Казанский «Зенит» в межсезонье попрощался с пятью игроками, и двое из них — легионеры Майка Кристенсон и Сэм Деру — были очень важными фигурами той команды, что трижды подряд завоевала «золото» чемпионата России, добавив к этому несколько кубков. Казанцы сменили не только двоих легионеров, но и двоих связующих, а это уже масштабная перестройка, которую проводит главный тренер Алексей Вербов после нескольких лет стабильности состава. Корреспондент спортивной редакции «БИЗНЕС Online» посетил тренировку казанской команды и узнал о муках выбора Ильи Федорова, отношении Максима Михайлова к новому конкуренту Дражену Лубуричу и о том, с кем из новых одноклубников больше всего хочет поиграть Константин Абаев.
Алексей Вербов
«Гребенников и Данани — это другая планета»
Московское «Динамо» часть подготовки к сезону традиционно проводит в Турции, «Локомотив» — в Болгарии, а «Нова» в этом году съездила в Беларусь. Казанцы предпочитают работать дома, поскольку в их распоряжении есть все необходимое — волейбольная арена, песочные площадки, бассейн и баня.
Начали они с тренировок на песке, а теперь отрабатывают элементы в зале и работают в тренажерном зале. Иногда даже слишком усердно. У капитана команды Артема Вольвича во время одного из упражнений вспотевшая рука сорвалась со снаряда — в итоге доктору команды Ильшату Сагитову пришлось накладывать на лоб волейболиста три шва. Артем сейчас в порядке, а шрамы украшают мужчину — это Вольвич за последние дни точно слышал десятки раз.
Мы попали на тренировку, на которой игроки были разделены на две группы. В первой работали доигровщики, диагональные и либеро, во второй — связующие и центральные. Были тумбы и пушки. Из-за чемпионата мира вплоть до октября «Зенит-Казань» будет работать без серба Дражена Лубурича и аргентинца Сантьяго Данани.
Переход Данани в Казань в какой-то степени удивил, ведь позиция либеро не выглядела проблемной — ее закрывал местный воспитанник Илья Федоров, который дорос до сборной России. Однако в последние годы прогресс 23-летнего игрока замедлился. В этой ситуации казанский клуб решил потратить освободившийся слот легионера на топового либеро, тем более они были доступны.
Первой целью казанцев был Женя Гребенников, поскольку зимой «Зенит» СПб думал с ним расстаться и подписать связующего-легионера. Не исключено, что именно возможный уход Гребенникова в стан прямого конкурента заставил петербургский клуб поменять стратегию и продлить контракт с двукратным олимпийским чемпионом. В итоге Женя даже выбран капитаном невской команды. А в Казань из «Факела» перебрался Данани, который дважды подряд становился лучшим принимающим суперлиги. В этой ситуации Федорову дали выбор — остаться или отправиться в аренду. В частности, в нем было заинтересовано «Динамо-ЛО». Если бы Илья уехал, в Казани бы сохранили Валентина Кроткова.
Илья Федоров
«Честно признаюсь, решение было очень тяжелым. Я долго думал. Впервые в жизни столкнулся с таким сложным выбором. Все зависело только от меня. В обоих вариантах были свои плюсы и минусы. В итоге я доверился своим чувствам, интуиции и решил остаться в Казани. Понимаю, что конкурент у меня будет сильный, но я постараюсь извлечь пользу из этого», — сказал Федоров.
Кстати, в свое время в похожей ситуации оказался и сам Вербов. В «Белогорье» он был напарником аргентинского либеро Пабло Меаны — на тот момент лучшего принимающего чемпионата мира. «Аргентинский либеро вообще был моим персональным тренером, я все за ним повторял», — признавался Вербов в одном из интервью. Вскоре он уже сам стал топовым игроком, и необходимость в Меане отпала.
«Если честно, я уже вижу, что Илья понял наш посыл — по его работе, самоотдаче на тренировках. Он уже не ребенок, которого мы лелеяли, которым восхищались. Сейчас ему нужна эта конкуренция, борьба. Благодаря ей он быстрее повзрослеет, — считает Вербов. — Он знает, в чем ему нужно расти, развиваться. Федоров нам небезразличен, мы хотим, чтобы он вышел на новый уровень. Надеюсь, что Сантьяго поможет ему стать сильнее. Год работы с таким напарником пойдет Илье на пользу. У меня у самого был такой опыт, и он был положительным. Дальше и Илья, и мы будем заново делать выбор. Позиция либеро у нас не была провальной, но, когда появились такие варианты для усиления, как Гребенников и Данани, грех было этим не воспользоваться, потому что Женя — это другая планета в плане защиты, а Сантьяго — другая планета в плане приема. Данани — хозяин площадки. Это важно для либеро. Не только принимать и защищаться, но и руководить всей задней линией, всей обороной. Этот как раз то, чему Илья будет учиться. Мы пока не знаем его потолка, но я думаю, что у него должна быть цель стать лучшим не только в России, но и в мире».
