Второй день ПМЭФ начался с яркой дискуссии на тему помощи федерального бюджета в задачах регионов Второй день ПМЭФ начался с яркой дискуссии на тему помощи федерального бюджета в задачах регионов Фото: Дмитрий Орлов, photo.roscongress.org

«Антон Германович, не смотрите на меня так…»

Второй день Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) начался с яркой дискуссии на тему помощи федерального бюджета в задачах регионов. Как оказалось, доля трансфертов снижается. По мысли министра финансов РФ Антона Силуанова, это чуть ли не прекрасно: доходы регионов растут — и они все меньше нуждаются в поддержке федерального центра. Но этот посыл вошел в клинч с критикой модератора сессии по национальным целям и региональному развитию Андрея Макарова — он возглавляет комитет Госдумы РФ по бюджету и налогам.

«Сегодня обсудим национальные цели с точки зрения регионального развития. Хочется посмотреть, достаточно ли у регионов средств, какие у них есть проблемы, — начал Макаров. — Антон Германович [Силуанов], не смотрите на меня так. Я понимаю, что от вас больше всего зависит судьба регионов. Помимо Москвы, конечно, — вы ей все равно ничего не даете».

Повышенное внимание к Силуанову в целом ощущалось добрую половину сессии. Макаров отчего-то пресекал панегирики, которые пытались послать в сторону министерства финансов депутаты, министры и губернаторы. «У нас все выступления сегодня начинаются со слов благодарности Силуанову. Давайте вынесем это [за рамки обсуждения]. Все уже поняли, что все благодарности идут Силуанову», — обратился к участникам Макаров. И кажется, не без доли раздражения. В этот момент министр финансов просто опустил голову в телефон — мол, стоит ли замечать откровенные колкости со стороны какого-то депутата Госдумы?

Потом Макаров обозначил первый тезис дискуссии. Доля федеральной помощи в бюджетах регионов снижается — с 14,8 до 12,9% за прошлый год. Этот камень, очевидно, полетел в огород ведомства Силуанова. «Также мы видим, что очень серьезно растут доходы регионов, но в этом году уже начинают проседать», — прошелся по статистике модератор. К примеру, НДФЛ у регионов страны с 2023 по 2024 год увеличился сразу на 26% до 8 трлн рублей. И при этом снизились отчисления по налогам на прибыль организаций на 4% до 5,8 трлн рублей.

Макаров обозначил первый тезис дискуссии. Доля федеральной помощи в бюджетах регионов снижается — с 14,8 до 12,9% за прошлый год Макаров обозначил первый тезис дискуссии. Доля федеральной помощи в бюджетах регионов снижается — с 14,8 до 12,9% за прошлый год Фото: Дмитрий Орлов, https://photo.roscongress.org/

Министр финансов при этом сразу открестился от таких обвинений — мол, прибыль растет, поэтому беспокоиться не о чем. «По моим данным, нет никаких „минус 4 процента“ — доля доходов растет. Поэтому и снижаются трансферты. Самостоятельность регионов повышается — это же здорово! Мы к этому и стремились. Трансферты же нужны для того, чтобы помогать регионам. Но база у всех должна быть собственная», — объяснял Силуанов.

«Видели бы вы сейчас лица губернаторов…» — снова кольнул Макаров. Но министра финансов это не смутило. Он дополнительно прошелся по всем мерам поддержки — бюджетные кредиты и списание долгов регионов. В марте этого года правительство приняло решение списать больше триллиона рублей бюджетных кредитов 79 регионам России. Списанные деньги направляют на инфраструктурные проекты и проекты в сфере ЖКХ. У Татарстана, к примеру, в начале года было 112,1 млрд рублей госдолга, а в апреле это значение уже фиксировалось на уровне в 99,2 миллиарда.

Силуанова поддержал министр строительства РФ Ирек Файзуллин. По его словам, регионы направили заявки по списанию долга на 1,1 трлн рублей, из которых удовлетворили уже 991 миллиард. «Схема отработана и расписана по годам. Сейчас с регионами отрабатываем, когда лучше проводить списание. Некоторые готовы сразу с 2025 года реализовывать свои программы», — сообщил Файзуллин.

Вступился за министра финансов и сидящий рядом с ним Владимир Ефимов — вице-мэр Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства. «Для любого региона важна стабильность и своя база, — начал он. — Если вы посмотрите на цифры, то увидите, что в сложные годы — в 2019-м, 2020-м — федеральный бюджет подал руку помощи регионам, когда был провал». И действительно, доля трансфертов в региональных бюджетах тогда варьировалась от 20,7 до 24% — это вдвое больше, чем сейчас.

Министр подчеркнул, что он против коммерческих кредитов: их необходимо брать только в случае крайней необходимости Министр подчеркнул, что он против коммерческих кредитов: их необходимо брать только в случае крайней необходимости Фото: Дмитрий Орлов, photo.roscongress.org

У регионов растет доля коммерческих кредитов: есть ли поводы для паники?

Дискуссия, масло в огонь которой по большей части подливал Макаров, на этом не остановилась. Следующий тезис депутата Госдумы: наблюдается рост коммерческих кредитов у регионов — до 8,4%, что более чем вдвое больше, чем было годом ранее.

«Вы же давали бюджетные кредиты, чтобы заместить коммерческие, — обратился депутат к Силуанову. — Мы возвращаемся [к той же проблеме]. Вам не кажется, что это как раз показатель того, что все идет не так уж и благополучно?»

Силуанов в свою очередь строго посмотрел на Макарова и ответил после небольшой паузы:

— Здесь, мне кажется, нужно спросить у регионов, почему растут коммерческие кредиты.

