Татарстан в течение пяти последних лет нарастил производство сырого молока на 30,7% Татарстан в течение последних пяти лет нарастил производство сырого молока на 30,7% Фото: «БИЗНЕС Online»

Топ-3 лидеров молочного рынка в стране

Татарстан в течение последних пяти лет нарастил производство сырого молока на 30,7%. Регион стабильно занимает 1-е место по этому показателю с долей в 6,7% от общего объема производства молока-сырья в РФ. По итогам 2024 года республика перешагнула показатель в 2,2 млн т молока, что почти на 4% больше, чем в 2023-м.

Практически все молоко перерабатывается на территории РТ (1 млн 984 тыс. т в 2024-м), из него в прошлом году было произведено 589,4 тыс. т молочной продукции. Свой рейтинг топ-17 крупнейших переработчиков молока по итогам 2024 года «БИЗНЕС Online» публиковал в феврале 2025-го.

Молочные короли: Мингазов разделил трон с ЗМК, Фардиев распробовал чеддер, а Муратов – эмменталь

Какое место республиканские молочники занимают на общероссийском рынке, показывает рейтинг крупнейших переработчиков молока России по итогам 2024 года, который был подготовлен Союзмолоком совместно с аналитическим агентством Streda Consulting и медиаплатформой Milknews.

Итак, 1-е место в стране сохранила компания «Вимм-Билль-Данн» (PepsiCo), впервые преодолевшая планку по выручке в 152 млрд рублей (плюс 11,2% к показателям 2023-го), в том числе за счет роста своего сыродельного производства. Компания в 2011 году вошла в американскую корпорацию PepsiCo (выручка которой за 2024-й составила почти $92 млрд), производит продукцию брендов «Домик в деревне», «Веселый молочник», «Ламбер», «Чудо», «Мажитель» и др.

На 2-м месте — Health & Nutrition (H&N, бывшая Danone) с выручкой в 141,8 млрд рублей. Бывшая французская компания после смены собственника и деконсолидации с Nutricia вернула себе лидерские позиции в сегментах цельномолочной продукции и modern dairy, продемонстрировав рекордные для отрасли приросты выручки на 25,2 млрд рублей (21,6%), а объемов переработки — на 14,7%. «Ребята совершили реальный подвиг, на их масштабах показать такой прирост за один год — это очень серьезная работа», — прокомментировал генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев.

Первое место стране сохранила компания «Вимм-Билль-Данн» (PepsiCo), впервые преодолевшая планку по выручке в 152 млрд рублей (+11,2% к показателям 2023 года), в том числе за счет роста своего сыродельного производства 1-е место в стране сохранила компания «Вимм-Билль-Данн» (PepsiCo), впервые преодолевшая планку по выручке в 152 млрд рублей (плюс 11,2% к показателям 2023 года), в том числе за счет роста своего сыродельного производства Фото: © Евгений Биятов, РИА «Новости»

Напомним, что продажа французской Danone, которая завершилась в мае 2024 года, прошла не без участия молочников из Татарстана. Бизнес французы изначально продали компании «Вамин Р», владельцем которой выступал Минтимер Мингазов. Правда, уже в декабре 2024-го компания, получившая контроль над активами Danone в России, сменила владельца. Руслан Алисултанов стал 100-процентным владельцем «Юнимилк» (до этого она называлась «Вамин Татарстан»), которая косвенно (через «Вамин Р») контролирует группу H&N. Алисултанов работает в Health & Nutrition с лета 2023 года. До этого он занимал пост замминистра сельского хозяйства Чечни и был заместителем мэра Грозного.

В татарстанском филиале H&N — на молочном комбинате «Эдельвейс» — производится сметана, пастеризованное и топленое молоко, ультрапастеризованные сливки, молочные коктейли под брендами «Простоквашино» и «Растишка». По данным минсельхоза РТ, в 2024-м на заводе было переработано 91 тыс. т молока. В июне прошлого года Алисултанов представил бизнес-проект по строительству сушильного цеха мощностью 3,5 тыс. т сухого молока в год.

На 3-м месте — Hochland Russland (на 100% принадлежит германской Hochland SE) с 54 млрд рублей выручки, эта компания несколько лет подряд демонстрирует устойчивый рост на фоне активного развития сегмента HoReCa, отмечают составители рейтинга. Основные бренды компании — Hochland, Almette, «Фетакса» и др.

