Казань крепко связана с именем Максима Горького— здесь писатель прожил четыре года, здесь, без преувеличения, происходило и его творческое становление Казань крепко связана с именем Максима Горького— здесь писатель прожил четыре года, здесь, без преувеличения, происходило и его творческое становление Фото: Карл Карлович Булла, Общественное достояние, commons.wikimedia.org

Казань — место притяжения великих классиков русской литературы

В столице Татарстана с размахом проходит фестиваль искусств «Горький +», посвященный творчеству русского классика Максима Горького. Казань крепко связана с его именем — здесь писатель прожил четыре года, без преувеличения, происходило и его творческое становление, и даже свести счеты с жизнью попытался тоже тут. Но он далеко не единственный из наших выдающихся писателей, кого судьба связала с Казанью. Редакция «БИЗНЕС Online» совместно с экспертами собрала большой список из 31 поэта, драматурга и публициста. Его наша газета разделила на две отдельные публикации. В первой расскажем о классиках XIX века, во второй — о литераторах, творивших до середины ХХ века. Подчеркнем, что речь пойдет только о тех, кто в нашем городе провел от нескольких дней до десятков лет жизни. Поэтому в тексте не будет, к примеру, Марины Цветаевой, которая была в Казани по пути в Елабугу или автора «Конька-Горбунка» Петра Ершова, посетившего Свияжск.

Почему Казань стала местом притяжения для классиков русской литературы? «И Державин, и Герцен, и Толстой, и многие другие осмысляли Казань как внезапно открывшийся им в центре России Восток. Возможно, этот синтез восточного, западного (через просвещение) и российского и стал основой привлекательности Казани, ее образа в русской литературе», — рассуждает заведующая музеем Льва Толстого (филиал Нацмузея РТ), профессор КФУ Лия Бушканец.

Кроме того, отмечают собеседники нашей газеты, в Казани начиная с XVIII века, с открытием Первой мужской гимназии, начинается своя литературная жизнь, которая развивалась и далее — сначала благодаря университету, а потом открытию других учебных заведений. Большую роль сыграла и казанская печать. Самый известный литературный альманах был «На рассвете» (1910), в нем печатались Александр Блок, Максимилиан Волошин, Сергей Городецкий, Михаил Кузмин. Многие казанцы переписывались с писателями. К примеру, Иван Тургенев поддерживал переписку с казанским библиографом П. Васильевым и сообщил ему ценные сведения об истории создания и публикации ряда своих произведений, в Казани даже впервые был опубликован рассказ Тургенева «Пегас». В отделе рукописей научной библиотеки им. Лобачевского КФУ хранятся автографы поэта Дениса Давыдова. Все это не просто связывает Казань и русскую литературу, но и делает наш город ее неотъемлемой частью жизни.

«Казань — это город мальчишек, которые здесь начинали, искали себя, влюблялись, ошибались, а потом стали известными на весь мир. Потому что для очень многих из этого списка наш город — это город юности, во многом повлиявший на них», — уверена автор проекта «Загадки Казани», экскурсовод и филолог Юлия Жизневская.

1. Александр Радищев (1749–1802)

Фото: Неизвестный художник. [1]More info: [2], Общественное достояние, commons.wikimedia.org

Писатель Александр Радищев дважды побывал в Казани и ее окрестностях, оба раза не по своей воле, и это были очень разные посещения. Каковы причины и обстоятельства? В 1790 году после публикации его главной «причины несчастия и славы», по выражению Александра Пушкина, — рассказа «Путешествия из Петербурга в Москву» — Екатерина II сослала Радищева в Илимский острог, дорога в который лежала по Сибирскому тракту. На пути писатель начал вести дневник под названием «Записки путешествия в Сибирь», который открывается короткой записью от 11 ноября: «В Казани, поднявшись на гору, ехали полями, лощинами, перелесками до Бирюли, село господское, где пьяных всех наехало для праздника Михайлы Архангела. Нескоро лошадей дали. Барыня одна была у попа в гостях [за] 30 верст».

В Казани Радищев встретился с отцом, приехавшим к нему из Саратовской губернии на семейный совет по определению судьбы детей, о чем свидетельствует письмо матери писателя Феклы Степановны к графу Воронцову из села Преображенского от 5 ноября 1790 года: «Николая Афанасьевича уже нет: неделю, как уехал в Казань для свидания с Александром». Сам Радищев, вернувшись из Казани, писал Воронцову: «Как Елизавету Васильевну, так и малолетних детей к сыну доставлю, о чем он меня просил в Казани». Впрочем, некоторые исследователи, например Александр Татаринцев, добавляет профессор КФУ Бушканец, предполагают, что для встречи с отцом Радищев отклонился от предписанного маршрута и она произошла на несколько дней раньше, в районе Арзамаса, и в Казань они приехали вдвоем, где простились на 8 лет.

