«Ситуация в Казани значительно лучше, чем в целом по стране. Узнаваемость нашего города благодаря уровню проводимых мероприятий, особенно имеющих статус международных, идет в зачет высокого рейтинга его привлекательности», — говорит Ильдар Шакиров, заместитель руководителя исполкома Казани, курирующий вопросы экономического развития, транспорта и торговли. Во второй части интернет-конференции «БИЗНЕС Online» с его участием речь пойдет об экономике города, уровне безработицы и плюсах Казанской агломерации.
Ильдар Шакиров: «Когда бизнес и власть совместно выстраивают векторы социально-экономического развития региона, это дает синергетический эффект»
«Промышленное производство Казани на подъеме»
— Ильдар Саитзянович, что показали итоги социально-экономического развития Казани за первое полугодие 2025-го?
— Говоря об итогах полугодия, можно отметить, что, несмотря на настороженные настроения по поводу влияния размера ключевой ставки на инвестиционную активность и другие параметры экономики, основные показатели демонстрируют рост.
По итогам пяти месяцев объем отгрузки готовых товаров и услуг показал рост на 10,5 процента, темп роста индекса промышленного производства за тот же период — 101,7 процента к аналогичному периоду прошлого года. Напомню, в прошлом году рост ИПП составил 109,6 процента.
Шакиров Ильдар Саитзянович родился 7 апреля 1984 года в Буинске. Окончил Казанский государственный университет по специальности «менеджер» (2006), по специальности «юрист» (2009).
2006–2007 — ведущий специалист, специалист I категории отдела формирования земельных участков комитета земельных и имущественных отношений исполкома Казани.
2007–2010 — заместитель начальника, начальник отдела экономического развития администрации Вахитовского района Казани.
2011 — начальник отдела экономического развития администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Казани.
2011–2013 — заместитель председателя комитета экономического развития аппарата исполкома Казани.
2014–2016 — председатель комитета экономического развития аппарата исполкома Казани.
2016–2017 — первый заместитель главы администрации Вахитовского и Приволжского районов Казани.
С 8 сентября 2017 года — заместитель руководителя исполкома Казани.
Бесспорно, промышленное производство Казани, особенно предприятия ОПК, на подъеме. Мы помним опасения руководителей трехлетней давности, когда они хватались за голову, говоря о недопоставках сырья и комплектующих, о нарушенных логистических цепочках. Сегодня, анализируя показатели, на отдельных предприятиях можно говорить о полном импортозамещении!
Ситуация в Казани, я думаю, значительно лучше, чем в целом по стране и за счет инвестиционной активности тоже. Узнаваемость Казани благодаря уровню проводимых мероприятий, особенно имеющих статус международных, идут «в зачет» высокого рейтинга привлекательности нашего города. Казань зачастую выступает платформой для апробирования новых проектов, которые потом тиражируются на всю страну. Когда бизнес и власть совместно выстраивают векторы социально-экономического развития региона, это дает синергетический эффект.
Но и другие сектора экономики тоже не отстают: традиционно «в плюсе» вся сфера услуг — это оптовая и розничная торговля (100,1 процента), общепит (111,6 процента), туризм (4,5 миллиона человек).
«Есть снижение по объему вводимого жилья по отношению к 2024 году, но мы очень надеемся, что это отставание удастся наверстать»
— Какие отрасли не показали рост?
— Есть снижение по объему вводимого жилья по отношению к 2024-му, но при этом мы понимаем, что прошлый год был рекордным, когда ввели больше 1,4 миллиона квадратных метров. По итогам 6 месяцев пока у нас минус 20 процентов к прошлому году, но мы очень надеемся, что это отставание удастся наверстать.
Специфика отрасли такова, что, как правило, основным периодом ввода жилья является второе полугодие.
— А какой план по вводу жилья на 2025-й?
— План — 1,3 миллиона «квадратов».
