Татарстан входит в топ-10 российских регионов по товарообороту с Киргизией. В прошлом году его объем достиг $138 миллионов Татарстан входит в топ-10 российских регионов по товарообороту с Киргизией. В прошлом году его объем достиг $138 миллионов

Киргизия: «По многим товарам мы зависим от импорта»

«Чтобы нам попасть в какую-то новую страну, нам нужны люди, которые знают всю внутреннюю кухню. Кто знает, кто чей родственник, как проходят платежи. И это наши торговые представители — люди, которые глубоко погружены во внутреннюю политику страны и знают все входы и выходы. Чем грамотнее торгпред, тем больше у нас товарооборот», — заявил вчера министр промышленности РТ Олег Коробченко на встрече предпринимателей Татарстана с торгпредами Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Мьянмы. Мероприятие прошло в стенах ТПП РТ.

Татарстан входит в топ-10 российских регионов по товарообороту с Киргизией. В прошлом году его объем достиг $138 млн, причем $125,2 млн (т. ес. 90%) — экспорт из Татарстана. РТ отгружает в центральноазиатскую страну нефтепродукты, древесно-волокнистые плиты, пищевые продукты, морозильное оборудование и бытовую химию. Киргизы поставляют сюда мебель, грузовики, стройтехнику, одежду и запчасти, рассказал торгпред РФ в Киргизской Республике Айнур Саманов.

«В первую очередь Киргизия — горная республика. Это дает большие перспективы для горнодобывающей промышленности. Здесь мы можем говорить как о поставках соответствующего оборудования [из РТ], так и IT-решений. Также мы бы обратили внимание на медицинские изделия и лекарства. Уже есть опыт работы „Татхимфармпрепаратов“, они зарегистрировали более 30 лекарственных средств на территории республики», — поделился Саманов перспективными направлениями для сотрудничества.

Айнур Саманов: «В первую очередь Киргизия — горная республика. Это дает большие перспективы для горнодобывающей промышленности» Айнур Саманов: «В первую очередь Киргизия — горная республика. Это дает большие перспективы для горнодобывающей промышленности»

Следующая ниша — поставки энергооборудования. Дело в том, что Киргизия, как и другие страны в этом регионе, страдает от дефицита электроэнергии. Государство ставит две задачи — реконструкция и обновление существующей инфраструктуры, а также ввод новых мощностей. В первую очередь это ГЭС, ветропарки и солнечные электростанции.

Некоторым сюрпризом стало наличие продукции АПК в списке привлекательных для экспорта в Киргизию категорий, ведь в стране столь благоприятный климат для сельского хозяйства. «По многим товарам мы зависим от импорта, в том числе товарам продовольственной безопасности. Большой спрос сегодня на комбикорма, удобрения, но рекомендуем работать через дилеров — крупных игроков, как в России, в Киргизии нет», — отметил докладчик.

Наконец, еще одно направление — IT-услуги. Объем соответствующего рынка в стране в 2024 году составил $700 миллионов. «Регион сейчас является одним из самых интересных с точки зрения кибератак как на госсектор, так и на частный бизнес. Есть спрос на решения в сфере безопасности», — указал торгпред.

Александр Рыбас: «Прорабатывается возможность поставки вертолетов «Ансат» в пассажирском варианте» Александр Рыбас: «Прорабатывается возможность поставки вертолетов «Ансат» в пассажирском варианте»

«Кто бы что ни говорил, в Мьянме работают карты «Мир»

В структуре экспорта российских товаров в Таджикистан 40,2% занимают ГСМ и нефтепродукты, 22,2% — продовольствие, 16,1% — древесина. На рынке данной страны работают «Татнефть», «Химград» (будет строить химический индустриальный парк в Душанбе), «Эйдос-Медицина», «Нэфис», Казанский вертолетный завод. «КВЗ пока не очень много поставил. Прорабатывается возможность поставки вертолетов „Ансат“ в пассажирском варианте», — сообщил торговый представитель РФ в Таджикистане Александр Рыбас.

Настоящей экзотикой для торговли с Россией выглядит Союз Мьянма, который в 2021 году пережил военный переворот. С момента прихода к власти правительства военных продолжается ослабление местной валюты (чжьята). В результате в стране появилось пять курсов валюты. Нестабильная конъюнктура привела к товарному дефициту и усилению инфляции. За чертой бедности находится треть населения, товары первой необходимости продают по талонам, рассказал о нерадужном положении страны торгпред РФ в Мьянме Константин Канарев.

