Российский рынок онлайн-образования в 2024 году притормозил до 19% Российский рынок онлайн-образования в 2024 году притормозил до 19% Фото: © Владимир Трефилов, РИА «Новости»

Пузырь EdTech-бума сдувается

Российский рынок онлайн-образования, который еще недавно демонстрировал впечатляющий скачок в 32%, в 2024 году притормозил до 19%. «С учетом инфляции можно расценивать динамику роста в 19 процентов как падение», — констатирует основатель агентства Smart Ranking Дарья Рыжкова. Цифры последнего квартала особенно красноречивы: рост всего 12,3% год к году — самый низкий показатель за весь год. Это указывает на дальнейшее замедление темпов роста в 2025-м, вероятно, до уровня 10–15%, отмечают исследователи.

Сильно просел сегмент дополнительного профессионального образования (ДПО), занимающий 36% от общей выручки в топ-100 компаний: рост сократился с 27 до 16%. Кажется, что к ДПО охладели не только в онлайне, но и в офлайне. В начале 2025-го Академия IT-парка в Казани приняла решение отказаться от работы с физлицами, сосредоточившись исключительно на корпоративном обучении. Весной закрылась очная школа Skillbox по дизайну в столице РТ — через три года после громкого открытия с планами расширения по всей республике. И другие офлайн-школы под этим брендом в стране тоже сейчас не работают.

Данные минобрнауки РФ, которые проанализировал «БИЗНЕС Online», подтверждают тренд: последние два года показывают замедление: в 2023-м рост составил всего 0,2%, в 2024-м — 3,1%. В Татарстане спад более серьезный: в 2023 году интерес к ДПО упал на 34,4%, особенно по дистанционным программам повышения квалификации — на 65%. В 2024-м показатели почти вернулись к уровню 2022-го, хотя в целом за пять лет в России количество получающих ДПО онлайн увеличилось с 6,4 млн до 8,5 млн человек, в республике — с 166 тыс. до 265 тысяч. Взрывной рост был зафиксирован в 2021–2022 годах: в РТ количество учеников выросло более чем в 2 раза, по стране — на 21,5%.

Но потом рынок тряхнули санкции: мировая платформа Coursera объявила о прекращении сотрудничества с российскими организациями и приостановила работу в стране. А уход международной образовательной компании Education First привел к закрытию проекта «Ана теле» — бесплатной онлайн-школы для изучения татарского языка, запущенной по поручению президента Татарстана еще в 2013-м. В прошлом году власти планировали создать альтернативный проект и даже выделили на это 123 млн рублей, но пока о запуске «Ана теле 2.0» не сообщалось.

Рынок тем временем продолжает охлаждаться, подтверждают отраслевые игроки и эксперты в сфере образования. И причин сразу несколько.

Причина №1. Перенасыщение рынка

Пожалуй, самая главная причина, которую называли эксперты в разговоре с «БИЗНЕС Online», — основной массовый спрос на переобучение уже удовлетворен. Люди, которые хотели кардинально сменить профессию во время пандемии, уже это сделали. Так, по оценкам «Нетологии», более 85% человек пробовали учиться онлайн.

«Все насытились. Рынок тоже не бывает бесконечным, очень много стало разных игроков, появилось довольно много нишевых предложений», — отмечает эксперт по образовательным технологиям, сооснователь и разработчик бренда IThub Кристина Граль. По ее словам, спад наблюдается последние три года.

«Замедление темпов роста рынка носит органический характер из-за его насыщения. Близкое к 100 процентам проникновение онлайна в принципе невозможно, поскольку такой формат не для всех эффективен», — говорит генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд» Андрей Сизов. Интерес не упал, но скорость проникновения онлайна замедлилась, т. к. рынок становится более зрелым, добавляет он.

Все изменения говорят о том, что рынок онлайн-обучения перешел из «подростковой» фазы бурного развития во «взрослую», стабильную фазу, отмечает директор по внешним коммуникациям GetCourse Дарья Наумова. «Это значит, что мы не ждем в ближайшее время кратного роста, но будем наблюдать процесс стабилизации и здорового саморегулирования, когда более качественные обучающие продукты, выстраивающие долгосрочные отношения с аудиторией, вытесняют менее качественные, „выстреливающие“ за счет громкого маркетинга», — говорит она.