Возвращаясь обратно в Москву спустя 7 лет ареста, писатель надолго остановился в Казани, ожидая открытия санного пути, и подробно описал впечатления. «С утра странствовал в Казани. Уже чувствовал удовольствие, ехав туда, воображая, что проезжаешь не пустыни. А ходил по городу почти в восхищении», — запечатлел он. Особенно писателю запомнилась красота Волги, горы Верхнего Услона, «отличный вид» с архиерейской дачи, белые стены Кремля и Зилантов монастырь. Радищев даже попал на празднование Сабантуя на Арском поле, рассказала нашему изданию Жизневская.

2. Василий Жуковский (1783-1852)

Фото: Карл Павлович Брюллов. nibiryukov.narod.ru, Общественное достояние, commons.wikimedia.org

Огромной заслугой русского поэта-романиста и переводчика Василия Жуковского являются переводы многих произведений мировой литературы, такие как «Одиссея» и «Илиада» Гомера, «Орлеанские девы» Шиллера, труды Гёте, Байрона, Вальтера Скотта и др. Жуковский побывал в Казани с 21 по 23 июня в 1837 году, сопровождая в поездке по стране своего воспитанника, 19-летнего цесаревича Александра, будущего Александра II, рассказывает доцент КФУ Айрат Бик-Булатов. Программа посещения была насыщенной, о чем автор гимна Российской империи «Боже, царя храни» писал в своем дневнике. 21 июня он побывал в Немецкой Швейцарии, встречался с профессорами Казанского университета Александром Казембеком и Карлом Фуксом, ректором Николаем Лобачевским, осмотрел физический и химический корпусы вуза, библиотеку, даже встретился с бурятским священником и т. д.

Жуковского заинтересовали занятия в гимназии и училище кантонистов, в котором обучались солдатские сыновья. С благотворительными целями посетил монастырь Казанской Богоматери, больницу, тюрьму, «дом умалишенных». В Казанском театре он слушал оперу Алексея Верстовского «Аскольдова могила». После представления артисты исполнили песню на стихи Жуковского «Слава на небе солнцу высокому…». 22 июня столичный гость побывал в Зилантовом монастыре и даже нарисовал его, как и памятник погибшим при взятии Казани в 1552 году. 23 июня был «переезд» из Казани в Симбирск. «Между Волгою и Казанью луг. <…> Прекрасный вид. Спуск и снова взъезд. Казань исчезает», — писал Жуковский. В 1927 году улицу Поперечно-Грузинскую в Вахитовском районе Казани переименовали в улицу его имени.

3. Сергей Аксаков (1791–1859)

Фото: Иван Николаевич Крамской. tez-rus.net, Общественное достояние, commons.wikimedia.org

В 8 лет Сергея Аксакова привезли из Уфы в Казань учиться в одно из лучших образовательных заведений для дворянских детей того времени — Первую казанскую мужскую гимназию. Но знакомство с городом не заладилось. «Он очень тяжело воспринял отрыв от семьи, пестроту и суету и буквально слег с лихорадкой от учебы, после чего его мама (Мария Зубоваприм. ред.) приняла решение забрать его», — уточняет Жизневская.

В Казани Аксаков снова оказался спустя год и продолжил обучение в гимназии. Старшие классы в 1804 году были преобразованы в первый курс Казанского университета, и фамилия Аксакова стала первой в списке студентов. Известный казанский врач, ученый и преподаватель Фукс увлек будущего писателя естественными науками, из-за чего тот проводил много времени в лесах и полях, занимаясь ловлей бабочек для своей коллекции. Воспоминания из студенческой жизни автор описал в книге «Собирание бабочек».

Во второй приезд Аксаков жил в здании, известном как усадьба Бронниковых, рассказывает казанский гид Ксения Измалкова. «Морозы стояли трескучие, и хотя заранее были наняты для нас две комнаты в маленьком доме капитанши Аристовой, но мы не скоро отыскали свою квартиру, которая, впрочем, находилась на хорошей улице, называющейся Грузинскою», — приводит она слова из мемуаров Аксакова, отмечая, что Большая Грузинская — это старое название современной улицы Карла Маркса. Сейчас на этом месте находится выставочный зал галереи современного искусства ГМИИ РТ.

