Казанский «Водоканал» — это не только мощная инфраструктура с 150-летней историей, главное — это люди, чей ежедневный труд обеспечивает бытовой комфорт и санитарное благополучие миллионного города. Среди тех, кто решает порой «неаппетитные», но жизненно важные задачи, — Марат Сибгатуллин, начальник управления канализационного хозяйства МУП «Водоканал». Его трудовой путь на предприятии начался 22 года назад почти случайно, а сегодня он руководит коллективом в несколько сотен человек, в чьих руках все подземное «царство» Казани. О деле, требующем настоящей страсти к технике и решения сложных задач, он рассказал в интервью нашему изданию.
Марат Сибгатуллин: «Канализационное хозяйство оказалось для меня сложнее водопровода. Казалось бы, все рядом: в одну трубу втекает, в другую вытекает, но нюансы в канализации серьезнее»
Канализационную систему ремонтируют в потоке, ее нельзя отключить
— Марат Наильевич, сколько вы работаете в системе «Водоканала»?
— Я здесь уже 22 года, пришел в 2003-м. Попал чисто случайно. Окончил механический факультет сельхозакадемии — тот самый, знаменитый, «президентский», откуда вышли многие руководители нашей республики. Люблю технику, чтобы все крутилось-вертелось, исправно работало. Заехал как-то в «Водоканал» по личным вопросам, а на улице встретил знакомого, который тогда работал руководителем в управлении водопроводного хозяйства. Он поинтересовался, как дела, и с ходу предложил: «Давай к нам!» Я в то время уже работал на автотранспортном предприятии механиком, ремонтировал спецмашины, но здесь предложили зарплату больше, задачи интереснее, вот и сменил траекторию.
На первых порах трудился мастером водопроводного хозяйства. Мне сразу доверили эксплуатировать 87 водопроводных насосных станций — от подвальных повысительных насосов до крупных объектов. Половину карьеры, 10 лет, отдал воде: 5 лет мастером, 5 лет начальником участка, обслуживая пять крупнейших водопроводных станций Казани и два подземных водозабора. Потом наш главный инженер Леонид Сергеевич Карагузин предложил перейти в канализационное хозяйство заместителем начальника управления. И вот уже 12 лет я возглавляю управление канализационного хозяйства.
Кроме этого, уже работая в «Водоканале», я получил второе образование за счет предприятия. Прошел программу профессиональной переподготовки по направлению «Водоснабжение и водоотведение зданий, сооружений, населенных пунктов».
— Освоились в новом качестве быстро?
— Если честно, это был стресс, даже уволиться подумывал. Я по натуре не карьерист, привыкаю работать на одном месте — это моя зона комфорта. Но как только наводишь стабильный порядок в подведомственной епархии, тебя переводят на участок погорячее — в этом специфика нашей сферы.
Канализационное хозяйство оказалось для меня сложнее водопровода. Казалось бы, все рядом: в одну трубу втекает, в другую вытекает, но нюансы в канализации серьезнее.
— В чем главная сложность?
— При работах на водопроводе воду отключают: перекрыл кран и ремонтируй аварию, а канализацию остановить нельзя. Абоненты пользуются ею постоянно, стоки притекают на аварийный участок. Чтобы остановить поток, нужен целый комплекс мероприятий — долгих и ресурсоемких. Нужно переключить поток, предотвратить затопление. Мы ставим переносные перекачивающие станции, которые огибают аварийный участок. У нас 15 таких станций, плюс множество поменьше. Их нужно привезти, смонтировать, запустить — процесс небыстрый.
— То есть вы скорая помощь подземной Казани?
— Наше управление занимается эксплуатацией и ремонтом сетей. Аварийные засоры — это работа отдельной аварийно-диспетчерской службы со своими бригадами. А вот если случился провал, разрушение, обвал коллектора — это уже к нам. Видите, что асфальт провалился и пахнет — значит, наши сотрудники уже там работают.
«При работах на водопроводе воду отключают: перекрыл кран и ремонтируй аварию, а канализацию остановить нельзя. Абоненты пользуются ею постоянно, стоки притекают на аварийный участок»
Сейчас кладем трубы со сроком службы до 100 лет
— Казанцы действительно периодически жалуются на провалы. Почему они возникают?
