Главными темами для обсуждения стали введение дифференцированных тарифов на электроэнергию и переход на эталонное регулирование сетевых компаний Главными темами для обсуждения стали введение дифференцированных тарифов на электроэнергию и переход на эталонное регулирование сетевых компаний Фото: Земфира Тухфатуллова

Отсрочили, насколько смогли

Накануне в стенах Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ) прошло заседание коллегии госкомитета Татарстана по тарифам. Главными темами для обсуждения стали введение дифференцированных тарифов на электроэнергию и переход на эталонное регулирование сетевых компаний. Модерировал встречу председатель комитета Александр Груничев, также участие принял директор АО «Татэнергосбыт» Рифнур Сулейманов и прибывший из Москвы начальник управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев.

Из двух вопросов ближе всего к народу — ввод дифференцированных тарифов на электричество. Дифтарифы начнут действовать в Татарстане с 1 января 2026 года. Главное нововведение — оплата за электроэнергию станет зависеть от объемов месячного потребления. Что-то вроде прогрессивной шкалы налогообложения. Но если размер налога зависит от того, сколько гражданин зарабатывает, то размер тарифа на электричество будет зависеть от того, сколько домохозяйство потребляет энергии.

Тарифы будут дифференцированы по трем диапазонам. Границы каждого из диапазонов регионы станут определять самостоятельно, при этом они должны быть не выше предельных уровней, установленных федеральной антимонопольной службой:

  • первый диапазон должен быть определен на уровне не более 3,9 тыс. кВт⋅ч в месяц — здесь будет применяться стандартный тариф;
  • второй диапазон — от 3 901 до 6 тыс. кВт⋅ч в месяц, здесь применят экономически обоснованный тариф, установленный с учетом полной стоимости услуг по передаче электроэнергии;
  • третий диапазон — свыше 6 001 кВт⋅ч в месяц, здесь тариф на электроэнергию будет сформирован не ниже цены для коммерческих потребителей на низком уровне напряжения.

Фото предоставлено комитетом РТ по тарифам

Любопытно, что 76 регионов России уже перешли на дифтарифы с начала этого года, а вот Москва, Татарстан и еще несколько регионов сумели «отсрочить» нововведение в связи с тем, что в этих субъектах не превышена установленная норма перекрестного субсидирования (когда относительно низкие цены на электроэнергию для населения удерживаются из-за того, что разница компенсируется за счет высоких тарифов на электричество для бизнеса).

Ранее Груничев и вовсе высказывался против введения такой тарификации. «Сам лично я отношусь отрицательно к установлению дифференцированных тарифов. Пока мы считаем, что более правильно для населения иметь единый тариф, который дифференцирован только для города и села», — говорил он.

Средний объем потребления электроэнергии семьей в квартире в Татарстане варьируется от 250 до 350 кВт⋅ч в месяц Средний объем потребления электроэнергии семьей в квартире в Татарстане варьируется от 250 до 350 кВт⋅ч в месяц Фото: © Стрингер, РИА «Новости»

Есть три сценария

Зампредседателя комитета по тарифам РТ Сергей Павлов в своем выступлении отметил, что у республики есть три варианта действия дифтарифов — в зависимости от различных сценариев объема потребления населения. Стоит отметить, что эти сценарии разработаны исходя из фактических данных о потреблении электроэнергии в 2024 году, т. е. так, как если бы дифтариф был введен в Татарстане уже с начала этого года.

При первом сценарии РТ полностью перенимает федерально установленные диапазоны, в таком случае изменения коснутся 0,2% потребителей.

Второй вариант построен на практике других регионов, он предполагает первый диапазон на уровне не более 2,5 тыс. кВт⋅ч в месяц, второй — от 2,5 тыс. до 3,9 тыс. кВт⋅ч и третий — более 3,9 тыс. кВт⋅ч. При таких вводных новшества повлияют на кошельки всего 0,5% потребителей.

Третий сценарий еще серьезнее сужает круг потребителей первого и второго диапазонов: первый диапазон — до 1,2 тыс. кВт⋅ч в месяц, второй — от 1,2 тыс. до 1,9 тыс. кВт⋅ч и третий — свыше 1,9 тыс. кВт⋅ч. Третий сценарий может быть реализован в связи с предполагаемыми изменениями в федеральном законодательстве, которые как раз сместят порог первого диапазона до 1,2 тыс. кВт⋅ч. В случае реализации этого сценария перемены затронут уже 1,5% населения.