На 24-м месте расположился АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат» (ЗМК) с 15,5 млрд рублей выручки, что на 14,2% лучше показателей 2023 года На 24-м месте расположилось АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат» (ЗМК) с 15,5 млрд рублей выручки, что на 14,2% лучше показателей 2023 года Фото: «БИЗНЕС Online»

ЗМК и «Вамин» — в топ-30 крупнейших переработчиков молока в России

В российский топ-30 переработчиков молока также вошли две чисто татарстанские компании. На 24-м месте расположилось АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат» (ЗМК) с 15,5 млрд рублей выручки, что на 14,2% лучше показателей 2023 года. Компанией на трех производственных площадках (в Зеленодольске, Чистополе и Буинске) в 2024-м было переработано более 250 тыс. т сырого молока и произведено 116,6 тыс. т (около 200 млн упаковок) продукции под брендами «Очень важная корова», «Васькино счастье» и «Обнимама». Ежедневно комбинат закупает свыше 700 т сырого молока у агрофирм Татарстана.

«Бренд „Очень важная корова“ показал стабильный рост: объемы увеличились на 5,7 процента по сравнению с предыдущим годом и составили 45,1 тысячи тонн. Вырос сегмент HoReCa — поставки увеличились на 22 процента, а число торговых точек-партнеров в Татарстане выросло на 63 процента», — сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ЗМК.

Высокий рост показали продажи творожных сырков и твердых сыров. Так, продажи глазированных сырков под маркой «Очень важная корова» с момента запуска в январе 2024 года достигли почти 4 млн штук. А объемы производства сортов твердого сыра в буинском филиале выросли на 43%.

Замыкает топ на 30-м месте ГК «Вамин» с выручкой в 13 млрд рублей Замыкает топ на 30-м месте ГК «Вамин» с выручкой в 13 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

В модернизацию предприятия в прошлом году было вложено 516 млн рублей. «В 2024 году компания сосредоточилась на обновлении действующего оборудования и увеличении его мощности. Особое внимание было уделено производству творога — в чистопольском филиале проходит расширение участка по его производству. На зеленодольской площадке завершен крупный проект по наращиванию объемов выпуска мягкого и детского творога», — сообщили на предприятии.

Замыкает топ на 30-м месте ГК «Вамин» с выручкой в 13 млрд рублей. Компания Мингазова совершила «квантовый скачок», показав 45,2% роста к уровню 2023 года. А за последние пять лет компания показала рост на 85%. ГК «Вамин» за 2024 год «переварила» 250,7 тыс. т молока, или около 700 т в сутки. Вообще «Вамин» за трехлетку увеличил объемы молокопереработки почти вдвое. Ключевое предприятие группы — ООО «Арча», которое включает в себя Арский молочный и Балтасинский маслодельно-молочный комбинаты.

«Это результат комплексного подхода — и работа с кадрами, и модернизация производства, и работа с поставщиками сырья. Мы тесно сотрудничаем с дистрибьюторами, что позволило расширить объемы продаж. Полноценно работа шла с покупателями — удалось увеличить популярность бренда, подтянулись в ценовой политике, работали над улучшением качества», — комментирует нашему корреспонденту сам Мингазов.

«Мы расширяем представленность в e-commerce, федеральных и региональных сетях, плотно развиваем дистрибьюторскую сеть. Доля фасованной продукции стабильно растет. Например, мы инвестируем в новое оборудование для нарезки. Работа идет планомерно. Конечно, хочется достичь всего и сразу, но это требует значительных затрат», — добавляет спикер.

По его словам, все запланированные этапы модернизации на молзаводах «Вамина» на данный момент завершены, за исключением цеха сушки: его модернизация затормозилась из-за задержек с поставкой импортного оборудования. Новые проекты по молокопереработке пока на стопе. Например, глава «Вамина» не отказывается от заявленных ранее планов выйти на рынок мягких и рассольных сыров, но реализации проекта мешает высокая ключевая ставка. «Если ситуация стабилизируется, мы сразу же приступим к работе. Проект находится на низком старте», — заявляет он.

«Мы дальше не торопимся, задача — сохранять тот же темп объемов производства, улучшать качество, повышать узнаваемость бренда. И основное направление для нас сейчас — это сырьевое развитие», — говорит глава компании. Сегодня в общем объеме переработки ГК «Вамин» сырое молоко с собственных ферм составляет 10–15%, в будущем планируется довести эту долю до 60–70%, для этого Мингазов планирует строительство животноводческого комплекса. Это благотворно повлияет не только на себестоимость конечного продукта, но и на его качество — благодаря специальным рационам питания для коров у производителя появляется возможность контролировать необходимые для производства молочной продукции показатели молока — жирность, содержание белка и прочее.

