«У всех производителей полимеров в России будет возможность покупать продукцию с этой катализаторной фабрики», — говорил сегодня гендиректор СИБУРа Михаил Карисалов на церемонии заливки первого кубометра бетона в основание будущего производства. Новый актив холдинга в Казани будет выпускать более 1 тыс. т катализаторов, которые используются в 90% нефтехимических процессов. О том, почему до сих пор в России «хромало» это направление, есть ли у продукции экспортный потенциал и когда ждать первые тонны, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня стартовало строительство завода СИБУРа по производству катализаторов. В заливке первого кубометра бетона в основание будущей фабрики приняли участие раис РТ Рустам Минниханов, председатель правления, генеральный директор СИБУРа Михаил Карисалов, мэр Казани Ильсур Метшин
Под будущую фабрику катализаторов залили бетон
«Сегодня мы даем старт строительству самого современного и крупнейшего в стране завода по производству катализаторов. Наши коллеги из СИБУРа выстраивают целую цепочку, которая обеспечит конкурентоспособность отечественного продукта», — заявил сегодня раис Татарстана Рустам Минниханов. В церемонии заливки первого кубометра бетона в основание будущей фабрики близ действующего завода «Казаньоргсинтез» приняли участие гендиректор холдинга Михаил Карисалов, мэр Казани Ильсур Метшин, гендиректор КОСа Айрат Сафин, другие члены правления компании и первые лица республики.
Катализаторы используются в 90% процессов в нефтехимии. Во многом именно от них зависят свойства полимеров и качество готовой продукции. При этом на тонну полиолефинов требуется всего доля килограмма катализаторов. Так что на первый взгляд скромные мощности — около 1 тыс. т в год — на самом деле с лихвой покроют потребности в катализаторах не только СИБУРа, но и всех нефтехимических предприятий в России.
Первый этап строительства завершится в середине 2027 года
«Формируя технологические цепочки, делая расчеты по мощности производства, мы учитывали потребности отрасли в целом. Производства СИБУРа занимают львиную долю, но это не единственные производители, и здесь предусмотрена такая отраслевая кооперация. У всех производителей полимеров в России будет возможность покупать продукцию с этой катализаторной фабрики», — обещал Карисалов.
Первый этап строительства завершится в середине 2027 года. Руководство СИБУРа надеется, что до конца 2027-го первые тонны катализатора будут поставлены на «Казаньоргсинтез», «Запсибнефтехим» и Амурский газохимический комплекс (запустится в III квартале 2026 года). Объем производства полиэтилена и полипропилена в 2024-м в России и странах СНГ составил 7,9 млн тонн. С учетом уже реализуемых СИБУРом и другими компаниями инвестиционных проектов к 2030 году этот показатель может вырасти более чем вдвое.
Создание собственного производства катализаторов для базовых полимеров позволит СИБУРу создать полный цикл инноваций в отрасли от лабораторных разработок до промышленного производства современных синтетических материалов. Всего будет запущено 6 технологических линий
«Построение цепочки — это десятки миллиардов»
Первыми в рамках проекта будут построены мощности по производству хромовых катализаторов. Они незаменимы при выпуске пленочных и выдувных марок полиэтилена, используемых, например, для производства флаконов и топливных баков. Инвестиции только в этот этап составят более 11 млрд рублей. Всего предусмотрено 6 технологических линий.
«Что касается общих вложений в проект (…), они существенные, это десятки миллиардов рублей», — ответил шеф СИБУРа на вопрос «БИЗНЕС Online».
Работа фабрики будет выглядеть следующим образом. В «пробирке» катализаторы будут разрабатываться в новеньком НИОКР-центре в Казани (он заработает уже в 2026-м). Масштабировать разработки станут в центре пилотирования технологий СИБУРа в Тобольске, полученные материалы в составе готовых изделий будут тестироваться в центрах прикладных исследований «СИБУР ПолиЛаб». После этого технология получения катализатора полимеризации будет передаваться на катализаторную фабрику в Казань, а сам катализатор будет использоваться на производствах СИБУРа по всей стране.
«Хотелось бы, чтобы вы, коллеги, понимали, что это построение крупной технологической цепочки. Не существует просто катализаторной фабрики, и Рустам Нургалиевич об этом хорошо сказал. Научный центр, где происходит разработка катализатора в пробирке, центр пилотирования технологий, где проверяются рецептуры на прототипированных мини-заводиках и дальше производство по рецептурам здесь, снова в Казани. Построение такой цепочки — это десятки миллиардов, но именно это обеспечивает катализаторами все наше производство», — обратил внимание журналистов Карисалов.
Фабрика катализаторов станет резидентом нового индустриального парка «Северные ворота». Роль этого партнера — в инфраструктурной подготовке площадки. «Любой завод строится, образно выражаясь, не на пустом месте. Так что нужна подготовка: от элементарного подвода дорог до обеспечения производства электричеством, газом, специализированными технологическими средами», — пояснил нам Михаил Юрьевич.
