«Первый этаж: здесь входная группа, островок регистрации, дальше обработка багажа…» — показывали сегодня вице-премьеру РФ Виталию Савельеву, как будет выглядеть новый терминал аэропорта «Казань». Презентацию провели прямо на месте строительства, которое уже идет. При этом проектирование терминала, если верить официальному сообщению по мотивам презентации, только началось. Терминал будет трехэтажным зданием, площадь составит 31,9 тыс. «квадратов», пропускная способность — 1,5 тыс. пассажиров в час. Но самое интересное, что внешний вид радикально изменился по сравнению с тем, что показывали полтора года назад. О том, почему книги нет и как Савельеву расписывали новые зеленодольские «Метеоры», — в нашем материале.
Раис Татарстана Рустам Минниханов и вице-премьер России Виталий Савельев посетили стройку нового терминала в международном аэропорту Казани им. Габдуллы Тукая
Савельеву показали стройку нового терминала аэропорта «Казань»
О визите в Казань вице-премьера РФ Виталия Савельева источники «БИЗНЕС Online» сообщили накануне. Поездка заместителя председателя правительства России, курирующего транспорт, давно готовилась, отметил один из собеседников и уточнил, что главным вопросом станет авиационная тематика. Тем не менее официально программа не раскрывалась. Савельев прилетел около 10 часов утра, так что даже совещание по республиканскому бюджету, которое обычно проходит в кабмине РТ днем, пришлось сдвинуть на ранее утро.
Прессу на мероприятия с участием Савельева не пригласили, но некоторые выводы можно сделать на основе официальных релизов и кадров. Судя по всему, одним из главных вопросов стала презентация нового терминала аэропорта «Казань» им. Габдуллы Тукая. Строительство началось, на площадке появились строительные краны, а ведет проект компания «Ак таш». Организация сейчас подыскивает подрядные организации, следует из сообщений в ее телеграм-канале. «Строительство объекта финансируется бесперебойно, предусмотрено авансирование», — сказано в одной из недавний публикаций. Директор стройфирмы Газинур Ахметов сегодня также принимал участие в презентации.
Новый терминал сможет обслуживать 5,7 млн человек в год. Согласно проекту, на первом этаже расположится входная группа, стойки регистрации и обработки багажа
Срок ввода — 2026 год, стоимость — около 20 млрд рублей, но это все были только предварительные данные. Сегодня же вице-премьеру России, судя по всему, представили окончательные. Как отмечается в официальном сообщении правительства РФ, Савельев на месте строительства заслушал доклад о «планах расширения аэропортовой инфраструктуры и развитии авиационного сообщения в Республике Татарстан». «Аэропорт [«Казань“] продолжает развиваться, и в рамках реализации мастер-плана начаты работы по проектированию нового пассажирского терминала. Его пропускная способность составит более 5,7 миллиона пассажиров в год», — указано в релизе. Интересно, что, если вчитаться в сообщение, выходит, что проектирование пока только началось, но сама стройка идет уже довольно давно.
Кабмин России в релизе также напоминает, что в прошлом году казанский аэропорт обслужил 5,3 млн пассажиров (плюс 3,8% к уровню 2023-го), а к саммиту БРИКС там ввели новый пассажирский перрон на 51 стоянку площадью 160 тыс. кв. метров. Других деталей нет, зато они есть на снимках. К примеру, на одном из кадров видно слайд с изображением будущего терминала и некоторыми его характеристиками.
Общая площадь нового терминала — 31,9 тыс. кв. м, пропускная способность составит 5,7 млн пассажиров в год, или 1,5 тыс. пассажиров в час
Судя по нему, общая площадь нового терминала — 31,9 тыс. кв. метров. Это будет трехэтажное здание с подвальными помещениями. Общая пропускная способность составит 5,7 млн пассажиров в год, или 1,5 тыс. пассажиров в час. Для сравнения: пропускная способность аэропорта «Казань» в существующем виде — 1,2 тыс. пассажиров. После ввода нового терминала воздушная гавань сможет выйти на обслуживание 3 тыс. пассажиров в час, обещал ранее гендиректор аэропорта Сергей Романцов. Обеспечивать работу терминала будут четыре телескопических трапа, а непосредственно перед зданием откроют новую парковку на 675 автомобилей. Вероятно, она сразу будет платной, потому что в генеральном плане (его видно на видео) заложено проектирование пункта оплаты парковки.
«Первый этаж: здесь входная группа, островок регистрации, дальше обработка багажа», — рассказывает и показывает на генплане руководитель минстроя РТ Марат Айзатуллин. Все остальное осталось за кадром, на видео же — кивающий Савельев крупным планом.