Совокупная выручка 30 крупнейших молочных компаний РФ по итогам 2024 года составила около 1,02 трлн рублей, или около 50% рынка молочной продукции Совокупная выручка 30 крупнейших молочных компаний РФ по итогам 2024 года составила около 1,02 трлн рублей, или около 50% рынка молочной продукции Фото: © Алексей Сухоруков, РИА «Новости»

Среди российских лидеров российского рынка переработчиков молока также свои перерабатывающие мощности в Татарстане есть у удмуртского холдинга «Комос Групп», который контролируется Андреем Шутовым и Андреем Осколковым. «Комос» занял 4-е место российского рейтинга с совокупной выручкой в 53,7 млрд рублей (плюс 17,2%). В регионе холдинг владеет Казанским молочным комбинатом, который в 2024 году переработал 171,2 тыс. т сырого молока (плюс 6% к 2023-му) и произвел 169 тыс. т готовой продукции. На заводе выпускают традиционную молочку — цельное молоко, кефир, ряженку, йогурт, бифилайф, снежок, сметану, сливки, творог и продукцию на основе сыворотки и пахты под брендами «Молочная речка», «Село Зеленое», «Топтыжка».

Также в Татарстане работают две производственные площадки компании MLK Group, которая принадлежит Александру Емшанову, — это Касымовский и Апастовский молкомбинаты, который выпускают продукцию под брендом «Бэрэкэтле». По итогам 2024-го вместе они переработали в республике 36,2 тыс. т молока. Общая же выручка MLK Group, по данным Союзмолока, составила 16,8 млрд рублей (18,1%), что соответствует 20-му месту российского рейтинга крупнейших переработчиков молока. Основной для Емшанова по-прежнему остается площадка в Удмуртии — ООО «Ува-Молоко», которое перерабатывает до 800 т молока в сутки.

Совокупная выручка 30 крупнейших молочных компаний РФ по итогам 2024 года составила около 1,02 трлн рублей, или около 50% рынка молочной продукции, обеспечив переработку более 60% молока, произведенного в стране, — это более 20 млн тонн.

В расширенную версию топ-100 крупнейших переработчиков молока нашей страны также вошли компании из Татарстана: ООО «Высокогорский МК» Ильнура Шайхетдинова (бренд «Елмай») с 11 млрд рублей выручки, АО «Алабуга соте» Дамиры Фатыховой (бренд «Вкусняев») с 7,8 млрд рублей. Также в рейтинг вошла ГК «Канталь» Ленара Мухаметзянова — одного из крупнейших в стране молочных трейдеров из Татарстана. Выручка «Канталя» за прошлый год ставила 17 млрд рублей, однако в рейтинг было включено перерабатывающее звено — ООО «Канталь-ОМК» (бывший Оренбургский молочный комбинат) с выручкой 6,1 млрд рублей, которое Мухаметзянов купил в 2024 году. Замыкают список производитель мороженого «Челны Холод» (4,6 млрд) Газильяна Шакирзянова и «Агросила-Молоко» Ильшата Фардиева (4,5 млрд рублей).

Среди производителей сухого молока на 2-м месте в РФ отмечен Высокогорский молочный комбинат Шайхетдинова, а среди производителей мороженого — «Челны Холод» — компания заняла 7-е место с объемом производства за 2024 год в 17,2 тыс. т мороженого. 5-е место среди мороженщиков страны получила красноярская ГК «Славица» (30,9 тыс. т мороженого), но она также наращивает присутствие в Татарстане: помимо завода в Набережных Челнах, «Славица» заявила о планах построить в промышленном парке «Тура 2.0» под Зеленодольском новую фабрику мороженого за 3 млрд рублей.

ГК «Вамин» вырвала «бронзу» у PepsiCo

Одновременно Союзмолоко опубликовало рейтинг производителей твердых и полутвердых сыров. Совокупный объем производства 20 крупнейшими компаниями России достиг 343 тыс. т, что на 2,4% больше, чем в 2023 году. Вместе эти компании удерживают около 75% соответствующего рынка в РФ.

Лидером отрасли остается Юговской комбинат молочных продуктов (ЮКМП), сохранивший объемы на уровне 2023 года в 44,7 тыс. тонн. 2-е место занимает ГК «Фудлэнд» — 31,6 тыс. тонн (плюс 0,7%).

Ну а на 3-е место по сырам в стране вышла татарстанская ГК «Вамин» с объемом производства в 23 тыс. тонн (плюс 16,1%). «Это связано с завершением модернизации производства на Арском молочном комбинате в конце 2023-го – начале 2024 года, что позволило компании выйти на полную мощность», — поясняет гендиректор Татмолсоюза Денис Пирогов. Это помогло компании потеснить с «бронзового» сырного пьедестала компанию PepsiCo (ВБД), которая также выросла за прошлый год на 8,4% до 22,3 тыс. т, но рост «Вамина» оказался еще более динамичным.