«Малый бизнес Казани чувствует себя неплохо. В малом и среднем бизнесе занята треть всего работающего населения города, а в налоговых отчислениях доля МСБ приближается к половине»
«Малый бизнес — это один из самых главных критериев устойчивости экономики»
— Как себя чувствует малый и средний бизнес?
— Малый бизнес — это один из самых главных и чувствительных критериев устойчивости экономики. Несмотря на прогнозируемое замедление деловой активности (на фоне высокой ключевой ставки бизнес ищет и применяет альтернативные кредитам инструменты и способы финансирования), малый бизнес Казани чувствует себя неплохо. В малом и среднем бизнесе занята треть всего работающего населения города, а в налоговых отчислениях доля МСБ приближается к половине.
— «Сколько в Казани действующих компаний МСБ, в каких сферах? Что больше влияет на самочувствие предпринимательства — высокая кредитная ставка, снижение спроса потребителей или „несправедливые“ законы? Или что-то другое?» (Тимур А.)
— Количество зарегистрированных предприятий МСБ выросло на 2 тысячи до 81 тысячи, из которых малых и микропредприятий — около 36,7 тысячи, индивидуальных предпринимателей — более 44 тысяч, средних предприятий — почти 300, это на 50 больше, чем в прошлом году. Бо́льшая часть МСБ приходится на отрасли торговли, строительства, обрабатывающей промышленности, IT-сферы.
Самозанятых у нас 151 тысяча из 400 тысяч республиканских. За прошедший период они уплатили налоги в сумме более миллиарда рублей.
Малый бизнес очень подвижен и пластичен. С одной стороны, он быстрее реагирует на изменения конъюнктуры рынка, с другой — проблемы, которые вы озвучили, — это риски, представляющие угрозу для каждого предпринимателя, не только в Казани.
«Количество курьеров в городе будет только расти, учитывая, что люди все чаще заказывают даже доставку одной бутылки воды или батарейки»
«В Казани порядка 4 тысяч курьеров, и их количество будет только расти»
— Кто они, эта 151 тысяча самозанятых? В основном курьеры?
— Курьеры, ремонт и строительство, производство собственной продукции, репетиторство и сдача жилья в аренду. Также популярны IT-сфера, маркетинг и реклама — все виды фриланса.
Что касается курьеров, в эту тему мы начали погружаться, но немного в другом ключе — в рамках темы средств индивидуальной мобильности. Было много обсуждений и разных позиций, что с ними делать в Казани, вплоть до полной остановки деятельности кикшеринговых организаций в городе.
Мы осознаем, что самокатчики создают массу неудобств горожанам, но есть и большое количество людей, которым это средство передвижения полюбилось, и они его каждый день используют. Например, за прошлый год, по данным компаний кикшеринга, на 7,5 тысячи самокатов, размещенных в городе, было совершено порядка 3,5 миллиона поездок. Это огромное количество людей, которые используют самокаты не просто как средство для развлечений, каких-то покатушек, хотя такие тоже есть, но основная масса использует их по транспортному сценарию. На каких цифрах мы делаем такие выводы? Продолжительность средней поездки на самокате еще три года назад составляла 21 минуту, сейчас — 8 минут, то есть люди берут самокат для того, чтобы доехать до метро, до остановки общественного транспорта.
Анализируя эти данные, мы пришли к мнению, что нельзя запретить самокаты в целом в городе, но в целях безопасности ограничили их передвижение в центральной части — на территории с наибольшей концентрацией пешего трафика за счет туристов, гостей, жителей. Там, где самые узкие тротуары, переходы, много конфликтных точек. Мы сократили количество пунктов для размещения самокатов с 1,9 тысячи до 1,5 тысячи, исключив 400 пунктов проката именно в центральной части Казани.
