«Каким образом мы собираемся увеличивать транспортную доступность к 2030 году в соответствии с концепцией развития нашей страны, если у нас огромные территории и нет общественного транспорта на 80 процентах территорий в том виде, в котором он существует в Москве или крупных агломерациях?» — возмущался зампред комитета Госдумы по защите конкуренции Сергей Лисовский на Международном евразийском форуме такси в Москве. Там представители таксопарков, чиновники и законодатели спорили о будущем этой отрасли. О том, почему регионы не будут субсидировать такси, как электромобиль «Атом» делает ставку на такси и когда на смену автомобилям придут телепорты, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Накануне в Москве открылся Международный евразийский форум такси
«Атом» нацелился на такси
Изобилие экспонатов отечественных и китайских автопроизводителей у центра международной торговли в Москве создавало ощущение, что там открылся автосалон. На самом деле накануне там открылся Международный евразийский форум такси, а производители всего лишь заманивали таким образом таксопарки на оптовые контракты. Среди ставших уже привычными «китайцев» всех мастей затесался стенд АвтоВАЗа с новинкой LADA Iskra. В последнее время в интернете гуляли слухи, будто волжский автогигант планирует перенести начало массового производства новой модели на 2026 год. Однако производитель опроверг эту информацию. Все начнется по плану — уже 18 августа, когда завод выйдет из корпоративного отпуска. А представители таксопарков на стенде уже проявляли неподдельный интерес к новой LADA. По словам представителей автозавода, уже есть и первые заказы. Цена на модель стартует от 1,25 млн рублей, а это примерно на 300 тыс. дешевле, чем базовая LADA Vesta.
Неподалеку расположился совсем диковинный экземпляр — российский электрокар «Атом», который разрабатывает компания «Кама», основанная гендиректором КАМАЗа Сергеем Когогиным и бизнесменом Рубеном Варданяном. Несмотря на то что последнего судят в Баку, проект не заглох, а, как ранее говорил глава РФПИ Кирилл Дмитриев, к нему планируют привлечь и партнеров из Китая. Как заверили создатели «Атома» на форуме, модель разрабатывалась с учетом интересов таксопарков. Например, в салоне легко моющиеся материалы, двери распахиваются в разные стороны, а центральной стойки у машины нет, что облегчает вход и выход пассажиров. Ручки передних дверей в соответствии с современной модой утоплены в двери. А на задних дверях ручек и вовсе нет — вместо этого кнопки. По замыслу создателей, подъезжая на очередной заказ, водитель такси сам будет открывать дверь, нажимая кнопки на руле.
Среди ставших уже привычными «китайцев» всех мастей затесался стенд АвтоВАЗа с новинкой LADA Iskra
«Дилеров у нас не будет. Мы идем немного другим путем. Мы хотим, чтобы таксопарки и большие операторы стали авторизованными сервисными партнерами. В настоящий момент у нас подписано 25 соглашений», — рассказал в разговоре с «БИЗНЕС Online» операционный директор по продажам в «Атоме» Максим Бардин.
Уже известно, за сколько можно будет купить автомобиль — 3–4 млн рублей без учета государственных субсидий. А вот когда можно будет осуществить покупку, пока неизвестно. Максимальная мощность электромотора составляет 204 л. с., разгон от нуля до 100 км/ч — 8 секунд, запас хода — до 500 километров.
Именно законодательное регулирование отрасли продолжает оставаться крайне дискуссионной темой
«Закон, предписывающий утренние медосмотры и технический осмотр автомобиля, совершенно не реализуем…»
Налюбовавшись новинками, гости и участники форума стали собираться в большом зале, где вот-вот должна была начаться пленарная сессия. В ней приняли участие сразу три представителя законодательной власти. Неудивительно, ведь именно законодательное регулирование отрасли продолжает оставаться крайне дискуссионной темой. Одним из участников сессии стал зампред комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев, который на днях представил два полярных законопроекта, касающихся медицинского и технического осмотров водителя и автомобиля перед тем, как таксист выходит на смену.