— Так вы сами все знаете! Зачем вам кого-то спрашивать? — перебил депутат.

Министр подчеркнул, что он против коммерческих кредитов: их необходимо брать только в случае крайней необходимости. «Может быть, эти кредиты берут такие крепкие регионы, как Москва, которые понимают, чем они будут гасить [долг]. Но все-таки 8,4 процента — это незначительно в общей массе задолженности», — закончил Силуанов. Но снова столкнулся с критикой Макарова. «Доля была на нуле, поэтому мы видим очевидный рост. Но если вы говорите, что все хорошо, значит, так оно и есть», — успокоился наконец депутат.

Для сравнения: в Татарстане, по данным на апрель этого года, нет прямых долгов казны перед банками. А в той же Нижегородской области по состоянию на 1 июня госдолг перед банками — 5,5 млрд рублей, причем к началу 2026-го прогнозируется рост почти в 7 раз…

Точку в споре поставил министр строительства и ЖКХ России Ирек Файзуллин. По его словам, сегодня у всех регионов уже есть допуск к системе проверки подрядчиков. Но следующий этап необходимо доработать Точку в споре поставил министр строительства и ЖКХ России Ирек Файзуллин. По его словам, сегодня у всех регионов уже есть допуск к системе проверки подрядчиков. Но следующий этап необходимо доработать Фото: Дмитрий Орлов, photo.roscongress.org

«Выбрали лучшего поставщика и сели за это в тюрьму»: что не так с №44-ФЗ о госзакупках

Еще одной темой для обсуждения стали вопросы государственных закупок. Сейчас развивается система скоринга для определения подрядчика. Но она в пух и прах разбивается о главный принцип №44-ФЗ — выигрывает тот, кто ставит меньше цену. Отсюда выползает проблема недобросовестности подрядчиков — ее на сессии обозначали губернаторы регионов.

«Мы активно пользуемся сервисом по оценке юрлиц и ИП при выборе поставщиков [по государственным закупкам]. Это вечная проблема, — заявил губернатор Рязанской области Павел Малков. — Появилась целая прослойка поставщиков, которые приходят на конкурс, выигрывают и начинают нам выкручивать руки. Они знают, что по федеральным деньгам мы очень сильно связаны, что мы не успеем расторгнуть контракт и заключить его заново. Поэтому ставят свои условия». По его словам, есть инструмент проверки будущего подрядчика, но он работает только в рамках закона №223-ФЗ, где часть контракта оплачивается из доходов компаний. В №44-ФЗ — одном из главных в сфере государственных закупок — такого способа проверки не предусмотрено.

Здесь начали обсуждать вопросы так называемого скоринга для рейтингования подрядных организаций — работу над этой системой завершили еще в 2023 году. На начальных этапах работы вылезли довольно серьезные проблемы, вспоминал руководитель федеральной налоговой службы (ФНС России) Даниил Егоров. «Нам говорили: „Ребят, вы, конечно, молодцы. Дождались, когда компания нарушила законодательство. Всех арестовали, получили звездочки [на погоны]. Но теперь встает вопрос: а где результат национального проекта?!“».

По его мнению, необходимо выбирать подрядчиков не только исходя из минимальной цены контракта, как это предусматривает №44-ФЗ, но и по рейтингу компаний. «Это вообще никак не противоречит конкуренции. Почему компания, которая выполняет все качественно и в срок, хуже той, которая тупо ставит минимальный ценник?» — заключил Егоров. 

Не может быть минимальная цена главным критерием к отбору! Регионы выбирают подрядчика, который сделает дороже, но зато гарантированно. А потом людей сажают в тюрьму, потому что они не выбрали того, кто дешевле.
Андрей Макаров Председатель комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам
Андрей Макаров председатель комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам

А затем Макаров гневно обрушился на закон №44-ФЗ, заявив, что все так или иначе вспоминают закон «нехорошими словами». «Та система [рейтингов и скоринга], которую вы сегодня обсуждаете, — замечательная. Только она находится в абсолютной противофазе с 44-м законом, — говорил депутат. — Если побеждает минимальная цена, то вся эта система [проверки подрядчика] бессмысленна».

Файзуллин вспомнил годы своей работы в минстрое РТ: «Критика Рустама Нургалиевича постоянная была в наш адрес»

Точку в споре поставил Файзуллин. По его словам, сегодня у всех регионов уже есть допуск к системе проверки подрядчиков. Но следующий этап необходимо доработать, чтобы прокуратура и все остальные органы учитывали результаты скоринга. «Да, это нарушение в вопросах конкуренции, но у нас нет другого решения», — считает Файзуллин.

А попутно министр строительства и ЖКХ РТ призвал глав регионов не экономить на зарплатах строителей. В госрасценках на стройку «сидят» зарплаты специалистов IV разряда. И, как подчеркнул Файзуллин, устанавливая низкую зарплату, регионы толкают стройкомпании, подрядившиеся на исполнение госконтрактов, на путь банкротства. Ведь расценки на госстройку теперь одинаковые по всей стране — регионы отличаются лишь базовыми зарплатами строителей. Но низкая зарплата, заложенная в госконтракт, вынуждает изворачиваться и искать деньги на ФОТ иными способами (скажем, за счет экономии на материалах), ведь люди банально не пойдут работать за эти деньги. И подрядчики действительно оказываются на грани банкротства.

Дискуссия закончилась на словах Файзуллина о том, что все эти вопросы правильные, но требуют времени на проработку. «Надеюсь, что те изменения, которые необходимо сделать по применению скоринга, мы совместно пройдем. Это все приведет к тому, что мы сделаем процесс более прозрачным», — резюмировал министр.