«Между «запретить» и «не запретить» мы выбрали из двух зол меньшее: если запретить самокаты полностью, люди, которые за пять лет привыкли ими пользоваться как средством передвижения, все равно купят самокаты самостоятельно»
Действуют и все прежние ограничения. Но если в стране максимальная скорость для передвижения самокатов установлена на уровне 25 километров в час, то мы еще на старте проекта в 2021 году договорились с кикшеринговыми компаниями об ограничении скорости в 20 километров в час. Более того, установлена 401 зона, где скорость понижена до 10–15 километров в час, и порядка 110 зон, где запрещено движение самоката в принципе — не на словах, а прописано в программном обеспечении шеринговых компаний. Даже если пользователь захочет туда заехать, самокат не поедет. Да, наверное, где-то бывают сбои в связи с работой РЭБ, но в целом система работает.
Между «запретить» и «не запретить» мы выбрали из двух зол меньшее: если запретить самокаты полностью, люди, которые за пять лет привыкли ими пользоваться как средством передвижения, все равно купят самокаты самостоятельно, но эти устройства будут уже намного мощнее, без прошитых в систему зон запрета движения и ограничения скорости, и тогда ситуация даже при меньшем количестве самокатов в городе может только усугубиться.
— Сколько все-таки курьеров в Казани?
— Мы собрали данные по основным курьерским службам — «Самокат», «Сбер-доставка», «Яндекс Лавка» и другим: на основе их цифр видим, что в городе порядка 4 тысяч курьеров, из которых 2 тысячи используют средства индивидуальной мобильности (СИМ) для доставки заказов. И эти СИМ намного мощнее и более скоростные. Зачастую курьеры, передвигающиеся на самокатах или электромопедах, создают даже большее количество неудобств, нежели просто те люди, которые берут самокат в аренду.
Мы хотели бы, чтобы, устраиваясь в службу доставки, они вместе с рюкзаком и униформой получали бы и самокат службы доставки, который контролировался бы, как в кикшеринговой службе. Как мне кажется, если бы курьерские службы по аналогии с кикшеринговыми компаниями ввели зоны ограничения и успокоенного движения, контролировали бы их на программном уровне, порядка было бы больше. В нашем понимании это следующий шаг в упорядочении использования средств индивидуальной мобильности в городе.
— И все курьеры — это самозанятые, которые платят наименьший налог!
— Я думаю, да. По-моему, официальный статус самозанятого — это критерий для того, чтобы получить работу в службе доставки. Все это привлеченные люди, это не сотрудники службы доставки.
— 4 тысячи курьеров — это фактически очень крупное предприятие. И это люди с высокой зарплатой, при этом курьеры-самозанятые недоплачивают налог, как могли бы, будучи сотрудниками заводов и организаций.
— Если самозанятые работают с юрлицами, у них налог составляет 6 процентов, если с «физиками» — 4 процента.
— Они не платят социальные налоги!
— С доходов, которые облагаются налогом на профессиональный доход, не платят НДФЛ и страховые взносы. Однако для пенсионного стажа самозанятый может сам платить в социальный фонд России добровольный страховой взнос, в этом году это порядка 60 тысяч рублей.
Самозанятые также уплачивают налоги, от которых этот спецрежим не освобождает. К примеру, налог на имущество или транспортный налог.
— Единственное — курьеров со временем заменят роботы-доставщики…
— Во многом это зависит от цифровых трансформаций в городе. Казань — лидер по внедрению цифровых решений в управлении городским хозяйством. Например, создается цифровой двойник города — 3D-модель, которая отображает здания, природные объекты, инфраструктуру и все городские элементы, подчеркивая взаимосвязи между ними. Эти технологии и позволят со временем заменить человека-курьера роботом, но пока количество курьеров в городе будет только расти, учитывая, что люди все чаще заказывают даже доставку одной бутылки воды или батарейки.
— Какая ситуация по средней зарплате в Казани?
— В прошлом году у нас по зарплате темпы были свыше 20 процентов, в текущем году пока 19 процентов в крупном и среднем бизнесе.
— С учетом инфляции реальный рост зарплаты — 8 процентов, наверное?
— Да, реальной рост заработной платы — 7,5 процента по крупным и средним предприятиям. Мы преодолели психологическую планку в 100 тысяч рублей — официальная статистика по итогам четырех месяцев 2025 года фиксирует средний размер заработной платы на уровне 101 тысячи рублей.