Здесь должно быть описание

Причина №2. Подорванное инфоцыганами и мошенниками доверие

Практически все эксперты указывают на плохую репутацию онлайн-обучения в России. «Выручка онлайн-школ на платформе GetCourse в течение последних пяти лет устойчиво росла, хотя темпы этого роста и снизились по сравнению с пиками, которые мы наблюдали в 2021-м и 2023-м. Снижение темпов роста объясняется как общим охлаждением экономики во всем мире, так и более настороженным — после громких скандалов с блогерами — отношением аудитории к обучающим продуктам», — говорит Наумова.

«Упало доверие к онлайн-образованию, особенно после ряда громких скандалов, связанных с мошенничеством, разбирательствами с инфоцыганами, которые преподносили свои проекты как образовательные, хотя они были исключительно маркетинговыми, — говорит вице-президент Академии наук РТ Айрат Хасьянов. — И вообще наш рынок очень сильно ушел в сторону маркетинга. В первую очередь это отражается даже в бюджетах таких проектов, где до 80 процентов — это на самом деле расходы на маркетинг, а 20 процентов — на содержание образования. Соответственно, человек больше платит за то, что его находят, а не за контент и образовательный опыт, который он получает. И в общем-то это приводит, естественно, к неудовлетворенности. Для инфоцыган характерно формирование завышенных ожиданий у клиента, что тоже приводит к разочарованию».

Так, к примеру, по оценкам Smart Ranking, наиболее драматичная ситуация сложилась в сегменте бизнес-образования, который показал падение выручки на 52% в прошлом году. Основная причина здесь — высокие позиции в предыдущих периодах «Like Центра» известного бизнес-коуча Аяза Шабутдинова, который оказался в СИЗО, — ему предъявили обвинения в мошенничестве в особо крупном размере.

По оценкам Smart Ranking, наиболее драматичная ситуация сложилась в сегменте бизнес-образования, который показал падение выручки на 52% в прошлом году. Основная причина здесь — высокие позиции в предыдущих периодах «Like Центра» известного бизнес-коуча Аяза Шабутдинова, который оказался в СИЗО По оценкам Smart Ranking, наиболее драматичная ситуация сложилась в сегменте бизнес-образования, который показал падение выручки на 52% в прошлом году. Основная причина здесь — высокие позиции в предыдущих периодах «Like Центра» известного бизнес-коуча Аяза Шабутдинова, который оказался в СИЗО Фото: «БИЗНЕС Online»

Вспомним и недавний скандал с онлайн-университетом Urban из Иннополиса (ООО «ЭдЭкс»). Количество пострадавших в деле достигло 7 тыс. человек, сообщила «БИЗНЕС Online» пресс-служба МВД по РТ, а сумма ущерба каждого оценивается в 100 тыс. рублей. Urban University обманывал студентов, предлагая бесплатное IT-образование, но фактически принуждая их брать кредиты с обещанием погашения в первые полгода. Управление ФАС по Татарстану даже оштрафовало ООО «ЭдЭкс» за недостоверную рекламу. В конце 2024-го основателя школы Тимура Калимуллина арестовали за мошенничество (по другому делу), после чего обучение прекратилось, а обещанные выплаты по кредитам остановились. В июле этого года суд приговорил Калимуллина к 3,5 года колонии за мошенничество через приложение Snaps.

«Из локального республиканского кейса это превратилось в федеральный скандал, потому что пострадавших оказалось намного больше — не только в России, но и в странах СНГ: Казахстане, Беларуси и других. Ущерб исчисляется миллиардами рублей, масштаб далеко вышел за пределы Татарстана», — отмечает один из экспертов в области образования из РТ.

Школа активно использовала образ Иннополиса, напоминает он. При этом компания не была резидентом ОЭЗ, а только арендовала в технопарке офис, рассказывали ранее «БИЗНЕС Online» в особой зоне. «Что это бросило тень на онлайн-образование в республике — факт. Репутационный ущерб затронул многие образовательные проекты. Насколько это повлияло на весь российский рынок онлайн-образования, сложно оценить, — отмечает собеседник. — Казань как город почему-то славится подобными скам-кейсами — Finiko, „Френдекс“ и многими другими криптоисториями, пирамидами, но в образовании таких серьезных случаев еще не было. Это первый крупный кейс, когда речь идет не о каком-то блогере, продававшем личные курсы и обманувшем людей, что случается довольно часто, а о компании, которая позиционировала себя наравне с Иннополисом и получила широкую известность. Скандал получил федеральный резонанс и серьезное освещение в СМИ».