«Открытую книгу» в честь Тукая забыли?
Напомним, впервые эскизы будущего терминала представили в феврале 2024 года. Его форма должна была напоминать открытую книгу — отсылка к названию аэропорта, который носит имя татарского поэта Габдуллы Тукая. Красивую концепцию на коллегии министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ презентовали раису республики Рустаму Минниханову. Вариант соответствовал задаче привнести изюминку в аэропорт.
«Да, в нынешних терминалах изюминки нет, и мы, безусловно, хотим, чтобы аэропорт внешне отличался от стандартных коробок, которых немало, ведь это ворота Казани и Татарстана. <…> Предполагаем в дизайне использовать местный колорит, и от победителя конкурса на создание проекта будет не менее трех вариантов решений внешнего облика и интерьеров», — отмечал Романцов в 2023 году в беседе с «БИЗНЕС Online».
Завершить проектирование изначально планировали в 2024-м, но позже сроки сдвинулись. Так же, как и с началом строительства. Его ранее перенесли с 2024-го на 2025-й. А в начале этого года глава миндортранса РТ Фарит Ханифов рассказал, что Минниханов отправил проект на доработку. «Мы провели совещание с представителем госкомпании „Аэропроект“, который проектирует третий терминал в аэропорту Казани. Мы не должны допустить неэффективного использования средств, они очень большие», — аккуратно заметил министр.
Сегодня гостю показали «архитектурное решение фасада». Судя по картинкам, это будет прямоугольное здание с фасадом из стекла. Внешний вид немного отличается от того, который прежде публиковал «Ак таш». И кардинально — от «книги», которую опубликовали полтора года назад. Почему так вышло, пока непонятно. «БИЗНЕС Online» обратился за комментарием в минстрой Татарстана и аэропорт столицы республики.
Кстати, каким будет интерьер будущего терминала, так и остается неясным, но, по словам наших источников, именно там может быть реализован национально-культурный компонент.
Что еще известно о новом терминале? Концепцию развития МАК до 2050 года Минниханову представили в январе 2021 года. Конкурс на ее разработку выиграла инжиниринговая компания NACO (Netherlands Airport Consultants), которая получила за свою работу 286 тыс. евро. Как раз этот документ предполагал строительство нового терминала с учетом роста пассажиропотока.
Претворять в жизнь задуманное начали в прошлом году со строительства перрона для 33 широкофюзеляжных самолетов. Его открыли в рамках подготовки к саммиту БРИКС в Казани для воздушных судов глав государств и их делегаций. До этого казанский аэропорт мог поставить на стоянку только 12 широкофюзеляжных самолетов. Строительство обошлось в 7,7 млрд рублей, генподряд выиграл «Новосибирскавтодор». Площадь перрона — 160,1 тыс. «квадратов».
Строительство третьего терминала — второй этап проекта реконструкции аэропорта. Над проектом работает московский ГА «Аэропроект», субподрядчиком выступает АО «Казанский Гипронииавиапром» им. Тихомирова. Предположительные сроки сдачи объекта — конец 2026 года.
Савельева отвезли в Казанский речной порт и показали там скоростное пассажирское судно на подводных крыльях проекта «Метеор-2020»
«Тогда было обсуждение, что надо строить, развиваться. И вот это детище уже того совещания!»
Презентацией нового проекта терминала дело не ограничилось. Дальше Савельева отвезли в Казанский речной порт и показали там скоростное пассажирское судно на подводных крыльях проекта «Метеор-2020». Такие сейчас производятся на Зеленодольском судостроительном заводе им. Горького. Ранее сообщалось, что компания «Флот РТ» в этом году получит к началу навигации еще два новых «Метеора».
К визиту вице-премьера РФ у причала в аэропорту «припарковали» как раз два судна. Экскурсию здесь проводил уже гендиректор АО «Объединенная промышленная корпорация „Ак Барс“» Ренат Мистахов. «Совещание совместное, 2023 год, осень. Вы обсуждали скоростное движение вместе с Рустамом Нургалиевичем…» — напомнил Мистахов.
Речь была, очевидно, о встрече тогда еще главы минтранса России Савельева с губернаторами, промышленностью и бизнесом регионов ПФО в октябре 2023-го, посвященной развитию скоростных пассажирских перевозок по речным магистралям. Благодаря поддержке республики перевозки никогда не прекращались, средства для этого были предусмотрены в бюджете региона, сообщил тогда Минниханов. Также обсуждались субсидии на речные перевозки пассажиров от Городца до Ульяновска протяженностью 675 км, включая участок Нижний Новгород – Казань. Предполагается, что рейсы будут выполнять современные суда типа «Метеор» и «Валдай», отмечали в минтрансе РФ.