Фото предоставлено комитетом РТ по тарифам

Какой из сценариев в итоге выберет Татарстан, пока неизвестно. Единственное, в чем заверили выступающие, — при любом сценарии 98% жителей республики не заметят никаких изменений в своих расчетках. Например, средний объем потребления электроэнергии семьей в квартире в Татарстане варьируется от 250 до 350 кВт⋅ч в месяц (от 3 тыс. до 4,2 тыс. кВт⋅ч в год), в зависимости от размера семьи, количества приборов и предпочтений проживающих.

В частном доме средний объем потребления электроэнергии семьей варьируется от 400 до 600 кВт⋅ч в месяц (от 4,8 тыс. до 7,2 тыс. кВт⋅ч в год). Таким образом, основной потребитель не дойдет до порогового значения первого диапазона. Более того, при введении дифференциации будут предусмотрены и меры социальной поддержки, которые включают установление понижающих коэффициентов (от 0,7 до 1) для различных диапазонов потребления и утверждение сезонного коэффициента (1,8) на время отопительного сезона для негазифицированных домов с электроотоплением, в том числе СНТ.

Приведем более конкретные цифры в пересчете на рубли:

  • Тариф 1-го диапазона — «льготный». Цена на электроэнергию не превышает тех предельных значений, которые ФАС установила для каждого региона. Его задача — поддержка социально незащищенных слоев граждан. Стоимость предполагается в размере 5,73 рубля за кВт⋅ч.
  • Тариф 2-го диапазона — «экономически обоснованный». Он учитывает стоимость услуг по передаче электроэнергии в экономически обоснованном размере. Примерная стоимость — 6,52 рубля за кВт⋅ч.
  • Тариф 3-го диапазона — «как для коммерческих потребителей». Он формируется на основе рыночных цен как для предпринимателей. Его цена составит 10,51 рубля за кВт⋅ч.

Отметим, что на сегодняшний день для большинства жителей РТ, т. е. для городского населения, проживающего в домах с газовыми плитами, тариф за электроэнергию установлен в размере 5,73 рубля за кВт⋅ч (включая НДС).

Руководитель «Татэнергосбыта» Сулейманов отметил, что в Татарстане 1 млн 870 тыс. лицевых счетов, из них:

  • 1 млн 869 тыс. (99,89%) лицевых счетов с потреблением в диапазоне от 0 до 3,9 тыс. кВт⋅ч;
  • 1 тыс. 293 (0,07%) лицевых счета с потреблением в диапазоне от 3 901 до 6 тыс. кВт⋅ч;
  • и всего 815 (0,04%) лицевых счетов с потреблением в диапазоне более 6 тыс. кВт⋅ч.

Уже со следующего года майнерам Татарстана придется серьезно раскошелиться. Слишком лояльные цены на электроэнергию для майнеров изначально являлись одним из рычагов для введения дифтарифов Уже со следующего года майнерам Татарстана придется серьезно раскошелиться. Слишком лояльные цены на электроэнергию для майнеров изначально являлись одним из рычагов для введения дифтарифов Фото: www.freepik.com

Кто заплатит больше: супермаркеты в формате «у дома», небольшие пекарни, лесоперерабатывающие производства

Если среднестатистические домохозяйства, судя по приведенным расчетам, не должны пострадать от введения дифтарифов, то кому же придется платить почти 11 рублей за кВт⋅ч? Тем, кто под видом населения оплачивает электричество по «льготному» тарифу, но пользуется им вовсе не в бытовых масштабах.

«Мы составили аналитику с гарантирующим подсчетом и увидели, что у нас есть такие потребители, которые оплачивают электроэнергию по тарифу населения, но, исходя из всех статистических выкладок, не могут использовать ее исключительно для бытовых нужд. То есть здесь стоит вопрос о том, что эта электроэнергия используется не по назначению — для какой-то предпринимательской деятельности. Кто использует более 500 кВт⋅ч в месяц? Это супермаркеты в формате „у дома“, небольшие пекарни, небольшие лесоперерабатывающие производства», — поделился наблюдениями Павлов.

Также в число таких предприятий вошли школы с учащимися до тысячи человек и районные больнице. Свыше 1 тыс. кВт⋅ч потребляют торговые центры, логистические и бизнес-центры с квадратурой до 5 тыс. кв. метров. Выходит, что электроэнергия недобросовестно используется по заниженному тарифу.

Также дифтарифы гарантированно затронут тех, кто занимается майнингом. А ведь только пару дней назад эксперты включили Татарстан в число самых выгодных для майнинга регионов России (РТ вошла в тройку лидеров субъектов РФ, где дешевле всего содержать от 3 до 12 майнинг-машин). Выходит, что уже со следующего года майнерам Татарстана придется серьезно раскошелиться. Слишком лояльные цены на электроэнергию для майнеров изначально являлись одним из рычагов для введения дифтарифов. К примеру, экс-замминистра энергетики РФ Павел Сниккарс заявлял, что эта мера как раз поможет бороться с серым майнингом.