«За счет доходов город имел возможность направить больше денег на содержание дорог, на городское благоустройство, на развитие муниципальных предприятий»
«Ситуация непростая, но налоговые поступления — с ростом»
— «Почему образовался дефицит бюджета Казани — меньше денег собрали или траты слишком большие? И какие статьи расходов в связи с этим будут урезаны?» (Айдар)
— Поступления составили 28 миллиарда рублей, а потратили мы 34, отсюда дефицит бюджета — 6 миллиардов. Но надо понимать, что дефицит — это отношение расходов этого года к доходам этого года, но у городского бюджета были остатки бюджета прошлого года. Благо были дополнительные доходы прошлого года. То есть по факту дефицита нет. За счет этих доходов город имел возможность направить больше денег на содержание дорог, на городское благоустройство, на развитие муниципальных предприятий, на строительство их баз — например, строится новая база «Горводзеленхоза» с тепличным хозяйством, модернизируются другие предприятия. Все это реализуется за счет дополнительных доходов прошлого года. Ситуация действительно непростая, но по отношению к прошлому году налоговые поступления — с ростом.
— Но на республиканском совещании звучала информация, что с налоговыми поступлениями имеется проблема.
— В первой половине 2025 года доходы бюджета республики, например, только от налога на прибыль организаций сократились на 2,2 миллиарда рублей. В городском бюджете мы эту тенденцию тоже фиксируем. Сальдированный результат положительный, а если углубляться в структуру, доля убыточных предприятий — 25 процентов, прибыльных — 75. Но при этом сумма убытка этой четверти выросла в 2,5 раза, а сумма прибыли у прибыльных сократилась. И в результате сальдированный финансовый результат раза в 3 хуже, чем за тот же период прошлого года.
— По бюджету ситуация не такая трагичная пока? Общее ощущение такое?
— Мое ощущение, что тенденции, происходящие по стране, до нас доходят с отложенным эффектом в год-полтора. Прошлый год мы прошли на крыльях подготовки к БРИКС, когда было выделено большое количество федеральных и республиканских средств на подготовку. Это нельзя не учитывать. Огромная дорожная программа, а все деньги строителей, в том числе дорожных, как известно, 10 раз оборачиваются в смежных отраслях. Этот эффект сказался. На этом фоне был разогрет рынок труда, и доходы населения тоже росли выше, чем у других регионов.
Поэтому в моменте это позволило сгладить, я уверен, эффект от высокой ключевой ставки, но ситуация меняется. Мы фиксируем рост доли просрочки по кредитам, объем выданных кредитов сокращается. А кредиты — это топливо любой экономики, на мой взгляд. Структурно меняется и внутреннее распределение по совокупной денежной массе в экономике. ОПК все-таки относительно закрытый сектор экономики и в меньшей степени все это передается на смежников, как мне кажется. Если бы те же самые деньги были в стройке, например, то экономический эффект был бы больше. Но мы живем в особых условиях, и это надо учитывать.
— Вы принимали участие в нашей интернет-конференции в апреле 2022 года, и речь тогда шла о работе антикризисного штаба Казани, о дополнительных мерах поддержки бизнеса в связи с коронавирусом и западными санкциями. Сегодня антикризисный штаб действует, какими проблемами занимается?
— Городской штаб действует на постоянной основе. В период острой фазы «ковидных» ограничений он назывался антикризисным, сейчас работает в том же формате, просто именуется по-другому. Так же проводятся встречи мэра и городского руководства с предпринимателями, анализируются наиболее острые проблемы.
В 2022-м была тема санкций, была тема «ковидных» ограничений в работе предприятий, в цепочках поставок. Большинство из решений, которые тогда были приняты, — мораторий на проверки, бесплатное размещение веранд общепита и рекламы, льготный режим работы муниципальных парковок — по-прежнему действует, просто сейчас уже воспринимается как что-то обыденное и само собой разумеющееся.
— Какие инвестпроекты были заморожены в Казани из-за санкций? Какова их дальнейшая судьба?