«Безусловно, надо развивать речное движение — и пассажирское, и грузовое», — отметил Савельев
«Тогда было обсуждение, что надо строить, развиваться. И вот это детище уже того совещания!» — презентовал Мистахов новое судно. Вице-премьер РФ зашел внутрь, оценил сиденья. Гендиректор АО «Объединенная промышленная корпорация „Ак Барс“» описал их как «очень комфортабельные», также отметил «полностью российские» полки для багажа в салоне и машинное отделение («Смотрите, какое свободное»). В 2023 году судно стоило 570 млн рублей, также рассказывает Ренат Искандерович.
Преимущества нового «Метеора» по сравнению со старым на кадрах расписывают Мистахов и директор АО «Флот РТ» Роман Лизалин. Первый, в частности, отметил, что новые суда особенно актуальны для межрегиональных перевозок, которые обсуждаются. Ханифов в своей презентации доложил, что инфраструктура для речных перевозок у республики есть, но она требует ремонта. Напомним также, что с 2022 года РТ продвигает идею судоходной госкомпании, которая занималась бы речными пассажирскими перевозками в Поволжье.
Савельев заметил, что по протяженности всех рек, если говорить об их судоходной части, Россия занимает 2-е место в мире после Китая. В КНР это 126 тыс. км, в РФ — 101 тыс. км, у Европы и у США — чуть более 50 тыс. километров. Однако вклад речных перевозок в ВВП России составляет всего около 2%, тогда как у других стран — от 6% до 8%. «Безусловно, надо развивать речное движение — и пассажирское, и грузовое», — сказал вице-премьер РФ.
«Рассказали Савельеву о том, что мы планируем идти по пути модернизации и омоложения парка наших судов, о том, что у нас есть заинтересованность в развитии скоростных судов, других пассажирских судов, нам интересны разные направления, в том числе туристические, экскурсионные», — рассказал детали Лизалин в беседе с «БИЗНЕС Online».
По его словам, два новых «Метеора» для «Флота РТ», которые сегодня показали Савельеву, «немножко другой формации», они построены с учетом глубокой модернизации и доработок, в том числе по энергетическим установкам. Правда, пока новые суда в рейсы не выйдут, нужно уладить финансовые и организационные вопросы. Чтобы судно вышло в рейс, нужна серьезная подготовительная работа.
«Мы ждем решения [о передаче судов]. Если будет принято положительное решение, мы эти суда могли бы поставить [на рейсы]. Мы подготовительную работу уже, несмотря ни на что, ведем. Как только примут решение по источнику финансирования и так далее, мы готовы будем эти суда взять на свой баланс, — отметил директор „Флота РТ“. — Работа для них есть. У нас есть куда перевозить людей по воде, есть востребованность в пассажирских речных перевозках. Мы не можем этому не радоваться. Видим потенциал, тенденцию к увеличению [объема речных перевозок]. По сравнению с прошлым годом на 10–15 процентов увеличили пассажиропоток по году».
Так когда пассажиры смогут оценить новые «Метеоры»? Вероятнее всего, к началу навигации в следующем году, поделился спикер.
По его словам, Савельев новые суда оценил положительно. «Там невозможно оценить отрицательно, потому что это все-таки судно уже сделано по всем канонам современного судостроения. Там и комфортные кресла используются, и мониторы. Здесь уже экраны дополнительно установлены, поработали над шумоизоляцией дополнительно, много таких вот технических моментов, которые были применены. С точки зрения эксплуатации, судовождения, технических средств судовождения очень большая проделана работа. Работа над ошибками прежде всего. Завод прислушивается к нашим рекомендациям, учитывает их и применяет уже при строительстве новых судов. Тандем перевозчика и строителя судна — вот это очень правильное и нужное во всех смыслах решение», — добавил Лизалин.
Также Савельев сегодня посетил КАЗ им. Горбунова, а в завершение визита прошла встреча вице-премьера РФ и Минниханова в Доме правительства РТ. Раис заверил, что республика выполнит все задачи, поставленные руководством страны, и вручил Савельеву орден «Дуслык» за многолетнее плодотворное сотрудничество и значительный вклад в укрепление социально-экономического потенциала Татарстана.
Комментарии 71
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.