Создатели первой татарской оперы «Сания» — композиторы Газиз Альмухаметов, Султан Габяши, Василий Виноградов и дирижер Александр Литвинов Создатели первой татарской оперы «Сания» — композиторы Газиз Альмухаметов, Султан Габяши, Василий Виноградов и дирижер Александр Литвинов Фото: Unknown author — goskatalog.ru, goskatalog.ru, Public Domain, commons.wikimedia.org

Европейский мир ахнул от татарской оперы «Сания»

Незамеченной на этой неделе осталась важная для татарской музыкальной культуры дата — 100-летие первой оперы на татарском языке «Сания», созданной Султаном Габяши, Газизом Альмухаметовым и Василием Виноградовым. Премьера оперного спектакля о любви крестьянской девушки Сании и джигита Зия, которым противостоит корыстный отец героини, состоялась 25 июня 1925 года на сцене Татарского государственного драматического театра в Казани (сегодня здание Тинчуринского театра). Между тем, подчеркивают эксперты «БИЗНЕС Online», «послереволюционная» «Сания» послужила грандиознейшим скачком для развития музыкально-театральных жанров в татарской (и, кстати, в башкирской) музыке и задала сценическому искусству новое направление.

Создание первой татарской оперы было приурочено к пятилетию образования ТАССР, однако, рассуждают спикеры, рубеж 1917-го также имел значение, поскольку в Татарской Республике фактически сразу после революции началось активное обсуждение и решение проблем «строительства новой национальной культуры и образования». Открылись учебные заведения: Восточная консерватория (позднее Казанский восточный музыкальный техникум), Восточный педагогический институт, где проводились этнографические вечера национальной песни и музыки. «В то время назрела необходимость в обновлении развития татарской культуры в целом, — говорит музыковед, педагог Казанской консерватории Наиля Агдеева. — Об этом свидетельствовало не только создание оперы „Сания“, это было подготовлено движением джадидистов, например, развитием самых разных просветительских направлений — периодической печати, литературы, театра и исполнительской культуры, я думаю, тоже».

То, что на каждом спектакле «Сании» полным-полно народу, показывает, что татарской оперой начали по-настоящему интересоваться и зрители, писал на страницах газеты «Кызыл Татарстан» татарский публицист, прозаик Адель Кутуй, подчеркивая важную роль первой татарской оперы в нравственном и эстетическом воспитании зрителей. «Приобщение зрителей к опере, их серьезный интерес к ней будут залогом избавления татарской сцены от халтурных музыкальных спектаклей», — считал он.

А ведь на произведение Габяши, Виноградова и Альмухаметова откликнулся европейский мир, и «все ахнули», рассказывает научный сотрудник центра искусствоведения Института языка, литературы и искусства им. Ибрагимова Академии наук РТ Гузель Юнусова. «Потому что здесь вдруг появился самый сложный синтетический жанр, в котором и оркестровые номера, и оперные, и вокальные, и хор все вместе, у которого есть только своя одноголосная музыка (хотя Султан Габяши писал музыку к спектаклям, и она была все-таки не одноголосной, но это особо не было известно). Для советской власти это было хорошо. В 1917 году революция, а в 1925-м уже результаты в области культуры. Безусловно, отметить факт юбилея оперы надо, она все-таки имеет важный исторический момент», — подчеркивает собеседница нашей газеты. Действительно, статьи о «Сание» появились в Берлинском музыкальном еженедельнике и журнале Итальянского восточно-европейского института. Клавир оперы и снимки ее авторов, исполнителей показывались на международной выставке в Франкфурте-на-Майне.

Конечно, была и критика, которая касалась и оформления, и исполнительского мастерства, раскрытия темы, постановочных моментов, добавила ведущий научный сотрудник театра и музыки ИЯЛИ, внучка Султана Габяши Айгуль Салихова. «Это же был совершенно новый жанр для татар, казалось, люди не понимали, как это, у татар — и опера? Впрочем, в основном критика была продуктивной, с целью улучшить татарское оперное искусство», — подчеркнула внучка соавтора первой татарской оперы.

