Идея создания в России национального мессенджера, одобренная Госдумой уже на уровне законопроекта, накануне получила свое развитие Идея создания в России национального мессенджера, одобренная Госдумой уже на уровне законопроекта, накануне получила свое развитие Фото: © Антон Антонов, photo.roscongress.org

«В этом зале кто-нибудь поднимет руку и подтвердит, что после ухода иностранных игроков в 2022 году перестал нормально жить?»

Идея создания в России национального мессенджера, одобренная Госдумой уже на уровне законопроекта, накануне получила свое развитие. Во-первых, соответствующий закон принял Совфед, а во вторых министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев заявил, что его ведомство рекомендует чиновникам перенести рабочую переписку в национальный мессенджер Max от компании VK. Но только госрегулированием социальную жизнь россиян в интернете не перепрограммировать, и одна из самых первых сессий на Петербургском международном экономическом форуме была посвящена национальным онлайн-платформам. Которые, если верить спикерам, уже почти быстрее, выше и сильнее западных.

«Инновация от Росконгресса! Они дали нам колокольчик! Если кто-то будет долго говорить, я буду доставать колокольчик и передавать слово следующему спикеру», — предупредил выступающих модератор сессии — дизайнер и блогер Артемий Лебедев. Звонить в него, впрочем, не пришлось: спикеры рапортовали об успехах на отечественном IT-поприще емко и не выходя за временные рамки.

«Инновация от Росконгресса! Они дали нам колокольчик! Если кто-то будет долго говорить, я буду доставать колокольчик и передавать слово следующему спикеру», — предупредил выступающих модератор сессии — дизайнер и блогер Артемий Лебедев «Инновация от Росконгресса! Они дали нам колокольчик! Если кто-то будет долго говорить, я буду доставать колокольчик и передавать слово следующему спикеру», — предупредил выступающих модератор сессии — дизайнер и блогер Артемий Лебедев Фото: © Антон Антонов, photo.roscongress.org

Замглавы минцифры РФ Сергей Кучушев напомнил, что отечественные сервисы начали развиваться еще раньше зарубежных — еще в 90-х годах. Однако в 2010-х на наш рынок пришли глобальные игроки и прочно заняли свои места. «В этом зале кто-нибудь поднимет руку и подтвердит, что после ухода иностранных игроков в 2022 году перестал нормально жить?» — задал вопросу присутствующим чиновник. Пара слушателей посетовали на уход сервисов, связанных с туризмом, например Booking.com, приложений по аренде автомобилей и сервисов для проведения тренировок. Но в целом и российские сервисы развиваются, пришли к выводу участники сессии. Вот только проблема с кадрами мешает.

Кучушев тут предложил развивать законодательство об инвестировании и механизмы, помогающие удержать кадры. И компаниям самим не мешало бы поработать в этом направлении. «Программа, которая позволила бы сотруднику чувствовать, что он является частью бизнеса, акционером, может отвечать за результат роста акций — это то, что нам необходимо делать. Потому что такие простые механизмы позволят создавать и выдерживать кадры как большим компаниям, когда они конкурируют с глобальными игроками, так и маленьким компаниям, которые только сейчас, на уровне стартапа, либо уже чуть выше стартапов создают свою команду», — отметил замглавы ведомства.

Сергей Кучушев предложил развивать законодательство об инвестировании и механизмы, помогающие удержать кадры Сергей Кучушев предложил развивать законодательство об инвестировании и механизмы, помогающие удержать кадры Фото: © Антон Антонов, photo.roscongress.org

Еще один вопрос — как регулировать платформы. Кучушев, например, подтвердил, что рано или поздно регулирование точно появится. Пока «трендовыми» направлениями во всем мире становятся искусственный интеллект и открытые медиа. Процесс «вписания» ИИ в законодательство «запущен, и все находятся в некоем раздумье». На очереди — данные, используемые открытыми медиа, которые, по мнению члена комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антона Немкина, «нужно приземлять»: «Это обоснованный подход, в этом направлении наша страна является одним из пионеров».

— Надо сказать, что американцы тоже все локализовывают, — заметил Лебедев.

— Они локализовывают, но публично демонстрируют позицию открытости.

— Они просто это очень мягко делают, у них пиар лучше! — высказался дизайнер.

Степан Ковальчук отметил, что еще совсем недавно гонка с «соцсетями-гигантами» давила, пользователи неизбежно перетекали туда, и создавалось ощущение, что в перспективе 10–12 лет мы проиграем» Сергей Ковальчук отметил, что еще совсем недавно гонка с «соцсетями-гигантами» давила, пользователи неизбежно перетекали туда, и создавалось ощущение, что в перспективе 10–12 лет мы проиграем Фото: © Антон Антонов, photo.roscongress.org

Топ-менеджер VK: «Когда спрашивали, кому стало хуже, когда ушли иностранные компании, я хотел поднять руку…»

«К сожалению, мы боремся не столько с конкурентами внешними, сколько с желанием человека выйти во двор погулять….» — начал рассказ о том, чем сейчас живет VK, старший вице-президент по медиастратегии и развитию сервисов компании Степан Ковальчук. Сейчас во «ВКонтакте» зарегистрированы 90% россиян (очевидно, работоспособного возраста), однако, признает спикер, далеко не для всех российская соцсеть — «платформа первого выбора», поэтому есть куда расти.

