Не посетить Касимов — значит оставить без внимания одну из ключевых точек татарского мира, пропитанную историей и культурным наследием, констатирует востоковед Азат Ахунов. Он отправился сюда в эпиграфическую экспедицию ИЯЛИ им. Ибрагимова, главная задача — зафиксировать памятники и ввести их в научный оборот. Об открытиях, сделанных в ходе научных исследований, и постепенно исчезающих следах татарского в этих краях, — в материале постоянного автора «БИЗНЕС Online».
«Основанный еще в 1015 году Касимов с населением около 30 тыс. человек раскинулся на живописных холмах правого берега Оки. Со стороны реки город кажется полностью утопающим в зелени — лишь купола церквей местами проглядывают сквозь густую растительность»
Особый провинциальный шарм
Эпиграфическая экспедиция в Касимов, некогда служивший столицей Касимовского ханства, готовилась давно. Не посетить этот город — значит оставить без внимания одну из ключевых точек татарского мира, пропитанную историей и культурным наследием. Мы отправились сюда расширенным составом. В группе специалисты разных направлений: заведующий центром письменного наследия, археограф и литературовед Ильгам Гумеров, арабист и тюрколог Флер Гилемшин, эпиграфист Венер Усманов, а также ваш покорный слуга. Эпиграфика, несмотря на статус вспомогательной дисциплины, требует комплексных знаний — лингвистических, палеографических и историко-культурных. Анализ надписей позволяет уточнить датировки, установить происхождение памятников и восстановить утраченные фрагменты истории.
С собой профессиональные фотоаппараты, приборы для определения геокоординат, освещение, аккумуляторы, чтобы точно зафиксировать памятники и ввести их в научный оборот. Дорога заняла не более 7 часов благодаря новой скоростной трассе М12.
Основанный еще в 1015 году Касимов с населением около 30 тыс. человек раскинулся на живописных холмах правого берега Оки. Со стороны реки город кажется полностью утопающим в зелени — лишь купола церквей местами проглядывают сквозь густую растительность.
Касимов сохранил особый провинциальный шарм, лишенный столичного блеска, с пошарпанными домами и покосившимися заборами, но очень подлинный. Архитектурный ландшафт старой части города формируют купеческие особняки XIX столетия, старинные торговые ряды, православные храмы и мусульманские мечети — свидетельства многовекового переплетения культур. В то же время многие здания демонстрируют следы времени — трещины в стенах, нуждающиеся в реставрации элементы декора. А некоторые и вовсе обезображены пластиковыми окнами и современными отделочными материалами. Но это не умаляет их исторической ценности, более того, подобные контрасты лишь подчеркивают подлинность города, избежавшего музейной лакировки.
«Касимов играл особую роль как центр татарской государственности, культуры и религии в составе Русского государства»
Параллели с Казанским ханством
Еще на этапе подготовки экспедиции во время общения с местными татарскими общественниками и краеведами мы почувствовали скрытое недоверие: «Приедут очередные ученые из Татарстана — что еще они могут найти нового?..» Такой скепсис, возможно, объясняется долгой историей изучения региона. Но уже после первых дней работы, когда мы начали делиться результатами, отношение изменилось.
Да, казалось бы, история Касимова изучена вдоль и поперек, особенно если говорить о его татарском прошлом. Начиная с хрестоматийного труда русского историка Владимира Вельяминова-Зернова «Исследование о касимовских царях и царевичах» и заканчивая современными исследованиями. Касимов играл особую роль как центр татарской государственности, культуры и религии в составе Русского государства. Имена его правителей — Касим-хан, Шах-Али, Сююмбике — стали символами сложного процесса интеграции татарских элит в российскую политическую систему.
Особенно интересна параллель с Казанским ханством. Эти два государства были связаны не просто политическими и культурными узами — их буквально можно назвать «братьями-близнецами». Основатели обоих ханств принадлежали к одной династической линии, что предопределило схожесть их исторических судеб.
