«Каждое из 30 предприятий, которые находятся на стенде Татарстана, нам предоставит отчет, который мы положим на стол министру промышленности республики. Это тоже некая инновация, такого не было. Раз Татарстан вкладывает деньги в стенд, во все остальное, мы хотим видеть конверсию», — раскрывает детали нынешнего «Иннопрома» глава промышленного кластера РТ Сергей Майоров. Промышленная выставка открылась сегодня в Екатеринбурге. Из Татарстана сюда приехали 140 человек, работают 30 предприятий. Но соглашений подписано только два, по крайней мере публичных. Зато удалось согласовать заем для нового завода челнинского ТЭМПО. О том, как проходит выставка для республики, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня днем в пока еще спокойной обстановке стенды обошла делегация Татарстана во главе с раисом РТ Рустамом Миннихановым
30 компаний, стенд на 250 «квадратов», два публичных соглашения
Татарстан по традиции привозит на форум в Екатеринбурге свой стенд. Место республике выделили хорошее, рядом с площадкой Москвы. Судя по кадрам, площадь стенда осталась прежней, но его чуть «освежили». Как и годом ранее, приехали около 30 предприятий. Работу здесь курирует министерство промышленности и торговли РТ.
Основной день «Иннопрома» завтра. Во вторник на главной стратегической сессии об «индустриальном прорыве» ждут премьер-министра России Михаила Мишустина и вице-премьеров Казахстана, Беларуси и Узбекистана, а также министра промышленности и минеральных ресурсов Королевства Саудовская Аравия. В прошлом году главным зарубежным партнером форума были ОАЭ, а теперь саудиты, так что и технологический форум становится с восточным «отливом». Сегодня днем в пока еще спокойной обстановке стенды обошла делегация Татарстана во главе с раисом РТ Рустамом Миннихановым.
В частности, представляют республику камская производственная компания «ТЭМПО» — производитель подшипников, «ТатКран», выпускающий грузоподъемное оборудование, камский индустриальный парк «Мастер», «Соллерс». КАМАЗ привез на площадку новейший грузовик К5 на газомоторном топливе. На своем сайте челнинский завод подчеркивает, что тягач — на новой санкционно устойчивой компонентной базе.
Неподалеку от грузовика стоит еще одна машина с камазовскими «корнями». Это электромобиль «Атом» от компании «Кама», сооснователем которой является гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин. Серийное производство автомобиля должно начаться до конца месяца. А пока машину возят по форумам. В Екатеринбурге ее обляпали искусственным снегом, чтобы показать, что машина прошла испытания на Северном полюсе. «Поставили на ледокол, возили на Северный полюс! Там проводили необходимые испытания, проверили. А самая главная задача — показать людям, что электромобиль — это не страшно», — воодушевленно рассказывает Минниханову на официальных кадрах представитель госкорпорации «Росатом», которая поставит аккумуляторные батареи на машины.
Место республике выделили хорошее, рядом с площадкой Москвы. Судя по кадрам, площадь стенда осталась прежней, но его чуть «освежили»
Дальше слышно диалог:
— Сколько на одной зарядке примерно проедет [электромобиль]? — интересуется Минниханов.
— 500 километров, — отвечает представитель «Росатома».
— 350 [километров] проедет? — улыбается раис РТ.
— Ну да! Если так поддавливать, то 350 пройдет!
Еще приехали на форум казанский завод «Элекон», Казанский завод синтетического каучука (КЗСК), Казанское моторостроительное производственное объединение (КМПО). ICL Services привезла программно-аппаратные комплексы, также участвует производитель высокотехнологичного оборудования контроля доступа и билетных систем «Инфоматика». Впервые из Татарстана приехала казанская НПО «Группа Аванти», которая выпускает робототехнику и беспилотники для обучения детей.
«Татлифт» подписал на полях форума соглашение о запуске лифтостроительного кластера на территории промышленного парка в Бухаре (Узбекистан). Это будет первый такой кластер в Центральной Азии. Что интересно, на прошлогоднем форуме Минниханов «рекламировал» промпарк в Бухаре «Трансмашхолдингу». Напомним, республика помогает Узбекистану со строительством промпарка, а раис РТ ранее лично проверял ход работ. Так что выбор площадки «Татлифтом» объясним. Проект предусматривает производство лифтового оборудования и бондовые склады для комплектующих.
Больше подписаний с участием компаний из Татарстана не планируется, по крайней мере пока, заявили сегодня «БИЗНЕС Online» в пресс-службе минпромторга РТ. Выходит как-то скудновато. Возможно, не все договоренности ведомство предает огласке. К примеру, на форуме подписали соглашение, по которому челнинский «Ремдизель» построит в Ростовской области сервисный центр со складами запчастей за 2,5 млрд рублей. Вероятно, объект будет заточен под задачи не только гражданского характера.
Минниханов также оценил учебно-тренировочный самолет Tango от авиакомпании S7 («А двигатель какой?» — «Собственный!») и отечественные кабины для канатных дорог («Сиденья подогреваются, нет?» — «Да, конечно»). Гуляя по выставке, раис РТ успел заслужить комплимент от одного из ее участников: «Обожаю раиса! Лучший просто! Он мой краш!»