«Коллеги модернизировали Арский молочный завод, в короткие сроки удалось его загрузить, и дальше планируют пойти в сырьевой сектор, обеспечивая сырьевую безопасность бизнеса», — прокомментировал Груздев результаты работы компании. «Вамин» хочет стать лидером по сырам в РФ и идет к своей цели уверенно и динамично, добавляет Пирогов.

На третье место по сырам в стране вышла татарстанская ГК «Вамин» — с объемом производства в 23 тыс. т (+16,1%) На 3-е место по сырам в стране вышла татарстанская ГК «Вамин» с объемом производства в 23 тыс. тонн (плюс 16,1%) Фото: «БИЗНЕС Online»

Из других участников «сырного» топ-20 также стоит отметить компанию «Азбука сыра» Марата Муратова. Его сырный завод в Мамадыше показал снижение производства на 6,7% до 12,7 тыс. тонн. На самом предприятии снижение объемов производства сыров объясняли тем, что летом прошлого года шла модернизация линии по производству сыра в корпусе №2. При этом выручка предприятия за 2024 год выросла до 7,2 млрд рублей. В июле 2025-го стало известно, что «Азбука сыра» подписала договор с сетью «Перекресток», контракт рассчитан на три года и предусматривает производство 6 видов сыра под брендами сети — «Маркет» и «Пр!ст».

Снижение физических объемов производства сыров (минус 9,7%) также фиксируется у MLK Group — по итогам прошлого года компания произвела только 11,9 тыс. т сыров. И это, напомним, при росте на 18,1% рублевой выручки. Впрочем, компания Емшанова в самом конце 2024 года запустила в Апастовском районе новый завод по производству полутвердых сыров, инвестиции в проект составили 2,2 млрд рублей. Так что и здесь стоит ждать увеличения показателей по итогам 2025 года.

Стабильно расти удается только тем игрокам, которые смогли сформировать сильный розничный бренд и федеральную систему дистрибуции Стабильно расти удается только тем игрокам, которые смогли сформировать сильный розничный бренд и федеральную систему дистрибуции Фото: © Alexey Sukhorukov / Xinhua / www.globallookpress.com

«Количество производителей сыров, сокративших объемы производства, за год выросло»

Составители рейтинга отмечают, что потребление сыров за 2024-й в стране выросло на 5,6% и превысило 1,1 млн тонн. Однако темпы роста производства в последние годы замедляются. «Если за последние 6–7 лет объемы производства, переработки и потребления сыров выросли примерно на 30 процентов, то в последнее время динамика снизилась. В 2024 году рост рынка сыров был более умеренным — около 6 процентов», — говорит Пирогов.

Кроме того, стал очевиден тренд: стабильно расти удается только тем игрокам, которые смогли сформировать сильный розничный бренд и федеральную систему дистрибуции, а производители массовых видов сыров и работающие преимущественно с оптовым звеном не выдержали конкуренции с лидерами и начали достаточно быстро терять объемы, говорит управляющий партнер Streda Consulting Груздев.

Если в предыдущие годы топ-20 игроков забирали долю у региональных игроков второго эшелона, то теперь они начали активно перераспределять объемы и между собой. «Количество производителей, сокративших объемы производства, за год выросло: ряд компаний теряют объемы уже второй год подряд, — говорит и генеральный директор Союзмолока Артем Белов. — Большинство реализованных в последние пять лет инвестпроектов в сырной категории уже вышли на проектную мощность, и дальнейшее эволюционное наращивание доли рынка становится все сложнее».

В целом потребление сыров в России — это растущий рынок, который только начинает развиваться, считает глава ГК «Вамин» Мингазов. «Конечно, все зависит от покупательского спроса, поскольку сыр — продукт недешевый. Может быть, рост рынка не будет стабильно высоким — по 10–15 процентов, но в целом он имеет потенциал для развития, так как на сегодняшний день рынок не на 100 процентов обеспечен отечественными сырами», — говорит Мингазов.

Производители считают текущую цену на сырое молоко низкой, а переработчики — высокой Производители считают текущую цену на сырое молоко низкой, а переработчики — высокой Фото: © Petrov Sergey / news.ru / www.globallookpress.com

«Рост цен на сырое молоко привел к увеличению цен на готовую молочную продукцию на полках магазинов, что затормозило спрос»

А как в целом чувствует себя молочный рынок? Пирогов отмечает, что двузначный рост финансовой выручки, который у некоторых производителей доходит до 40–60%, во многом объясняется инфляцией и ростом цен на молочную продукцию. Однако, помимо инфляционной составляющей, в РФ наблюдается увеличение объемов переработки молока, производства молочной продукции и расширение ассортимента.