4. Иван Лажечников (1792–1869)

Фото: Тыранов, Алексей Васильевич. feb-web.ru, Общественное достояние, commons.wikimedia.org

В 1812 году, когда началась Отечественная война, писатель и публицист Иван Лажечников вступил добровольцем в действующую армию. В 1819-м он вышел в отставку и сначала был директором училищ и гимназий в Пензенской губернии, а в 1823–1826 годах служил инспектором училищ Казанской губернии, был директором Первой Казанской мужской гимназии, некоторое время — инспектором студентов Казанского университета.

Впечатления от этого периода есть в его статье «Как я знал М.Л. Магницкого» (1866). Кстати, Лажечников был инициатором строительства в Казани памятника нашего земляка, поэта и госдеятеля Гавриила Державина (1743–1816). Иван Иванович известен как автор исторических романов «Ледяной дом», «Басурман», «Последний Новик» и т. д.

5. Александр Пушкин (1799–1837)

Фото: Орест Адамович Кипренский. artportret.ru, Общественное достояние, commons.wikimedia.org

«Наше все» Александр Пушкин гостил в Казани всего раз, в 1833 году, когда собирал материал для монографии по истории бунта Пугачева. Но даже за два дня и три ночи он успел немало посмотреть и встретиться со своими давними друзьями. Корреспондент «БИЗНЕС Online» в прошлом году в преддверии 220-летия автора прошелся по следам его «командировки» и подробно расписал «пушкинский» маршрут. Каждый приезжий должен быть отмечаться в почтовой конторе на Театральной площади (сейчас — площадь Свободы). Прибытие Пушкина в Казань по документам значится 6 сентября. «Вполне возможно, он прибыл в ночь с 5 на 6 сентября. Сам Пушкин четко писал в письме жене: „Я в Казани с 5-го“», — рассказывала заведующая музеем Боратынского Ирина Завьялова.

Как исследователя Пушкина интересовала церковь Святой Великомученицы Варвары на ул. Карла Маркса, 67, где раньше было Арское поле — оттуда Емельян Пугачев начал наступление на город. Еще одна локация, по одной из версий, — Суконная слобода, где поэт встретился с рабочим суконной фабрики Василием Бабиным, рассказавшем о событиях у Шарной горы (сейчас — улица Калинина). Побывал автор и у казанского купца первой гильдии Леонтия Крупеникова, который попал в плен к Пугачеву, но установить месторасположение купеческого дома практически невозможно, поскольку семья владела несколькими особняками. В Казанский кремль Пушкин тоже заглянул, но снова не как турист — его интересовала «Черная тюрьма», куда Пугачева посадили в 1773 году за попытку восстания на Черниговщине.

Своему делу Пушкин уделил достаточно времени, но и «потехе» — не один час. В первый день он заночевал не в гостинице Дворянского собрания, как многие считают, а в особняке Льва Энгельгардта, тестя поэта Евгения Боратынского. По некоторым данным, его усадьба занимала площадь дома на ул. Карла Маркса, 59 и площади Галереи современного искусства, которая сейчас располагается по соседству. Обедал поэт в доме у литератора Перцева, с которым был знаком еще в Петербурге.

Заглянул поэт и к Фуксу, множество раз упомянутого в тексте. Жена Фукса Александра писала, что Пушкин пробыл у супругов целый вечер, отужинал, послушал стихи и сердечно благодарил их за теплую встречу. Он даже рассказал гостеприимной хозяйке о пророчестве гадалки, которая предсказала ему неестественную смерть, а в последующие годы доверительно переписывался с ней, посылал свою «Историю Пугачевского бунта».

6. Евгений Боратынский (1800–1844)

Фото: Лебедев. Портретная галерея русских деятелей, Общественное достояние, commons.wikimedia.org

Поэт Боратынский был женат на дочери казанского помещика Льва Энгельгардта и несколько раз бывал в Казани и в имении жены Анастасии Энгельгардт в селе Каймары. «Провинциальный город оживленнее столицы. Говоря — оживленнее, я не говорю — приятнее; но здесь есть то, чего нет в Москве», — так писал он критику Ивану Киреевскому о своем пребывании в казанском имении. Приехал в наш город Боратынский в конце декабря 1831 года и поселился в доме супруги, который находился в начале Грузинской улице (по правую сторону) и занимал четвертую часть квартала до Грузинской церкви (на месте домов 40–44 на ул. Карла Маркса). В июне 1832 года Боратынский уехал из Казани в Мару, а через год, будучи проездом в Казани, случайно пересекся со своим другом Пушкиным, который собирал материал о восстании Пугачева.