Крупные онлайн-школы критикуют за погоню за прибылью в ущерб качеству образовательного процесса Крупные онлайн-школы критикуют за погоню за прибылью в ущерб качеству образовательного процесса Фото: freepik.com

Причина №3. Низкое качество курсов и сервиса

Да и в целом если не мошенничество, то просто низкое качество образовательных программ тоже не лучшим образом сказалось на популярности курсов. «Основной причиной корректировки рынка стал негативный опыт части пользователей, попробовавших онлайн-обучение в 2020–2022 годах: многие курсы, особенно в сегменте soft skills, предлагали поверхностные программы без заявленной практической ценности», — отмечает руководитель центра специализированной IT-подготовки Университета Иннополис Юлия Гусева.

Крупные онлайн-школы критикуют за погоню за прибылью в ущерб качеству образовательного процесса. «Большие игроки погнались за слишком большими деньгами. Когда я как маркетолог покупаю курсы в качестве тайного покупателя, то изучаю рынок, анализирую, занимаюсь исследованием образовательных технологий с научной точки зрения и плачу 50 тысяч рублей за курс, а ко мне даже не приходит менеджер с обратной связью и вопросами: „Может быть, вам помочь? Почему вы не приступили к обучению? Почему начали и бросили?“ Это минимум в образовании, как я считаю», — отмечает Граль.

«Образование все-таки деятельность, через которую мы идем к какому-то достижению. Если это пассивная история, когда я купила и положила на полку, — это не обучение. Люди накупили курсов на массовых маркетплейсах, а в конечном итоге выгоды не получили, — продолжает собеседница издания. — Есть процент учащихся на курсах, которые действительно осознанно учатся, успешно проходят программу и потом быстро устраиваются. Но и в жизни всегда есть процент населения, которому дай учебник — и он сам выучится. Для этого курсы особо и не нужны. Хорошо, когда есть информация, но это не основная задача образования. Оно должно учить, вовлекать в деятельность, оценивать и развивать компетенции, чего, собственно, я не наблюдаю на сегодняшний день».

Впрочем, огромное количество мусора под видом онлайн-курсов легко объясняется: по мировой статистике, только 5–15% слушателей проходят купленные образовательные программы до конца. А если так, то достаточно завлечь на первое занятие и получить деньги — остальное не так важно.

Чат-боты позволяют составлять программы обучения на любой вкус Чат-боты позволяют составлять программы обучения на любой вкус Фото: © Mateusz Slodkowski / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Причина №4. Искусственный интеллект — лучший онлайн-учитель?

В обществе появится тренд на самообучение, говорят эксперты. И речь не только о старом анекдоте о том, что нет такой проблемы в IT, о которой какой-нибудь индус на YouTube не записал бы ролик. Великолепный уровень сегодняшних переводчиков, в некоторых случаях подкрепленный популярностью различных VPN-сервисов, делает доступным почти любой мировой контент.

«Стало очень много доступной информации, ты можешь сам обучаться, что сегодня на самом деле и происходит в обществе. И это не всегда связано с курсами, потому что то количество информации, которое мы сейчас получаем как через бесплатный контент, так и через платные источники, показывает, что мы просто не нуждаемся в дополнительных программах обучения», — отмечает Граль.

А чат-боты позволяют составлять программы обучения на любой вкус. ИИ-наставник бесконечно терпелив и всегда доступен (как финансово, так и по времени). «Раньше все онлайн-школы строили обучение на том, что никуда ходить не надо, все персонально: ты заходишь, у тебя есть куратор, он тебя ведет, помогает, ты проходишь задания, есть геймификация и так далее. Но сейчас все это может делать искусственный интеллект, — замечает руководитель Академии IT-парка Алексей Абрамов. — Это действительно полезный инструмент, который позволяет учиться самостоятельно. При правильном использовании ты можешь просто аккумулировать всю необходимую информацию из интернета в понятный учебный план». Поэтому вырос интерес к курсам, которые учат правильно использовать ИИ-инструменты, рассказывает он: «Сейчас идет такой этап, когда всем хочется быстро пройти какой-то курс по искусственному интеллекту и кажется, что дальше никаких курсов покупать не надо, потому что это инструмент, который закрывает все остальные потребности».

