«Это показательная экзекуция. К сожалению, такой приговор оказался возможен только потому, что у всех исполнителей этой экзекуции, начиная со следователя и заканчивая судьей, был карт-бланш», — отреагировал адвокат Мурад Мусаев, когда Мосгорсуд приговорил его доверителя Тимура Иванова к 13 годам лишения свободы в колонии общего режима. Также бывшего замминистра обороны оштрафовали на 100 млн рублей, арестовали его имущество и лишили звания почетного строителя. О том, почему адвокаты считают обвинение надуманным и собираются обжаловать приговор и что означает ироничная улыбка Иванова, — в репортаже «БИЗНЕС Online» из зала суда.
Журналистская братия плотно облепила узкий проход в старинное здание, где раньше располагалась богадельня
13 лет заключения и 100-миллионный штраф
Оглашение приговора по громкому делу бывшего замминистра обороны Тимура Иванова ожидаемо вызвало серьезный ажиотаж среди прессы. Накал страстей подогрел и сам суд. Накануне вечером заседание было перенесено из основного здания Мосгорсуда в его небольшое помещение, расположенное на расстоянии нескольких километров, недалеко от станции метро «Бауманская». Журналистская братия плотно облепила узкий проход в старинное здание, где раньше располагалась богадельня. Тщательный досмотр лишь накалял страсти. Представители СМИ, хоть и пришли заранее, переживали, что могут не успеть на оглашение приговора.
В итоге десятки журналистов разместили в тесной комнатушке рядом с залом заседаний. Там организовали прямую трансляцию. Весело было только судебным приставам и конвою, которые с недоумением наблюдали, как журналисты боролись за заветное право прорваться в зал.
В хорошем настроении находился и Иванов. До начала заседания он улыбался, перешучивался с кем-то в зале. Его бывший подчиненный Антон Филатов был более серьезен. При этом во время оглашения приговора с лица Иванова не сходила ироничная улыбка.
«Окончательно назначить Иванову наказание в виде 13 лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима и штраф в размере 100 миллионов рублей», — чеканно произнес судья Сергей Подопригоров. Также осужденный не сможет занимать административные должности на протяжении 4 лет, кроме того, после отбывания наказания будут действовать 2 года ограничения свободы. Лишили Иванова и госнаград, а также звания почетного строителя.
Иванов находился в хорошем настроении. До начала заседания он улыбался, перешучивался с кем-то в зале
Кроме того, у бывшего замминистра обороны конфисковали более 60 млн рублей наличными, а также евро и доллары. Эти деньги были найдены в ходе обысков по месту жительства экс-министра и в его рабочем кабинете в здании минобороны на Фрунзенской набережной. Конфискованы также арестованные ранее активы Иванова и членов его семьи.
Филатов получил 12,5 года колонии. Кроме того, он обязан выплатить штраф в размере 25 млн рублей. Время, проведенное в СИЗО, зачтется обоим фигурантам в срок заключения.
«Конфисковать солидарно с обоих 216 миллионов рублей. У Иванова — жилой дом на Поварской улице в Москве площадью 334 квадратных метра, 58 миллионов рублей, изъятые дома, 2,5 миллиона рублей, доллары и евро, изъятые на рабочих местах, — постановил судья. — У Филатова — два земельных участка площадью 2,37 гектара и 610 квадратных метров, а также более 650 тысяч долларов на банковском счете».
«Будет апелляция, и мы не теряем надежды, что кто-нибудь в нашем Отечестве услышит доводы разума и эта экзекуция будет кем-нибудь прервана», — заявил адвокат Иванова Мурад Мусаев
«Это показательная экзекуция»
Уже после завершения процесса пресса попыталась узнать у стороны защиты, что означает приподнятое настроение бывшего чиновника, который вот-вот «уедет» на 13 лет. «Он не впадает в уныние. Мы еще не закончили, мы только начинаем. Будет апелляция, и мы не теряем надежды, что кто-нибудь в нашем Отечестве услышит доводы разума и эта экзекуция будет кем-нибудь прервана», — заявил адвокат Иванова Мурад Мусаев. Другой адвокат Иванова Денис Балуев вторил коллеге: сторона защиты подаст апелляционную жалобу. И основания для нее уже ясны.
Адвокаты считают, что хищение из банка «Интеркоммерц» однозначно было, однако Иванов, по их мнению, никакого отношения к этому не имеет. Более того, по словам защитников, он даже не знал о самом факте произошедшего. «Деяние было совершено 9 лет назад. Иванов не фигурировал в этом деле никак. Даже как свидетель. И вот когда на Иванове поставили мишень, решено было, что на него можно накидывать что угодно, — поделился с прессой Мусаев. — И вот так он появился в этом деле. Следствие по этому делу продлилось для него три дня».