Музей Боратынского в нашем городе — единственный в России музей, посвященный поэту. В XIX веке здание служило усадьбой для трех поколений семьи Боратынского. «После смерти Евгения Боратынского дом принадлежал сыну Николаю. События 1917–1918 годов трагически отразились на судьбе потомков Боратынских. Осенью 1918-го расстрелян внук поэта Александр Николаевич Боратынский — последний владелец усадьбы. Затем дом попал „в чужие руки“», — рассказывала казанский гид Измалкова.

7. Александр Герцен (1812–1870)

Фото: Николай Николаевич Ге. nibiryukov.narod.ru, Общественное достояние, commons.wikimedia.org

Автор одного из первых произведений русского реализма Александр Герцен оказался в Казани проездом. В конце апреля 1835-го он направлялся в ссылку в Пермь и едва не утонул во время шторма на Волге. «Когда он переправлялся на лодке от Верхнего Услона в сторону Казани, лодка вдруг дала течь. Как вспоминает потом сам Герцен, рассказала «БИЗНЕС Online» Жизневская, хозяин лодки, татарин, закричал: «Барин, течет, течет!» — и стал неистово молиться. «Никто не знал, что делать. Герцен выхватил свою шапку и чуть ли не ей стал вычерпывать воду», — продолжает собеседница нашего издания. Путникам повезло — лодка прошла на мелководье, благодаря чему удалось спастись. Но этот широкий разлив Волги и бушующую стихию писатель запомнил надолго.

От незапланированного путешествия в Казань у Герцена осталась не только история о чудесном спасении. Свои впечатления автор описал в автобиографической хронике «Былое и думы». Причалив к стенам Казанского кремля, он вместе со спутниками направился в кабак, где выпил «стакан пенного вина» и закусил печеным яйцом. Заночевал Герцен в почтовой конторе, завернувшись в шинель и положив толстую книгу под голову вместо подушки. Наконец, на другой день, добившись у жандармского генерала Петра Апраксина разрешения остановиться в казанской гостинице, он провел здесь еще некоторое время. «Три дня я бродил с жандармами по городу. Татарки с покрытыми лицами, скуластые мужья их, правоверные мечети рядом с православными церквями — все это напоминает Азию и Восток», — писал Герцен.

8. Иван Гончаров (1812–1891)

Фото: Иван Николаевич Крамской. Библиотека отечественной классики СССР. Собрание сочинений, первый том. При библиотеке «Огонёк», издательство «Правда». Москва, 1972 год., Общественное достояние, commons.wikimedia.org

Один из крупнейших русских писателей XIX века Иван Гончаров родился в Симбирске. Во время поездок из Москвы, где он учился с начала в коммерческом училище, затем — в Московском университете, он проезжал через Казанскую губернию. Так, в июле 1834 года, после окончания университета, по пути в Симбирск Гончаров на один день останавливался в Казани. Он осмотрел Кремль, башню Сююмбике, университет, памятник нашему земляку Державину, посетил несколько мечетей и, как позднее писал, «походил по горбатым улицам города, по Арскому полю».

В 1849-м писатель пробыл здесь два дня. В середине февраля 1855 года, побывав в Симбирске после кругосветного плавания, Гончаров вновь на несколько дней останавливался в Казани, жил в номерах «Франция» (ныне ул. Кремлевская, 15/25), посетил театр. Последний раз Гончаров был в Казани 13 июля 1862 года, когда ехал на пароходе «Успех» из Симбирска. Впечатления о городе и Поволжье Гончаров использовал в очерках «На родине», «Поездка по Волге», «По Восточной Сибири», «Слуги старого века» и др. В 1927 году в Казани появилась улица Гончарова (Ягодная слобода, Кировский район).

9. Тарас Шевченко (1814-1861)

Фото: Авторство: Андрей Иванович Деньер. Общественное достояние, commons.wikimedia.org.