С другой стороны, чтобы составить действительно хороший курс, нужно не только уметь писать промпты, но и хоть немного смыслить в теме, чтобы понять, действительно ли дельные советы дает чат-бот или просто галлюцинирует. Впрочем, кого это волнует? В некоторой части общества уже сложилось устойчивое мнение о том, что ИИ — волшебная палочка, которая может и психолога заменить, и рецепт борща подсказать, и стать личным образовательным коучем. Кстати, недавнее исследование Harvard Business Review о том, как люди используют искусственный интеллект в 2025 году, реально подтверждает, что чаще всего ИИ применяют для психологической терапии. Использование искусственного интеллекта в обучении, к слову, на 4-м месте по частоте запросов.

«ИИ стал активным помощником в обучении и расширил возможности для самообразования, но он не заменяет системного подхода, особенно в сложных технических областях — разработка алгоритмов для беспилотных летательных аппаратов или промышленной робототехники, — указывает руководитель центра специализированной IT-подготовки Университета Иннополис. — ИИ-помощники эффективны для решения разовых задач, но не формируют целостного понимания дисциплины. Кроме того, они не могут обеспечить ключевые компоненты онлайн-обучения: обратную связь от экспертов, коррекцию ошибок и менторскую поддержку».

Доходит до того, что некоторые эйчары даже не читают резюме, в котором есть упоминание об обучении IT-специальности в онлайн-школах, говорят эксперты Доходит до того, что некоторые эйчары даже не читают резюме, в котором есть упоминание об обучении IT-специальности в онлайн-школах, говорят эксперты Фото: «БИЗНЕС Online»

Причина №5. Кризис IT-сегмента — главного драйвера роста

До 2030 года России нужно дополнительно минимум 600 тыс. IT-специалистов, говорил вице-премьер РФ Дмитрий Григоренко. Но всяких ли? Министр цифровизации Татарстана Айрат Хайруллин в интервью с «БИЗНЕС Online» отмечал, что республика особо нуждается в опытных специалистах. «Есть большой дефицит квалифицированных кадров уровней middle и senior. Страна перепроизвела начинающих специалистов — и этому способствовали разные онлайн-школы. Можно подготовить джуна за 9 месяцев, но, чтобы он стал самостоятельным, нужно как минимум еще 3−4 года», — делился он.

Тем временем рынок стал требовательнее к junior-специалистам. Доходит до того, что некоторые эйчары даже не читают резюме, в котором есть упоминание об обучении IT-специальности в онлайн-школах, говорят эксперты. «Самое интересное, что сейчас, например, рынку нужны сеньоры, которые уехали за границу, но сеньором ты через курсы не встанешь, нужен очень долгий путь. Все закончили обучение до уровня джуниора, на костыле писать научились, но сейчас не всем необходимы эти костыли. Нужны нормальные люди с головами, которые будут закрывать потребности импортозамещения», — рассказывает Граль. Она добавляет, что интерес к IT-курсам снизился особенно в крупных городах страны.

«Мы однозначно замечаем, и участники рынка подтверждают, что одна из причин снижения темпов роста — падение спроса на обучение IT-профессиям, которое до сих пор было основным драйвером этого рынка со времен ковида. Сейчас снижается интерес к данным направлениям, что влияет на весь рынок», — объясняет в разговоре с «БИЗНЕС Online» Рыжкова. Так, по оценкам агентства Smart Ranking, выручка в сегменте «Разработчики и платформы», который год назад демонстрировал феноменальный рост в 49%, теперь показывает лишь 24%.

«С одной стороны, растет спрос на специалистов в новых направлениях: искусственном интеллекте, машинном обучении и компьютерном зрении, а с другой — конкуренция среди junior-специалистов в классических ролях (разработке и аналитике) становится жестче. Причины в том, что рынок вышел из пикового периода развития и перешел в стабильное состояние. Конкуренция среди начинающих специалистов выросла, работодатели стали более избирательны», — отмечает и директор по маркетингу образовательной платформы «Нетология» Иван Чирков.