Константин Канарев: «Кто бы что ни говорил, в Мьянме работают карты «Мир»!» Константин Канарев: «Кто бы что ни говорил, в Мьянме работают карты «Мир»!»

«При этом несмотря ни на что, кто бы что ни говорил, в Мьянме работают карты „Мир“!» — заявил он. От России южно-восточная страна ждет помощи в закрытии дефицита электроэнергии, прямых поставок топлива, семенного фонда, удобрений и пестицидов высокого качества. Есть перспективы в локализации производства фармацевтики, стройматериалов, пищевых масел. Приоритетная задача торгпредства — упрощение прямых взаиморасчетов.

Также российские компании могут участвовать в госзакупках Мьянмы. Это можно сделать в партнерстве с местной организацией либо через собственное юридическое лицо в стране. «Такой вариант следует рассматривать только в случае наличия у российской компании экспертизы на внутреннем рынке Мьянмы, развернутой сети контактов и знания местной юридической и деловой специфики», — говорилось в презентации Канарева.

Андрей Хрипунов: «Да, статистика — дело своеобразное, кто как считает. У нас она тоже не всегда публикуется. Тем не менее статистические данные приходится сравнивать, выделять, выходить на какие-то более-менее реальные данные» Андрей Хрипунов: «Да, статистика — дело своеобразное, кто как считает. У нас она тоже не всегда публикуется. Тем не менее статистические данные приходится сравнивать, выделять, выходить на какие-то более-менее реальные данные»

«Нельзя сказать, что Туркмения строго закрытая страна. Тем не менее…»

Туркменистан, мягко говоря, «немножко отличается» от других стран Центральной Азии, рассказал присутствующим торгпред РФ в бывшем союзном государстве Андрей Хрипунов. Одна из особенностей — это небольшое население, всего 4 млн человек, отметил спикер. Дальше было интереснее.

«Мусульманская страна, закрытая, но тем не менее алкоголь продается в таком объеме, которого я не видел и в московских магазинах», — поведал Хрипунов. Что касается курения, с этим «немножко строже», чем со спиртным. «Допустим, курить запрещено во всех общественных местах. Ваши личные квартиры — это место общественное. Поэтому по закону курить нельзя нигде. И за это довольно серьезный штраф», — подчеркнул гость.

Места для курящих все же есть в аэропортах, ресторанах и гостиницах, но лучше от сигарет воздержаться, посоветовал специалист. «Я почему это говорю? Потому что я хочу представителям малого и среднего бизнеса более прикладные вещи какие-то рассказать. Чтобы, если вы приедете, не столкнулись с какими-то неожиданностями», — заботился торгпред о татарстанских бизнесменах.

Туркменистан остается довольно закрытым. К примеру, официальную статистику не получишь, даже имея связи, сказал Хрипунов. «Можно писать письма официальные от посла, от кого угодно. Да, статистика — дело своеобразное, кто как считает. У нас она тоже не всегда публикуется. Тем не менее статистические данные приходится сравнивать, выделять, выходить на какие-то более-менее реальные данные», — отметил Хрипунов. В сборе информации на помощь приходят официальные мероприятия, где от местных руководителей звучат хоть какие-то цифры.

Трудно обстоят дела и с интернетом. Тем, кто по каким-то причинам оказался в этой стране, можно рассчитывать только на Wi-Fi в гостинице. Для стабильного подключения необходимо получать специальную аккредитацию для компании, официально обратиться в государственную компанию, купить сим-карту и написать запрос на разрешение доступа к интернету. VPN-сервисы работают ненадежно.

«Нельзя сказать, что там строго закрытая страна, [что] шаг влево, шаг вправо — и будешь наказан. Тем не менее есть определенные правила, которые надо соблюдать. Я всегда сторонник, что со своим уставом в чужой монастырь лучше не соваться», — подвел итог торгпред.

По мнению Гуйча Гараева, люди просто часто путают понятие «закрытость» и наличие визового режима По мнению Гуйча Гараева, люди просто часто путают понятие «закрытость» и наличие визового режима

«Я полностью не согласен, — отреагировал генконсул Туркменистана в Казани Гуйч Гараев. — И у меня есть свои доводы начиная с населения. Это старая информация, сейчас там 7 миллионов человек». Не согласился дипломат и с тезисом о закрытости страны. Мол, закрытая она «только для недоброжелателей». «Пожалуйста, обращайтесь в консульство, в посольство в Москве. Мы всегда рады встретить и принять вас. У нас прекрасные отношения с Россией, с регионами, особенно с Татарстаном», — сказал генконсул. По его мнению, люди просто часто путают понятие «закрытость» и наличие визового режима. «Не ответить было бы плохо с моей стороны», — извинился в завершение за свою ремарку генконсул.

