — Own work, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org

«Он стал одним из тех людей, которые заложили фундамент для территориальной автономии национальных республик»

В чем же главная роль Вахитова?

— Он действительно стал одним из тех людей, которые заложили фундамент для территориальной автономии национальных республик, таких как Татарстан, а также других мусульманских народов. Вахитов долгие годы оставался для советской власти символом, главным татарским большевиком. Если бы не он, было бы трудно назвать другого человека, которого можно было бы поставить на этот пантеон.

В конце 1930-х годов практически всех татарских большевиков и представителей национального левого движения репрессировали. Вахитов из-за того, что трагически погиб в 1918 году, остался «незапятнанным». Однако стоит упомянуть, что по историческим документам 1930-х годов — справкам НКВД и партийным запискам — он часто фигурировал как пантюркист и панисламист. До хрущевской оттепели, если и не был официально под запретом, его имя не поднималось на официальном уровне: его считали неблагонадежным и недостаточно советским политическим деятелем. В 1920–1930-х годах при Сталине сталинисты рассматривали его скорее как националиста и пантюркиста, нежели как большевика. Поэтому, отвечая на ваш вопрос: да, он был национал-большевиком, но вначале — националистом, а затем — большевиком.

Возможно, мечты об освобождении своего народа и привели сына зажиточного торговца к большевикам…

— Одним из важнейших моментов здесь все-таки было то, что эти люди мечтали не только о классовом освобождении, но и о национальном. Если посмотреть биографию Вахитова, то он был очень начитанным человеком, у него имелась большая личная библиотека. Все представители национальной интеллигенции того времени, независимо от их идеологических взглядов, грезили о национальном освобождении и реализации права народов на самоопределение.

Почему Вахитов стал социалистом, я думаю, это в значительной степени связано с тем, что именно в левом социалистическом движении он видел возможность для татарского народа реализовать свое право на национальное самоопределение, то есть создать свое государство или республику. Кроме того, между сельской буржуазией и некоторыми городскими слоями, из которых происходила часть татарского национального движения, всегда существовал антагонизм.

Впрочем, остальные деятели национального движения тоже были непролетарского происхождения.

— Если рассматривать примерное профессиональное или классовое происхождение членов татарского национального движения, входивших в левое крыло, таких как Вахитов, Ибрагимов, Султан-Галиев, то все они были выходцами из села. Это в основном представители мелкой сельской буржуазии или религиозных деятелей. Если же взять либеральное крыло татарского национального движения — тех, кто представлял либеральные партии, таких как Садри Максуди и другие, — то они чаще всего происходили либо из дворянских семей, либо из городских зажиточных слоев, имевших больше возможностей для личной самореализации.

Я все-таки считаю, что Вахитов был представителем буржуазии, пусть и сельской. И это в не меньшей степени повлияло на его социалистические взгляды.

В чем было преимущество Вахитова перед остальными национал-большевиками?

— Их главный минус для советской власти заключался в том, что все они стали социалистами только после февральской революции, тогда как Вахитов уже активно влился в социалистическое движение. Официально первым большевиком считается Хусаин Ямашев, в честь которого в советское время называли улицы в Казани, Челнах, Белебее и Бугульме. После него Вахитов был первым и наиболее известным, самым влиятельным и авторитетным реальным большевиком. Остальные вступали в партию уже после победы Октябрьской революции.

Вахитов же был проверенным старым большевиком, хоть и молодым по возрасту, и стал большевиком еще до февральской революции 1917 года. Именно благодаря этому он основал организацию, известную как Мусульманский социалистический комитет. Это была первая татарская большевистская партия, программа которой полностью копировала программу РСДРП. Формально она долгое время считалась отдельной партией и была создана только после возвращения Вахитова в Казань в 1917 году. Вероятно, он вернулся с финансовой поддержкой большевиков, поскольку вскоре после этого начал издавать газеты и создавать политические клубы на улице Московской в Казани. В 1918 году эта партия была ликвидирована, а ее члены автоматически влились в состав РКП(б).

Насколько я знаю, у татар своих собственных политических партий не существовало.

— У татарских политических партий в начале XX века был характерный подход: они зачастую представляли собой копии партий, сторонниками которых являлись их лидеры. Например, партия «Иттифак аль-Муслимин» полностью копировала партию кадетов, поскольку и Садри Максуди, и азербайджанские деятели изначально входили в партию кадетов, ей симпатизировали и просто переняли ее программу, добавив лишь идеи о национальном самоопределении. Аналогично Вахитов взял за основу программу РКП(б) для мусульманского социалистического комитета. Были также партии Галимджана Ибрагимова и татарские левые эсеры — все они представляли собой копии соответствующих партий, только с добавлением татарского компонента. Такой рецепт был прост: взять существующую партию, внести татарский аспект — и получалась новая партия. Однако формально все эти организации считались независимыми и действовали автономно.

Но все равно это, наверное, является хорошим показателем активности татар до революции?

