«Это высшая оценка трудового подвига», — говорит генеральный директор АО «Казанский Гипронииавиапром» им. Б.И. Тихомирова» Ильнур Садриев о присвоении институту звания «Предприятие трудовой доблести. 1941–1945 гг.». В годы войны сотрудники Специального проектного бюро №6, предшественники КазГАПа, работали над расширением авиазаводов, созданием новых цехов и внедрением передовых технологий, обеспечивая фронт бомбардировщиками и двигателями к ним. Благодаря архивным находкам удалось восстановить имена 11 работников, награжденных медалями «За доблестный труд». Сегодня память об их героизме, тех, кто ушел на войну и снова вернулся к проектам, живет в корпоративной культуре предприятия, связывая поколения и вдохновляя новых сотрудников.
Рустам Минниханов присвоил КазГАПу им. Б.И. Тихомирова звание «Предприятие трудовой доблести»
Архивы свидетельствуют: трудовой подвиг казанских проектировщиков получил признание
Татарстан продолжает чествовать предприятия, внесшие значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне. Звание «Предприятие трудовой доблести. 1941–1945 гг.» получило одно из ведущих предприятий гражданского строительства и оборонно-промышленного комплекса — АО «„Казанский Гипронииавиапром“ им. Б.И. Тихомирова». Соответствующий указ подписал Раис Татарстана Рустам Минниханов. Подобное звание присваивают в РТ с 2022 года, и теперь в списке 24 предприятия оборонно-промышленного комплекса, чьи работники в годы войны ковали победу в тылу. Ранее звания даны Казанскому авиационному заводу им. С.П. Горбунова, Казанскому вертолетному заводу, Казанскому моторостроительному заводу, Казанскому оптико-механическому заводу, Казанскому пороховому заводу, ПАО «Татнефть» и другим предприятиям.
«Новое звание для нашего предприятия — это не просто почетная награда, это признание героического труда работников, которые в тяжелейших условиях военного времени обеспечивали бесперебойное производство критически важной продукции для фронта. „Предприятие трудовой доблести“ — это высшая оценка трудового подвига, который навсегда останется в истории нашей великой страны», — говорит генеральный директор АО «„Казанский Гипронииавиапром“ им. Б.И. Тихомирова» Ильнур Садриев.
Получению звания предшествовала большая исследовательская работа. Сотрудники по крупицам восстанавливали историю предприятия, собирали документы, находили исторические архивы. Одно из условий — документально подтвержденные факты награждения предприятия государственной наградой СССР за обеспечение выпуска продукции в период Великой Отечественной войны, вручения предприятию переходящего Красного знамени Государственного комитета обороны или награждения работников госнаградами за трудовые заслуги. Как отметил руководитель Аппарата генерального директора Павел Завалин-Ухорский, в ходе сбора архивных документов был найден акт от 23 мая 1947 года, подписанный председателем исполкома Ленинского районного совета депутатов трудящихся Мирошниченко П.Н. от имени президиума Верховного совета СССР.
«Нами были найдены исторические архивные документы о награждении сотрудников предприятия за проявленную трудовую доблесть в годы войны медалями „За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.“. Всего в списке 11 человек — это техники, инженеры-конструкторы, копировщики и главный бухгалтер. Поэтому присвоенное звание для нас — это прежде всего живая память о настоящем подвиге наших сотрудников, которые в суровые военные дни своим трудом приближали Победу. Их самоотверженность — фундамент нашей корпоративной культуры. Это та самая нить, что связывает поколения, превращая прошлые достижения в мощный мотивационный ресурс для сегодняшнего коллектива», — отмечает Павел Завалин-Ухорский.
800 граммов хлеба и 12 часов труда: как и кто ковал Победу в КазГАПе
Все награжденные сотрудники в годы Великой Отечественной работали в специальной проектной бригаде (позднее — бюро) Государственного института по проектированию заводов авиационной промышленности, созданной в 1941 году на территории Казанского авиазавода им. С.П. Горбунова из числа специалистов Московского проектного института авиационной промышленности «Гипроавиапром», казанских проектировщиков и работников авиапредприятий.