Снижение интереса к джунам объясняется опять-таки развитием генеративных моделей и их приходом в сферу разработки, восходом «вайб-программирования», которое позволяет закрывать задачи быстрой разработки для стартапов, говорит Хасьянов.

«Джуны в большой степени потреблялись быстрыми проектами, потому что крупные компании, банки уже давно стремились набирать сеньоров и мидлов, а джунов оставить стартапам. Уже прошедших огонь, воду и медные трубы в стартапах более опытных разработчиков корпорации и рассматривают для себя. Есть несколько исключений — например, „Школа-21“, откуда корпорации набирают разработчиков, хотя это фактически джуны. Несмотря на общий спад на рынке, подобные проекты продолжают успешно трудоустраивать своих выпускников в крупные компании. Но в целом спад спроса на джунов объективно существует, он связан с тем, что новые технологии позволяют получать тот же результат с меньшими затратами времени, денег и человеческих ресурсов», — говорит Хасьянов.

По данным опроса Avito, онлайн-обучение помогло сменить профессию только 11% россиян. «Выпускников онлайн-курсов вообще неохотно берут на работу. Это я знаю напрямую от работодателей. У нас в IThub порядка 200 партнеров, с которыми плотно работаем. И первое, что они отмечают, что харды есть, а софты нулевые. Да, они могут написать код, но уровень деловой корпоративной культуры, командной работы, самопрезентации, стрессоустойчивости и так далее оставляет желать лучшего», — отмечает Граль.

Активно развивается онлайн в дополнительном образовании Активно развивается онлайн в дополнительном образовании Фото: «БИЗНЕС Online»

А как обстоят дела с онлайном в вузах?

Эксперты отмечают интерес в последние годы к онлайн-программам высшего образования. Но число студентов, обучающихся в таком формате, пока все же мало. По данным федерального минобрнауки, в 2024 году в России насчитывалось 86,7 тыс. студентов, которые обучались по программам исключительно дистанционно и электронно. В Татарстане таких студентов почти 1,9 тысячи. По подсчетам ВШЭ, таких учащихся в стране все-таки больше. В прошлом учебном году их насчитывалось 994 тыс. — это 23% от всех студентов в РФ. И судя по данным, как минимум три последних года их число растет.

Возможность учиться онлайн есть и у студентов татарстанских вузов. Правда, полностью дистанционные программы высшего образования в республике не сильно развиты. В Казанском федеральном университете «БИЗНЕС Online» сообщили, что по основным программам онлайн-обучения нет, однако онлайн-курсы, разработанные преподавателями, активно используются как часть основных образовательных программ. Как отметили в вузе, в настоящее время стоит задача наращивания разработки онлайн-курсов высокого уровня и качества. В КНИТУ-КХТИ тоже подчеркивают, что полностью дистанционных программ высшего образования не существует.

Зато активно развивается онлайн в дополнительном образовании. В КФУ такие курсы есть по самым разным направлениям — от языков до маркшейдерского дела. В этой сфере Казанский федеральный университет наблюдает смену трендов: интерес смещается «от полного и асинхронного онлайн-образования в сторону гибридного обучения». Родители хотят, чтобы дети общались с преподавателем лично, а взрослые на курсах ценят возможность завести новые профессиональные знакомства. «Именно это во многом является преимуществом университетов по сравнению с различными платформами онлайн-обучения. В КФУ сегодня идет серьезная работа по созданию современной платформы онлайн-образования, которая объединит в себе все преимущества цифрового контакта между слушателями и университетом и при этом позволит слушателям выбирать предпочтительный формат обучения (очный, онлайн или гибридный)», — говорят в вузе.

В КНИТУ-КХТИ уже 10 лет работает специальный центр дистанционного обучения, который готовит кадры для предприятий. Никакого спада интереса после ковидного бума не заметили, наоборот, спрос на программы с электронным обучением растет каждый год — и по числу студентов, и по разнообразию курсов, отмечают там.