Создатели и участники оперы «Сания» (1925). Сидят (слева направо): Г. Айдаровский, А. Литвинов, В. Виноградов, Г. Альмухаметов, С. Габяши. Стоят: Л. Гаврилова, С. Садыкова, Г. Кайбицкая, А. Хисамов Создатели и участники оперы «Сания» (1925). Сидят (слева направо): Г. Айдаровский, А. Литвинов, В. Виноградов, Г. Альмухаметов, С. Габяши. Стоят: Л. Гаврилова, С. Садыкова, Г. Кайбицкая, А. Хисамов Фото: Unknown author — kazan-journal.ru, Public Domain, commons.wikimedia.org

О том, как создавалась опера, и о первых солистах

Первая татарская опера — творение трех личностей: композитора Султана Габяши, который написал сольные вокальные партии, партии для хора и частично их гармонизацию. У него не было профессионального музыкального образования, только частные уроки фортепиано. Виноградов прописал фактуру, оркестровые голоса и связующие фрагменты, его музыкальные знания тоже ограничивались частными уроками по игре на скрипке, он учился в Московском университете на юриста.

Либретто, за основу которого взято произведение Фатиха Амирхана, и часть вокальных партий — дело рук башкирского композитора и певца Альмухаметова, которому и принадлежит идея создания оперы. Он побывал на гастролях в Азербайджане, где общался с известным дирижером, драматургом Узеиром Гаджибековым и увидел на сцене его музыкальную комедию «Аршин мал алан», рассказала музыковед Агдеева. После Альмухаметов сам загорелся идеей создания оперы и вернулся на родину, чтобы создать нечто подобное на татаро-башкирской сцене. Он даже создал собственную музыкальную постановку с таким же названием «Сания» на основе народных башкирских и татарских песен, которая имела успех у публики.

«Потом Газизу Альмухаметову посоветовали обратиться к Султану Габяши, который был известным композитором на тот момент. Габяши сначала отказался, но затем согласился при условии, что они возьмут профессионального композитора Василия Виноградова, чтобы он помог им в оркестровке. Так это трио сложилось, и очень долгие годы они были большими друзьями и соратниками. Вместе они написали вторую татарскую оперу „Эшче“», — поделилась Салихова.

Сюжет «Сании» вполне соответствует эпохе: девушка любит бедного паренька по имени Зий, но отец героини Зариф хочет выдать ее за богатого купца, в конце — хеппи-энд. Первую «Санию» ставили в спешке, поэтому режиссировал ее сам Габяши, он же дирижировал хором. В дальнейшем спектакль ставился в течение пяти сезонов разными режиссерами. Для второй постановки пригласили из Москвы Газиза Айдарского, затем над сценическим воплощением работали такие режиссеры, как Гумер Девишев, Зайни Султанов и Карим Тинчурин, добавила Салихова. Постановка Тинчурина (она же последняя версия оперы), которая шла в 1930–1931 годах, считается самой удачной. Дирижировал там сам Салих Сайдашев, заменивший дирижера первых спектаклей Александра Литвинова. Эксперты отмечают, что Тинчурин, будучи под впечатлениями от первой татарской оперы, с учетом ее достоинств и недостатков создал музыкальную «визитную карточку» татарского театра — «Голубую шаль».

Первой Санией должна была стать будущая легенда татарской музыки, композитор, певица Сара Садыкова, под которую изначально и писалась партия, но она тогда училась в Московской консерватории и не смогла вырваться в Казань. Сара спела партию Сании во второй постановке в 1926 году (Сара — студентка Московской консерватории, 1924) Первой Санией должна была стать будущая легенда татарской музыки, композитор, певица Сара Садыкова, под которую изначально и писалась партия, но она тогда училась в Московской консерватории и не смогла вырваться в Казань. Сара спела партию Сании во второй постановке в 1926 году (Сара — студентка Московской консерватории, 1924) Фото: общественное достояние, commons.wikimedia.org

На момент создания оперы у татар не имелось профессиональных оперных певцов, но достойные голоса, конечно, были. Оперные классы существовали уже с 1874 года, функционировало отделение РМО (Русского музыкального общества), ставились отдельные сцены, оперные спектакли. Татары не могли не слышать этого, татарские инструменталисты, например, посещали эти спектакли, играли в антрактах, на концертных вечерах, объясняет Агдеева. Первой Санией должна была стать будущая легенда татарской музыки, композитор, певица Сара Садыкова, под которую изначально и писалась партия, но она тогда училась в Московской консерватории и не смогла вырваться в Казань. Тогда роль отдали 18-летней Зюгре Байрашевой, которая перешла учиться из музыкального техникума в Казанский пединститут. Затем партию Сании исполняли младшая сестра Садыковой Разия Садыкова, а потом — Шамсенур Валеева. Сама Сара Гарифовна спела партию Сании во второй постановке в 1926-м.