В «Факеле» Данани освобождали от защиты, которую отдавали на откуп Евгению Андрееву. В Казани такое практиковать пока не планируют — скорее всего, один либеро в конкретном матче будет отвечать и за прием, и за защиту.
Сантьяго Данани
По словам Вербова, с таким сильным дуэтом либеро «Зенит-Казань» будет одной из команд, которая может извлечь максимальную пользу из изменений в правилах, по которым принимающие могут менять расстановку на площадке сразу после подброса мяча на подачу. Это правило уже тестировалось в Лиге наций и будет использоваться на предстоящем чемпионате мира. Вероятно, после этого перейдет и в национальные чемпионаты. Амплуа либеро станет еще более важным и значимым. Во время силовых подач у либеро будет возможность быстро переместиться и занять любую позицию. Главный тренер казанской команды убежден, что из-за этого волейбол сильно изменится тактически.
«Рисунок игры в любом случае изменится»
Роль либеро важна, но половиной команды чаще называют связующих — именно от их вариативности, тактической грамотности и качества передач зачастую зависит результат. Из «Зенита» летом ушли американский связующий Майка Кристенсон и Евгений Рукавишников. Вместо них в команду влились Константин Абаев и Михаил Вышников. 26-летний Абаев в особом представлении не нуждается — он был первым номером в «Локомотиве», играл за сборную России, а прошлый сезон провел в Италии. 23-летнего Вышникова в прошлом сезоне в «Факеле» задвинули за легионера, но специалисты считают его очень перспективным. В какой-то момент его хотел получить и петербургский «Зенит».
Абаева после сезона в итальянской «Вероне» очень хотел вернуть родной «Локомотив». По словам игрока, финансовые предложения из Казани и Новосибирска были схожими и все решали другие факторы. В частности, возможность добиться максимального прогресса и развития.
«Я очень благодарен Пламену Константинову — он очень многое мне дал. Сейчас я надеюсь, что Алексей Игоревич поможет мне стать еще лучше как игроку. При подписании контракта я прекрасно понимал, что сравнения с Кристенсоном будут неизбежны, я морально готов к этому, но я пришел сюда не соперничать с Майкой, а прогрессировать и приносить пользу команде», — сказал Абаев в интервью нашему изданию.
После сезона в «Вероне» Константин признавался, что там тренер Радостин Стойчев загонял его в жесткие тактические рамки. Он уверен, что в Казани у него точно будет больше свободы и простора для творчества.
«Мы пока еще не играем в волейбол 6×6, но мне больше всего хочется попробовать поиграть с Максом Михайловым, потому что он легенда, огромная величина в волейболе. Думаю, без сложностей не обойдется. Наверное, первое время я буду немного смущаться, а Макс — невольно поддавливать своим авторитетом. Но это рабочие моменты. С Лешей Кононовым мы в молодежных сборных пересекались, а с Димой Волковым — на Кубке Первого канала. Тема Вольвич там тоже получил свои три передачи», — сказал Абаев.
Вербов отмечает, то команда будет по-прежнему стремиться к высокой скорости игры, исходя из возможностей своих игроков.
«В любом случае рисунок игры у нас изменится, поскольку стиль Кости и Миши отличается от стиля Майки. Самым скоростным в нашей команде был Деру, который именно с Майкой раскрывал весь свой потенциал. Понятно, что Лабинский и Сурмачевский не так быстры, они больше силовики. При этом с другого края атаки ситуация обратная. Там теперь два скоростных диагональных — Михайлов и Лубурич. Оба быстро выходят под мяч и готовы атаковать с быстрых передач. Это должно помочь нам растягивать блокирующих соперника. В прошлом году у нас был Клец, которому требовалась более высокая и взвешенная передача», — отметил Вербов.
Во время предсезонной подготовки с основой «Зенита» работают несколько молодых игроков, в том числе лучший бомбардир Молодежной лиги – 2025 Тимофей Граханцев. Возможно, он начнет сезон в качестве сменщика 37-летнего Михайлова, который готовится к своему 16-му сезону в Казани.
Максим Михайлов
«Макс еще 50 лет будет играть!» — пошутил проходивший мимо Дмитрий Волков. Именно он в последние годы возглавлял список лучших бомбардиров команды. Михайлов играл реже, но в главных матчах сезона непременно был на площадке. С приходом легионера ситуация вполне может поменяться.