Надмогильный камень покойному, который скончался в 1889 году в возрасте 105 лет. Кладбище села Болотце-Яубаш
Но мы преследовали иную цель — исследование древних татарских надмогильных камней, которые в Касимове и регионе остаются недостаточно изученными. Эти камни служат уникальным, а нередко и единственным источником знаний о прошлом, раскрывая исторические, этнографические и статистические данные. Эпитафии, высеченные на них, повествуют о значимых событиях, заполняют пробелы в исторических хрониках и проливают свет на повседневную жизнь (причины смерти, болезни и особенности быта людей).
Особенно интересны наблюдения за возрастом кончины, которые позволяют сравнить прошлое с настоящим. В Касимове мы заметили, что многие надгробия указывают на долгую жизнь — 70–75 лет, иногда 80–90 лет, а то и 105. Это противоречит общепринятой оценке средней продолжительности жизни в XIX веке, составлявшей около 40 лет. Однако такие данные, вероятно, отражают жизнь зажиточных татар, которые могли позволить себе дорогие гранитные или мраморные надгробия. Да, камень из известняка или песчаника мог позволить себе далеко не каждый. Лучшее питание и медицинское обслуживание, доступные этим людям, могли способствовать их долголетию. В то же время бедные слои населения, не имевшие средств на подобные памятники, остаются вне статистики, что искажает общую картину.
«Мавзолей хана Шах-Али является уникальным объектом исторического и культурного наследия»
Без оперативных мер уникальный объект рискует быть утраченным навсегда
Наша работа началась с мавзолея хана Шах-Али, расположенного в самом центре исторической части города рядом с действующей ханской мечетью и ханским двором. Известный в народе под суфийским названием «текие» (так его называют не только татары, но и местные русские, избегая слова «мавзолей»), он является уникальным объектом исторического и культурного наследия. Построенный в 1556 году, текие уже несколько веков стоит как свидетель своей эпохи — крепкий, но явно «уставший» и нуждающийся в срочной реставрации.
Согласно историческим описаниям, мавзолей отличается необычной конструкцией: один надземный и два подземных этажа. На верхнем уровне расположены надмогильные камни, под которыми непосредственно в толще пола находятся захоронения. Нам удалось провести осмотр как верхнего, так и нижнего ярусов.
В подвальном помещении обнаружился лишь один каменный фрагмент, а останки ханов, судя по всему, здесь отсутствуют. Надмогильные камни, хоть и сохранились частично, несут на себе отчетливые следы разрушений — не столько от времени, сколько от рук человека. Эти артефакты уже были описаны ранее, однако мы сочли необходимым заново зафиксировать их состояние и выполнить обмеры. Такой подход может выявить новые данные, которые до сих пор оставались в тени.
В средине XIX века нижний ярус гробницы Шах-Али выглядел так. Рисунок из вышеупомянутой книги Вельяминова-Зернова
Мавзолей окружен множеством легенд. Одна из самых известных гласит, что здесь в одной могиле с Шах-Али была похоронена Сююмбике — легендарная татарская царица. Состояние усыпальницы вызывает глубокую тревогу. Изучение и реставрация требуют значительных финансовых вложений и специализированного оборудования. Известно, что средства на восстановление уже выделены, но их поступление задерживается. Без оперативных мер уникальный объект рискует быть утраченным навсегда.
Ханская мечеть
«Казахский султан, правитель Касимовского ханства»
На окраине города в Старом Посаде одиноко возвышается текие Афган-Мухаммеда-султана — последний свидетель былого величия Касимовского ханства. Сюда мы возвращались дважды и сумели зафиксировать все захоронения с максимальной точностью. Этот уникальный памятник середины XVII века, построенный в 1649 году по заказу ханши Алтын-ханым, дочери хорезмского хана, представляет собой удивительный синтез архитектурных традиций. Его двухкамерная конструкция со сводчатыми перекрытиями сочетает элементы татарского погребального зодчества с характерными приемами русского кирпичного узорочья.
Внутри мавзолея сохранились три древних сундукобразных надгробия с арабографичными надписями, под которыми покоятся останки самого Афган-Мухаммеда-султана — потомка чингизидов и правителей Хорезма — и его супруги Алтын-ханым, упокоившейся здесь же через три года после кончины мужа. Четвертое надгробие, увы, утрачено безвозвратно. Есть еще и новодел, о котором будет сказано ниже.
