Владимир Путин собрал совет по реализации госполитики в сфере поддержки русского языка и языков народов России, который возглавляет экс-депутат Госдумы от Татарстана Елена Ямпольская Владимир Путин собрал совет по реализации госполитики в сфере поддержки русского языка и языков народов России, который возглавляет экс-депутат Госдумы от Татарстана Елена Ямпольская Фото: kremlin.ru

Надо использовать кириллицу, а не «кашу» из латиницы

В преддверии Дня русского языка, который отмечается в день рождения Александра Пушкина, Владимир Путин собрал совет по реализации госполитики в сфере поддержки русского языка и языков народов России, который возглавляет экс-депутат Госдумы от Татарстана Елена Ямпольская. Президент напомнил, что в прошлом году он поручал разработать проект основ государственной языковой политики, призванный обеспечить «развитие и защиту русского языка как госязыка и доминанты общероссийской гражданской идентичности», создать допусловия для сохранения и поддержки языков других коренных народов России. С его слов, документ уже готов.

«Среди основных задач государственной языковой политики — повышение качества преподавания русского языка на всех уровнях общего и профессионального образования, а также внедрение единой сбалансированной методологии преподавания русского языка и литературы в школах, создание на ее основе единой линейки школьных учебников и учебных пособий. Принципиально важно последовательно избавляться от вульгарных и механических иностранных заимствований, которые не обогащают, а напротив, засоряют, коверкают наш язык. Тем более если те или иные термины давно имеют аналоги в русском языке. Да и в общественном пространстве следует использовать наш исторический алфавит — кириллицу, а не „кашу“ из латиницы и других символов», — отметил глава государства.

Владимир Владимирович в рамках реализации основ госполитики предложил со следующего года по аналогии с «Пушкинской картой» запустить «Детскую книжную карту» с номиналом в 3 тыс. рублей, рассчитанную на детей 3–6 лет. Издания, которые можно будет приобрести на эту карту, должны отбираться известными литераторами, детскими психологами, специалистами дошкольного образования и воспитания. Ямпольская предложила назвать карту «Золотой ключик», которым для ребенка открывается дверь в мир большой литературы. Президент также попросил не затягивать с разработкой нового закона о языках народов РФ, включающего госреестр этих языков. И не забыть внести предложения по продвижению и популяризации русского языка в Донбассе и Новороссии.

Путин добавил, что в стране на один праздник станет больше — 8 сентября предлагается объявить Днем языков народов России (в день рождения дагестанского поэта Расула Гамзатова). Президент подчеркнул, что одним из самых действенных инструментов продвижения русского языка и литературы является празднование памятных дат, например 225-летие Пушкина. А в 2028-м исполнится 225 лет со дня рождения Федора Тютчева.

«Мы часто его цитируем: „Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…“ Но его наследие выходит далеко за рамки стихотворных форм. Публицист, государственный и политический деятель, дипломат Тютчев был истинным патриотом, человеком образованным, широко мыслящим, мудрым. Обращаясь в одной из своих работ к европейцам (это была работа об отношениях России и Германии), по сути, он обращался ко всем европейцам. Он писал: Россия готова уважать вашу историческую законность, но и вы со своей стороны научитесь уважать нас в нашем единстве и силе», — подытожил президент.

Путин добавил, что в стране на один праздник станет больше — 8 сентября предлагается объявить Днем языков народов России Путин добавил, что в стране на один праздник станет больше — 8 сентября предлагается объявить Днем языков народов России Фото: kremlin.ru

«Тукай, Карим, Кугультинов, Джалиль, Рытхэу…»

Основы госполитики готовы и согласованы с профильными ведомствами, заявила Ямпольская и показала распечатанный документ. «Надеюсь, что этот документ отвечает тем высоким требованиям, о которых вы сказали», — с надеждой отметила она. А вот с новой версией закона о языках народов РФ (согласно поручению, законопроект нужно было внести в Госдуму до 1 мая 2025 года) совет задержался. Путин обратил на это внимание во вступительном слове, а Ямпольская подтвердила, что замечание «справедливое». Но буквально на днях «очень плотно» вопрос обсуждался с министром науки и высшего образования РФ Валерием Фальковым, и было решено «форсировать» разработку. «Думаю, в ближайшее время мы эту работу активизируем и успешно ее завершим», — заметила помощник президента. Совет уже предложил две версии закона, но головной исполнитель — минобрнауки. Хоть Ямпольская и заверила, что совет и правительство нашли общий язык, видимо, отдельные вопросы остались.

Аналогичная ситуация и с законом, ограничивающим употребление латиницы и англицизмов, призналась докладчица. Пока что законопроект принят Госдумой только в первом чтении. «Не скрою, что с разных сторон предпринимаются попытки вывести различные сферы из-под действия данного закона. Например, рекламу, коммерческие обозначения, то есть все-таки максимально латиницу вокруг нас сохранить», — переживала Ямпольская, но добавила, что находится с коллегами в диалоге и рассчитывает, что дело будет доведено до конца.

С выполнением поручения президента по созданию букваря дела обстоят успешнее. Уже даже готов «праздничный» и одновременно «строгий» макет обложки, отчиталась Ямпольская и продемонстрировала его Путину. «Мне кажется, что такого красивого букваря у нас не было давно, а может быть, на самом деле и никогда», — восхищалась спикер. Она попросила приложить свою руку к учебнику и самого президента и обратиться на первой странице к каждому первокласснику.

