«Если вы были летом… ну ужас на самом деле! Если раньше вечерами где-то в Сокурах пробка стояла до Казани, то теперь прямо от Лаишево», — изливал сегодня свою боль Ильдус Зарипов. Глава Лаишево представил инвестиционный потенциал района на муниципальном часе в агентстве инвестиционного развития Татарстана. Как выяснилось, претендующих на землю в районе очень много. Это альтернатива для тех, кто приезжает и сначала просится в Казань, рассказала глава АИР РТ Талия Минуллина. И чиновники, и сами нынешние и будущие инвесторы радовались положению района и его близости к трассам М7 и М12. Однако, как выяснилось, есть вопросы по транспортной доступности и подключению к электросетям. Детали — в материале «БИЗНЕС Online».
Ильдус Зарипов: «Вот эта ниша (индустрия гостеприимства — прим. ред.) — как раз 100–200 миллионов рублей вложений»
«Считается такой местной Рублевкой, но все равно много предприятий»
Муниципальный час с Лаишевским районом открыла кратким экскурсом Талия Минуллина. Район занимает «стабильное 6-е место» по частным инвестициям, но есть и предпосылки к улучшению позиций на фоне развития второй площадки особой экономической зоны «Иннополис», отметила глава агентства инвестиционного развития (АИР) Татарстана. Уже сейчас в районе работают пять промышленных парков, крупные предприятия вроде ICL и «Нэфис».
«Аэропорт фактически находится на территории района. Считается он (район — прим. ред.) такой местной Рублевкой, можно сказать, да, туристическим таким районом. Но все равно много промышленных предприятий», — указала Минуллина.
Город-крепость Лаишево была основана в 1557 году, включена в перечень исторических городов России. Связаны с этим местом много имен (жил там поэт и первый министр юстиций Российской Империи Гавриил Державин), построек… Снимали там и фильм «Зулейха открывает глаза», поделилась Минуллина, хотя и киноиндустрия нигде, кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Свердловской области, где занимаются вопросом, строят павильоны, не развита. Касается в том числе Татарстана, и это странно с учетом «графики», которую может делать Иннополис, отметила «хозяйка» встречи.
Глава района Ильдус Зарипов традиционно прошелся по основным экономическим и социальным показателям. На 1 января 2025 года район вновь прибавил в населении: жителей стало 75,5 тыс. человек. Это на 35 тыс. человек больше, чем в 2021-м. А валовой территориальный продукт за прошлый год составил 75,4 млрд рублей, плюс 7,9% к показателям прошлого года. Ежегодно в Лаишевском районе вводится свыше 300 тыс. кв. м жилья.
Основной вклад в экономику района (более 60%) вносят такие предприятия, как Казанский жировой комбинат, международный аэропорт «Казань», ГК ICL, ГК «Дорхан», «Яратель», «Таткабель» и др. Они за 2024-й отгрузили продукцию на 72,1 млрд рублей, на 26,6% больше, чем годом ранее. По этому показателю у Лаишево 6-е место в Татарстане после крупных промышленных центров. Для сравнения: Елабужский район в прошлом году отгрузил продукцию на 504 млрд рублей и занял 5-е место в республике.
Стоимость строительства нового терминала казанского аэропорта — 20 млрд рублей
Инвестиционный потенциал по крупным проектам — более 100 млрд рублей вместе с созданием на них 26 тыс. рабочих мест. Самые крупные по вложениям из них — это уже строящийся производственный логопарк от «Дорхана» за 20,5 млрд рублей и только планируемый производственно-хозяйственный парк «Якты Юл» (в переводе с татарского «светлый путь») за 24 млрд рублей. Вместе они должны создать целых 20 тыс. рабочих мест.
Но крупные вливания делаются не только в промышленность. Например, Зарипов впервые официально назвал стоимость строительства нового терминала казанского аэропорта — 20 млрд рублей. Напомним, на прошлой неделе проект презентовали приезжавшему в Казань вице-премьеру РФ Виталию Савельеву.
