Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Амины Сафиуллиной. «Она была олицетворением ведущего: всегда в форме, я ни разу не видел ее без прически, небрежно одетой, являлась иконой стиля. Она еще тогда задала стандарт ведущего, который сейчас во многом утерян», — рассказывает гендиректор ТНВ Ильшат Аминов о первом дикторе татарского телевидения. Он вместе с коллегами, знавшими легенду национального ТВ, в материале «БИЗНЕС Online» вспоминает о профессионале, который был кладезью знаний и «не обрубал крылья».
22 июня 1925 года родилась выдающаяся личность в истории татарского телевидения и культуры — первый диктор татарского телевидения Амина Сафиуллина
«Это безупречное сияние красоты, когда Амина Каримовна шла по коридору…»
Ровно 100 лет назад, 22 июня 1925 года, родилась выдающаяся личность в истории татарского телевидения и культуры — первый диктор татарского телевидения Амина Сафиуллина. Ее вклад в развитие татарского медиапространства и популяризацию национальной культуры остается значимым и по сей день. Она стала пионером татарского телевидения, проложив путь для многих последующих поколений журналистов и дикторов. Ее профессионализм, искренность и любовь к родному языку сделали ее узнаваемой и уважаемой фигурой в медийной сфере.
Родилась Сафиуллина в деревне Ямашурма Высокогорского района РТ. Свой трудовой путь она начала в 16 лет, работая с 1941 по 1945 год на эвакуированном из Ленинграда военном заводе им. Калинина, а после войны окончила Казанское театральное училище и была приглашена на работу в Татарский радиокомитет. В 1949–1959-х Амина Каримовна трудилась диктором на радио, пока ее не пригласили на открывшееся в Казани телевидение, где она стала первым в истории татарским диктором ТВ. Одна из ее учениц, Эльмира Хамматова, которая пришла на телевидение в 1969 году, вспоминает свою наставницу как очень требовательную, но справедливую.
«Она очень строго относилась к каждому слову, сказанному с экрана, обращала внимание даже на внешний вид. Могла жестко покритиковать. Помню, направляюсь я на работу, а она выходит из здания телевидения и говорит мне: «Я тут твою программу смотрела, и ты обратилась к зрительнице и назвала ее «апа». Ты же официальное лицо, тебе негоже говорить «апа». Она тебе не тетя, ты разговариваешь от имени республики, нужно обращаться по имени и фамилии либо говорить «ханум». Я тогда сильно расстроилась. Она очень жестко говорила, а если хвалила, то находила такие слова, после которых крылья вырастали. Говорила конкретные вещи: «Ты хорошо вела программу, к месту задала вопрос». Амина-апа, как человек, работавший диктором, смотрела на тех, кто пришел после них, с таким взглядом, мол, достойные ли они продолжатели дел», — вспоминает Хамматова.
«Она очень строго относилась к каждому слову, сказанному с экрана, обращала внимание даже на внешний вид. Могла жестко покритиковать»
Сафиуллина трудилась диктором до 1966 года, но оставалась на телевидении в качестве главного редактора художественных программ студии телевидения в течение почти трех десятков лет. Гендиректору ТРК «Новый Век» Ильшату Аминову впервые удалось увидеть ее полвека назад еще 12-летним мальчиком, когда он вел на татарском телевидении программу о жизни пионеров «Пионерстан» («Страна Пионерия»).
«Мы на дикторов смотрели как на богов, потому что они действительно были богами. Это безупречное сияние красоты, когда Амина Каримовна шла по коридору, невозможно передать. Богиня! Она была олицетворением ведущего: всегда в форме, я ни разу не видел ее без прически, небрежно одетой, являлась иконой стиля. Она еще тогда задала стандарт ведущего, который сейчас во многом утерян, — восхищается Аминов. — Амина Каримовна всегда была подтянута, всегда в форме, у нее отличное знание слова. Эта когорта ведущих относилась к своей профессии очень требовательно и ответственно. Она безупречно говорила, а ее улыбка… невозможно не восхищаться такой женщиной. Просто кладезь с точки зрения редакторской работы и ведения программы».