Да, мало у каких народов были свои партии в 1917–1918 годах.

«Идея Татаро-Башкирской Республики скорее являлась совместным проектом»

Вахитов был одним из авторов идеи создания Татаро-Башкирской Республики. Какие параметры этой республики предусматривали ее создатели и что она должна была представлять в их понимании?

— Вахитов, безусловно, был ярким трибуном и оратором, но идея Татаро-Башкирской Республики скорее являлась совместным проектом. Ее корни уходят еще в проект штата Идель-Урал, созданный в ноябре 1917 года. В свою очередь, автором этого проекта и идеи Татаро-Башкирской Республики в большей степени выступали Галимджан Ибрагимов. Именно он на Первом мусульманском съезде в мае 1917 года выдвинул концепцию о создании пяти штатов, одним из которых был Идель-Урал. Когда реализовать этот план не удалось, на базе социалистической советской платформы начали строить новую республику — Татаро-Башкирскую.

Отличие этой республики от штата Идель-Урал заключалось в следующем: во-первых, создавалась уже на основе советской власти и полностью признавала советскую власть; во-вторых, это была чисто национальная республика. Если штата Идель-Урал можно было рассматривать как федеративную структуру по типу РСФСР или Туркестанской ССР, то Татаро-Башкирская Республика предполагала создание государства, ориентированного исключительно на реализацию национальных прав татар и башкир на самоопределение. По некоторым вариантам планировалось включение в состав республики также других народов — чувашей, марийцев, удмуртов, — территории которых могли войти в состав этой республики и получить автономные области. Вахитов, возглавив мусульманский комиссариат, главной задачей видел создание именно такой Татаро-Башкирской Республики.

Почему проект этой республики не был реализован?

— Одна из важнейших причин, по моему мнению, связана с трагической гибелью Вахитова. У других татарских большевиков не было такого авторитета, чтобы влиять на политические процессы, и время, к сожалению, было упущено. В результате уже в 1919 году  создана отдельная Башкирская Республика, а в декабре 1919-го советское правительство постановило отменить декрет о создании Татаро-Башкирской Республики.

История не терпит сослагательного наклонения, но я думаю, что если бы Вахитов остался жив, то, скорее всего, Татаро-Башкирская Республика или Татарстан в гораздо больших границах все-таки был бы создан. Татаро-Башкирская Республика — это территория всего современного Среднего Поволжья: Татарстан, Башкортостан, Удмуртия и Чувашия по некоторым вариантам. Точно она охватывала территорию современного Татарстана, Ульяновской и Самарской областей, части Башкортостана, Свердловской и Оренбургской областей. То есть территорию компактного проживания татар и башкир вплоть до современного Челябинска.

Существует мнение, что Ленин был против создания Татаро-Башкирской Республики, якобы он даже говорил, что башкиры хотят отдельно жить — изгоняли из своих аулов татарских муаллимов и так далее.

Если в нескольких словах, то все основывается лишь на воспоминаниях Саид-Галиева, который писал, что при встречах с Лениным вождь якобы заявил, что башкиры изгоняли татар, татарских мулл из сел. Однако никаких других документальных подтверждений этого нет. Говорить о том, что Ленин был против Большого Татарстана или пытался препятствовать его созданию, неправильно. Здесь скорее происходили изменения в политической ситуации. Почему же не получилось создать Большой Татарстан? В этом я вижу большую роль Сталина, поскольку он оказывал наибольшее влияние на национальную политику и был изначально против расширения прав национальных республик. Он очень ревностно относился к татарским политическим деятелям. Так получилось, что проект меньшего по размеру Татарстана реализовывался именно в те периоды, когда Сталин усиливал свою деятельность, когда Ленин заболевал.

Окончательно проект Большого Татарстана был похоронен в мае 1922 года, когда Ленин находился в плохом физическом состоянии. Неожиданно вышло постановление о том, что Уфимскую губернию должны присоединить к Башкортостану, хотя изначально она должна была войти в состав Татарской Республики.

Что должна была представлять собой Татаро-Башкирская Советская Республика?

— Это была бы точно союзная республика. Во-первых, граничила бы с теми же среднеазиатскими национальными республиками. Во-вторых, являлась бы значительно большей по размеру. Точных сведений, конечно, нет, но я как историк могу с уверенностью сказать, что она получила бы статус союзной республики. Это объясняется тем, что такая республика имела бы огромную территорию и население, значительную экономическую мощь, и, соответственно, соседствовала бы с другими союзными республиками. Хотя, если вспомнить историю Советского Союза, не все союзные республики имели внешние границы с другими союзными республиками.

Ярким примером является Карело-Финская Советская Социалистическая Республика.

Да, она только после войны перестала быть союзной, а стала автономной.

Значит, Татаро-Башкирская Республика могла бы стать равной среди «республик-сестер»?

