В основе уголовного дела была продажа билетов на три постановки моноспектакля «Дервиш», роль в котором исполняет сам Садриев В основе уголовного дела была продажа билетов на три постановки моноспектакля «Дервиш», роль в котором исполняет сам Садриев Фото: «БИЗНЕС Online»

Год спустя

Больше года прошло с тех пор, как сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ задержали народного артиста Татарстана Раиля Садреева. В основе уголовного дела была продажа билетов на три постановки моноспектакля «Дервиш», роль в котором исполняет сам Садриев. По версии СКР и УБЭП, в 2023 году деньги за билеты как минимум на три постановки в городах РТ (450 тыс. рублей) получил не драмтеатр, а ИП, оформленное на супругу Садриева.

Это было самым обсуждаемым событием в культурной среде Татарстана и не только. В республике Садриева знают как подвижника, сделавшего из провинциального Буинского театра известный в России коллектив, который активно гастролирует и вызывает интерес профессионального сообщества за пределами региона. «Дервиш» дважды номинировали на «Золотую маску».

«На «Золотой маске» хочется быть, но как?!»: Раиля Садриева не пускают на работу

В защиту Садриева выступил его родной коллектив, а также союз писателей РТ. Общественная организация, как и союз театральных деятелей республики, от имени председателя, депутата Госсовета РТ и народного поэта РТ Ркаила Зайдуллы, написала открытое письмо руководителю СУ СКР по РТ Валерию Липскому с просьбой допустить худрука к профессиональной деятельности. Записывали видеообращения в защиту артиста и бойцы из зоны СВО. Заочно отпор всем давал прокурор РТ Альберт Суяргулов: «Мне реально хочется сейчас им показать это дело. Пусть посмотрят, за что они подписались и зачем они это сделали». У Садриева арестовано имущество на 105 млн рублей.

Тем временем в деле появлялись дополнительные эпизоды, а ущерб рос с каждым месяцем. Если на старте дела он составлял 450 тыс. рублей, то сейчас уже превысил 18,6 миллиона. До сегодняшнего дня фабула дела была покрыта тайной, но на старте процесса ее все же озвучил старший помощник прокурора Буинского района Ренат Хайбуллов.

До сих пор Садриев не комментирует уголовное дело, но позиция его не изменилась, вину он не признает, также отказывается от дачи показаний До сих пор Садриев не комментирует уголовное дело, но позиция его не изменилась, вину он не признает, так же отказывается от дачи показаний Фото: Станислав Шемелов

«Я никогда так долго не сидел без работы»

В суд Садриев прибыл своим ходом. С мая прошлого года он находится под запретом определенных действий, среди которых запрет на посещение родного театра, в котором он трудился с 2009 года. До сих пор Садриев не комментирует уголовное дело, но позиция его не изменилась, вину он не признает, так же отказывается от дачи показаний.

«Я боец культурного фронта России!»: в гостях у «дервиша-сидельца» Раиля Садриева

Весь год Садриев провел в Буинском районе, изредка выезжая за его пределы. В этом году он, к слову, посетил «Золотую маску» в новом театре им. Камала в Казани. В апреле 2025-го у него закончился контракт с драмтеатром, и теперь он официально не работает.

«Я никогда так долго не сидел без работы», — кратко говорил сегодня артист в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». Дома он пишет пьесы, читает книги. Быт и правда резко сменился: если раньше Раиль Ильдарович едва ли не ежедневно выезжал на гастроли практически всю жизнь, то сейчас вся театральная деятельность сошла на нет. «Это ведь образ жизни…» — говорил он, подчеркивая, что из работы он никуда не ушел и уходить не собирается.