Минниханов также оценил учебно-тренировочный самолет Tango от авиакомпании S7
Как Минниханов пробил кредит на 5 млрд рублей для ТЭМПО
Дальше на кадры попал интересный эпизод, фактически переговоры на ногах. Минниханов согласовал с министром промышленности и торговли РФ Антоном Алихановым господдержку для будущего подшипникового завода челнинского холдинга «ТЭМПО» Фаила Шарифуллина. Судя по быстрому и уверенному шагу раиса, министра вели к экспозиции целенаправленно.
«Большой проект, нужна ваша поддержка. Подшипниковый завод в Челнах уже готов», — кратко описал ситуацию Минниханов. Представительница завода дополнила, что здание под завод уже построено, заказано оборудование. Производить там собираются 57 позиций продукции.
— Чем помочь, скажите? — не дослушав презентацию до конца, прервал Алиханов.
— Нужно 5 миллиардов, — немного растерявшись, ответила представительница предприятия.
— Из фонда [развития] промышленности, — подмечает Рустам Нургалиевич.
— Заем? Хорошо, — согласовал министр.
Минниханов согласовал с министром промышленности и торговли РФ Антоном Алихановым господдержку для будущего подшипникового завода челнинского холдинга «ТЭМПО» Фаила Шарифуллина
В пресс-службе минпромторга РТ «БИЗНЕС Online» уточнили, что разговор проходил у стенда камской производственной компании (КПК) «ТЭМПО». Судя по информации с официального сайта, главным интересантом является ГК «ТЭМПО», строящийся подшипниковый завод входит в группу компаний. По информации из открытых источников, управляющим предприятием является Радик Фаилович Шарифуллин. По всей видимости, это сын гендиректора основной холдинговой компании «ТЭМПО».
«Главный хит [стенда Республики Татарстан] — компания „ТЭМПО“ выставила продукцию: подшипники 56 видов. Начинает производить в 2026 году для сельскохозяйственной, автомобильной и железнодорожной техники», — рассказал «БИЗНЕС Online» председатель правления промышленного кластера РТ Сергей Майоров. По его словам, стройка завода уже идет, заказано оборудование.
«Подана заявка на 5 миллиардов рублей в фонд развития промышленности, и она сейчас находится на рассмотрении. Мы еще раз обозначили, что нам бы хотелось, чтобы быстрее рассмотрели нашу заявку и было положительное решение — 5 миллиардов дешевых денег в экономику Республики Татарстан, конкретно в компанию „ТЭМПО“», — отметил спикер. В случае одобрения заявки деньги направят на приобретение оборудования, уточнил Майоров. По его словам, запуск производства запланирован на 2026 год.
Как юридическое лицо АО «КПК „ТЭМПО“» зарегистрировано год назад в Набережных Челнах. Размер уставного капитала — 1 млн рублей. Согласно информации с официального сайта, предприятие планирует наладить производство подшипников полного цикла. Завод будет изготавливать шариковые, роликовые и игольчатые подшипники, в том числе конической и сферической формы. К 2030-му планируется выйти на ежегодный выпуск 10 млн подшипников. Продукцию предприятия будут применять в машиностроении для металлургии, автопрома, сельского хозяйства и железной дороги. При желании на сайте можно оставить заявку на производство интересующей продукции.
Согласно плану, строительство КПК «ТЭМПО» стартовало во второй половине прошлого года, в III–IV кварталах 2025-го планируется завершить поставку и наладку оборудования. К производству и испытанию пробных изделий собираются приступить в IV квартале 2025 года – I квартале 2026-го. А уже в II квартале следующего года предприятие намеревается выпустить первую опробованную партию подшипников.
Радмир Беляев: «В целом очень рабочая повестка. Очень полезная площадка в том плане, что собирается реально малый и средний бизнес, который является производителем [продукции], а не просто «купи-продай»
Нижнекамск просит скидку на трамваи и получит нового побратима в Китае
Свои задачи на полях форума сегодня решал и Нижнекамск. Город на форуме представляет «Питон-Кама», один из ведущих производителей электротехнической продукции. Также гостям показали стенд компании «Совитал», которая в октябре откроет в Нижнекамске производство промышленного холодильного и вентиляционного оборудования.
«В „Иннопроме“ мы участвуем 6 лет. В целом очень рабочая повестка. Очень полезная площадка в том плане, что собирается реально малый и средний бизнес, который является производителем [продукции], а не просто „купи-продай“. В этом году у нас очень хороший состоялся диалог с рядом компаний, которые хотят инвестировать в Нижнекамск», — рассказал глава Нижнекамского района Радмир Беляев в беседе с «БИЗНЕС Online».
По его словам, с «Уралвагонзаводом» и «ПК Транспортные системы» Нижнекамск обсуждал капремонт существующих трамваев и закупку новых. Как уточнил Беляев, обсуждалась, в частности, скидка на обновление трамвайных вагонов. Переговоры с компанией «РариТЭК» были о возможности покупки автобусов большой вместимости длиной 10,5 м по льготному лизингу.
