Еще в начале мая Владимира Сипкина задержали в Казани по обвинению в коммерческом подкупе В начале недели Вахитовский районный суд Казани продлил меру пресечения Александру Сипкину

О чем просила следователь

В начале недели Вахитовский районный суд Казани продлил меру пресечения Александру Сипкину, сыну президента всероссийского общества слепых (ВОС) Владимира Сипкина. Еще в начале мая его задержали в Казани по обвинению в коммерческом подкупе (ч. 3 ст. 204 УК РФ). С тех пор Сипкин-младший находится в СИЗО, срок пребывания в котором истекал со дня на день. Поэтому и возникла необходимость продления меры пресечения.

С таким ходатайством в суд обратилась следователь 4-го отдела СКР Юлия Мунина. Она рассказала, что 23 мая в ходе оперативно-разыскных мероприятий Сипкин получил часть незаконного денежного вознаграждения в 2,2 млн рублей для дальнейшей передачи сотрудникам ВОС, как утверждала следователь, — за покровительство. Деньги должны были пойти на сохранение должности гендиректора ООО «Елабуга УкупрПласт» Александру Величко. Свою вину, подчеркнула Мунина, Сипкин-младший не признал. К слову, ему грозит до 7 лет лишения свободы.

Визит Сипкина-младшего в Казань случился в мае. III Всероссийский социально-реабилитационный форум завершился для него задержанием — он оказался в наручниках.

Сипкина обвинили в попытке «решить проблемы» руководителя «Елабуга УкупрПласт», которым владеет ВОС, за взятку в 30 млн рублей. На форум в столицу Татарстана теперь уже обвиняемый прибыл вместе с отцом. Здесь же встретился с Величко и намекнул, по версии следствия, на то, что он может лишиться должности, если не передаст 30 млн рублей. Сипкин-младший не знал, что их беседу контролируют силовики. По нашим данным, Величко обратился в УБЭП, которые снарядили его прослушкой. Руководитель предприятия должен был передать часть денег и именно поэтому, считают наши собеседники, Сипкин задержался в Казани. Передача денег проходила в аэропорту днем. Величко передал деньги Сипкину-младшему, и в этот момент его задержали оперативники с поличным.

Во время избрания меры пресечения, 25 мая, Сипкин называл свое задержание провокацией: «Со стороны коррумпированного директора компании „Елабуга Укупрпласт“, который подсунул деньги в пакет с гусем копченым, вторым дном!»

«Он пошел с заявлением в полицию о том, что у нас что-то не так. Ну со своей стороны в отношении него [были] определенные мероприятия, которые ему не очень понравились. Мы их доведем до конца, следствие разберется между нами, кто виноват», — говорил он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

«Обвиняемый ознакомлен с назначенными четырьмя судебными экспертизами, в том числе проведены следственные действия в части ознакомления с постановлением суда о наложении ареста на имущество…» — заявляла Мунина в своем ходатайстве, подчеркивая, что следствию предстоит еще немало работы. И пока собираются материалы, по версии следователей, обвиняемый может скрыться, оказать давление на свидетелей по делу или даже уничтожить какие-то доказательства.

«Сипкин с 2022 года является официальным лицом, которое приближено к центральному аппарату ВОС, а также близким родственником президента ВОС в лице Сипкина, который в своем подчинении имеет большое количество сотрудников, в связи с чем имеет обширные связи не только из числа сотрудников, но и дочерних обществ, у которых ВОС является единственным учредителем», — отметила Мунина, попросив суд пока не отпускать подозреваемого из СИЗО и продлить ему арест до 23 сентября. Позицию следствия поддержал и помощник прокурора Вахитовского района Никита Муравьев.

Владимир Сипкин: «Я уже говорил о том, что денежные средства мне подбросило должностное лицо ВОС для того, чтобы избежать раскрывшиеся факты коррупции» Александр Сипкин: «Я уже говорил о том, что денежные средства мне подбросило должностное лицо ВОС для того, чтобы избежать раскрывшиеся факты коррупции»

«Следствие со мной не работает»

Интересы Сипкина в суде представлял один из его защитников — казанский адвокат Руслан Нагиев. Он уточнил у Муниной, имеются ли жалобы от кого-либо о том, что его доверитель оказывает давление. Следователь пояснила, что таких заявлений не было.