Обвинение Садриева уместилось аж на 180 листах Обвинение Садриева уместилось аж на 180 листах Фото: Станислав Шемелов

Прокуратура: «У Садриева возник преступный умысел в виде систематического получения выгоды»

Обвинение Садриева уместилось аж на 180 листах. Сегодня гособвинитель Хайбуллов зачитал лишь четверть. Бо́льшая часть была посвящена озвучиванию устава театра и должностных обязанностей его худрука. Эпизоды начинают датироваться с 2015 года. По версии следствия, тогда артист, будучи худруком драмтеатра, заключал от его имени контракты на проведение новогодних мероприятий для сотрудников ОАО «Сетевая компания» под руководством Ильшата Фардиева. При этом компания должна была оплатить все мероприятия, которые, к слову проводились в здании драмтеатра. Однако следствие считает, что Садриев из «корыстных побуждений» якобы предоставлял через главного бухгалтера театра реквизиты ИП своей супруги. В результате чего деньги шли не в бюджет театра, а на счет ИП.

При этом никаких договоров об аренде и прочих между ИП Садриевой и драмтеатром не было, а средствами артист якобы распоряжался по своему усмотрению. Итого за период с 2015 года по конец 2019-го театр провел мероприятий на 1,2 млн рублей, не получив от ИП ни одного перевода. Зарплаты артистам – участникам мероприятий при этом платил сам театр. Еще театр также проводил и детские новогодние праздники для сотрудников Сетевой компании.

Еще ряд эпизодов связан с показами моноспектакля «Дервиш» в нескольких районах РТ. Спектакли при этом заказывали к праздникам 8 Марта, республиканскому ифтару, а также 9 Мая. Все они датированы 2023 годом. «У Садриева возник преступный умысел в виде систематического получения выгоды», — говорил прокурор.

«Изымут все! Подумайте о своих семьях!»: 10 сигналов чиновникам – от Суяргулова, УБЭП и следкома

Так, спектакль «Дервиш» к 8 Марта привозили в театр им. Тинчурина по договору между ООО «Савиново 81» и ИП Садриевой. Спектакль показывали сотрудникам ООО «Уютный дом». При этом театр направил труппу из 17 человек в официальную командировку. Еще один договор был заключен между ИП Садриевой и ДУМ РТ на показ спектакля к республиканскому ифтару той же весной. При этом, по словам прокурора, заказчики не знали «о преступном умысле Садриева».

По той же системе был организован показ моноспектакля по заказу исполкома Азнакаевского района. Он был приурочен к празднованию Дня Победы для семей мобилизованных, многодетных, а также малоимущих. Договоры заключались с ИП Садриевой. Также спектакль показывали по заказу ООО «Чишма» Актанышского района — фирмы, которая принадлежит семье Энгеля Фаттахова. За каждый показ на счета ИП Садриевой поступали от заказчиков деньги — от 150 тыс. до 200 тыс. рублей. Но главное, считает, прокурор все заявки на гастроли уходили из драмтеатра в министерство культуры, которое и организовывало командировки артистам. А деньгами со счетов ИП, считает следствие, Садриев распорядился по личному усмотрению.

Бо́льшая часть эпизодов будет озвучена на последующих заседаниях. Но, по словам гособвинителя, все они схожи и связаны с показом спектаклей и проведением мероприятий. В деле их 14. Во всех случаях деньги поступали на счета ИП, а театр не получил дохода из внебюджетных источников, а также тратил свои средства на оплату труда актеров, реквизит и прочее. Общий ущерб в деле, по словам Хайбуллова, составляет 18,6 млн рублей. В том, что Садриев организовывал показы через ИП своей супруги, следствие усмотрело злоупотребление полномочиями (три эпизода). В том, что распоряжался деньгами по своему усмотрению, — мошенничество в крупном (пять эпизодов) и особо крупном размерах (пять эпизодов), а также растрату (один эпизод). За эти преступления ему грозит до 10 лет лишения свободы.

При этом собеседники «БИЗНЕС Online», близкие к Садриеву, настаивают на том, что все эти средства уходили на проведение фестивалей, гастролей, лабораторий, декораций и выплаты командировочных, поскольку работа шла без привлечения бюджетных средств.