Имя Афган может вызвать вопросы, но так именовался один из служилых царевичей Золотой Орды. В эпоху ханств и татарских государств границы носили условный характер, а правящие династии объединяли разнообразный тюркский мир под эгидой потомков Чингиз-хана. Понятие нации тогда еще не существовало; если бы люди того времени и использовали самоназвание, то, вероятнее всего, это было бы слово «татары».
Окрестности текие — это бывшее старое татарское кладбище XVI–XVII веков, где до сих пор местные жители находят фрагменты древних надмогильных камней. В последние годы эта территория едва не была утрачена — власти планировали отдать земли под участки многодетным семьям, но усилиями общественников историческое место удалось отстоять.
Сегодня памятник также находится в плачевном состоянии: кирпичная кладка разрушается, декоративные элементы утрачены, а ценные эпиграфические памятники требуют срочной консервации.
Здесь же, на бывшем Старопосадском кладбище Касимова, стоят два памятника, ставшие материальным воплощением современных исторических споров. Стела Ураз-Мухаммеда с надписью «казахский султан, правитель Касимовского ханства» и сундукообразное надгробие его летописца Кадыра Али-Бека, появившиеся внутри мавзолея Афган-Мухаммеда-султана, судя по надписи на нем, в 2005 году, отражают напряженную дискуссию о наследии данного вассального государства Московской Руси (XV–XVII веков).
Историческая основа этих споров коренится в сложной идентичности касимовской элиты. Согласно данным ряда источников, Ураз-Мухаммед происходил из «киргизской» («казахской») ветви Чингизидов. Спор осложняется тем, что в XVII веке этнические и национальные границы были размытыми. Как мы обсуждали в интервью с казанским археологом Фаридом Ахметгалиным, который многие годы ведет раскопки в Касимове, люди, подобные Ураз-Мухаммеду, считали себя прежде всего Чингизидами, а не строго казахами или татарами. Это делает вопрос принадлежности сложным и открытым для интерпретаций.
Вильдан Таканаев — «последний из могикан» села Болотце (Яубаш)
Экспедиция в Яубаш: следы истории на заброшенном кладбище
Село Болотце, или Яубаш по-татарски, расположено примерно в 20 км от Касимова. Название наводит на мысли о мрачной картине: покосившиеся черные дома, утопающие в болоте огороды, комары и запах сероводорода. Но реальность оказалась совсем иной. Мы приехали сюда, ожидая уныния, а увидели яркое солнце, заливающее деревенские улицы, крепкие добротные дома, ухоженные участки и ровные заборы. Тот там, то тут встречаются заброшенные дома татарских баев из красного кирпича, увитые вьюном, до сих пор они выглядят как с картинки. Природа вокруг — сплошная красота средней полосы России: поля колосятся пшеницей, пестрят полевыми цветами, а воздух наполнен ароматом цветущих лип, которых здесь видимо-невидимо.
Но за этой идиллией скрывается грустная правда. Татарский Яубаш медленно вымирает. Когда-то это был один из крупнейших центров касимовских татар: здесь стояли медресе, мечеть, даже мусульманская школа для девочек — редкость для тех времен. В начале XX века в селе жили до 1 тыс. человек, а сегодня осталось всего 50. Последний татарин здесь — 57-летний Вильдан Таканаев. Мы встретили его у дома: высокий, красивый мужчина с правильными чертами лица, классический «понтийский» тип. Он косил траву, широко улыбался и пытался говорить с нами по-татарски — с заметным касимовским выговором. Таканаев рассказал, что мечеть снесли в советские годы, а татарское кладбище заброшено. Самые крепкие надгробия растащили по колхозам на стройки. Он живет один, брат — тоже одинокий — обитает в соседнем Торбаево (по-татарски Татарбаево). Говоря иначе, «последний из могикан».