Первыми будут построены мощности по производству хромовых катализаторов. Этот тип катализаторов используется на крупнейших производственных комплексах. Инвестиции составят более 11 млрд рублей
Локализация сырья
Самым объемным — на 700 т — будет производство хромовых катализаторов (они самые «зрелые» в отрасли). Также планируется выпускать по 170 т титан-магниевых катализаторов Циглера-Натта и катализаторов Циглера (актуальны для трубных марок полипропилена). Еще 145 т придется на «самые продвинутые» металлоценовые катализаторы. Именно они в последние 10–15 лет дают рынку новые марки полиэтилена и полипропилена с уникальными свойствами. Научными партнерами проекта выступают МГУ и институты РАН.
Катализатор состоит из носителя и определенных компонентов, которые на него нанизываются. На фабрике в Казани будет локализовано производство такого носителя — речь идет о 900 т силикагеля в год. «Компоненты достаточно специфические, это мало- и микротоннажная химия. Вначале мы будем покупать что-то за рубежом, что-то в России. Но нацелены на поэтапную локализацию с участием наших партнеров», — пояснила изданию управляющий директор по развитию и инновациям СИБУРа Дарья Борисова.
Основное сырье для хромовых катализаторов (хром, кремнезем) доступны в России. Для металлоценовых катализаторов нужны цирконий, магний, дорогие органические лиганды, поделилась с «БИЗНЕС Online» профессор кафедры технологии синтетического каучука КНИТУ-КХТИ Ильсия Давлетбаева.
Фабрика катализаторов станет резидентом нового индустриального парка «Северные ворота». Роль этого партнера — в инфраструктурной подготовке площадки
Сокращение валютных расходов и экспортные возможности
Экспортный потенциал катализаторов невелик, и в основном данное производство будет обеспечивать внутренние потребности нефтехимических предприятий на территории Татарстана и России, поделился с нами профессор кафедры физической химии Химического института им. Бутлерова КФУ Дмитрий Яхваров.
Давлетбаева же видит среди потенциальных рынков сбыта страны СНГ (Казахстан, Беларусь, Узбекистан). «Их нефтехимия также зависит от импорта, российские катализаторы могут стать более доступной альтернативой. Китай активно развивает полимерные производства, но не все катализаторы выпускает самостоятельно. Новые нефтехимические проекты в Саудовской Аравии, ОАЭ, Египте могут рассматривать российские катализаторы как бюджетный вариант», — считает доктор химических наук.
«Также проект несет экономическую выгоду, сокращение валютных расходов на закупку катализаторов (ранее их стоимость достигала десятков миллионов долларов в год). Это снижение себестоимости полимеров, что повысит конкурентоспособность российских производителей», — добавила наша собеседница.
Катализаторная фабрика позволит обеспечить технологическую независимость производства базовых полимеров в России. Объем производства полимеров в 2024 году составил 7,9 млн тонн. С учетом уже реализуемых СИБУРом и другими компаниями инвестиционных проектов к 2030-му этот показатель может вырасти более чем вдвое
«Одна из задач — не наступить на эти грабли еще раз»
В СССР существовало несколько заводов по производству катализаторов: Новосибирский завод химконцентратов (катализаторы крекинга), Ангарский катализаторный завод (цеолитные катализаторы), Омский и Ярославский НПЗ (катализаторы гидроочистки). Однако катализаторы полимеризации (Циглера-Натта, металлоценовые) не производились в промышленных масштабах никогда — их закупали у ГДР и Чехословакии, продолжила Давлетбаева. Отечественные разработки не получали достаточного финансирования.
Для некоторых высокотехнологичных производств предприятиям было экономически выгоднее приобретать катализаторы за рубежом, поэтому для производства на территории РФ не было необходимости. Сегодняшняя ситуация заставляет организовывать собственное производство, чтобы не зависеть от импортных поставок и политической ситуации в мировой экономике, согласен профессор КФУ Яхваров.
До 2022 года российские предприятия закупали катализаторы у мировых производителей (BASF, Clariant, W.R. Grace, Univation). В условиях санкций доступ к этим продуктам оказался ограничен, что создало риски для стабильности нефтехимических производств. Переход на альтернативы (в основном китайские) сопровождается перебоями с качеством полимеров. Ожидается, что собственная инфраструктура по разработкам и производству катализаторов решит эту проблему.
«Это и есть тот самый технологический суверенитет. Раньше мы приобретали на стороне продукцию с необходимыми свойствами и качеством. Прежде всего это были поставки из дружественных стран, в частности из Азии. Нормальная история, мы все покупаем какие-то услуги. Но вот это фантастическое санкционное давление, которое не ослабевает, а скорее возрастает, многому нас научило. И одна из задач — не наступить на эти грабли еще раз, не попасться снова на этот крючок», — подытожил Карисалов.



















Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 67
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.