А чьи «карманы пополнятся» от платежей этих 2% «осчастливленных» пользователей? Груничев предположил, что основным выгодоприобретателем при введении дифтарифов в Татарстане станет «Татэнергосбыт». И обратился к руководителю гарантирующего поставщика с вопросом: «Так ведь?» Сулейманов, кажется, не нашел что ответить, а Груничев подколол, мол, «молчание — знак согласия».

Однако начальник управления регулирования электроэнергетики ФАС России Васильев в ходе своего доклада отметил, что догадки председателя комитета по тарифам республики неверны, ведь все доходы от оплаты электроэнергии через гарантирующего поставщика оседают в Сетевой компании (в Татарстане — АО «Сетевая Компания» Ильшата Фардиева), а не у гарантирующего поставщика.

Вместе с тем на дополнительный запрос «БИЗНЕС Online» зампредседателя комитета по тарифам РТ Павлов ответил, что Сетевая компания, в отличие от «Татэнергосбыта», не является гарантирующим поставщиком и напрямую с населением не работает. Впрочем, и без тарифных новшеств Сетевая неплохо зарабатывает. Только по итогам 2023 года СК собрала с населения 6,1 млрд рублей (плюс 11% к 2022-му).

При определении тарифов будут учитываться не «хотелки» предприятий, а некие эталонные показатели затрат сетевых организаций с учетом их технических характеристик: протяженность сетей, количество и мощность оборудования При определении тарифов будут учитываться не «хотелки» предприятий, а некие эталонные показатели затрат сетевых организаций с учетом их технических характеристик: протяженность сетей, количество и мощность оборудования Фото: «БИЗНЕС Online»

Сетевые компании «отарифят» эталонно

На этом нововведения не закончатся. С 1 января 2026 года в России будет введен эталонный метод операционных расходов сетевых организаций. В настоящий момент проект постановления правительства РФ проходит необходимые стадии согласования, утвердить его планируют в июле этого года, сообщили на мероприятии.

Сейчас затраты сетевых компаний рассчитываются методом экономически обоснованных расходов. Это означает, что компания доказывает госкомитету по тарифам необходимые для ее деятельности затраты на следующий год, а затем эти затраты индексируются в соответствии с инфляцией, ростом себестоимости и т. п. Новый подход направлен на определение обоснованного уровня операционных затрат — все ради исключения неэффективных трат.

Фото предоставлено комитетом РТ по тарифам

При определении тарифов будут учитываться не «хотелки» предприятий, а некие эталонные показатели затрат сетевых организаций с учетом их технических характеристик: протяженность сетей, количество и мощность оборудования. Также будут учитываться региональные факторы: плотность населения, климат и т. п. Предполагается, что установленные эталоны станут пересматриваться ФАС раз в три года, а учет повышения эффективности будет проведен после завершения переходного периода.

«Эталонное регулирование представляет собой подход к тарифообразованию в электроэнергетике, который обеспечивает ряд существенных преимуществ для всех участников рынка», — заверил Павлов. В первую очередь речь идет о «прозрачности и упрощении процедуры формирования тарифов». Также эталонные тарифы в теории должны будут стимулировать организации к повышению производительности и эффективности.

В то же время «эталон» критикуют за сложность учета индивидуальных особенностей регионов и конкретных организаций, риск некорректного выбора аналогов и возможные манипуляции с данными.

«Надеемся, что постановление выйдет в этом году и мы все операционные расходы сетевых компаний приведем к эталонам. Это позволит повысить как прозрачность, так и понятность для обычного обывателя», — помечтал Груничев.

Однако практика показывает, что любые реформы в тарифной сфере ведут к их росту для населения. Вот и «Коммерсантъ» со ссылкой на материалы ФАС пишет, что введение эталонов предполагает изменение тарифов на передачу электроэнергии нарастающим итогом в 2026–2028 годах в размере 2,8%. Однако Павлов подчеркнул, что введение эталонных затрат не повлияет на счета потребителей.

От перехода на эталонное регулирование сетевым компаниям также не стоит ждать каких-то приятных сюрпризов. «По предварительным расчетам, доходы от введения эталонов при формировании тарифов для территориальных сетевых организаций не увеличиваются, поскольку эталонное регулирование предполагает определение расходов сетевой организации, исходя из количества и характеристик объектов электросетевого хозяйства», — пояснил Павлов.