Адвокат уверен, что хищение в банке совершили те, кто имел непосредственное отношение к кредитной организации. Поэтому, уверен Мусаев, процесс над Ивановым носит политический характер. «Это показательная экзекуция. К сожалению, такой приговор оказался возможен только потому, что у всех исполнителей этой экзекуции, начиная со следователя и заканчивая судьей, был карт-бланш, — сказал журналистам адвокат. — И только один запрет — принимать какие-либо процессуальные или иные решения, которые сколько-нибудь облегчат судьбу Иванова».
По словам Мусаева, в собственности у Иванова только квартира на Поварской улице, заложенная под кредит, и дом, купленный на эти самые кредитные деньги. Разговоры о многомиллиардном состоянии экс-министра, по словам его защитника, сильно преувеличены. Остальные квартиры, которые при оглашении приговора назывались «местами жительства», таковыми не являются, отметил Мусаев.
Защитники заверили, что Иванов не теряет силы духа в заключении. «Состояние у него боевое, мы продолжим отстаивать его права», — подчеркнул Балуев.
Если эпизод с хищением из банка адвокаты считают никак не связанным с их подзащитным, то в темной истории с паромами для Керченской переправы они даже не видят состава преступления. «Мы считаем, что в эпизоде с покупкой паромов для переправы вообще не было никакого состава преступления. Паромы были поставлены, они до сих пор работают. И все установки, которые были изначально, выполнены», — констатировал Балуев.
Следствие установило, что компании «Олимпситистрой» и «Оборонспецстрой» в обмен на выгодные контракты с минобороны РФ безвозмездно строили и реставрировали объекты недвижимости, принадлежавшие Иванову
Взятка в миллиард рублей
Иванова задержали 23 апреля 2024-го по подозрению в получении взятки в особо крупном размере. Его арест стал одним из самых громких коррупционных скандалов в силовом блоке за последние годы. Иванов, занимавший пост замминистра с 2016-го и курировавший военно-строительный комплекс, оказался в центре масштабного расследования, которое вскрыло целую сеть злоупотреблений, растрат и коррупционных схем.
Следствие установило, что компании «Олимпситистрой» и «Оборонспецстрой» в обмен на выгодные контракты с минобороны РФ безвозмездно строили и реставрировали объекты недвижимости, принадлежавшие Иванову. Среди них — усадьба «Панкратово» в Тверской области и историческая городская усадьба фон Мекка в центре Москвы. Общая сумма взятки была оценена в 1,2 млрд рублей — именно столько, по версии следствия, подрядчики потратили на работы для замминистра.
Помимо самого Иванова, по делу проходили директор компании «Волжский берег» Сергей Бородин и совладелец «Олимпситистроя» Александр Фомин. В марте 2025 года оба бизнесмена признали вину, а Бородин, заключивший досудебное соглашение, дал показания о новых коррупционных эпизодах.
Осенью 2024 года уголовное дело Иванова расширилось: к нему добавились два новых эпизода — растрата 3,9 млрд рублей из банка «Интеркоммерц» и хищение 216 млн рублей при покупке паромов для Керченской переправы. Оба случая были выделены в отдельные производства, а круг фигурантов пополнился бывшими подчиненными Иванова и иностранными бизнесменами.
Согласно материалам дела, в 2015 году «Оборонстрой» по поручению минобороны должен был приобрести два парома для Керченской переправы через подконтрольные структуры. Деньги на покупку судов в Греции (6,3 и 6,1 млн евро) были переведены через цепочку фирм, включая гонконгскую Tourinvest Services Limited. Однако, когда «Оборонлогистика» выкупила паромы обратно у этой компании, курс евро значительно вырос, что позволило участникам схемы похитить разницу — более 216 млн рублей.
Иванов свою вину не признал. В последнем слове бывший замглавы минобороны напомнил, что за приобретение паромов он получил госнаграду. «Иванов в своей речи отметил, что если и есть повод для его привлечения к уголовной ответственности, то точно не в рамках рассмотрения этого уголовного дела о растрате и выводе денег из банка. Подсудимый также обратил внимание суда на то, что за приобретение двух ставших впоследствии предметом уголовного преследования паромов он получил госнаграду, а спустя время следователи квалифицировали его действия как преступные. Кроме того, Тимур Иванов подчеркнул, что история с банком „Интеркоммерц“, из которого были похищены деньги, вообще не имеет к нему никакого отношения», — приводит ТАСС слова участника заседания, проходившего в закрытом режиме.
После сегодняшнего оглашения приговора история с уголовным преследованием Иванова не заканчивается
Преступная группа и отмывание денег
По версии следствия, Иванов действовал не в одиночку, а в составе организованной группы, куда входили бывший глава банка «Интеркоммерц» Александр Бугаевский, его заместитель Алексей Резван (ныне скрывающийся за границей) и немецкий бизнесмен Феликс Нойберг. Через фиктивные контракты и подложные документы они выводили миллиарды рублей за рубеж, маскируя хищения под оплату «консалтинговых услуг» и валютных операций.
В январе 2015 года, незадолго до отзыва лицензии у «Интеркоммерца», группа похитила еще 44,9 млн евро (3,92 млрд рублей), переведя их на счета подконтрольных иностранных фирм. Эти деньги, как утверждает обвинение, были распределены между участниками схемы.