Еще на полях договорились, что в августе на площадке форума «РОСТКИ» в Казани Нижнекамск и китайский город Цзиси подпишут соглашение о побратимстве. «По итогам сегодняшнего дня есть договоренность подписать соглашение о побратимстве с китайским городом Цзиси, что на границе с Приморьем. Сегодня были переговоры, достигнута принципиальная договоренность. Мы обсуждали дорожную карту, интересы сотрудничества на перспективу. Их (китайских коллег — прим. ред.) основной интерес в том, чтобы сотрудничать в части потенциальных инвесторов, которые придут в Нижнекамск. Соответственно, им интересно приобретение той продукции, которую производит наш город», — отметил Беляев.
Цзиси расположен в юго-восточной части провинции Хэйлунцзян (Китай) на равнине Саньцзян в верхнем течении реки Мулинхэ в 40 км от российско-китайской границы и около 120 км от озера Ханка. Граничит на востоке с Приморским краем России. Имеются месторождения угля, графита, силлиманита, золота, гранита и др. По запасам графита (770 млн т) занимает 1-е место в Азии. В 2020 году население провинции составляло 1,5 млн человек.
Сергей Майоров: «Подготовлена обширная деловая программа встреч. Порядка 120–130 встреч мы проводим ежегодно за четыре дня работы. Я думаю, в этом году будет не меньше. Ну и, конечно, много инноваций, которые мы показываем на стенде республики»
«Каждое из 30 предприятий, которые находятся на стенде Татарстана, нам предоставит отчет»
В составе делегации из Татарстана 140 человек, уточнил Майоров. «Подготовлена обширная деловая программа встреч. Порядка 120–130 встреч мы проводим ежегодно за четыре дня работы. Я думаю, в этом году будет не меньше. Ну и, конечно, много инноваций, которые мы показываем на стенде республики», — отметил спикер.
Майоров среди участников форума от Татарстана отметил компанию «Техник» из Лаишевского района, которая занимается бестраншейным ремонтом канализации, водопровода. «Экономия до 30 процентов, скорость. Самое главное — не надо раскапывать дороги, потом 10 лет не будут проваливаться, потому что их никто не трогал и не раскапывал. Они прямо угадали с этим проектом, разместив свое производство в Лаишевском районе. Ну и планируют еще. Надо подбирать площадку где-то, наращивать производство», — отметил Майоров.
«Таткран» производит самые большие краны в России, указал спикер. «Все краны, допустим, на ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация — прим. ред.), с огромными пролетами, грузоподъемностью от этой компании. Безусловно, хочется отметить и компанию „Питон“ из Нижнекамска. Они продолжают производить шинопроводы, токопроводы, источники бесперебойного питания. Начали производить светотехническую продукцию. Компания „Хортум“ выставлена тоже. Они поставляются не только по России, но и в другие страны. Тоже очень хорошая инновационная продукция», — рассказал спикер.
«Каждое из 30 предприятий, которые находятся на стенде Татарстана, нам предоставит отчет, который мы положим на стол министру промышленности республики, — рассказал Майоров. — Это тоже некая инновация, такого не было. Раз Республика Татарстан вкладывает деньги в стенд, во все остальное, мы хотим видеть конверсию. Безусловно, во многом это будет, конечно, закрытая информация. Сами понимаете, что если договоры подписываются на стенде, непосредственно на выставке, то им предшествовало год, два, а то и три. Но это больше такие публичные договоры для того, чтобы показать некую красивую картинку».
«Здесь все-таки в реальности устанавливаются контакты, которые могут перерасти в договоренности, договоры и контракты. Вот мы увидим в отчетах, вероятнее всего, количество контактов и потенциальных потребителей. Безусловно, мы озвучим только вероятное количество контактов, какие произошли здесь на „Иннопроме“, без лишних подробностей. Ну и, конечно, есть инвестиционные предложения по открытию новых производств в Татарстане. Для нас это тоже очень важно. Это большая повестка по развитию экономики нашей республики», — добавил собеседник.
На итоговой коллегии минпромторга РФ сегодня, прошедшей в рамках выставки, представили рейтинг эффективности регионов в сфере промышленности за 2024-й. Татарстан, который в предыдущие три года занимал 6-ю позицию, поднялся на 1-е место. Вторую позицию заняла Нижегородская область, 3-ю — Санкт-Петербург. В прошлом году 1-е место занял Башкортостан.
«Хочу пожелать одно — чтобы не ослаблялось санкционное давление, чтобы мы „победили“ ключевую ставку, и все будет хорошо», — сказал Коробченко на коллегии. Он пообещал, что Татарстан продолжит запускать крупные инвестпроекты, несмотря на сложности.
Регионы ранжируют по эффективности политики в сфере промышленности с 2021 года. Субъекты оценивают по показателям из 6 блоков, включая экономическое развитие, нормативно-правовую базу и региональные меры господдержки, взаимодействие региона с минпромторгом РФ и фондом развития промышленности, развитие кадрового потенциала.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.