«Свободу Анджеле Дэвис!»: как в Казани «закрыли» сына главы всероссийского общества слепых

«Вы утверждаете, что я получил денежные средства в аэропорту, — вступился за себя уже сам Сипкин, обращаясь к следователю. — Я уже говорил о том, что денежные средства мне подбросило должностное лицо ВОС для того, чтобы избежать раскрывшиеся факты коррупции. Более того, за 2 месяца, которые я провел в СИЗО, вы провели одно мероприятие с моим участием — очную ставку. Других мероприятий каких-то значимых вы не проводили в отношении меня, чтобы держать меня под стражей. Более того, человек, который заявил, что дал мне денежные средства, на очной ставке сказал о совершенном им преступлении, — никаких реакций с вашей стороны не последовало. Человек заявил о том, что уклонялся от налогов!»

Продукция компании «Елабуга УкупрПласт» — это известные закаточные крышки (у предприятия есть товарный знак «Елабужские крышки»), которые используются при консервировании овощей. Там же производят винтовые и полиэтиленовые крышки, алюминиевые колпачки, прищепки, массажные щетки и расчески. У предприятия 15 тыс. «квадратов» производственных площадей.

Завод открыли в 1943 году — для возвращавшихся с фронтов Великой Отечественной инвалидов по зрению. Сейчас из 400 сотрудников завода 200 — это как раз слепые люди. Единственный собственник компании «Елабуга УкупрПласт» — всероссийское общество слепых, созданное еще в 1925 году. Именно оно полностью владеет производством с оборотом в 1,2 млрд рублей и чистой прибылью в 2023-м в 311 миллионов.

В моменте Сипкина остановил судья Артем Идрисов, заявив, что вопросы рассматриваются исключительно по мере пресечения.

— Я не являюсь общественно опасным лицом. Не понимаю, зачем меня содержать в СИЗО, — продолжал Сипкин. — Я в любой момент могу приехать, могу находиться под домашним арестом. Я всегда буду содействовать следствию и пытаюсь это делать. Следствие со мной не работает. Зачем меня содержать в СИЗО?

— Необходимость имеется, — отметила Мунина. — Поскольку можете оказать давление на иных свидетелей.

— Я не официальное лицо ВОС!

— Вы не трудоустроены официально, но вы являетесь приближенным лицом ВОС, — заявила следователь.

— Президент ВОС является инвалидом I группы по зрению. Человек, самостоятельно не передвигающийся в пространстве и с трудом пользующийся телефоном… Каким образом вы видите оказание давления со стороны моего отца — Сипкина Владимира Алексеевича? — продолжал стоять на своем Сипкин-младший.

— Вы задаете вопрос относительно вашего отца. У следственных органов имеются обстоятельства о том, что в том числе и вашим отцом может оказываться давление, — пояснила Мунина, уточнив, что пока такие факты оглашению не подлежат.

Руслан Нагиев: «[Требование следствия] основано исключительно на предположениях, объективных доказательств, подтверждающих доводы, приведенные в ходатайстве, нет» Руслан Нагиев: «[Требование следствия] основано исключительно на предположениях, объективных доказательств, подтверждающих доводы, приведенные в ходатайстве, нет»

Сипкин следом добавил, что обществом слепых в отношении человека, который передал ему деньги, проводились антикоррупционные мероприятия: «Разговоры, которые вы мне инкриминируете как некую коррупцию, были направлены на выявление схем». Кроме того, Сипкин уточнил, что проверку он может проводить по собственной инициативе, несмотря на то что он не является официальным сотрудником общества слепых. Но судья тут вновь прервал диалог, напомнив, что вопрос решается по мере пресечения, а не по существу уголовного дела.

«[Требование следствия] основано исключительно на предположениях, объективных доказательств, подтверждающих доводы, приведенные в ходатайстве, нет, — продолжал защищать своего клиента адвокат Нагиев. — Жалоб от свидетелей или от других лиц не поступало. Сипкин не является должностным лицом, не работает в обществе слепых, чтобы инкриминировать именно эту статью, мы с квалификацией его действий не согласны!» Защитник просил смягчить меру пресечения своему подзащитному.

Выслушав участников процесса, судья Идрисов удовлетворил ходатайство следствия и продлил содержание под стражей Сипкину до 23 сентября.