24 марта 2025 года Мосгорсуд начал рассмотрение дела по существу в закрытом режиме. Иванов и его бывший подчиненный Филатов вину не признали, назвав обвинения «ошибочными». Гособвинение потребовало для замминистра 14,5 года колонии, а для второго фигуранта — 14 лет.
После сегодняшнего оглашения приговора история с уголовным преследованием Иванова не заканчивается: 21 июня появилась информация о новом эпизоде — еще одной взятке, о которой мог рассказать Бородин в рамках сотрудничества со следствием.
Рекордный год арестов
Арест Иванова стал лишь первой ласточкой в большой чистке руководства минобороны РФ. Не прошло и месяца с ареста Иванова, как был задержан начальник главного управления кадров минобороны Юрий Кузнецов. Он оказался в СИЗО по подозрению в получении взятки в виде дома в Краснодаре. Бизнесмен Лев Мартиросян подарил ему недвижимость за помощь в заключении контрактов на 372 млн рублей. При обысках у генерала нашли 100 млн рублей наличными, золотые монеты и коллекционные часы. Кузнецов вину тоже отрицает. От утверждает, что земельный участок и недвижимость в Краснодаре достались ему законными методами, предполагалось их использование для ведения гостиничного бизнеса. Кузнецову грозит до 15 лет лишения свободы.
Также вскоре задержали начальника главного управления связи ВС РФ, замначальника Генштаба генерал-лейтенанта Вадима Шамарина. Его подозревают в получении взяток от пермского завода «Телта», поставлявшего армии полевые телефоны. С 2016 по 2023 год он получил 36 млн рублей за «покровительство» в госзакупках. Шамарин частично признал вину, согласившись, что брал деньги, но назвал это «благодарностью», а не взяткой. Тем временем арестовали Mercedes его супруги и счета на 2 млн рублей. Обвинение запрашивало для Шамарина 11 лет колонии, суд приговорил обвиняемого к 7 годам заключения.
В конце августа 2024-го арестовали замглавы минобороны Павла Попова. В 2021–2024 годах он отвечал за развитие парка «Патриот». По версии следствия, генерал вместе с директором парка «Патриот» Вячеславом Ахмедовым и заместителем начальника главного управления инновационного развития минобороны генерал-майором Владимиром Шестеровым похитили более 30 млн рублей. По данным следственного комитета, за счет парка «Патриот» Попов организовал выполнение строительных работ и поставку различных материалов себе на загородный участок площадью около 3 га в Красногорском районе Подмосковья.
Суд несколько раз продлевал Попову меру пресечения. Каждый раз Попов отмечал, что «у него много хронических заболеваний». В конце июня этого года стало известно, что военный в тяжелом состоянии лежит в НИИ скорой помощи им. Склифосовского. Проблемы со здоровьем не позволяют ему участвовать в следственных действиях.
Следующим в поле зрения следователей попал экс-глава департамента ресурсного обеспечения минобороны Валерий Муминджанов. Его задержали 2 сентября прошлого года. Чиновник отвечал за снабжение армии формой, в том числе в зоне СВО. За взятки в 20 млн рублей он помогал фирмам выигрывать тендеры на 1,5 млрд рублей. После задержания у него обнаружили имущество на 120 млн рублей — особняки в Москве и Воронеже. Генерал вину не признает, утверждая, что его «подставили».
Также арестовали еще двух высокопоставленных руководителей оборонного ведомства. Попались начальник военного представительства 4924 минобороны Иван Популовский и его подчиненный Григорий Зорин. Их подозревают в получении взяток с кабельных заводов за «снижение контроля» при поставках продукции. Они помогли производителям заключить контракты с министерством на 1,2 млрд рублей, за что получили, по версии следствия, 11 млн рублей. В отличие от других фигурантов оба признали вину.
Бывший начальник управления связи ВС Александр Оглоблин — уникальный случай: он уже был судим в феврале 2022-го, до начала СВО. Он проходил по делу завода «Телта» и был приговорен к 4,5 года тюрьмы. Вину свою обвиняемый признал, пошел на сотрудничество со следствием, а после того как дал показания на Шамарина, вышел на свободу летом 2022-го. Однако в 2024-м ему предъявили новые обвинения. Следствие считает, что с 2016 по 2021 год генерал оказывал «общее покровительство» «Телте». В апреле этого года стало известно, что Оглоблин признал вину в получении взятки в 12 млн рублей от завода.
Еще спустя несколько дней СКР сообщил о возбуждении уголовного дела в отношении начальника автобронетанковой службы ЦВО Дениса Путилова. Следствие считает, что он получил взятку в 10 млн рублей от предпринимателя по фамилии Чудинов за заключение контрактов на обслуживание и ремонт военных авто на сумму более 140 млн рублей. Деньги передавали через посредников, а переписку в мессенджере, подтверждающую обвинения, изъяли следственные органы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.