Сафиуллина трудилась диктором до 1966 года, но оставалась на телевидении в качестве главного редактора художественных программ студии телевидения в течение почти трех десятков лет
«Амина Каримовна не обрубала нам крылья»
После своего ухода с телевидения Сафиуллина с 1993 по 2000 год была преподавателем в татарской музыкальной гимназии. По разработанной ею программе 7 лет преподавала детям уроки вежливости (уроки этики). Несмотря на преклонный возраст, Амина Каримовна внимательно следила за работой ГТРК «Татарстан», регулярно приходила на студию и даже была председателем жюри по отбору ведущих новостей. Конкурс объявлял ныне владелец и главный редактор газеты «Безнең гәҗит» Илфат Файзрахманов, который в те годы он был главным редактором информационно-политических программ.
Одним из последних дикторов телевидения была Эльза Ахметзянова
«До того как прийти на телевидение, я не знал Амину Сафиуллину, так как у нас в семье из-за бедности не имелось телевизора. Зато было радио — и я знал практически всех татаро-башкирских дикторов. Когда начал работать на телевидении, она уже ушла на заслуженный отдых, с ней довелось взаимодействовать, когда стал главным редактором. Амина Каримовна вначале со мной холодно общалась, я даже недоумевал, почему так прохладно ко мне относится, но потом кому-то она сказала: мол, поменяла свое мнение об Илфате — на самом деле он очень сильный журналист, — делится Файзрахманов. — В свое время мне доверили переформатировать службу новостей на ТВ. Тогда исчезли дикторы, их заменили ведущие, которых мы набирали по конкурсу. Помню, пришли около 150 соискателей. Амина-апа выступала председателем жюри, тогда мы с ней и сблизились. Я был неоднократно у нее дома, знал ее супруга. Она очень радовалась, когда просили у нее совета, и с удовольствием их давала. Тогда ведь не случалось такого, что мастера своего дела вели себя высокомерно, ученики тоже были другие, с удовольствием воспринимали советы».
Одним из последних дикторов телевидения была Эльза Ахметзянова. Она работала под руководством не менее легендарной ведущей Лии Загидуллиной, которая познакомила ее со своей наставницей — Аминой Каримовной. Та взяла под свое покровительство молодое поколение дикторов.
«Поскольку мы были продолжателями дикторской школы, она очень внимательно следила за нами. Вплоть до того, как мы выглядели, как говорили, какое наше отношение к слову, как мы себя вели в кадре, за кадром. И всегда подчеркивала, что диктор — это лицо телевидения, по нашей работе судят обо всей компании. Амина Каримовна умела корректно сделать замечание, не обрубала нам крылья, мы же молодые были, чувствительные», — признается ведущая канала ГТРК «Татарстан» Ахметзянова.
Одна из легенд татарского телевидения, 85-летний Рустам Набиуллин, в настоящее время трудится на ТНВ в качестве советника гендиректора
«Открытие в ТАССР единственного в мире татарского телевидения стало невиданным ранее видом очень сложного искусства»
Одна из легенд татарского телевидения, 85-летний Рустам Набиуллин, в настоящее время трудится на ТНВ в качестве советника гендиректора. Он, пожалуй, единственный диктор, который продолжает работать на телестудии. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» аксакал поделился, при каких обстоятельствах познакомился с Сафиуллиной, каким она была руководителем и какой вклад внесла в национальное телерадиовещание.
— Как вы познакомились с Аминой Каримовной?
— В 1963 году в Лениногорске нефтяники открыли телевидение, это очень большое событие — наличие двух телевидений в одной автономной республике. Сначала там был только один русскоязычный диктор, я пришел в августе 1963-го и начал работать на татарском языке. Потом меня отправили на стажировку в Казань, где Амина Каримовна обучила меня тонкостям работы диктором.
В 1968 году меня перевели в столицу РТ, и мы с ней уже ежедневно общались. Сафиуллина вела серьезные официальные программы, иногда и мне случалось вести вместе с ней. В те времена очень популярной стала программа по письмам зрителей, иногда и эти программы доводилось мне проводить, когда Амина Каримовна была в отпуске или занята в других передачах.
— Когда она сама приступила к работе на телевидении?
— Первой к зрителям через экран на татарском языке 1 ноября 1959 года обратилась Амина Каримовна. Открытие в ТАССР единственного в мире татарского телевидения стало невиданным ранее видом очень сложного искусства. Один из людей, кто заложил его основы, была Сафиуллина. К запуску подготовили около десятка специалистов высокого класса: режиссеров, редакторов, техников и инженеров. Все они пришли, набравшись опыта на радио, потому что там требования к технике речи были поставлены на очень высокий уровень. Одним из таких специалистов, как я уже говорил, была Амина Каримовна.