— Здесь есть две причины. Первая — разрушение верхнего свода ветхих канализационных коллекторов в результате газовой коррозии. Когда верхний свод трубы разрушается, то грунт в трубу проваливается. Вторая причина — течи в результате аварий. В таких случаях происходит размыв грунта или песка, что и приводит к провалу асфальта. Просто срок службы многих труб истек давным-давно, износ у нас в Казани достигает 70 процентов!
Самые больные точки — железобетонные коллекторы диаметром 500 и более миллиметров под дорогами и тротуарами, где ходят люди, едут автомобили. Коллекторы проложены глубоко, поэтому ремонт может занять несколько месяцев. Устранение локального провала обходится от 100 тысяч до нескольких миллионов рублей. На аварию средней сложности направляем бригаду из 5–7 человек, в сложных случаях рабочих может быть 30 и больше. Мы же не просто раскапываем и закапываем — наши сотрудники поднимают архивы, чтобы понять, где и как проложены трубы, следят за насосными станциями и многое другое.
— Какая статистика аварий?
— Только за первое полугодие этого года произошло 92 аварии в системе канализации. За последние пять лет число аварий увеличилось в 2 раза, ежегодно дополнительно ветшает около 65 километров водоснабжения и канализации.
— С какого года самые старые трубы?
— Недавно в Дербышках, на улице Советской, откопали дворовую канализацию 1937 года! Мы нашли эту трубу, вернее, то, что от нее осталось, случайно. Раскопали участок, а там не труба, а деревянные дощечки, собранные в цилиндр по принципу бочки. Похоже, дубовые. Что интересно, стягивающие обручи давно проржавели, а само дерево в отличном состоянии, словно вчера срубили. Встречаются в Казани кирпичные коллекторы, асбестовые, керамические, чугунные…
— А из какого материала кладете сейчас?
— Современные канализационные трубы — из полиэтилена низкого давления (ПНД). Они морозоустойчивые, стойкие к коррозии, не боятся кислот, солей, щелочей, простые в монтаже. Раньше по нормативу давали 50 лет, сейчас производители гарантируют 100 лет службы. В идеале нужно перевести на такие трубы весь город.
— Какие самые эффективные технологии ремонта?
— Перекладка на новый трубопровод часто происходит методом ГНБ (горизонтально-направленного бурения), без необходимости перекапывать траншеями улицы и дворы. В некоторых случаях применятся санация, когда внутри старой трубы формируется новая пластиковая труба или наносится полимерный рукав, который затвердевает и укрепляет стенки. Это позволяет продлить жизнь старой трубе без масштабных земляных работ.
«К сожалению, не все пользуются правильно канализацией и сбрасывают мусор, которого там не должно быть»
Низкая культура пользования канализацией
— Почему после дождя иногда «вылезает» канализация?
— Надо уточнить, что ливневая канализация — это не наша зона ответственности. Исторически, еще с советских постановлений горсовета, хозяйственно-бытовая канализация из домов и ливневая, дождевая разделены. Мы обслуживаем только хозяйственно-бытовую. Если после дождя образуются «реки» — это проблемы ливневки. Хотя технологические отверстия в люках для воздухообмена могут пропускать воду при сильном подтоплении, но это не главная причина засоров.
— А какая главная?
— Засоры в системе водоотведения — это наша большая проблема. К сожалению, не все пользуются правильно канализацией и сбрасывают мусор, которого там не должно быть. Чего только не находим при прочистке засоров: бумажные деньги, игрушки, украшения, голову манекена, топор, ершик от унитаза, гигиенические материалы, полотенца, банки, подушку… Как-то выловили метровое в диаметре железное колесо с ободом и спицами. До сих пор не можем понять, от какого механизма. Мы даже небольшой «музей» организовали, стеллаж с находками. Плывет все это в основном по большим коллекторам, откуда именно — не вычислить. Много кто мусор скидывает в люки, в том числе и строительный.
Словом, культура пользования канализацией — наша общая боль. Постоянно рассказываем жителям о работе по прочистке, показываем наши находки, но все равно продолжают выбрасывать в унитаз влажные салфетки, предметы гигиены, волосы. Очень много ушных палочек извлекаем, они не растворяются, вместе с влажными салфетками собираются в комок или попадают в канализационные насосные станции, все это приводит к поломке оборудования. Такая же проблема с пищевыми отходами, которые тоже не растворяются в воде, жиры обволакивают трубы. Все это образует пробки в трубах, приводит к изливам из люков, течам на улицах, повреждает наше оборудование на канализационных насосных станциях.