«Когда спрашивали, кому стало хуже, когда ушли иностранные компании, я хотел поднять руку…» — отметил Ковальчук. Сейчас работы стало намного больше, однако и мотивации прибавилось. Еще совсем недавно гонка с «соцсетями-гигантами» давила, пользователи неизбежно перетекали туда и создавалось ощущение, что в перспективе 10–12 лет мы проиграем. Сейчас же, по словам топ-менеджера, все изменилось. «Дети идут туда, и через 5–10 лет они не будут знать, что иностранные платформы были доминирующими, для них будет естественно находиться в российских», — дал оптимистичный прогноз спикер. Пока мы находимся в переходном этапе, где у некоторых людей остаются «фантомные боли».

Тем не менее надо не просто соответствовать уровню иностранных площадок, но и пытаться «удивлять» российских пользователей. «Мы много смотрим на YouTube, его продуктовое развитие. Мы много лет его активно догоняли. <…> Но, вы знаете, за счет того, что они огромные махины, они перестали экспериментировать, рисковать. Там ничего не менялось десятилетиями!», — сказал Ковальчук. В этом смысле «VK Видео» и другие российские видеосервисы «острее», убежден спикер. Однако, судя по апрельским данным Mediascope, «устаревший» и замедленный YouTube стал самым популярным видеохостингом у россиян наравне с платформой VK. «Количество ежедневных пользователей (DAU) популярных в России видеохостингов в марте 2025 года: „VK Видео“ — 41,1 млн человек, YouTube — 28,9 млн человек», — говорилось в исследовании.

Александр Жаров: «После начала СВО Google просто наплевал на российских пользователей. Серверы перестали обновляться, сеть перестала расти, реклама пропала. И результат налицо. Лидирующий сервис находится в тренде падения» Александр Жаров: «После начала СВО Google просто наплевал на российских пользователей. Серверы перестали обновляться, сеть перестала расти, реклама пропала. И результат налицо. Лидирующий сервис находится в тренде падения» Фото: © Антон Антонов, photo.roscongress.org

Впрочем, генеральный директор АО «Газпром-Медиа Холдинг» и экс-глава Роскомнадзора Александр Жаров поделился иными цифрами: «На 1-м месте среди российских видеосервисов VK — у него 93 миллиона пользователей на сегодня, на 2-м месте Rutube c 80 миллионами, а YouTube на 3-м месте с 78 миллионами». При этом, подчеркнул, выступающий, дело вовсе не в замедлении. «Я считаю, тут не надо говорить, что это государство, режим заблокировал. Я, когда работал в Роскомнадзоре, помню, с каким вниманием Google относился к сети кеширующих серверов на территории РФ. После начала СВО Google просто наплевал на российских пользователей. Серверы перестали обновляться, сеть перестала расти, реклама пропала. И результат налицо. Лидирующий сервис находится в тренде падения», — заявил Жаров. Спикер проанонсировал создание единой цифровой платформы, которая сгруппирует под своим крылом Rutube, онлайн-кинотеатр Premier и соцсеть Yappy. Это должно произойти уже в первом полугодии 2026 года.

Семен Теняев: «Мы начали импортозамещение — это правильно! Данные — новое золото, они должны быть в России» Семен Теняев: «Мы начали импортозамещение — это правильно! Данные — новое золото, они должны быть в России» Фото: © Антон Антонов, photo.roscongress.org

«Мы отключили все сервисы, которые связывают нас с внешним миром, а во внешнем мире есть дружественные страны»

Но российские сервисы не только варятся в своем кипятке. Rutube, по словам Жарова, смотрят не только в России, но и за границей. В тройке лидеров — Казахстан, Беларусь и… США. Причем Америка находится на 2-м месте с 144 млн просмотров. «Нью-Йоркщина, родная! Много русскоговорящих людей», — объясняет экс-глава Роскомнадзора ситуацию.

Однако в создании собственных платформ и блокировке зарубежных есть свои нюансы, обратил внимание основатель российской соцсети для делового общения TenChat Семен Теняев. «Вчера мне в TenChat написал замминцифры Индии! У нас нет замминцифры Российской Федерации, но есть в Индии. Он говорит: „Мы хотели бы встречу с „ФосАгро“, у нас контракт классный, могли бы сделать“. На кону — сделка 50 миллионов долларов в месяц! Мы начали импортозамещение — это правильно! Данные — новое золото, они должны быть в России, но мы отключили все сервисы, которые связывают нас с внешним миром, а во внешнем мире есть дружественные страны, которые хотят вести с нами бизнес, деньги», — рассказал Теняев.

Возникший казус подвиг выступающего обратиться в правительство с предложением создать соцсеть для стран БРИКС, однако минцифры, МИД и минпромторг лишь перенаправили друг к другу. Теняев предложил создать единую структуру, отвечающую за импортозамещение. «Мы можем создать экспортный маркетплейс наших технологий и продавать так же, как продают китайцы, — за ноль какой-то стране. Говорить дружественным странам: „Ребят, смотрите, мы можем дать вам платформу, где данные будут на вашей стороне“, — по сути, дарить технологию стране, и дальше, что называется, подсаживать на наши технологии. Это тот путь, который должен начаться после импортозамещения. Сначала мы оборонялись, коллеги, и все-таки я предлагаю силенок поднакопить и перейти к контрнаступлению. 1941 год закончился, пора на чужой полянке играть!»