«Сафиуллина вела серьезные официальные программы, иногда и мне случалось вести вместе с ней»
— Сколько тогда было дикторов на телевидении?
— Сначала четверо: Амина Сафиуллина, Айрат Арсланов, Иркэ Сакаева и Абдулла Дубин. По мере того как время вещания возросло, добавились новые редакции, дикторов стало 6. В 1968 году я пришел, до этого Лия Загидуллина начала работать, потом Эльмира Хамматова, после к ним присоединилась Наиля Нугманова. Большая роль в воспитании дикторов была у Амины Каримовны, она за каждым из нас наблюдала. После того как проработала здесь диктором, Сафиуллина два десятка лет трудилась редактором литературно-художественных программ. Охватывала все направления: детское творчество, театр, концерты. Я думаю, успешной работе способствовал набранный ею опыт. В те времена требования были такие, что микрофонную папку после проверок редактора смотрел и визировал представитель главлита. Если на одной странице были одна-две поправки от руки редактора, то еще он мог подписать, если три — уже нет.
Знаете, что меня удивляло: она была целый день на телевидении, в постоянном контакте с союзом писателей и композиторов, детскими студиями и, несмотря на занятость, просматривала тексты всех пришедших на студию практикантов до того, как напечатать на машинке. Мне часто приходилось видеть, как Амина Каримовна сидит с практикантом, учит его, как ставить ударения, как найти главную мысль и соединить ее с другой. Казалось бы, пришел человек на практику, еще неизвестно, будет он работать на телевидении или нет, а она учила молодежь правильному татарскому языку, письму такими доступными словами, что просто поражало.
— Вас, наверное, тоже учила?
— Да, я тоже ведь был молодой, с экрана можно и ошибиться или прозвучать не той интонацией. Она могла поправить очень деликатно, находила такие слова, чтобы впредь ошибки не повторялись. За свою жизнь я столько текстов прочел, какие только микрофонные папки не видел, а у меня всегда перед глазами стоит пример Амины Каримовны. Ее дочь Альфия хранит фотоархив своей матери — это уважительное отношение меня очень радует, ведь порой дети даже не задумываются о пути своих родителей.
В те времена не было такого понятия, как звезда. И хорошо, что так. Амина Каримовна — выдающаяся личность, которая не кичилась свой звездностью и подняла на эталонный уровень профессию диктора. А сейчас «звездами» становятся, вернее, считают себя таковыми, исполнив только одну песню. Когда звезд становится больше, чем на небе, жизнь кажется ой какой непростой. (Смеется.)
«За свою жизнь я столько текстов прочел, какие только микрофонные папки не видел, а у меня всегда перед глазами стоит пример Амины Каримовны»
— Я сам, работая на телевидении, много раз видел, как Амина-апа после выхода на пенсию приходила на студию ТНВ…
— Да, ее приглашали на встречи с коллективом, она с удовольствием высказывалась о новых программах, новых людях. Внимательно следила за передачами нового формата — например, теми, которые вел Илфат Файзрахманов. Когда дикторов на телевидении заменили на ведущих, Амина Каримовна восприняла это как требование времени. Помню, 31 декабря в татарских новостях Илфат вышел в образе Деда Мороза и провел передачу, я же стал редактировать тексты. Стали требовать, чтобы журналисты сами озвучивали свои сюжеты, а это дорогого стоит, когда человек сам ездит на съемки, ощущает атмосферу, настрой озвучивает.
— Сама Амина-ханум ездила ли на съемки?
— Существовала такая программа «Редакциягә килде хат» («В редакцию пришло письмо»), после нее в трудовых коллективах проходили встречи со зрителями. Амина Каримовна, бывало, сама туда приезжала. В те времена не имелось интернета, поэтому такие встречи были долгожданными. Зрители делились своими мыслями по поводу программ, хотели видеть любимых дикторов вживую.
— Какие популярные передачи довелось вести Сафиуллиной и вам под ее руководством в качестве главного редактора литературно-художественных программ?
— Тогда была передача «Яңа елда яңа җыр» («Новая песня в новом году»), где зрители выбирали лучшие песни, исполненные в течение года, а потом они в середине января звучали в прямом эфире. Поэты и музыканты гордились тем, что их песня прозвучала в программе. Тогда худсовет телевидения не выбирал дешевых песен, только качественные проходили через них, потому что они сами платили гонорар.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.