26 дней участники будут погружаться в сферу ИT — изучать язык программирования С, работать в команде, искать решения нестандартных задач В школе цифровых технологий от Сбера в Казани стартовал летний «бассейн» — отборочный этап для будущих цифровых инженеров

«Школа 21» в Казани: кузница цифровых инженеров и точка входа в ИТ для Татарстана

В школе цифровых технологий от Сбера в Казани стартовал летний «бассейн» — отборочный этап для будущих цифровых инженеров. 26 дней участники будут погружаться в сферу ИT — изучать язык программирования С, работать в команде, искать решения нестандартных задач. При успешном завершении отборочного этапа участникам откроется доступ к основному обучению. Причем совершенно бесплатно.

«Школа 21» — это школа цифровых технологий в самом сердце ИT-кластера на ул. Спартаковской, рядом с ИТ-парками и офисами ведущих технологических компаний. Она открылась в Казани 5 лет назад и стала второй по счету в России после Москвы. За это время годовой поток участников вырос в 6 раз (117 тыс. регистраций на обучение в школе), а сам кампус превратился в одну из самых активных технологических площадок Казани — точку притяжения для будущих ИТ-специалистов, экспертов и индустриальных партнеров. Инициатива Сбера, поддержанная властями Татарстана, стала важным элементом цифровой инфраструктуры региона.

«За пять лет мы прошли путь от образовательного стартапа до полноценного звена в ИТ-экосистеме Татарстана. Наши выпускники работают в финтехе, разработке, аналитике, кибербезопасности. Они не просто пишут код — они умеют решать бизнес-задачи, работать в команде, думать критически. Именно такие специалисты сегодня нужны индустрии, и именно таких мы готовим, — говорит директор „Школы 21“ в Казани Юлия Вершинина. — Сегодня цифровая экономика требует не только технологий, но и людей, которые умеют с ними работать. „Школа 21“ — это пространство, где такие люди формируются: через практику, командную работу и реальные ИИ-проекты. Это не просто обучение — это вклад в технологическую устойчивость региона».

Юлия Вершинина: «Наши выпускники работают в финтехе, разработке, аналитике, кибербезопасности. Они не просто пишут код — они умеют решать бизнес-задачи, работать в команде, думать критически» Юлия Вершинина: «Наши выпускники работают в финтехе, разработке, аналитике, кибербезопасности. Они не просто пишут код — они умеют решать бизнес-задачи, работать в команде, думать критически»

Выпускниками кампуса стали уже 500 специалистов, каждый из которых трудоустроен, причем 90% остаются работать в Татарстане. Средний возраст учащихся — 18–24 года. Причем осваивают они профессии с нуля, а 33% начинают работать еще во время стажировки. Бо́льшая часть выпускников присоединяется к структурам Сбера, также многих приглашают местные компании.

«Сегодня в технохабе Сбера в Казани работают более 130 выпускников „Школы 21“ — и это одни из самых мотивированных и подготовленных специалистов. Они приходят с практическим опытом, навыками командной работы и пониманием процессов. И, что особенно ценно (в отличие от многих разработчиков с рынка), их не приходится переучивать. Это экономит колоссальное количество времени и ресурсов. Мы спокойно доверяем им production-задачи — и видим, как быстро они растут внутри команд», — отмечает руководитель технохаба Сбера в Казани Андрей Власов.

Кампус позиционирует себя не просто как учебное заведение, а как центр формирования ИТ-комьюнити. Среди партнеров такие крупные компании, как Сбер, ICL и «Иннотех», ICL Soft**, Ак Барс Диджитал, ОЭЗ «Иннополис», Innostage*, МТС, Wildberries, Инкомсистем, министерства республики, а также культурные проекты. 

Для бизнеса и госсектора школа предлагает корпоративные программы по анализу данных, AI и управлению проектами. Обучение прошли также чиновники правительства РТ и главы районов.

Цель конференции — создать пространство для профессионального диалога, запуска новых проектов и укрепления позиций Татарстана как флагмана цифрового развития России Цель конференции — создать пространство для профессионального диалога, запуска новых проектов и укрепления позиций Татарстана как флагмана цифрового развития России

Подготовка специалистов в сфере цифровых технологий стала одной из тем масштабной конференции «ТАТАР САН – 2025» в Казани, которая прошла 21 июня в ИТ-парке имени Башира Рамеева. Более тысячи специалистов ИТ-индустрии собрались, чтобы обсудить ключевые тренды, обменяться опытом и узнать мнения ведущих экспертов рынка. В мероприятии приняли участие около 25 спикеров — специалистов в области машинного обучения, искусственного интеллекта, архитекторов и разработчиков. Они рассказали о современных алгоритмах и ИИ-агентах, дизайне и антифрод-системах, вайб-кодинге и построении успешной карьеры в цифровую эпоху. Цель конференции — создать пространство для профессионального диалога, запуска новых проектов и укрепления позиций Татарстана как флагмана цифрового развития России.

Сегодня в ИТ-отрасли республики заняты около 40 тысяч специалистов, а татарстанские разработчики входят в число лучших в стране. Подобные форумы становятся мощным драйвером роста сферы, отмечают в министерстве цифрового развития РТ.