В это время присутствующим демонстрировали слайд с плюсами и минусами торговли между двумя государствами. Например, к преимуществам относится географическая близость, исторические и культурные связи, энергетическое сотрудничество, прямое авиасообщение и углубленное стратегическое партнерство.

К недостаткам было отнесен недостаточный уровень товарооборота, ограничение по транспортной инфраструктуре, низкая платежеспособность населения. Также среди минусов бюрократия и валютный контроль, тот самый визовый режим и двойной курс малоликвидной нацвалюты.

В целом центральноазиатские республики настроены на работу с Россией, указал Рыбас (слева) В целом центральноазиатские республики настроены на работу с Россией, указал Рыбас (слева)

«Не будет ли эта особая политика России в отношении мигрантов отражаться на нас, российских предпринимателях?»

Состояние отношений между Россией и странами Центральной Азии волновало управляющего компанией «Райдэн» Марселя Шамсутдинова. «Хотелось бы выразить озабоченность. <…> Вы знаете, что происходит сейчас… Вот приехал мой знакомый узбекский бизнесмен, и он неделю не может получить симку. Почти неделю звонит через меня. И меня настораживает это как человека, как предпринимателя в конце концов. Не будет ли эта особая политика России в отношении мигрантов (большинство из которых нам, конечно, братья, это родственные народы) отражаться на нас, российских предпринимателях?» — спросил бизнесмен.

Выступающий вспомнил, что недавно ездил в Узбекистан и все прошло хорошо. Но теперь, тем более с учетом обострения отношений с Азербайджаном, которое «ни в какие ворота не лезет», у него «очень большая озабоченность».

Напомним, неожиданно возникший конфликт в отношениях Москвы и Баку пока не разрешен и скорее развивается. Поводом для него стало задержание нескольких азербайджанцев в Екатеринбурге, подозреваемых в участии в ОПГ. Двое из задержанных граждан Азербайджана умерли. Баку выразил протест, обвинил в причастности к смерти российские правоохранительные органы, задержал сотрудников агентства «Sputnik Азербайджан». Пятерых накануне отпустили под подписку о невыезде. Еще 8 россиян на этой неделе арестованы в Баку по подозрению в транзите наркотиков из Ирана и кибермошенничестве. В суде они появились избитыми. В Екатеринбурге жестко задержали, но потом отпустили главу азербайджанской диаспоры в Свердловской области. Накануне Генпрокуратура России сообщила, что находится на связи с коллегами из Азербайджана и в приоритете вопросы защиты прав и интересов граждан стран.

В нужное время в нужном месте? Как Минниханов «случайно» оказался на приеме у Эрдогана

Торговые представительства всегда стараются дистанцироваться от политики, ответил торгпред России в Таджикистане Рыбас. «Понятно, что это мешает продвижению бизнеса. Понятно, что в соответствии с нашим законодательством торговый представитель работает под политическим руководством посла в стране пребывания. Конечно, когда такие эксцессы случаются, это отражается на взаимоотношениях. <…> Нужно в спокойной манере решать эти вопросы на чисто человеческой основе, если не было нарушений законодательства, Уголовного кодекса», — успокаивал выступающий.

У каждой страны свои особенности, заметил Рыбас. «Например, в том же Таджикистане, если вы приедете, с вашего телефона обязательно отпечаточки возьмут, номер зарегистрируют. У них такой порядок в стране», — отметил спикер. А правила такие, потому что страна «хлебнула горя» в гражданскую войну 1992–1997 годов и теперь страхуется.

В целом центральноазиатские республики настроены на работу с Россией, указал Рыбас, но предупредил, что общая история и связи не гарантия успешного экономического результата. «Конкуренция будет. Уже Саудовская Аравия там, а о Китае я вообще молчу! У КНР там есть еще более серьезные возможности продвигать свой бизнес по сравнению с нами. <…> Нам нужно наши бизнес-отношения беречь, укреплять. И ни в коем случае не давать возможности, чтобы такие эксцессы разрушали то, что мы годами строили», — наставлял торгпред.