— Все союзные республики были равны, но некоторые ровнее. В целом, по крайней мере в вопросах развития культуры, системы образования, кинематографа и других сфер, у союзных республик имелось значительно больше возможностей, чем у автономных образований. Почему у некоторых республик этих возможностей было больше? Это во многом зависело от умения местного политического истеблишмента отстаивать свои права. Например, Грузия, Азербайджан и в определенной степени Прибалтика имели гораздо больше возможностей, чем Белорусская ССР. Поэтому в современной Беларуси, даже в независимом государстве, проблемы языка остаются очень острыми.

Вахитов похоронен на Архангельском кладбище Казани Вахитов похоронен на Архангельском кладбище Казани Фото: By Vyacheslav Kirillin — Own work, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org

Намеренно отправили на верную смерть?

Отцам-основателям Татарстана, наверное, и в страшном сне не могло присниться, что через столетие главной проблемой татар станет проблема языка.

— Абсолютно нет, тогда в приоритете в первую очередь было то, что татары смогут управлять своей судьбой. Конечно, вопросы образования и другие аспекты имели значение, но на тот момент это не стояло так остро, как сейчас. Люди хотели управлять своей жизнью, территорией и землей. Еще одним важным моментом было желание, чтобы государство не вмешивалось в религиозную жизнь, поскольку вплоть до февральской революции ислам уже не находился в таком гонимом состоянии. Однако российское государство полностью контролировало мусульманскую умму, ставило не тех религиозных деятелей, которых хотели видеть татары, и прочее. Вплоть до февральской революции сохранялись религиозные ограничения, ущемляющие права мусульманских народов.

Можно ли назвать Татаро-Башкирскую Республику предтечей современного Татарстана?

— Современный Татарстан — это очень сильно усеченный, в несколько раз, проект Татаро-Башкирской Советской Республики. Как территориально, так и с точки зрения экономических прав. Даже когда Татарстан создавался в 1920 году, предполагалось, что часть Наркоматов будет полностью подчиняться только местным властям, то есть они вообще не должны были ориентироваться на Москву. Например, не предполагалось никакого диктата союзного центра относительно того, как учить в школах или в университетах. Центру должны были подчиняться только военные структуры, органы ВЧК и прочие. Конечно, в 1918 году, когда разрабатывался проект Татаро-Башкирской Республики, автономия предполагалась еще более расширенной, чем она и была в конечном итоге.

Положение о Татаро-Башкирской Республике принято в марте 1918-го, а учредительный съезд должен был пройти, по-моему, в сентябре того же года. Но началась Гражданская война. Затем деньги не поступали — тоже интересный момент. Султан-Галиев, находясь в Казани, писал письма в Москву о том, что необходимую смету на административный аппарат, которой должен был заниматься организацией Татаро-Башкирской Республики и подготовкой к съезду Советов, не отправляют. Только летом наконец отправили часть обещанных средств. В Москве, очевидно, было немало людей, которые не хотели провозглашения национальной республики и тормозили этот процесс всеми возможными способами. В добавление к этому началась война, и Вахитов погиб. В марте 1919 года Башкортостан был провозглашен отдельной республикой. Все это сыграло свою роль в том, что проект Татаро-Башкирской Советской Республики не воплотился в жизнь.

Как погиб Мулланур Вахитов?

— Незадолго до взятия Казани белочехами его отправили сюда из Москвы. Даже есть конспирологические теории о том, что его намеренно послали на верную смерть. Некоторые люди в Казани его узнали, хотя он пытался скрываться. Насколько я помню из документов, его все-таки выдали врагам. После этого его арестовали, держали в тюрьме и впоследствии вместе с другими видными казанскими большевиками расстреляли.

Хранится ли сейчас память о Муллануре Вахитове?

— Ему повезло и в некоторой степени не повезло: он погиб в 1918 году, и если бы дожил до 30-х, то, безусловно, был бы репрессирован. Поэтому в годы перестройки он не получил некий ореол мученичества от советской власти. Если бы он его получил, его, безусловно, возвысили бы. 

Второе — как мы помним памятник ему был поставлен в 1985 году, тогда еще не начиналась перестройка, только идеи витали в воздухе. Можно сказать, что его подняли на пьедестал в застойные годы, и это тоже сыграло свою роль. После него осталось очень мало письменного наследия (выступлений, статей), по которым можно было бы судить о нем как о политическом деятеле и о его взглядах. Думаю, в этом случае среди национальной интеллигенции его поклонников насчитывалось бы гораздо больше.

Главная память о нем — это, наверное, памятник, который стал одним из символов Казани

— Причем это единственный памятник татарскому политическому деятелю, который поставили непосредственно сами татары. Я памятник Садри Максуди таковым не считаю, потому что его все-таки установили турки, и это произошло очень поздно — всего несколько лет назад. Монумент Вахитову можно считать единственным памятником известному татарскому политическому деятелю, тем более одному из отцов-основателей Татарстана. Поэтому мы должны быть благодарны в некоторой степени татарским коммунистам 1985 года за то, что они смогли его установить. Благодаря этому люди наглядно могут лицезреть одного из отцов-основателей современного Татарстана.