Роль возлюбленного Зия на себя взял Альмухаметов, партию Зарифа, отца Сании, пел ученик Ленинградской консерватории Ахат Хисамов, мать — Людмила Гаврилова. Роль Магиры (прислуги) была поручена Галии Кайбицкой, впоследствии ставшей первой народной артисткой ТАССР, а партию старосты в «Сание» спел сам Габяши. Танцы в первой постановке ставил балетмейстер Юлий Муко, а уже в новой редакции номера доверили будущему основоположнику татарской хореографии, известному балетмейстеру Татарского театра оперы и балета и художественному руководителю Госансамбля песни и танца Гаю Тагирову (1907–1995), который тогда только начинал свой путь.

Сцена из оперы «Сания» (1920) Сцена из оперы «Сания» (1920) Фото: Unknown author — goskatalog.ru, Public Domain, commons.wikimedia.org

Недолгая жизнь «Сании», расстрелы и ссылки

Сценическая жизнь первой татарской оперы продлилась всего пять сезонов (пять лет). Есть даже воспоминания Альмухаметова, в которых он рассказывает, что вместе с Габяши хотел возобновить оперу на башкирской сцене, после 1930-го, но у них не получилось. Эксперты объясняют это несколькими причинами. «Сания» по своему содержанию и поднимаемым проблемам принадлежала еще дореволюционной эпохе. В ней затрагивались вопросы просвещения, гуманного отношения к женщине, социального неравенства, отмечает Салихова, и многие ревнители новой советской культуры критиковали ее за традиционный сюжет и излишнюю бытоописательность.

«Опера была создана в духе татарского просветительства. Идея в том, что должно быть равенство между людьми, что любовь побеждает корысть. По сюжету девушку Санию не хотели выдавать замуж за любимого человека, потому что он был бедняком. Такой сюжет был популярен в первые годы после революции, но уже в 1930-х к нему начали относиться как к пережитку прошлого», — добавляет она.

Открытие по всей стране оперных студий (в Башкортостане в 1932-м, в Татарстане в 1934-м) при Московской и Ленинградской консерваториях тоже сыграло с «Санией» злую шутку. Дело в том, что всю талантливую молодежь отправили на учебу в эти студии — таков был правительственный заказ, поскольку они имели своей целью подготовку национальных кадров, композиторов, вокалистов и национального репертуара для повсеместно открывающихся театров, объясняют эксперты «БИЗНЕС Online».

«Открытие оперных студий было запланировано на 1939 год. К этому времени требовалось подготовить полноценный репертуар для оперных театров — оригинальные произведения композиторов коренных национальностей, а также обеспечить переводом на национальные языки различных либретто», — рассказывает Агдеева. После возвращения выпускники оперных студий создавали уже свои новые произведения. Появляются «Галия Бану», «Зульхабира» Мансура Музафарова и дипломная работа Назиба Жиганова «Кычкын» (1938 год), которые были уже полноценными операми. О «Сание» стали забывать.

Сказалась на произведении и трагическая судьба ее создателей. Габяши в начале 1930-х в прессе начали страшно критиковать и за творчество, и за общественную деятельность. И он из Казани уехал в Уфу. Когда началась война, видимо, у него был ярлык «ненадежного товарища», и его срочно попросили покинуть столицу Башкортостана, он переехал деревню, где вскоре скончался в 1942 году. Самое страшное ждало Альмухаметова — его расстреляли в 1938-м как «башкирского националиста» в подвале НКВД. Где захоронен певец и композитор, неизвестно до сих пор. «Его прямо с концерта забрали. Люди аплодировали, ждали, что он выйдет на сцену, а его за кулисами взяли», — рассказала Юнусова. Репрессии не затронули только Виноградова, да и то в силу возраста.

Афиша оперы «Сания» (1925) Афиша оперы «Сания» (1925) Фото: Unknown author — kazan-journal.ru, Public Domain, commons.wikimedia.org

«Единственное достоинство сочинения Габяши в том, что оно первое»

Возможно ли возродить первую татарскую оперу как полноценную постановку? Тем более татарских музыкальных произведений в целом немного. Либо оставить «Санию» в памяти истории? К тому же, отмечают эксперты, есть проблемы с партитурами и нотами.