«Активно работаем со студентами профессиональных колледжей. Я сам выезжаю на встречи с молодежью, рассказываю о «Водоканале»
Папа плохого не посоветует: в «Водоканал» приходят семьями
— Город растет, растет и нагрузка на сети?
— Конечно! У меня в подчинении 102 канализационные насосные станции (КНС) по городу. Раньше некоторые работали с остановками, сейчас многие — круглосуточно без перерыва. Объемы перекачки увеличились. Мы тоже на месте не стоим, увеличиваем имеющиеся производственные мощности.
— Значит, нужны люди? Как с кадрами?
— Очень большая проблема — дефицит кадров, хоть это уже давно и не новость, во многих отраслях не хватает людей. Машинисты, операторы КНС, слесари, электрогазосварщики, водители — люди на эти должности нам всегда нужны. Только в моем управлении канализационного хозяйства на данный момент свободно 64 вакансии.
— Как привлекаете?
— Активно работаем со студентами профессиональных колледжей. Я сам выезжаю на встречи с молодежью, рассказываю о «Водоканале». Организуем на предприятии практику, во время которой студенты получают полную зарплату, как их старшие коллеги. Только с 2023 года практику прошли 23 студента, пять остались у нас работать.
Показываем не только работу, но и нашу жизнь. В преддверии Дня работника ЖКХ организовали чемпионат по волейболу: соревновались команды казанских колледжей, команда «Водоканала». Получилось яркое спортивное мероприятие с живыми эмоциями — мы познакомили ребят с нашими специалистами, показали, что у нас есть условия для отдыха и саморазвития — свой спорткомплекс с тренажерами, душевыми, раздевалками, приобщили их к трудовому коллективу, традициям.
В этом году в моем подразделении 16 человек устроились из студентов — в сравнении с прошлым годом это весомый показатель. Люди приводят друзей, родственников, у нас есть программа «Приведи друга» с денежным поощрением. Один наш сотрудник трудоустроил двух своих сыновей. Думаю, отец своим детям плохого точно не посоветует. На всем предприятии у нас работает больше 15 трудовых династий.
Показательная история — недавно отмечалось 150-летие казанского «Водоканала». Новое руководство распорядилось поощрить всех сотрудников, всем оформили благодарственные письма за подписью директора. Мы не стали вручать их в торжественной обстановке, а просто поехали по объектам, по подразделениям, чтобы лично поздравить каждого из более чем 2 тысяч сотрудников всего «Водоканала» — вручить грамоту, пожать руку. Приезжали прямо на ремонтные работы и там вручали. Сотрудники очень оценили, даже производительность повысилась. Поэтому я считаю важным создать такой климат в коллективе и условия, чтобы человек хотел идти на работу, а не говорил: «Ой, опять завтра понедельник». Чтобы он видел и результаты труда, и признание своего вклада в общее дело.
«Новое руководство распорядилось поощрить всех сотрудников, всем оформили благодарственные письма за подписью директора. Мы не стали вручать их в торжественной обстановке, а просто поехали по объектам, по подразделениям, чтобы лично поздравить каждого из более чем 2 тысяч сотрудников всего «Водоканала»
— Какая средняя зарплата?
— На данный момент зарплата водителя автомобиля — от 47 тысяч до 145 тысяч рублей; электрогазосварщика — от 94 тысяч до 163 тысяч рублей, слесаря АВР — от 46 тысяч до 130 тысяч рублей, электромонтера — от 53 тысяч до 127 тысяч. Рабочие зарабатывают в среднем 73 тысячи рублей.
— Ваша сфера не знает выходных. Часто приходится срываться среди ночи, из отпуска?
— Не без этого, как и во многих профессиях, требующих немедленного реагирования. Семья привыкла, понимает. Гордится, когда видит благодарности, публикации в соцсетях. Это мотивирует. Я ведь сам житель Казани, здесь живут мои родственники и друзья. То есть работаю и для себя лично, для тех, кто рядом. Так что главная награда для меня — каждая доведенная до конца задача.
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.