Полным ходом идет работа над единой государственной линейкой учебников по русскому языку и литературе, продолжала отчет Ямпольская. И тут важно учитывать, каков современный ученик. Поэтому нужно не только следовать лучшим традициям, но и «быть в лучшем смысле этого слова современными». «Ясно, что речь идет не о том, чтобы поменять „Мама мыла раму“ на „Мама мыла Алису“. Все намного сложнее и тоньше. Но когда мы в пятом классе предлагаем детям учить поговорку „Не учась, и лапти не сплетешь“, я не уверена, что подобную мотивацию к учебе можно считать достаточной», — объясняла Ямпольская.

Другой важный вопрос: какого гражданина планируется вырастить на этих учебниках? В первую очередь нужно научить отличать добро от зла, уверена помощник президента. Она вспомнила советские «классовые» методы преподавания литературы, где рассказывали о том, как Некрасов боролся с «уродливыми проявлениями крепостничества». Однако для целостности картины важно рассказать, как жили свободные рабочие в Англии. «Тот же самый Тютчев цитировал непредвзятое мнение, что в Соединенном Королевстве существует, по крайней мере, миллион людей, которые много бы выиграли, если бы их сослали в Сибирь», — заметила Ямпольская

В целом же подход к созданию учебников «можно назвать патриотическим». В новых пособиях исходят из того, что российская литература — одна из величайших в мире. А при изучении зарубежных авторов делается упор на отечественную школу перевода. Кроме того, в каждом классе должна быть представлена литература народов России. «Тукай, Карим, Кугультинов, Джалиль, Рытхэу, тот же Гамзатов — это далеко не полный список имен. И такой системности до сих пор в этом вопросе не было», — резюмировала спикер.

При этом не было сказано ни слова о грядущих изменениях в федеральном государственном образовательном стандарте, предлагаемых минпросвещением РФ. Исполняя протокольное поручение президента от 30 декабря 2024 года, ведомство планирует заменить понятие «родной язык» на «язык народа РФ», что вызвало неоднозначную реакцию среди языковых активистов и экспертов в регионах страны.

В угоду Ямпольской: «родные языки» вымарывают из образовательного стандарта

Буква Ё — национальное достояние, а что у нас с изучением Пушкина?

В остальной части совещания шла речь о самых разных вещах, но, разумеется, связанных с русским языком. Например, заведующая кафедрой русского языка как иностранного в Дальневосточном федеральном университете Лилиана Воронова предложила создать центры русского языка на базе национального центра «Россия» и его филиалов в регионах, где будет звучать русское слово. Во Владивостоке его можно назвать «Русское слово на Тихом океане», предложила кандидат педагогических наук. А объясняя разницу между русским и другими языками, назвала букву Ё национальным достоянием. «Я очень люблю букву Ё. Считаю, что мы должны ей уделить соответствующее внимание как нашему национальному достоянию…» — отметила она. Владимир Владимирович многозначительно улыбнулся и ответил, что «сделает все, чтобы поддержать» проект.

Ректор Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования Александр Рудяков предложил масштабировать съезд русистов Крыма до освобожденных территорий. «Хочу реализовать свою давнюю мечту и выразить вам личную благодарность за март 2014 года, за возможность жить в родной стране и говорить на родном русском языке», — обратился доктор филологических наук.

Министерство просвещения РФ проверило все 39 тыс. школьных библиотек и подготовило единый список книг для внеклассного чтения, доложил руководитель ведомства Сергей Кравцов. Оказалось, были вопросы к качеству книг в таких библиотеках, и речь шла, разумеется, не о состоянии страниц и переплета. Хотя директор Российской государственной детской библиотеки Мария Веденяпина пожаловалась, что порой книги просто не доходят до маленьких библиотек. На что министр культуры РФ Ольга Любимова сообщила, что острая нехватка книг будет решена в ближайшие годы. «Красиво звучит, но надо посмотреть по распределению трансферов», — поручил глава государства.

В остальной части совещания шла речь о самых разных вещах, но, разумеется, связанных с русским языком В остальной части совещания шла речь о самых разных вещах, но, разумеется, связанных с русским языком Фото: kremlin.ru

«Действительно, есть потребность в качественной литературе. Если посмотреть в целом — литература есть в школьных библиотеках. Но вопрос ее качества. У нас, к сожалению, вы знаете, фактически каждая школа работала по своей программе и не было списка внеклассной литературы. <…> Мы подготовили список дополнительной, внеклассной литературы, которая должна быть в каждой библиотеке», — рассказал министр. Чтобы доделать список и представить в деталях, он попросил еще месяц.

Далее Путин поинтересовался у Кравцова: «А что у нас сейчас с изучением Пушкина в школе?» Все-таки у великого русского писателя завтра день рождения. Министр объяснил, что поэта начинают изучать с начальной школы — сказки, стихотворения… «Когда была примерная программа и каждая школа фактически сама определяла, какие произведения изучать, то не всегда должное внимание уделяли, в том числе и изучению Александра Сергеевича. Сегодня бо́льшая часть программы посвящена изучению наших, отечественных поэтов, писателей», — ответил Кравцов, добавив, что большое внимание уделяется писателям Великой Отечественной войны.

Но Путин ответ на вопрос не получил и уточнил еще раз: «Вы считаете, что в начальных и старших классах все выстроено по поводу изучения классики, в том числе Пушкина?» Министр ответил утвердительно. «Все произведения как Пушкина, так и других классиков отражены в основной и дополнительной программах. Если нужны какие-то изменения — мы всегда готовы дополнить, что-то поправить», — сказал Кравцов. Президент согласился и обратился ко всем присутствующим с просьбой: «Если какие-то идеи возникают, вы, пожалуйста, нам направляйте — и мы обязательно это отработаем. Если вы видите какие-то пробелы, пожалуйста, без всякого стеснения. Для этого и существует совет».

Впрочем, директор Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ Радиф Замалетдинов, который принимал участие в совете, данной возможностью не воспользовался. Побоялся, что больше не позовут?..