«„Башня Сумбеки“ — несомненный памятник времен татарских — показалась мне единоутробною сестрою Сухаревой башни», — так описывал в дневнике впечатления о своем двухдневном визите в Казань Тарас Шевченко. Украинский поэт остановился здесь, возвращаясь в 1857 году из ссылки. В дневнике 13 сентября того же года он пишет: «Казань городок — Москвы уголок. Эту поговорку слышал я в первый раз в 1847 году на почтовой станции в Симбирской губернии, когда препровождался я на фельдъегере в Оренбург… Сегодня поутру увидел я издали Казань, и давно слышанная поговорка сама собою вспомнилась и невольно проговорилась». Он отмечал, что «как издали, так и вблизи, так и внутри» Казань чрезвычайно живо напоминает собою уголок Москвы: начиная с церквей, колоколен до саек и калачей, а Большая улица, ведущая в Кремль, смахивает на Невский проспект своею «чопорностью и торцовой мостовою».

«Выйдя на улицу, я услышал глухой шум барабана и увидел густую толпу народа, провожавшего на казнь преступника. Чтобы не встретить эту гнусную процессию, я своротил в переулок, и в числе бегущих смотреть эту процессию я увидел молодую девушку с шарманкою за плечами и ободранного мальчика с тамбурином в руках. Мне сделалось не грустно, а как-то особенно скверно, и я опять взял за четвертак татарскую тележку и возвратился на пароход. Возвращаясь на пароход, я увидел в правой стороне от дороги памятник, воздвигнутый над костями убитых при взятии Казани царем Иваном Лютым. Это усеченная пирамида с портиками, поставленная будто бы на том самом месте, где стоял шатер царя Лютого. Печальный памятник», — написал Шевченко.

10. Павел Мельников-Печерский (1818–1883)

Фото: Иван Николаевич Крамской. www.hrono.ru, Общественное достояние, commons.wikimedia.org

Казанский университет может гордиться многими именитыми выпускниками, в их числе один из лучших студентов своего курса на словесном факультете, будущий писатель и историк-этнограф Павел Мельников-Печерский. Он служил чиновником особых поручений при министерстве внутренних дел и по долгу службы занимался борьбой со старообрядцами. Изучал их быт, что отразил в своих произведениях. Для знаменитой дилогии «В лесах» и «На горах» автор взял казанское уголовное дело между двумя старообрядческими семьями.

«У Мельникова было произведение „Очерки о поповщине“, которое можно назвать „черным пиаром“. В нем много интересных и реальных фактов, но многое не является действительностью — он просто „художник и так видит“ и выдает это за правду. А как же тут быть с совестью? Похоже, это мало его волновало», — рассказывает создатель музея истории старообрядчества в Казани Роман Царевский. Усилиями Мельникова-Печерского были закрыты и уничтожены по крайней мере два храма старообрядцев в Казани, добавляет спикер.

11. Федор Достоевский (1821-1881)

Фото: Василий Григорьевич Перов. Google Arts & Culture — kgHBFHS7SpcayQ, Общественное достояние, commons.wikimedia.org

Федор Достоевский, скорее всего, побывал в Казани дважды. Документальных свидетельств нет, но можно предположить, что в первый раз писатель оказался здесь в декабре 1849 года, когда провел ночь в пересыльной тюрьме, находившейся под стенами крепости, как в XIX веке называли Кремль (ныне улица Батурина, 7), а далее проследовал по Сибирскому тракту мимо Варваринской церкви, рассказывает «БИЗНЕС Online» профессор КФУ Бушканец. Случилось это после того, как в апреле того же года Достоевского вместе с товарищами из общественно-политического кружка петрашевцев приговорили к четырехлетней каторге в Сибирь с последующей ссылкой. Он отправился туда по Московскому тракту и заночевал в Свияжске, где был пересыльный пункт.

«Второй раз, возвращаясь из ссылки в 1859 году, Достоевский провел в нашем городе целых 10 дней, а в марте того же года наконец получил разрешение выйти в отставку, поселиться в любом из городов, кроме Москвы и Петербурга, — делится подробностями профессор КФУ. — Достоевский выбрал для жительства Тверь — ближе к обеим столицам. Сложность заключалась в отсутствии денег на дорогу. Нужно было купить тарантас, на каждой станции — а проехать предстояло 4 тысячи верст — нанимать лошадей». Конечно, на пути следования у него была и Казань. Сохранилось два письма Достоевского, написанных летом 1859-го старшему брату Михаилу Достоевскому, в обоих он просит у него прислать 200 рублей. «… И потому умоляю тебя, друг и брат мой, спаси меня еще раз: тотчас же с получением этого письма на другой же день, если можно (не дожидаясь второго от вторника), — вышли мне рублей 200 в Казань, — пишет Федор Михайлович. — Ты совершенно успеешь это сделать, ибо в Казани я буду никак не раньше первых чисел августа, может быть, несколько раньше».