В КНИТУ-КАИ «БИЗНЕС Online» сообщили, что в основных программах бакалавриата и магистратуры дистанционное обучение не предусмотрено, однако среди дополнительных дисциплин и компетенций онлайн-формат составляет около 5% от общего объема. «Онлайн преподаются некоторые дисциплины в IT-блоке, по инженерно-техническим направлениям, а также английский язык. Особенно это актуально для формы потоковых лекций и в крупных лекционных группах», — пояснили в университете. Совершенно иная ситуация складывается в сегменте ДПО, где онлайн-программы остаются востребованными как среди работников предприятий-партнеров, так и среди слушателей из других регионов. В вузе отмечают, что студенты по-прежнему предпочитают офлайн-образование, поскольку им важно контактировать с преподавателями лично на парах. «Работодатели имеют четкое понимание, что выпускник КНИТУ-КАИ — это в первую очередь человек, учившийся офлайн, и лишь часть модулей — в рамках цифровой кафедры, допобразования — могла быть реализована в онлайне», — отмечают там.

Любопытную картину рисуют в Поволжском университете физкультуры и спорта. Во время пандемии люди сначала отказывались от онлайна. «Мы вернемся, когда вы снова будете учить очно», — цитируют студентов в вузе. А в 2022–2023 годах, наоборот, все требовали только дистанционные программы. В вузе есть программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки как в очном формате, так и с использованием дистанционных образовательных технологий. Хорошо зарекомендовала себя программа смешанного формата обучения, рассказывают там. «Смешанный формат обучения поддерживается заказчиками в полной мере, поскольку слушатели бо́льшую часть материала осваивают без отрыва от основной работы, да и командировочные расходы на 3–4 дня более выгодны, чем отправлять сотрудника на обучение на 1–2 недели», — объясняют в вузе.

Зато в Университете Иннополис доступны четыре очные магистерские программы с применением дистанционных технологий, а также две онлайн-магистратуры по управлению разработкой компьютерных игр и кибербезопасности. «В этом году мы впервые выпускаем студентов магистерских программ с применением дистанционных технологий. Первые две такие программы стали для нас пилотными не только в дистанционном формате, но и первыми полностью реализуемыми на русском языке. Увидев спрос, мы расширили линейку. Все эти магистерские программы имеют практическую направленность», — отмечает проректор – начальник управления академической политики и высшего образования Университета Иннополис Евгений Бобров. В вузе подчеркивают, что такие программы сохраняют все стандарты очного образования. «Требования к посещаемости, дисциплине и качеству работ — от домашних заданий до выпускных квалификационных работ — полностью соответствуют традиционным программам», — указывает он.

Устойчивым сегментом остается онлайн-подготовка к сдаче к ЕГЭ и ОГЭ Устойчивым сегментом остается онлайн-подготовка к сдаче ЕГЭ и ОГЭ Фото: «БИЗНЕС Online»

Школьники и корпорации — два кита нового EdTech?

В каких направлениях EdTech будет развиваться дальше? Островком стабильности на фоне общего спада остается детское образование. Как объясняют эксперты, родители всегда готовы тратиться на образование детей, видя в этом инвестиции в будущее. Данные Smart Ranking подтверждают такой тезис: детское образование остается одним из самых устойчивых сегментов, несмотря на замедление роста с 39% в 2023 году до 32,6%.

Устойчивым сегментом остается онлайн-подготовка к сдаче ЕГЭ и ОГЭ. В Татарстане есть сразу несколько таких крупных школ. По данным системы «Контур.Фокус», лидер рынка «Умскул» в 2024 году существенно нарастил выручку основного юридического лица — ООО «Умскул» — до 885,4 млн рублей против 696 млн в 2023-м (рост на 27,2%). Впечатляющую динамику показывает школа «Сотка»: выручка компании за три года выросла в 6 раз — с 322 млн рублей в 2022 году до 1,93 млрд рублей в 2024-м. Причем наиболее активный рост пришелся на 2023 год (плюс 179,4%). Школа «99 баллов» тоже показала максимальный рост в 2023 году (плюс 126,9%), а вот в 2024-м, как и на всем рынке онлайн-образования, динамика замедлилась до 28,6%. В целом выручка компании увеличилась с 195,4 млн рублей в 2022 году до 570,2 млн в 2024-м.