Разговоры о том, чтобы возродить «Санию», ведутся, говорит Салихова, но опера специфическая, писалась на определенные голоса и, возможно, трудна для исполнения. «Даже когда ставят более популярные и нашумевшие в свое время вещи, все равно требуется от режиссеров адаптация к современным реалиям. Не так давно в театре им. Камала была премьера спектакля „Башмачки“, там же тоже все-таки новый взгляд был представлен. А „Сания“ — это первая опера на татарском языке, могут осудить за новые взгляды, поскольку это исторический артефакт. Возможно, такая проблема есть», — заключила спикер.

Кроме того, продолжила мысль Салихова, в современных экономических условиях театр вынужден коммерциализироваться, сам себе зарабатывать, а «Сания» — это достояние культуры татар, которое может быть показано не для очень широкой публики, а для тех, кому дорога национальная история. «Для настоящей интеллигенции, для настоящих патриотов [ее придется ставить]. Поэтому постановка требует сил и вложений, а отдача будет чисто в духовном смысле, а не в коммерческом», — отмечает внучка Габяши.

Худрук казанского камерного оркестра La Primavera, дирижер Рустем Абязов считает, что сегодня сложно оценить художественную ценность оперы и вряд ли она представляет интерес для профессионалов, «Сания» — это скорее «зачаток музыки». «Разве можно назвать оперой произведение, которое написал человек без профессионального музыкального образования? Габяши написал что-то вроде оперы, в каком-то виде где-то оно хранится, — рассуждает Абязов. — Вы знаете европейские оперы, которые были у истоков зарождения? Нет, вы знаете только те, которые действительно стоят, чтобы их знать, шедевры. Кто-то и в Европе писал первые оперы, но они не могли быть на таком высоком уровне, чтобы об этом говорить. Единственное достоинство сочинения Габяши в том, что оно первое. Но это не достоинство, по-моему».

Программа оперы «Сания» (1925) Программа оперы «Сания» (1925) Фото: Unknown author — goskatalog.ru, Public Domain, commons.wikimedia.org

В ИЯЛИ им. Ибрагимова есть клавир оперы, в ГМИИ РТ хранится партитура, но материал требует вмешательства музыковедов, отмечают эксперты. То, что хранится в институте, говорит Юнусова, это черновой вид, фактически карандашом написанный, беловики в свое время были отданы в консерваторию. Проблема и в том, что в 1925 году была арабская графика, под нотами в «Сание» нет текста, потому что ноты пишутся слева направо, а арабская графика — справа налево. «Надо взять либретто, подставлять весь текст под нотами, чтобы получить нормальный экземпляр „Сании“, да и „Эшче“. Этого пока еще не сделано», — говорит Юнусова.

«Я эту оперу не знаю, как, наверное, большинство людей. Она осталась в очень труднодоступных рукописях. Как первый образец и попытка создания вряд ли она должна быть удачной, — рассуждает Юнусова. — Даже у самых знаменитых композиторов так не получается, чтобы с первого раза создать шедевр. Отдельные номера у нее могут быть интересные, а так…»

Возможно, будет сложно восстановить именно ту авторскую партитуру без каких-то включений других авторов, современных реставраторов, соглашается с коллегами музыковед Агдеева, но такой опыт у татар есть. Это музыкальная драма «Наемщик» — самая большая музыкальная работа Сайдашева, насыщенная музыкальными номерами, драматургическими линиями. После ее создания как музыкальной драмы он мечтал сделать из нее оперу, но не успел закончить замысел. Тогда его друг, композитор Александр Ключарев, завершил это дело. «„Наемщик“ как опера выдержала, по-моему, около 15 спектаклей на сцене театра оперы и балета Казани», — вспоминает Агдеева.

И все же поставить оперу нужно, чтобы люди знали, какая там красивая музыка, уверена Салихова. «Нельзя сказать, что музыка Габяши совсем вышла из обихода. К примеру, ария Нигмата звучала даже в 1940–1950-х, когда замалчивались имена национальных композиторов. На 60-летнем юбилее Марселя Салимжанова в 1994 году на сцену вышел Хайдар Бигичев и сказал Марселю Хакимовичу: „В день юбилея дарю тебе твою любимую музыку“. И исполнил арию Нигмата из оперы „Эшче“. Это было для меня большим откровением», — поделилась внучка Габяши.