«Когда мы живем на земле, у нас душа существует вместе с телом. Что она представляет без тела — мы не знаем, не можем ощутить., — говорит главный раввин Казани и Татарстана Ицхак Горелик. Вместе с основателем казанского предприятия «Ритуал PRO» Станиславом Зарубиным он разбирает понятия бессмертия души и рассказывает о похоронных обрядах, которых придерживаются иудеи. Разрешена ли кремация в иудаизме, что происходит с душой после кончины и почему смерть — это не конец, а рождение не начало? Обо всем этом — в очередном выпуске проекта «Беседы о земном и вечном».
Ицхак Горелик: «Согласно написанному, душа вечная, она не рождается, не появляется и не исчезает, она как Бог»
«Душа может несколько раз быть в нашем мире»
— Ребе, мне, как профессиональному организатору похорон, часто задают вопросы о тех или иных религиозных обрядах. Мы рассказываем нашим клиентам о вещах, которые необходимо совершать в момент ухода человека из жизни. В нашем проекте «Беседы о земном и вечном» вышли беседы с представителями ислама и православия. Хотелось бы узнать и о похоронных традициях в иудаизме. Что делать правоверному иудею, когда уходят из этой жизни его близкие? Так получилось, что информацию об обрядах вашего народа мы мало знаем. Что происходит с душой еврея? Говорят, что в вашей религии нет такого понятия, как рай и ад. В общем, вопросов много.
— Я думаю, прежде чем разговаривать о деталях похорон, надо больше глобально говорить о душе. Это очень важная тема. Во-первых, потому что касается каждого человека. Начнем с того, что смерть — это не конец, как и рождение — это не начало. Очень важно понять, что у человек есть душа и тело.
— А что такое душа?
— Очень сложно объяснить, как она существует. Но, когда мы живем на земле, у нас душа существует вместе с телом. Что она представляет без тела — мы не знаем, не можем ощутить. Все, что знаем, нам передали в Торе наши пророки, начиная от Моисея. Согласно написанному, душа вечная, она не рождается, не появляется и не исчезает, она как Бог. Он вечный, а душа — как будто искра от Бога. Нам трудно это понять, потому что мы люди, которые живем на земле, где у всего есть начало и конец.
Станислав Зарубин — основатель и генеральный директор компании «Ритуал PRO». Она основана в 2018 году в Казани, оказывает услуги и полное сопровождение на всех этапах похорон: производство ритуальных товаров и памятников с последующим монтажом, круглосуточная ритуальная служба, проведение поминальных обедов. На базе предприятия создана производственно-складская база ритуальных принадлежностей, что позволяет предоставлять ритуальные товары населению по доступным ценам оперативно, круглосуточно и по всей территории Татарстана. Функционируют салоны ритуальных услуг.
Зарубин родился 21 февраля 1990 года в Казани. Окончил КНИТУ-КАИ (специальность — «мировая экономика»); Государственную академию повышения квалификации («государственное и муниципальное управление», «организация похоронного дела»); Высшую школу бизнеса КФУ (специальность — «эффективные продажи»). Награжден нагрудным знаком МЧС России «За заслуги» в 2011 году за ликвидацию ЧС.
Этапы карьеры:
2009–2015 — агент, специалист по сбыту МУП «Ритуал».
2015–2018 — первый заместитель генерального директора МУП «Ритуал».
С 2018 года — основатель и генеральный директор компании «Ритуал PRO».
— Как душа вселяется в человека?
— Душа спускается в этот материальный мир из других измерений при рождении человека. Как это происходит, мы не можем сказать, но душа соединяется с определенным телом. Человек живет, сколько дано ему, один день или 120 лет, а смерть — это тот момент, когда душа покидает тело. Она возвращается в то место, в то положение, откуда пришла. По нашим традициям душа может несколько раз быть в нашем мире.
— То есть вы верите в реинкарнацию?
— В иудаизме это называется гильгуль, душа может быть здесь неоднократно. У нас даже говорят, что большинство душ уже были здесь. В Каббале указано, что сейчас редко когда спускается новая душа, которая никогда еще не была здесь.
«Священное Писание говорит, что в тех мирах нет сомнений, что есть хозяин мира, а здесь темнота»
«Иудей должен соблюдать все законы, их у нас 613»
— Согласно вашему учению, душа спускается в тело. Для чего?
— Это хороший вопрос о том, какая задача у нее. Иудей должен соблюдать все законы, их у нас 613, и это не так много, ведь некоторые заповеди связаны с правилами питания, соблюдением праздников и так далее. Говорится, что, пока человек не исполнит все эти 613 заповедей, душа будет спускаться многократно, пока она все это не исполнит. Еще раз повторяю, душа вечная и тот период, который мы находимся здесь, — временный.
— Чем душе плохо в других измерениях, зачем она вновь и вновь возвращается на землю?
— Когда человек думает, что жизнь начинается с рождения и заканчивается смертью, у него нет вопросов, он не ищет каких-то глубоких причин. Но когда человек понимает, откуда пришла душа и куда она вернется, то неужели он думает, что душа спускается из такого святого места, чтобы есть пиццу, шашлык? Неужели этого стоят все эти мучения, какой смысл? Человек ищет смысл жизни, понимает, что тут что-то есть, чего там нет.