Точкой притяжения района, который ежегодно посещают по 150 тыс. туристов, должна стать «Казань марина». Зарипов рассказал: «На берегу Камы появятся гостиницы с высоким уровнем сервиса, спа-центры, рестораны, яхтенная марина… <…> Направлены заявки на финансирование из федерального бюджета на 2026–2027 годы». Сумма инвестиций — 21 млрд рублей, планируется организация 1,9 тыс. рабочих мест. Сейчас туристический комплекс на стадии проектирования.
Точкой притяжения Лаишевского района, который ежегодно посещают по 150 тыс. туристов, должна стать «Казань марина»
По словам главы, дальнейшее развитие района должно быть связано с развитием новых емких производств и туристической инфраструктуры. В заключение Зарипов поблагодарил Минуллину. Она же, в свою очередь, вспомнила, что за годы совместной работы «сумели приземлить в Лаишевском районе многих инвесторов». «Знаете, когда приезжают и просятся в Казань, где фактически нет никакой возможности, потому что мало свободных земель, то следующей альтернативой становится Лаишевский район. С учетом рядом стоящего аэропорта, федеральной трассы М12, конечно, это очень привлекательное место для инвесторов», — рассуждает руководитель АИР. И она, и Зарипов отметили, что заявок на получение земли приходит много, но организован серьезный «отсев».
Минуллина заметила, что деловому сообществу во время выступления главы «становилось все грустнее и грустнее», потому что ощущение, что все в районе уже есть и заходить уже некуда. «Куда малый бизнес может прийти со своими идеями? Есть не занятые ниши?» — обратилась она к Зарипову. Как оказалось, в районе пока недостаточно развита индустрия гостеприимства: кафе, рестораны, гостиницы. «Вот эта ниша как раз — 100–200 миллионов рублей вложений», — оценил глава.
Самый крупный по вложениям — строящийся производственный логопарк от «Дорхана» за 20,5 млрд рублей
«Завод построен, деньги инвестированы… Но не работает!»
Далее продолжали уже представители бизнеса. Гендиректор «Дорхана» Константин Антонов рассказал, что это полностью российский бизнес, который начинался именно в Татарстане в 2010 году. В Лаишевском районе у них строится индустриальный парк на 9 корпусов «по образу и подобию Китая». «Основной вопрос — это строительство и расширение дороги, дублер Оренбургского тракта. Мы понимаем: если запустить все 9 корпусов, то будет коллапс. Готовы инвестировать, но ждем дальнейшего развития инфраструктуры», — сказал он. При этом Минуллина подчеркнула, что от премьер-министра РТ Алексея Песошина на этот счет было некое прямое поручение.
Привлек Лаишевский район и компанию «Графит» из Тюмени, которая занимается производством утеплителей. Проект реализуется в селе Песчаные Ковали. Общий объем инвестиций — 943 млн рублей. Создано 84 новых рабочих места. Предприятие будет производить экструдированный пенополистирол — теплоизоляционный материал. Ежегодная выручка составит 6 млрд рублей, расписывал владелец завода Ринат Гаисин. В случае запуска «Графит» станет третьим крупнейшим производителем этого утеплителя в стране. Но есть одно но.
Запуск построенного предприятия, практически готового к работе, срывается из-за высокой стоимости подключения к электросетям. По словам собственника, изначально обсуждалась цифра в 27 млн рублей, однако позже Сетевая компания озвучила сумму в 280 миллионов. Оказалось, на объекте ранее уже побывал раис РТ Рустам Минниханов. По итогам того визита компания направила документы на рассмотрение в тарифный комитет, чтобы вернуться к изначальной стоимости.
Проект компании «Графит» реализуется в селе Песчаные Ковали. Общий объем инвестиций — 943 млн рублей. Создано 84 новых рабочих места
Пока вопрос окончательно не решен. На одном из слайдов компании был текст обращения к Минниханову с просьбой включить строительство сетей энергоснабжения до производства в инвестиционную программу Сетевой компании. «На объекте был раис республики, он посмотрел площадку. Благодаря его приезду подали документы в тарифный комитет. Там посмотрели и вынесли резолюцию, что нужно вернуться к изначальной цифре в 27 миллионов. <…> Завод построен, деньги инвестированы. Он не работает, а финансовая нагрузка для нас имеет место. Начал с хорошего, но вынужден завершить таким спичем», — извинился предприниматель.