«Министерство и „Школа 21“ работают с одной целью — подготовить для региона квалифицированных ИТ-специалистов. Главное — сделать обучение ИТ-профессиям доступным для всех, ведь сейчас эта сфера — одна из самых перспективных в мире. Мы думаем о будущем. „Школа 21“ дает бесплатное образование, а мы создаем условия для развития молодых ИТ-компаний в Татарстане: льготная ипотека для ИТ-специалистов, особая налоговая программа, — говорит министр цифрового развития Татарстана Айрат Хайруллин. — Ключевой центр ИТ-кластера РТ —  ИТ-парк, который имеет собственный Стартап ХАБ, Бизнес-Инкубатор. Здесь рождаются инновационные стартапы Татарстана и всей России. Наше партнерство со Сбером и „Школой 21“ — это стратегия развития местных ИТ-специалистов для укрепления цифрового потенциала республики».

«“ТАТАР САН» стал важной площадкой для диалога между государством, ИТ-бизнесом и сообществом» «ТАТАР САН» стал важной площадкой для диалога между государством, ИТ-бизнесом и сообществом»

Как проходит обучение в «Школе 21» и когда новый набор?

В «Школе 21» — своя уникальная цифровая образовательная платформа с элементами геймификации, на которой участники выполняют проекты, ведут коммуникацию с другими участниками, планируют свой день и нагрузку, проводят и записывают проверки заданий. Программа обучения построена так, что участники самостоятельно решают, в каком порядке изучать темы и выполнять проекты. Некоторые задания связаны друг с другом и открываются в строго заданной последовательности. Это помогает систематизировать новую информацию и выстраивать образовательную траекторию.

Спектр профессий «Школы 21» расширяется. Кроме разработки, добавились кибербезопасность, Data Science, системный и бизнес-анализ, DevOps и обеспечение бесперебойной работы высоконагруженных сервисов, а также тестирование ПО (QA). В рамках проектных заданий участники работают с датасетами, учат модели машинного обучения, создают алгоритмы антифрода и прогнозирования пользовательского поведения. По словам Вершининой, ключевые тренды ИТ-образования — гибкость программ и акцент на мягкие навыки, ведь скорость изменений в отрасли требует адаптивности. Поэтому здесь делают ставку на критическое мышление и работу в команде, сохраняя при этом фундаментальную подготовку.

Юлия Вершинина, «Школа 21»: «Мы стали одной из главных точек входа в ИТ в Татарстане»

Срок обучения зависит от выбранной профессии. Так как график индивидуален, то учеба может занять от 9 месяцев до 3 лет, в зависимости от количества вложенных часов в обучение и желаемого уровня на выходе (Junior или Middle). Так, обучение на разработчика займет от 1,5 до 2 лет, а по специальностям DevOps, SRE-инженер, Data Scientist, тестировщик (QA-инженер), бизнес-аналитик (BA) и системный аналитик (SA) — от 9 месяцев до 1,5 года.

Спектр профессий «Школы 21» расширяется. Кроме разработки, добавились кибербезопасность, Data Science, QA и геймдев Спектр профессий «Школы 21» расширяется. Кроме разработки, добавились кибербезопасность, Data Science, системный и бизнес-анализ, DevOps и обеспечение бесперебойной работы высоконагруженных сервисов, а также тестирование ПО (QA)

Как устроено обучение?

  • Индивидуальная траектория: участники сами выбирают темп и направление.
  • Геймификация и практика: задания выполняются на собственной платформе с синхронизацией в GitLab.
  • Гибкий график: кампус работает 24/7, экзамены — очно. Встречи проходят как онлайн, так и офлайн в кампусах школы. В них есть все для эффективного обучения: рабочие места, компьютеры и игровые комнаты, чтобы отдохнуть.

«Главное отличие „Школы 21“ — в подходе: мы не даем готовых ответов, мы создаем условия, где участники учатся думать, спорить, ошибаться и находить решения вместе. Это не про классическую систему, а про среду, где рядом есть наставники, комьюнити и каждый становится частью команды с первого дня. Такой формат развивает не только хард-скиллы, но и критическое мышление, гибкость, умение работать в неопределенности. А именно это и нужно ИТ-отрасли сегодня», — добавляет Вершинина.

В ближайшие годы «Школа 21» продолжит развивать ключевые направления — от искусственного интеллекта и анализа данных до DevOps и кибербезопасности. Но главное остается неизменным: здесь формируют навыки, которые уже сегодня востребованы в цифровой экономике. Каждый участник проходит индивидуальный путь — от первых строк кода до первых оферов. Уже 4 августа в Казани стартует новый отборочный интенсив — и это шанс для тех, кто хочет стать частью ИТ-комьюнити региона. Татарстану нужны точки роста, работающие на будущее, и «Школа 21» продолжает быть одной из них.

«Мы планируем расширить набор по ключевым ИТ-направлениям — особенно в области анализа данных, кибербезопасности и искусственного интеллекта, — говорит Вершинина. — Кроме того, „Школа 21“ будет наращивать свое присутствие в районах Татарстана, чтобы цифровое образование было доступно каждому. Это полностью согласуется с приоритетами минцифры и ИТ-стратегией республики: развитие человеческого капитала и технологическая независимость региона — ключевые ориентиры, в которых мы действуем синхронно».