— Безусловно, есть проекты, которые поставлены на паузу. При такой ключевой ставке есть сложности с финансированием. И есть проекты технического переоснащения, которые подвешены в силу недоступности заемных средств или недоступности технологий.
«Сегодня в день Казань генерирует в среднем порядка 1,5 тысячи тонн мусора»
— Как мусоросжигательный завод?
— Да, это самый яркий пример того, что поставлено на паузу не по причине отсутствия ресурсов, а из-за недоступности той технологии, которую планировали использовать.
— Люди почему-то радуются, что МСЗ не строят, а то, что мусор накапливается, их не волнует.
— На мой взгляд, это из-за низкой осведомленности о том, что происходит в городе. Сегодня в день Казань генерирует в среднем порядка 1,5 тысячи тонн мусора. Вдумайтесь только в эти цифры! При этом в декабре 2024 года была прекращена эксплуатация полигона ТКО на улице Химической, который функционировал с 2009 года. В настоящий момент захоронение отходов осуществляется на второй карте полигона ТКО «Восточный» вблизи Самосырово, на котором внедрены современные методы защиты окружающей среды. Но и новый полигон уже через два года исчерпает свои мощности.
«Резиденты «Химграда» реализуют инвестпроекты, и сам «Химград» строит за счет нацпроектов новые корпуса. А в целом в 6 промышленных парках города 645 резидентов, 12 тысяч работающих»
«На каждого безработного приходится порядка 7 вакансий»
— Какие крупные инвестпроекты в 2025 году будут реализованы или запущены?
— Надо начать с национальных проектов. В целом в России их 19, Татарстан участвует в 12, Казань — в 9. В рамках этих 9 город в этом году получит почти 9 миллиардов рублей инвестиций, 5 миллиардов из них — федеральные средства, 3 миллиарда — республиканские. На эти деньги строится одна школа и три учреждения здравоохранения, в 14 медучреждениях проведут капремонт.
Что касается частных инвестиций, реализуются проекты, которые прошли инвестиционный совет при раисе республики. Это комплексы на Кировской дамбе и на Казанке в районе Национальной библиотеки.
Продолжают свое развитие и промышленные площадки. К примеру, резиденты «Химграда» реализуют инвестпроекты, и сам «Химград» строит за счет нацпроектов новые корпуса. А в целом в 6 промышленных парках города 645 резидентов, 12 тысяч работающих. Это больше, чем на самом крупном заводе Казани. Основная доля резидентов, 60 процентов, конечно, на «Химграде», но есть и другие площадки.
— А у СИБУРа какие проекты в Казани?
— СИБУР строит научно-инженерный центр в нашем городе, этап запуска строительства. Кроме того, ведет техперевооружение внутри предприятий, реализует большую программу по повышению их эффективности. Да, оптимизация приводит к высвобождению персонала, но сегодня в Казани нет риска остаться безработным при наличии желания и умения работать. Безработица составляет 0,17 процента, 1,1 тысячи официально зарегистрированных безработных в городе на сегодня. А вакансий от предприятий — почти 8 тысяч.
— Мы изучали вакансии, наш журналист по промышленным предприятиям ходил, и не такие уж интересные предложения делают заводы, которые якобы нуждаются в кадрах…
— Сейчас на каждого безработного приходится порядка 7 вакансий. Наибольший удельный вес у заводских профессий: токарь, аппаратчик, наладчик. Кроме того, большой спрос на кадры в транспортной отрасли, только муниципальным предприятиям требуется около 600 человек, чтобы довести количество работников до норматива. Образование, здравоохранение, учреждения культуры и спорта, вся сфера услуг тоже нуждаются в кадрах.
— Какова структура казанской экономики: какую долю занимают торговля, банки, предприятия, строительные компании?
— Львиную долю в структуре экономики занимают обрабатывающие производства, дальше идет строительство — жилых и нежилых помещений, строительство дорог. Затем идут услуги, в том числе финансовые.
— Казань сегодня — промышленный город или постиндустриальный, как вы считаете?