По словам Минуллиной, инженерные сети «практически всегда камень преткновения любого проекта». Глава района, в свою очередь, высказался, что тюменцы построили «эстетичный, серьезный завод, единственный в республике». Из-за того же, что завод не подключен, он не работает. При этом Зарипов заметил, что, например, «Дорхан» создает инфраструктуру за свой счет, у него вопросов нет.
Территория промпарка «Эшград» в самом сердце Лаишевского района — в 28 км от центра Казани и в 15 км от казанского аэропорта, рядом трассы М7 и М12
Идеальным местоположением завлекал инвесторов будущий промпарк «Эшград». Прежде о проекте не сообщалось. Территория в сердце района, в 28 км от центра Казани и в 15 км от казанского аэропорта, рядом трассы М7 и М12, расписывала руководитель промпарка Венера Усманова.
На площади в 20 га планируют организовать участки под производства, офисный и торговый центры, автомойку, общежитие и парковку для большегрузов. «Главное наше конкурентное преимущество — это готовая инфраструктура под ключ. Инвестор получает электричество и газ вдоль границ участков, круглосуточную охрану, подъездные пути и внутренние дороги», — рассказала докладчица. Среди особых преимуществ почему-то выделила санитарно-защитную зону в 500 м вокруг промпарка.
Резидентам «Эшграда» предлагают в аренду с правом последующего выкупа участки площадью от 12 соток и до 2 гектаров
Будущим резидентам предлагают в аренду с правом последующего выкупа участки площадью от 12 соток и до 2 гектаров. «Для района это налоговые поступления в местный бюджет, создание сотен новых рабочих мест, развитие транспортной, инженерной, а в перспективе и социальной инфраструктуры вокруг парка. Повышение инвестпривлекательности и имиджа всего района», — подчеркивала Усманова. «Давайте создавать новую промышленность!» — заключила докладчица. Правда, сроки запуска промпарка на презентации не прозвучали.
Промпарк является частным проектом. Согласно открытым источникам, его интересант — гендиректор группы компаний «Атолл», депутат Егорьевского сельского поселения Лаишевского района Айдар Махов. Компания «Атолл» работает с 2009 года, зарегистрирована в Казани. Судя по данным на сайте, занимается разными направлениями бизнеса, начиная со строительства коттеджных поселков и торгово-административных зданий и заканчивая продажей стройматериалов и оказанием охранных услуг. Помимо ООО «Атолл», с Маховым также связаны ООО «М5 Групп» и ООО «РССК Атолл». Выручка ООО «Атолл» по итогам 2024 года составила 494 тыс. рублей, чистая прибыль — 79 тысяч.
Проекты у Ильяса Нуриева вызвали не энтузиазм, а опасения. Его волновало прежде всего, как будет решен вопрос с кадрами
«Если вы были летом… ну ужас на самом деле! Пробка прямо от Лаишево…»
У президента ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ, директора ООО «Клиника Нуриевых» Ильяса Нуриева проекты вызвали не энтузиазм, а опасения. Его волновало прежде всего, как будет решен вопрос с кадрами. Переток рабочей силы — нагрузка на инфраструктуру, дороги и лучше, чтобы сотрудники проживали недалеко от производств, но о жилье в докладах ничего не звучало, отметил спикер. Проблемы могут возникнуть прежде всего из-за нехватки рабочих рук, предупредил он.
«Мы это уже видим на примере особой экономической зоны „Алабуга“, все-таки есть проблемы [с кадрами]. И начнется перетаскивание персонала за счет необоснованного увеличения зарплаты и так далее. Это вопрос, который надо сразу рассматривать», — призвал Нуриев.
Жилья строится достаточно, около 350 кв. м ежегодно, 2-е место по объему после Казани. Численность населения за 6 лет выросла более чем на 30 тыс. прописанных человек, составляет 75 тыс., но сразу 26 тыс. — это ежедневная маятниковая миграция из Лаишево в Казань и обратно, отмечали на итоговой сессии района в феврале 2025 года. Задача — удержать людей в районе.