Татарское кладбище находится далеко от деревни. Короткую дорогу размыло дождями, так что машину пришлось оставить у дома нашего нового знакомого. Мы пошли пешком через поля, наслаждаясь природой, пока не добрались до заросшей чащобы. Кладбище явно заброшено: одному человеку не под силу за ним следить. Надгробные камни XIX и начала XX веков едва видны — одни ушли в землю, другие упали и покрылись мхом. Мы искали их, как грибники: разгребали траву, очищали, фотографировали, делали размеры, записывали координаты с помощью GPS и возвращали на место. Самый старый из сохранившихся камень, что мы нашли, датирован 1837 годом. Всего за два дня удалось задокументировать свыше 30 надмогильных камней — 30 имен, вырванных из забвения.
Однажды наткнулись на тяжелый камень, явно принадлежавший знатному человеку. Он лежал опрокинутым, на видимой стороне — аяты из Корана, а на боковине — грубо вырезанное бранное слово из трех букв. Пришлось применить смекалку: срубили молодые деревца и рычагом перевернули плиту. Но полученная информация ничего не дала нового.
Галиматебанат Биктимирова при жизни на фоне своего дома в Яубаше
Но надо сказать и об открытии, которое нам посчастливилось сделать здесь. Среди густых зарослей старого кладбища удалось обнаружить считавшуюся утраченной могилу Галимательбанат Биктимировой. Камень лежал расколотым надвое и уже наполовину ушел в землю. Эта выдающаяся женщина — педагог, писательница и борец за права женщин — родилась в деревне Кушлау (ныне Арский район), а после замужества переехала в Яубаш, где в 1895 году основала первую школу для девочек. Ее новаторские работы — «Таргыйб әль-банат» («Поощрение девочек»), «Хөсне-л-васыйа» («Прекрасный опекун») и особенно «Мөгашәрәт әдәбе» («Этика семейного общения», получившие высокую оценку у таких современников, как известный богослов Ризаэтдин Фахреддин, — опередили свое время. На ее безвременную кончину в 1906 году с глубокой скорбью отозвался классик татарской литературы Фатих Амирхан.
В городском татарском кладбище Касимова сохранилось множество древних надгробий
Открытие на городском татарском кладбище Касимова
Экспедиция продолжает исследование Касимова и окрестных деревень — Турбаево (Татарбаево) и Подлипки (Шырын), изучая страницы татарского прошлого и подчеркивая уникальность региона как перекрестка культурных и исторических связей. В Подлипках привлекает внимание деревянная мечеть 1840 года, чья архитектура перекликается с культовыми сооружениями польско-литовских татар. Это сходство указывает на исторические контакты, связывающие Касимов с крымскими и польско-литовскими татарами. Деревня Подлипки, связанная с династией Ширинов, выходцев из Крыма, подтверждает роль региона в сложной сети культурных обменов, уходящих корнями в эпоху пост-Золотой Орды. Эти параллели требуют дальнейшего изучения, чтобы глубже понять взаимодействие татарского мира с другими территориями. Надписи и имена на могилах, а также сведения о династии Ширинов свидетельствуют о сохранении татарских традиций после распада Золотой Орды, подчеркивая роль Касимова как важного центра татарской культуры и письменности.
Работа на действующем городском татарском кладбище Касимова, где сохранилось множество древних надгробий, подходит к завершению. Имам местной мечети Мурат хазрат Кураев поделился ценными сведениями: в 1930-х с кладбища вывезли по воде две баржи гранитных и мраморных камней для строительства московского метро, оставив преимущественно известняковые надгробия. Он отметил, что могилы были расположены очень плотно, почти на каждом метре есть захоронение. В целом, по словам имама, только в окрестностях Касимова насчитывается около 50 татарских кладбищ, а некрополи Сасовского района особенно богаты этнографическими данными, включая имена и даты на надгробиях.
Ключевым открытием на городском татарском кладбище Касимова стал надмогильный камень 1724 года. Данная находка опровергает устоявшееся мнение, что кладбище было основано лишь в 1789-м, и заставляет пересмотреть хронологию захоронений. Текст на камне пока не расшифрован, но его датировка открывает перспективы поиска новых источников, подтверждающих более раннюю историю этого пространства.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.