Писатель с супругой Марией Дмитриевной Исаевой и приемным сыном Павлом остановился в гостинице «Европейские номера» (улица Воскресенская, ныне ул. Кремлевская, 11). «В Казани Достоевского привлекла прежде всего библиотека, где он изучал последние номера литературных журналов. В Семипалатинск журналы доходили более чем через два месяца после их выхода в свет, а в Казань поступали регулярно и в значительном по тем временам количестве: „Русский вестник“ — 84, „Современник“ — 66, „Отечественные записки“ — 51, „Русское слово“ — 30 экземпляров и так далее. Для города с населением в 60 тысяч человек это было немало», — подчеркивает Бушканец. Федор Михайлович нечасто, но все же упоминал о Казани в своих произведениях, таких как «Село Степанчиково и его обитатели», где главный герой Фома Опискин хвалится, что участвовал в восстановлении Казани после пожара (речь о пожаре 1842-го), а студентка на вечере в доме Виргинских в романе «Бесы» непременно посетит университетский город Казань. Упоминается Казань и в журнале Достоевского «Дневник писателя», например, он приводит заметку из «Камско-Волжской газеты» за 1873 год о том, что три гимназиста третьего класса 2-й казанской гимназии предполагали бежать в Америку.

«Как установила Е.Г. Кузнецова, в Казанской губернии пытались учредить „Школу имени Ф.М. Достоевского“. В распоряжении Казанской уездной земской управы в 1893 году значился так называемый „Капитал имени умершего писателя Достоевского“ в размере 5 304 рублей 65 копеек, о чем сообщала газета „Волжский вестник“. Первоначально планировалось открыть сельскохозяйственную школу, потом — ремесленную. Однако ее так и не открыли…» — рассказала Бушканец.

12. Николай Некрасов (1821-1878)

Фото: Иван Николаевич Крамской. goskatalog.ru, Общественное достояние, commons.wikimedia.org

Еще в 1845 году русский поэт Николай Некрасов, уроженец украинского города Винница, задумал издавать собственный журнал, но ему не хватало денег. Стремление найти их и привело его в Казанскую губернию. Некрасов приехал в Казань летом 1846 года, когда был проездом в имение к богатому казанскому помещику, предложившему ему помощь, Григорию Михайловичу Толстому, жившему в селе Ново-Спасское (сейчас Алексеевский район).

Некрасов пробыл в нашем городе с 27 мая по 5 июня и жил в Акчуринских номерах (ныне Кремлевская, 15). Возможно, поэт осмотрел Кремль, университет, Петропавловский собор, старое здание Дворянского собрания (ул. Рахматуллина, 6). Позднее в поэме «Русские женщины» он описал остановку Марии Николаевны Волконской по пути в Сибирь именно в гостинице Дворянского собрания. Толстой, кстати, обещания своего не выполнил и денег не дал. Некрасов уехал в Петербург ни с чем. В Казани в честь народного поэта бывший Собачий переулок в 1927 году был переименован в улицу Некрасова (Вахитовский район).

13. Александр Островский (1823-1886)

Фото: Василий Григорьевич Перов. The Yorck Project (2002) 10.000 Meisterwerke der Malerei (DVD-ROM), distributed by DIRECTMEDIA Publishing GmbH. ISBN: 3936122202., Общественное достояние, commons.wikimedia.org

Если некоторые писатели оказались в Казани невольными туристами, Александр Островский направился в путешествие по Волге по собственному желанию, устав от столичной жизни. «Столицу татарского царства» он посетил в 1865 году вместе с известным чтецом Иваном Горбуновым. Удовлетворяя свой дух исследователя, писатель кропотливо собирал сведения о численности и составе населения города, обычаях людей и экономике края. «В Казани мы наблюдаем татар и татарские нравы русского населения; видели и татарок, встречались и хорошенькие, но за недосугом не успели еще подробно рассмотреть отличительной особенности татарских женщин», — писал он в письмах актрисе Екатерине Васильевой. Правда, не по душе пришелся Островскому казанский холод: «По календарю май, 25-е число, а по погоде октябрь».