«Рустам Нургалиевич дал поручение. Он сказал нам, [что нужно] срочно создавать рабочие места в Лаишево. Потому что [иначе] мы устроим транспортный коллапс на пути в Казань. Уже сегодня [есть затруднения]. Если вы утром едете со стороны Лаишево в сторону Казани, вы можете простоять в пробке», — указала глава АИР республики. Строящиеся транспортные развязки и новые рабочие места призваны «закрепить» население на территории, обеспечить работой людей, которые селятся в новое жилье в районе. «Если вы недавно там были, в районе села Усады, то там же просто не узнать! Огромные высотки стоят. Там много жилья сейчас будут сдавать, и в расчете на этих людей и создаются рабочие места», — сказала Минуллина.
Объемы ввода жилья не гордость для района, а скорее вызов, подтвердил Зарипов. Часть жилых комплексов заложили еще в 2015 году, «очень много» земель в свое время перевели под жилье. Благо теперь на Казанскую агломерацию посмотрели вместе с Институтом пространственного планирования РТ, началась активная стройка социалки, дорог.
Олег Григорьев заметил, что в дальнейшем «железку» планируется протянуть от аэропорта через Сокуры, Лаишево, Алексеевское и Чистополь до Нижнекамска и Челнов и связать тем самым Горьковскую и Куйбышевскую железные дороги. Но это пока планы на отдаленную перспективу
Оказалось, у властей района есть пока мечта проложить железную дорогу от аэропорта к Лаишево, чтобы летом люди приезжали на отдых, но не перегружали автомобильную дорогу. «Если вы были летом… ну ужас на самом деле! Если раньше вечерами где-то в Сокурах пробка стояла до Казани, то теперь прямо от Лаишево», — сокрушался глава района. Приехавший на встречу директор Института пространственного планирования РТ Олег Григорьев заметил, что в дальнейшем «железку» планируется протянуть от аэропорта через Сокуры, Лаишево, Алексеевское и Чистополь до Нижнекамска и Челнов и связать тем самым Горьковскую и Куйбышевскую железные дороги. Но это пока планы на отдаленную перспективу. «Когда-то, за 2050 год, в 60-х появится, надеюсь. В документах территориального планирования это заложено», — помечтал и Григорьев.
В Лаишевском узле планировали построить до 10 млн кв. м жилья, но ввод таких объемов привел бы к полному коллапсу. Потому в нынешних документах объем разрешенного строительства снижен до 4,5 млн «квадратов». «Думаю, что где-то в 5 миллионов в итоге впишемся. Потому что есть МКД (многоквартирные дома — прим. ред.), а есть история с ИЖС (индивидуальное жилищное строительство — прим. ред.), которая очень плохо регулируется. Но тысяч 500 [квадратных метров в ИЖС] таким ползучим, явочным методом будет построено», — отметил спикер.
Гендиректор «Дорхана» в свою защиту заметил, что компания планирует в промпарке и жилую инфраструктуру, модульные дома для вахтовиков, которые будут работать, чтобы «в какой-то мере снять социальную напряженность».
— То есть вы рассматриваете вахтовый метод привоза персонала? — уточнил глава ассоциации предприятий МСБ РТ.
— А сейчас это основной способ, — отреагировал Антонов.
— Если там непосредственно рядом производственные площадки и места проживания, тоже вопрос встает.
Второй тревожащий Нуриева вопрос — как будут учтены интересы МСБ. Крупные инвестпарки также ставят перед малым бизнесом вопрос, не пойти ли в наемные рабочие, рассуждал участник встречи. Он предупредил, что с такими проектами есть риск потерять «предпринимательский дух» района. Что делать? Может быть, передать МСБ часть производственного цикла при строительстве промпарка, закладывать его участие, рассуждал Нуриев. «Эшград» и другие крупные проекты создают инфраструктуру в том числе для малого и среднего бизнеса, успокоила Минуллина. Ведь в «голом поле» МСБ развиваться вряд ли сможет. Так что, когда крупные площадки заработают, предприниматели подтянутся.
Комментарии 88
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.