Основной проблемой остается отсутствие медицинских и технических осмотров водителей и транспортных средств. По данным комитета, подавляющее большинство таксистов игнорируют эти процедуры, несмотря на требования закона. «Нужно признать очевидное: закон, предписывающий утренние медосмотры и технический осмотр автомобиля, совершенно не реализуем в условиях современного российского такси», — подчеркнул Гусев.
Чтобы исправить ситуацию, депутат предложил внести два противоположных законопроекта. Первый предполагает ужесточение требований к медицинским и техническим осмотрам, включая обязательное видеофиксирование процедур. Второй законопроект за то, чтобы упростить процедуру осмотров путем внедрения цифровых технологий, предоставляя водителям возможность самостоятельно проходить необходимые проверки онлайн с использованием телемедицины и автоматизированных диагностических устройств. «Эти законы направлены на выбор пути дальнейшего развития транспортной индустрии. Нам предстоит выбрать между архаичными методами контроля и современными технологиями», — заявил депутат.
Еще одной острой темой форума стал теневой рынок такси, представленный большим количеством нелегальных перевозчиков. По оценке Госавтоинспекции, в стране работают миллионы неофициальных водителей, предлагающих свои услуги населению. Такие перевозки осуществляются вне правового поля, без соблюдения стандартов и уплаты налогов.
Гусев привел личный пример из путешествия в Якутск, где столкнулся с невозможностью вызвать официальное такси через сервисы вроде «Яндекс.Такси». Вместо этого он воспользовался услугами местного чата в «Телеграме», где стоимость поездки оказалась вдвое ниже официальной цены. По мнению депутата, запрещать такую практику бессмысленно. Вместо этого необходимо легализовать подобный вид перевозок, предложив прозрачную схему взаимодействия, обеспечивающую соблюдение минимальных стандартов безопасности и налогообложения.
Кроме того, в своем выступлении законотворец оставил место и для фантазий. Предполагая, как будет выглядеть такси через 15 лет, он сказал, что необходимости ни в частном, ни в общественном транспорте к тому времени не будет. Вместо этого россияне станут перемещаться в пространстве при помощи телепортов, а место назначения будут выбирать в мобильном приложении. Зал встретил предсказания депутата заливистым смехом.
Олег Гарин указал на текущие проблемы, вызванные популярностью такси-сервисов, распространение которых усилилось благодаря мобильным приложениям и агрегаторам
«Основной приоритет — безопасность наших пассажиров…»
Член комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Олег Гарин поднял острые вопросы развития таксомоторных перевозок в России. Депутат подчеркнул особую роль такси в транспортной системе страны, отметив, что отрасль должна развиваться сбалансированно, обеспечивая удобство для пассажиров, стабильность для водителей и контроль со стороны государства.
Гарин указал на текущие проблемы, вызванные популярностью такси-сервисов, распространение которых усилилось благодаря мобильным приложениям и агрегаторам. Наряду с удобством появились и недостатки: учащение аварий, ухудшение качества обслуживания и недостаточный надзор за поведением водителей. Правильное регулирование призвано защищать безопасность пассажиров и улучшать ситуацию на дорогах.
Важно отметить, что федеральный закон №580 об организации перевозок легковым такси принес определенные положительные изменения, однако возникли препятствия при реализации ряда его положений. Сложности связаны с организацией обязательного медицинского и технического контроля, отсутствием необходимых ресурсов в регионах и проблемами с получением лицензий для оказания услуг в разных регионах. Основными трудностями, по мнению Гарина, стали следующие моменты: дефицит господдержки, нехватка инфраструктуры для регулярных осмотров, правовые барьеры для межрегиональных перевозок, высокие затраты на поддержание экологичности автомобилей и рост тарифов на услуги такси. Важным аспектом является дискриминация отдельных категорий пассажиров, таких как семьи с детьми и люди с ограниченными возможностями.
Для преодоления существующих трудностей парламентарий предложил ряд инициатив. Среди них особое внимание уделяется снижению налоговой нагрузки на водителей частных автомобилей, задействованных в услугах такси. Предлагается оптимизировать процесс проведения медицинских и технических осмотров с применением цифровых технологий. Еще одним важным предложением является признание необходимости урегулирования ситуаций с нелегальной перевозкой пассажиров, что позволит защитить права потребителей и упорядочить конкурентную среду. Необходимо подчеркнуть инициативу с введением программы государственного финансирования и поддержки отрасли, включая кредиты и субсидии, чтобы уменьшить финансовое давление на перевозчиков и улучшить качество оказываемых услуг.