«Думаю, у нас будет хорошая пара диагональных. Наверное, хуже, когда к тебе в партнеры берут слабого игрока и ты понимаешь, что тебе одному предстоит тащить команду. Дражен — игрок с богатым международным опытом. Будет интересно посмотреть на его видение волейбола. Сильный конкурент — это хорошо. На самом деле Кирюха Клец по количеству и качеству игр показал, что он достоин играть в Казани, но тренеры решили немного поменять стиль в сторону скорости», — сказал нам Михайлов.
Дражен Лубурич
«В Казани у Лубурича будет связующий, который играет в его ритме»
У Лубурича, кстати, была неважная статистика в прошедшей Лиге наций, но Вербов говорит, что на нее не стоит обращать большого внимания.
«Я посмотрел все матчи сербов. Дражен в них выполнял не совсем характерную для себя функцию. Кроме того, там новый связующий, с которым у них пока нет полного контакта. Есть нападающие, которые не зависят от связующего. Например, Бабкевич, которому нужно дать высоту, и он разберется. А есть диагональные, которые на 100 процентов зависимы от того, насколько быстро и качественно прилетит передача. А статистика не всегда отражает то, что на площадке. Например, нападающий оставляет мяч в игре в тяжелой ситуации, но процент реализации при этом падает. В Казани у Дражена будет связующий, который в его ритме играет. Уверен, что они в паре с Максом принесут нам огромную пользу.
Сурмачевский вернулся из аренды не для того, чтобы на подачу выходить. А Лабинский уже неоднократно показывал, что может играть на топ-уровне. Поэтому в доигровке у нас будет мощная конкуренция. Как и среди блокирующих. В частности, Романовский уже созрел для игры в составе — Вольвичу и Кононову придется очень постараться, чтобы не проиграть конкуренцию. Головняк добавляется, потому что у нас на многих позициях равные игроки. Кто в моменте лучше готов и способен принести команде больше пользы, тот и будет играть», — сказал Вербов.
И добавил, что продолжительность сезона и количество игр позволят проявить себя абсолютно всем игрокам. Тренер казанцев всегда использует всю глубину состава, и это помогает его команде практически без спадов проходить длинную дистанцию регулярного чемпионата.
Михаилу Лабинскому, Роману Романовскому, Михаилу Вышникову, Владиславу Енину и Федорову по 22–23 года. Казанцы неплохо поработали на перспективу. В команде много молодых игроков, рядом с которыми опытные бойцы, в том числе легионеры. «Выбор Данани и Лубурича обусловлен в том числе большим опытом игры на самом высоком уровне, на крупных международных соревнованиях. Они знают, что такое стрессовые моменты, умеют в эти стрессовые моменты принимать правильные решения, чего зачастую не хватает молодым ребятам. Следовательно, могут помочь. И помочь „Зениту“ не выпадать из тех максимальных задач, которые стоят перед клубом», — сказал Вербов.
«Зенит-Казань» не будет проводить никаких контрольных матчей и начнет втягиваться в сезон через Кубок Победы, который стартует в середине сентября. Первый круг группового этапа зенитовцы проведут в Москве (15–17 сентября), второй — дома (25–27 сентября). Мы спросили у Михайлова, стала ли команда сильнее или, наоборот, слабее.
«Очень тяжело сказать, потому что поменялись связующие. А это главное звено. Обычно, если связующие остаются и меняется часть команды, все более прогнозируемо. Добиться успеха в значительно обновленном составе — большой стимул для нас, даже главный. Точно станет интереснее, но, возможно, и тяжелее. Еще важно, чтобы был хороший коллектив. Я всегда говорил, что игрок — это тело, а душу ему дают тренер и команда», — отметил олимпийский чемпион.
Похожие мысли и у Вербова.
«У нас два новых связующих, а это, по сути, новая команда. Все надо начинать с чистого листа, с нуля. Мы хотим максимальные скорости. Но для этого нужно время для того, чтобы сыграться. Необходимо понимание друг друга, ощущение, кто и что в какой момент делает. Мы должны все делать одновременно, а времени смотреть друг на друга и уже потом принимать решение на площадке просто нет. У нас был отточенный механизм, который в основном работал как швейцарские часы. Иногда, конечно, сбоил. Но сейчас нам надо заново выстроить этот механизм. Мне это интересно, и я чувствую, что ребятам стало поинтереснее. Ты всегда ищешь мотивацию — одну, вторую, третью. Вот сейчас у нас большая мотивация построить новую и сильную команду», — завершил разговор Вербов.
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.