Алексей Абрамов: «С детским образованием пока нет трудностей, а вот со взрослым онлайн-образованием стало в разы сложнее» Алексей Абрамов: «С детским образованием пока нет трудностей, а вот со взрослым онлайн-образованием стало в разы сложнее» Фото предоставлено Алексеем Абрамовым

Второе активно развивающееся направление — корпоративное обучение. Это и повышение квалификации сотрудников, и онбординг новичков, которых надо быстро погрузить в суть происходящего в компании. Так, из-за спада спроса у физлиц на дополнительное профессиональное образование Академия IT-парка полностью переориентировалась на корпоративных заказчиков. «С детским образованием пока нет трудностей, а вот со взрослым онлайн-образованием стало в разы сложнее. Мы, как Академия IT-парка, ушли с начала текущего года от B2С-форматов, так как видим, что есть серьезный спад и очень большие трудозатраты на это уже не коррелируют с теми доходами, которые может приносить данное направление, потому переформатировались на обучение корпоративных заказчиков, на B2B», — говорит Абрамов.

Тенденцию к корпоративному обучению в онлайне видят в Университете Иннополис. «Мы наблюдаем тенденцию усиления интеграции EdTech и корпоративного обучения — все больше компаний заказывает целевые образовательные программы, адаптированные под их конкретные потребности, — отмечает Гусева. — Поэтому мы формируем группы слушателей с требуемым уровнем подготовки, которые после обучения трудоустраиваются в компании-партнеры. Эта модель, по нашим наблюдениям, будет только укрепляться».

Иван Чирков: «Люди не готовы учиться новой профессии два года, им хочется получить ДПО, потратив на это максимум 6–12 месяцев. Большой интерес аудитория проявляет к навыковым курсам, которые позволяют начать быстро применять знания на практике» Иван Чирков: «Люди не готовы учиться новой профессии два года, им хочется получить ДПО, потратив на это максимум 6–12 месяцев. Большой интерес аудитория проявляет к навыковым курсам, которые позволяют начать быстро применять знания на практике» Фото: пресс-служба «Нетологии»

Меняется и психологический профиль клиентов — они стали более нетерпеливыми, говорят эксперты. Сейчас учеников интересуют короткие программы. «Структура спроса меняется, заметен тренд на желание получить результат от образовательной траектории быстрее. Люди не готовы учиться новой профессии два года, им хочется получить ДПО, потратив на это максимум 6–12 месяцев. Большой интерес аудитория проявляет к навыковым курсам, которые позволяют начать быстро применять знания на практике», — объясняет Чирков. Так, в самой «Нетологии» растет интерес к курсам по продвижению в «Телеграме», контекстной рекламе, SQL и анализу данных.

Генеральный директор «Фоксфорда» отмечает интерес к индивидуальному обучению. «В нашей школе спрос на занятия с репетитором вырос на 31 процент за год, в то время как в групповых форматах рост этого показателя изменился на 16 процентов», — говорит Сизов. Он также ожидает, что в ближайшем будущем гибридный формат станет основным во многих сегментах образования. Но и это не абсолютный тренд.

Так, в 2022 году компания Skillbox в Казани открыла вторую в России гибридную школу — в партнерстве с ООО «Топ-Тайм», принадлежащим Тимуру Метшину и Кристине Булатовой, супруге основателя дизайн-студии Alto Vision Максима Булатова. По данным сервиса проверки контрагентов «Контур.Фокус», выручка организации в прошлом году составила 36,4 млн рублей. В Skillbox обучали различным IT-специальностям, но в основном учреждение позиционировали как школу дизайна. Однако, как стало известно «БИЗНЕС Online», в конце апреля этого года она прекратила свою работу. Сейчас на ее месте находится другой федеральный игрок в области IT-образования — Компьютерная академия Топ, которая ранее располагалась на улице Островского.

На горячей линии Skillbox корреспонденту «БИЗНЕС Online» сообщили, что сейчас школа ведет только онлайн-обучение. Редакции также удалось связаться с Булатовым, однако от комментариев он отказался. В пресс-службе образовательного холдинга Skillbox «БИЗНЕС Online» подтвердили, что офлайн-формат компания больше не развивает. «Сейчас мы сосредоточены на других направлениях развития платформ холдинга. Это было экспериментальное направление, в рамках которого в 2022-м компания Skillbox запустила проект по развитию офлайн-школ по франчайзинговой модели с локальными партнерами. В прошлом году мы завершили сотрудничество. Все обязательства перед текущими студентами будут выполнены в полном объеме», — сообщили в организации.