«По статистике, потребление молочной продукции (в пересчете на сырое молоко) выросло примерно на 12–14 процентов в 2024 году по сравнению с 2023-м. Компании активно разрабатывают новые продукты и бренды. Такие компании, как „Вамин“, „Комос Групп“ (Казанский молочный комбинат), Зеленодольский молочный комбинат, MLK Group, расширяли свои линейки продуктов», — говорит гендиректор Татмолсоюза.

Средняя цена на сырое молоко в Татарстане сейчас составляет 40–41 рубль без НДС. С начала года произошло снижение цены. Пик наблюдался в феврале 2025 года, когда цена достигала 47–48 рублей без НДС. В мае цена опустилась до 40–41 рубля и последние три месяца остается стабильной.

«Прогнозы на осень давать сложно. Рост цен на сырое молоко привел к увеличению цен на готовую молочную продукцию на полках магазинов, что затормозило спрос. В первом квартале наблюдалось снижение потребления молочных продуктов. Сейчас мы видим восстановление спроса в пределах 1 процента», — говорит Пирогов.

Производители считают текущую цену на сырое молоко низкой, а переработчики — высокой. Однако глава Татмолсоюза называет текущую цену на «белую нефть» комфортной для всех участников рынка. «Необходимо сосредоточиться на увеличении объемов реализации готовой молочной продукции», — дает он совет переработчикам молока.

Потенциал роста рынка «очень велик», полагает спикер. Текущее потребление молочки на душу населения (250–270 кг) не соответствует рекомендованному нормативу (320–330 кг). Также есть большой потенциал для развития экспорта, особенно в части биржевых продуктов. Правда, текущий курс доллара не всегда выгоден для экспортеров.

Видят перспективы развития рынка и в компании ЗМК. И в первую очередь потому, что молочная продукция сегодня демонстрирует устойчивый потребительский спрос. По данным Союзмолока, с 2020 по 2025 год рынок вырос на 24%. Однако наряду с положительной динамикой спроса молочные компании сталкиваются с целым рядом проблем.

Так, на фоне роста себестоимости и скачков цен на молокоемкие продукты в конце 2024 года произошло снижение спроса на определенные категории молочных продуктов: спрос сместился в сторону доступных и повседневных продуктов. Вызовы 2024-го для молочной отрасли были связаны с резким ростом цен на молоко-сырье, растущей конкуренцией на рынке, а также с удорожанием оборудования, расходных материалов и компонентов. «Это оказывает давление на себестоимость и требует постоянной гибкости в управлении производством и логистикой», — комментируют в компании.

Одной из ключевых проблем сегодня остается дисбаланс между растущей себестоимостью продукции и ограниченными возможностями по повышению цен. Удорожание сырья (более чем на 20% с начала 2024-го), рост затрат на оплату труда (плюс 40% за 2023 и 2024 годы), логистику (до 1,5 раза) и электроэнергию (двузначные темпы ежегодного роста).

Дополнительное давление оказывает повышение ключевой ставки и, как следствие, удорожание даже льготных кредитных ресурсов (по оценке Союзмолока, не менее чем в 2 раза). В то же время усиливаются регуляторные меры, в частности ограничения на наценку для социально значимых продуктов, включая молоко. В условиях, когда производственные издержки растут быстрее, чем отпускные и розничные цены, это сужает возможности для инвестиций и обновления производственных мощностей.

На фоне общего дефицита сырья в республике отмечается рост конкуренции между переработчиками: количество участников на рынке увеличилось, что влечет за собой перераспределение сырья, в том числе за пределы региона. Дефицит сырого молока связан в том числе и с тем, что спрос на молочные продукты серьезно опережает прирост производства товарного молока.

«Если говорить о ЗМК, то у нашего предприятия выстроены давние системные отношения с надежными республиканскими агрофирмами. Однако всплеск цен на сырое молоко, безусловно, отразился на рентабельности производства и внес в работу свои коррективы», — комментируют на предприятии.

Тем не менее отрасль сохраняет потенциал для роста, прежде всего за счет повышения эффективности, автоматизации, развития продуктовой линейки и расширения экспортных направлений. «Для реализации этого потенциала очень полезной была бы господдержка перерабатывающих предприятий, способная обеспечить устойчивость и предсказуемость ведения бизнеса», — считают на зеленодольском предприятии.