Спустя годы Казань еще раз откликнулась в биографии автора. В ночь с 3 на 4 декабря 1874 года в городе сгорел театр, артисты остались без средств. Среди тех, кто пожертвовал деньги, был Островский — он прислал труппе 100 рублей. Сейчас на такие деньги можно купить разве что десяток яиц, а в царской России примерно килограмм масла стоил 1 рубль. В казанском театре почитали Островского (и наверняка не только за жест доброй воли) — его пьесы регулярно ставились артистами. А в 1924 году улицу Вознесенскую переименовали в улицу Островского. Сейчас там находятся два театра — ТЮЗ и театр им. Качалова.

14. Михаил Салтыков-Щедрин (1826-1889)

Фото: Иван Николаевич Крамской. from free archive www.funet.fi, Общественное достояние, commons.wikimedia.org

Именно в Казани Михаил Салтыков-Щедрин получил свой литературный псевдоним. Писатель провел 8 лет в вятской ссылке, где служил чиновником для особых поручений, а затем советником Губернского управления. Он усмирял крестьянские бунты и ездил со следственными делами по регионам России — Казанской, Нижегородской, Вятской и Пермской губерниям. В Казани он оказался по служебным делам — встречался с местными чиновниками и писателем Мельниковым-Печерским, о котором мы уже рассказывали в тексте.

Как Салтыков получил вторую часть фамилии? «После допроса старика, который он провел. По документам Трофим Трифонович Щедрин на 8-м десятке жизни значится как председатель казанской старообрядческой общины. У него-то Салтыков позаимствовал фамилию», — заметил Царевский. Дело в том, что Салтыков боролся со старообрядцами. «Особо он прославился своей жестокостью на Вятке. По его указам секли людей и выкидывали в снег старух из богаделен», — рассказывал создатель музея истории старообрядчества Казани Царевский.

15. Лев Толстой (1828-1910)

Фото: Авторство: Vladimir Chertkov (Чертков). vm1.culture.ru accessible in Wikimedia Commons in File: Лев Толстой (Чертков, 1910) — 0003600123.jpg, Общественное достояние, commons.wikimedia.org

Классик русской литературы Лев Толстой провел в Казани без малого 6 лет. После смерти родителей в сентябре 1841-го его вместе с братьями и сестрой Марией перевозит к себе в Казань сестра отца Пелагея Юшкова, вышедшая здесь замуж. Жили они в арендованном доме Горталовых на Поперечно-Казанской улице, вблизи Богородицкого монастыря, а спустя три года сняли другой, на улице Киселевского (на углу Односторонки Арского поля и Большой красной улиц).

«Тетушка Полин» заботилась о племянниках, их здоровье и благополучии, приглашала мальчикам хороших педагогов, рассказывает заведующая казанским музеем Толстова Бушканец. «Левушку, как Льва Толстого называла семья, она уговорила избрать восточный разряд, мечтала для него о карьере дипломата, — говорит эксперт. — Зимой 1844 года к ним домой стал ездить известный востоковед, профессор Казем-Бек, занимавшийся с юношей татарским и турецким языками. В октябре того же года Толстой зачислен своекоштным студентом философского факультета Императорского университета по разряду турецко-арабской словесности». Но восточные языки мало его привлекали, и из-за непосещения занятий он не был допущен к переводным экзаменам за первый курс, а затем перевелся на первый курс юридического факультета, добавила собеседница нашей газеты.

Лев Николаевич был постоянным посетителем аристократических раутов, журфиксов, пикников и балов. Вращаясь в высшем кругу казанского аристократического общества, писатель позже говорил: «Я очень любил веселиться в казанском, тогда очень хорошем обществе» и «очень благодарен судьбе, что первую молодость провел в среде, где можно было смолоду быть молодым…». «Литературовед Ефим Бушканец, биограф Толстого, считал, что казанские годы были временем формирования Льва Николаевича, здесь началась его глубокая и скрытая постоянная работа над собой. Первые пробы пера его относятся именно к казанскому периоду его жизни», — подчеркивает профессор КФУ.

В апреле 1847 года Лев Толстой оставил университет Казани, после чего приезжал сюда еще несколько раз. Весной 1851 года, направляясь на Кавказ на военную службу, гостил здесь неделю, а в 1860-1870-х совершил ряд поездок «на кумыс» в Самарскую губернию на пароходе по Волге.