— Казань уникальна в этом плане. Город, в котором работают флагманы машиностроения, химии и нефтехимии, пищевой промышленности, последние годы развивается и в направлении постиндустриального общества, где преобладает высокопроизводительный инновационный сектор, развивается индустрия знаний, и большая доля населения занята в сфере услуг.
«В рамках стратегии развития «Большой Казани», как мне кажется, должны образоваться новые кластеры, которые откроют инвестиционные возможности»
«Для развития агломераций нужен системный подход»
— Документ по Казанской агломерации уже принят. Какие шаги предприняты администрацией Казани для его выполнения? Дорожная карта разрабатывается?
— Первым документом, в котором был закреплен агломерационный подход, стала Стратегия социально-экономического развития РТ до 2030 года. Тогда республика одной из первых в России определила агломерации как главные точки роста региональной экономики, а уже в Стратегии социально-экономического развития Казани появился раздел о развитии Казанской агломерации.
На мой взгляд, это первые попытки обеспечить скоординированное развитие с точки зрения территории и взаимоувязанного распределения ресурсов. Казань и пригород пожинают плоды ошибок, в том числе градостроительных, когда пригород дешевым жильем и отсутствием каких-либо рабочих мест рождает огромное количество транспортных и социальных проблем ввиду того, что жилье там построили, а социальную инфраструктуру — нет.
Для развития агломераций нужен системный подход. Необходимо создавать соответствующую правовую базу и механизмы привлечения финансовых средств в инфраструктуру, обеспечить сбалансированное строительство жилья, социальных и общественных объектов, а также мест приложения труда
— «Кабинет министров РТ утвердил „Комплексную схему социально-экономического и территориального развития Казанской агломерации“, согласно которой к 2050 году должно быть создано 1,28 миллиона новых рабочих мест и увеличен жилищный фонд до 103,1 миллиона квадратных метров. Львиная доля этих показателей приходится на Казань. Как считаете, у города есть резерв, чтобы выполнить эти планы? В каких сферах могут быть созданы эти рабочие места, кто на них будет работать, если и так дефицит кадров везде? Есть ли у населения средства, чтобы купить эти миллионы квадратных метров?» (Александр)
— Комплексная схема, мастер-план, стратегия — это все о документе, разработанном Институтом пространственного планирования РТ. Безусловно, наше отношение к документу положительное, несмотря на то что в федеральном законодательстве реальных инструментов развития в формате агломераций пока нет.
Отвечая на вопрос о новых рабочих местах и строительстве жилья, хочу заметить, что наша прекрасная Казань всегда была точкой притяжения, магнитом, и мы верим в то, что этот тренд сохранится. Покупать это жилье будут люди, которые переедут жить и работать в Казань, в Казанскую агломерацию, и жители Казани, у которых появится больше возможностей покупать более комфортное жилье для себя. Нынешние студенты, приезжающие со всех уголков России, а в дальнейшем высококвалифицированные инженеры, строители, медики — речь и о них тоже.
— По факту агломерация, так называемая «Большая Казань», уже есть, правильно?
— Она есть однозначно, причем вне зависимости от наличия документа или воли чиновников. где-то она даже выходит за официальные границы Республики Татарстан. Тот же Волжск, жители которого ездят на работу в Казань.
— Как считаете, какие преимущества бизнес получает при таком векторе развития, в рамках «Большой Казани», в рамках агломерации? Можно вообще ожидать взрывного роста бизнеса, если до конца додумать эту идею?
— Конечно, потенциал этого документа огромен. Внутри самой Казани территорий промышленного инвестиционного назначения все-таки меньше, они дороже, есть проблемы по сетям. В рамках стратегии развития «Большой Казани», как мне кажется, должны образоваться новые кластеры, которые откроют эти инвестиционные возможности. Когда государство обеспечит их сетями и подъездными дорогами, порог входа будет намного ниже, и это должно дать толчок к развитию и наших собственных, и привлечению новых предпринимателей.