Бюро было неотъемлемой частью казанской авиационной промышленности и выполняло важные задачи, поставленные перед оборонкой, — расширение новых и реконструкция имевшихся производственных площадей авиационного и моторного заводов, размещение оборудования, совершенствование технологического процесса и оказание комплексной технической помощи при производстве средств авиации, необходимых фронту. Так, к примеру, перед бюро стояла задача обеспечить проектной документацией расширение и реконструкцию действующих в Казани и эвакуированных из Москвы, Ленинграда и Воронежа авиационных заводов для значительного увеличения производства боевых самолетов — пикирующих бомбардировщиков Пе-2, стратегических бомбардировщиков Пе-8 и двигателей к ним.
Вклад работниками СПБ-6 был сделан и в техническое перевооружение завода №22, массово производившего бомбардировщики, — созданы новые цеха, станочные приспособления и пресс-формы. Для обеспечения производства авиационных моторов на заводе №16 были запроектированы и организованы механизированные поточные линии и конвейеры, смонтированы испытательные установки, введены новшества в авиационной промышленности страны — рентгеновские установки для просвечивания блоков моторов M-105.
Наряду с казанскими заводами №22, 16 и 387 проектировщики СПБ-6 выполняли проектные работы для деревообделочного завода №471, производившего самолеты Як-6 (г. Шумерля ЧАССР), деревообделочного завода №494, производившего самолеты санитарной авиации (п. Козловка ЧАССР), тем самым внося свой вклад в стремительное развитие авиационной отрасли военно-промышленного комплекса страны.
Вместе с заводчанами сотрудники СПБ-6 работали по 11–12 часов в сутки, получая по 600-800 г хлеба и талон на обед в заводской столовой. Всего в 1941–1944 годах в составе специальной проектной бригады под руководством московского специалиста, инженера Михаила Пазинича, работало до 100 человек. Среди тех, кто здесь трудился со дня основания в военное время, — Николай Дегтев (эвакуирован из Воронежа); казанские проектировщики Виктор Ларюков, Валентина Казанцева, Прасковья Толокнова и др.; инженеры авиационного и моторостроительного заводов Зинаида Клименко, Борис Никонов, Анастасия Егорова. В 1944 году пришла Мера Кичкировская, впоследствии долгие годы работавшая главным бухгалтером института.
Были среди работников и те, кто, пройдя суровую школу войны, вернулся к своему любимому делу и долгое время работал в институте: Михаил Борисов, Бронислав Буханевич, Зайди Валеев, Василий Кутасин, Моисей Магит, Николай Немыкин, Яков Скляров, Николай Фадеичев. Многие из них — участники Великой Отечественной и труженики тыла.
Как позже напишет в своих воспоминаниях главный специалист института Юрий Мочалов, старшее поколение хорошо помнило Наталью Павлычеву. Должность у нее была не самая «руководящая» — более 20 лет она следила и поддерживала чистоту в служебных помещениях и работала в качестве коменданта институтской квартиры-гостиницы. А в декабре 1942 года, когда ей было всего 17 лет, она стала добровольцем, ушла на фронт и воевала в составе 379-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона. Вернулась Наталья Ефимовна с орденом Отечественной войны II степени.
В 1945 году началась новая эра — производство Ту-4, первого советского носителя атомного оружия. Казанские проектировщики сыграли ключевую роль в его освоении. За полтора года завод №22 выпустил более 600 машин, заложив основу стратегической авиации СССР.
После войны часть московских специалистов вернулась в столицу и численность бригады сократилась до 30–40 человек. Но все они стали основой будущего Казанского Гипронииавиапрома им. Б.И. Тихомирова, сохранив память о своем вкладе в Великую Победу.
С получением почетного звания на предприятии установят памятную табличку, чтобы и новое поколение проектировщиков не забывало о подвигах старшего поколения.