16. Николай Чернышевский (1828-1889)

Фото: Studio fotografico di S. I. Klimaševkaja. www.museum.ru, Общественное достояние, commons.wikimedia.org

Неоднократно бывал в нашем городе и автор знаменитого романа «Что делать?» Николай Чернышевский. Еще в 40-х годах XIX века он хорошо знал обстановку в Казани, особенно в студенческих кружках, поскольку здесь жил его двоюродный брат Александр Пыпин, который учился в университете и рассказывал родственнику о профессорах вуза, об интересах и настроениях студенчества. В 1850-м Николай Гаврилович был в Казани, чтобы похлопотать о переводе брата в Петербургский университет. Тогда же он посетил профессора Казанской духовной академии, исследователя ислама Гордия Саблукова, под руководством которого в юности Чернышевский изучал татарский язык и писал работу о татарских географических названиях, подчеркивает профессор КФУ Бушканец.

В 1851–1853 годах Чернышевский преподавал в Саратовской гимназии, которая относилась к Казанскому учебному округу, потому он и познакомился с Николаем Лобачевским, как с исполняющим обязанности попечителя Казанского учебного округа. В дальнейшем связи с городом упрочились благодаря поступлению многих учеников Чернышевского в Казанский университет, где они составили основной костяк революционно настроенной молодежи.

Став одним из ведущих сотрудников журнала «Современник», который Некрасов издавал в Петербурге, Чернышевский много раз писал или упоминал о Казани. Он откликнулся на волнения крестьян села Бездна Спасского уезда Казанской губернии (сейчас это село Антоновка Спасского района Татарстана) и окрестных деревень в апреле 1861 года, которые плохо поняли положения недавней реформы по отмене крепостного права, отмечает эксперт «БИЗНЕС Online». Проездом писатель был в нашем городе в 1853, 1859 И 1861 годах. Можно предположить, что он встречался здесь с членами революционно-демократических кружков. В 1864 году Чернышевского провезли через Казань на каторгу в Сибирь.

17. Всеволод Крестовский (1840-1895)

Фото: Неизвестен. cfrl.ru, Общественное достояние, commons.wikimedia.org

Автор известного социального романа «Петербургские трущобы» Всеволод Крестовский приезжал в Казань в 1867 году. Казанский краевед Борис Ерунов писал, что Крестовский прибыл в апреле по Волге. 27-летний «модный» петербуржец остановился в номерах Рязанова. В Казани его сопровождал Петр Васильев, руководитель местных писателей. Ерунов писал, что Васильев «облазил все чердаки и каморки», где ютились литераторы Казани, чтобы познакомить их Крестовским. Якобы 28 апреля должна была состояться встреча петербургского гостя с казанцами, но подтверждения этому нет.

18. Глеб Успенский (1843-1902)

Фото: Левицкий, Сергей Львович. humus.livejournal.com www.hermitagemuseum.org, Общественное достояние, commons.wikimedia.org

Глеб Успенский сейчас почти забытый писатель, хотя во второй половине XIX века был одним из самых известных публицистов, близких к народническому движению, один из ведущих писателей-разночинцев, писатель-исследователь, отмечают эксперты. Чтобы лучше узнать Россию, он много путешествовал, бывал в разных городах, неоднократно заезжая в Казань (в 1881, 1884, 1887, 1888, 1889 годах).

В 1888-м Успенский отправился в Сибирь, о чем рассказал в книге «Поездки к переселенцам»: «Решив весною ехать в Западную Сибирь с исключительною целью видеть положение переселенцев, я, однако же, крепко призадумался о плодотворности этой поездки, когда, наконец, как говорится, „дошло до дела“, то есть когда я уже ехал по Волге, приближаясь к Казани. Предстояли мне впечатления, без сомнения, не облегчающие сознания, уже крепко утомленного сутолокою только что миновавшего петербургского зимнего „сезона“, и вследствие этого, вопреки существенным целям поездки, утомленное сознание стало вопиять о крайней необходимости отдохновения. И чем ближе подходил пароход к Казани, тем с большею настойчивостию вопияло оно о предпочтении тепла и блеска южной природы суровым картинам севера, которые обрисовывались в моем воображении…» — писал он.

«На обратном пути Успенский снова остановился в Казани, посетил редакцию лучшей провинциальной газеты в России „Волжский вестник“, дал обещание сотрудничать с ней. И уже в декабре 1888 года обещание выполнил, прислав статью о Карле Марксе, которая не была пропущена цензурой, но передавалась из рук в руки в рукописном варианте», — говорит Бушканец. В 1889-м Успенский останавливался в Казани в номерах Бонарцева на улице Черноозерской (ныне ул. Дзержинского, 13). В Авиастроительном районе нашего города есть улица его имени.