«Основной приоритет — это безопасность наших пассажиров и тех, кто пользуется услугами такси, и, конечно, всех других участников дорожного движения», — подчеркнул Гарин.
Сергей Лисовский: «Каким образом мы собираемся увеличивать транспортную доступность к 2030 году в соответствии с концепцией развития нашей страны, если у нас огромные территории и нет общественного транспорта на 80 процентах территорий в том виде, в котором он существует в Москве или крупных агломерациях?»
«Мы берем московскую модель и накладываем на всю страну»
Альтернативную точку зрения представил зампред комитета по защите конкуренции Сергей Лисовский. Перед началом выступления депутат сотрясал увесистой папкой, в которой были письма парламентария в различные министерства и ведомства с жалобами на ситуацию в сфере такси. «Каким образом мы собираемся увеличивать транспортную доступность к 2030 году в соответствии с концепцией развития нашей страны, если у нас огромные территории и нет общественного транспорта на 80 процентах территорий в том виде, в котором он существует в Москве или крупных агломерациях?» — задался вопросом Лисовский.
Проблема развития общественного транспорта в регионах приводит к тому, что такси там становится безальтернативным способом добраться из точки А в точку Б для людей, у которых нет личных автомобилей. Правда, идея о государственном субсидировании такси малореалистична. Депутат обратил внимание, что, например, в Курганской области, которую он представляет, просто нет на это денег. Нет в регионе и пунктов медосмотра. Хотя по нынешнему законодательству водитель такси, перед тем как выйти на смену, обязан пройти медосвидетельствование.
«Большинство территории страны — это большие расстояния, малая плотность населения и гораздо меньше покупательная способность и доходы, нежели в крупных городах. А мы берем модель московскую и накладываем на всю страну, а потом удивляемся, что не работает», — подчеркнул Лисовский.
По словам Владимира Макарова, сегодня на дорогах региона насчитывается около 200 тыс. машин такси, из которых примерно 85 тыс. принадлежат столичным компаниям, а остальные 120 тыс. — областным предприятиям
«Более миллиона поездок совершают в целом автомобили такси за день»
Заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Владимир Макаров выступил с докладом о развитии таксомоторных перевозок в столице. Он рассказал о текущих тенденциях и изменениях, произошедших за прошедший год. По его словам, сегодня на дорогах региона насчитывается около 200 тыс. машин такси, из которых примерно 85 тыс. принадлежат столичным компаниям, а остальные 120 тыс. — областным предприятиям. Ежедневный выход на линию составляет около 46 тыс. московских такси и порядка 50 тыс. подмосковных автомобилей.
Отмечается рост числа самозанятых таксистов, что связано с поддержкой налоговых органов и самим городом. Среди популярных марок лидируют Volkswagen, Hyundai Solaris, Kia Rio и Chery Tiggo. Особенное внимание уделяется росту количества электромобилей, используемых в качестве такси. Если ранее электрокары применялись преимущественно автосалонами для доставки клиентов, то теперь они регулярно выходят на линии и принимают заказы.
Статистика поездок показывает стабильные показатели: среднее время ожидания такси остается на уровне четырех минут, средняя продолжительность поездки — 23 минуты, а расстояние — около 13 километров. «Всего порядка более миллиона поездок совершают в целом автомобили такси за день», — уточнил заместитель главы департамента.
Макаров особо подчеркнул положительный эффект системы поддержки таксомоторной отрасли. За пять лет общее количество пассажиров выросло на 62%. Именно благодаря таким мерам, как предоставление субсидий, удалось обновить парк автомобилей и повысить доверие населения к услугам такси. Благодаря введению единой базы данных и совершенствованию информационных технологий повысился уровень комфорта и безопасности поездок. Кроме того, использование современных технологий позволило снизить аварийность с участием такси на 6%. Заместитель главы ведомства назвал это одним из важнейших результатов политики городских властей.
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.