«Обновленный Московский рынок стал точкой притяжения для горожан, где ежедневно проводятся различные мероприятия»
До формата Московского рынка доведут Чеховский и Приволжский
— «Город продал Московский рынок московскому инвестору, тот свои планы выполнил — рынок обновился. А вот город свою часть проекта не выполнил — не благоустроил территорию перед рынком со стороны улицы Декабристов, не снес все эти небольшие здания, налепленные в 1990–2000-х годах. Каков смысл был перестраивать рынок, если его даже не видно?! Когда Казань очистит и благоустроит эту территорию?» (Талия)
— Рынок был построен в 1976 году и ни разу не видел капитального ремонта. Муниципалитет зачастую не самый эффективный собственник подобных объектов. Поэтому было принято решение реализовать рынок с аукциона с условием реконструкции. Принципиальным требованием было сохранение за предпринимателями возможности продолжить свою работу во время реконструкции. Инвестор уже вложил в реконструкцию более миллиарда рублей, завершена полная реконструкция основного здания, ведется благоустройство прилегающей территории площадью 15 тысяч квадратных метров.
Муниципалитетом, в свою очередь, принято решение о комплексном развитии территории вокруг рынка. Сейчас там находятся 13 частных объектов, на месте которых появится новое городское общественное пространство. Эти работы запланированы на 2026 год.
— Как оцениваете сам обновленный Московский рынок?
— Это новый стандарт, который задан в городе. После реконструкции на рынке не только увеличилось количество мест, но и появились новые форматы работы, такие как гастрокластер. Обновленный Московский рынок стал точкой притяжения для горожан, где ежедневно проводятся различные мероприятия. К новым форматам работы мы планируем подвести и собственников другого советского наследия, сейчас на рассмотрении находятся аналогичные проекты Чеховского и Приволжского рынков.
— В Казани торговых площадей достаточно по нормативам?
— По обеспеченности качественными торговыми площадями мы точно не в топе среди городов-миллионников. И это нисколько не смущает. Уверен, с учетом темпов развития онлайн-торговли скоро они станут менее востребованными, и встанет вопрос вынужденного перепрофилирования ряда объектов. Поэтому считаю, что дефицита в торговых площадях у нас точно нет.
— Что входит в компетенцию административной комиссии, работу которой вы курируете как заместитель руководителя исполкома? Какие нарушения комиссия выявляет, кого и как наказывает?
— Привлечение к ответственности состоит из двух этапов. Первый — выявление нарушений. Этим занимаются управление административно-технической инспекции (УАТИ) и районные инспектора отделов общественной безопасности. Второй этап — определение меры наказания за то или иное правонарушение, чем и занимается административная комиссия, некий аналог муниципального суда, исключительно в рамках полномочий города и преимущественно нарушений правил благоустройства.
За прошлый год вынесено порядка 248 тысяч постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушения правил благоустройства, парковки, организации уличной торговли.
— Каков объем штрафов за административные правонарушения?
— За прошлый год взыскано 546 миллионов рублей штрафов.
— «Учитывая ваш большой опыт муниципальной службы, расскажите, почему, по-вашему, молодые люди уходят с муниципальной службы, проработав несколько лет?» (Рамиль Рафкатович)
— Это болезненная тема не только для муниципальной службы. Поколение зумеров предпочитает свободу и комфорт. На мой взгляд, молодые люди сейчас, проработав несколько лет, не только с муниципальной службы уходят.
Если расценивать муниципальную службу исключительно как сферу заработка, то она точно в этом рейтинге не на первом месте, потому что средняя зарплата в муниципалитете существенно ниже, чем на крупных заводах, предприятиях, в финансовом секторе и фрилансе. Но работа на муниципальной службе в течение 3–5 лет — это колоссальный опыт и понимание процессов изнутри. Мотивация на муниципальной службе — это возможность самореализации, карьерный рост, быть сопричастным к глобальным проектам и частью городской команды, которая движет масштабными изменениями и проводит международные мероприятия.
— Ильдар Саитзянович, спасибо за содержательный разговор. Успехов вам!
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.