— А что здесь есть, а там нет?
— Священное Писание говорит, что в тех мирах нет сомнений, что есть хозяин мира, а здесь темнота. Задача, которую Всевышний дает нам, — прийти сюда, в этот мир, жить здесь, трудиться и при этом открыть глаза и помочь другим, чтобы они тоже открыли глаза. Ангелы, которые там живут, наслаждаются Богом, верят в Бога, — это красиво, но это неинтересно. А прийти сюда, в этот мир, со всеми соблазнами, которые есть в этом мире, сложностями, трудностями, испытаниями, которые есть, и при этом жить правильно, как Бог того хочет, — это очень дорогого стоит!
Ради этого человек пришел сюда, и, когда человек понимает это, он пытается всю жизнь искать Бога, видеть Его везде и учить людей, что есть хозяин мира. Когда человек понимает, думает об этом, он живет по-другому. Когда человек умирает, у него душа находится без тела, но при этом души моих дедушек, бабушек, родителей живы, и я хочу, чтобы им было приятно.
«Бывает, что человек перед смертью завещал кремировать себя, но это считается мучением для души. По традиции тело должно быть предано земле»
«Страдания грешника будут не больше 12 месяцев, но каждая минута там покажется как 70 лет»
— Как сделать душам близких вам людей приятно?
— По нашим традициям я могу делать им приятно, они чувствуют, но я — нет. Мы слепы в этом вопросе, именно поэтому в такие моменты, как похороны, во всех обычаях, которые связаны со смертью, надо обращаться к традициям, не противоречить им. Бывает, что человек перед смертью завещал кремировать себя, но это считается мучением для души. По традиции тело должно быть предано земле.
— Но ведь многие не знают традиций….
— Поэтому я всегда говорю, чтобы по любому вопросу обращались в синагогу, там будут делать все как положено. Если что-то сделали не по традиции, то человек будет мучиться на том свете.
— Мне кажется просто, многие даже не знают, что есть какие-то особенности при проводах у евреев. Они думают, что все так же, как и у православных, на похоронах которых им приходится бывать.
— Соблюдение традиции важно для человека, который умер, не для родных, а для его души. Бывает так, что люди умирают одинокими, тогда община обязана проводить его по закону. У нас есть такое понятие, как «хесед», оно переводится как «благое дело», а все, что связано с похоронами, называется «хесед шель эмет», то есть «истинное благое дело».
«Надо каждый день делать тшува, чтобы человек успел здесь исправиться, не страдал там. Он будет молить, вернуть его хотя бы на один день обратно, чтобы успеть все исправить»
— Бог за это, наверное, и живых награждает?
— Бог в долгу не остается, а как он награждает — это другой вопрос, но у него все в порядке в этом плане. На самом деле, у нас есть понятия рая и ада, более того, я думаю, что эти понятия пришли от нас. Человек думает, если жил правильно, то потом он попадает в рай, если нет, то в ад. У нас немножко по-другому, как я уже говорил: душа спускается оттуда. Потом живет здесь, потом опять поднимается.
Когда душа жила здесь и она делала что-то неправильно, это оставляет следы на душе. И в таком виде невозможно попасть в то место, откуда ты пришел, надо пройти очищение. Мучения — это как раз те процессы, которые проходит человек, пока он очистит себя от всего, что делает. Поэтому у нас написано: есть способ, как можно почистить сам себя перед тем, как подняться туда. Это называется раскаяние — тшува, когда человек искренне признает свои ошибки и принимает искреннее решение, что больше не будет делать этого. Если человек так искренне делает, это очищает его. Но для этого надо успеть сделать очищение хотя бы до смерти.
— Вы сказали, что тшува надо успеть сделать до смерти, но мы ведь не знаем, когда умрем.
— Поэтому надо каждый день делать тшува, чтобы человек успел здесь исправиться, не страдал там. Он будет молить, вернуть его хотя бы на один день обратно, чтобы успеть все исправить. Самое большое мучение для души — это когда человек смотрит на свою жизнь и сожалеет о своих поступках.
— Очистятся души всех грешников, даже тех, кто совершил большие грехи?
— Страдания грешника будут не больше 12 месяцев, но каждая минута там покажется как 70 лет, так что 12 месяцев — это очень много. Поэтому у нас принято ежедневно в течение года молиться за покойного. Есть специальная молитва — кадиш, она помогает ему.
— Речь идет о евреях. А если человек не еврей, могут за него молиться?
— Да, почему нет? Обычно люди приходят к представителю своей религии. Но если кто-то приходит к нам, то нет проблемы. Поэтому можно молиться и за здоровье любого человека.
«Пока тело не вернулось в землю, душа не может быть спокойной. Если человек лежит дома, то зажигают свечи рядом с головой»
«Надеюсь, уже в этом году в Казани откроется наше новое кладбище»
— Давайте поговорим об обрядах. Главный вопрос: человек умер — что делать дальше?
— Мы должны стараться, чтобы максимально быстрее тело вернулось в землю, в Израиле даже ночью хоронят. Пока тело не вернулось в землю, душа не может быть спокойной. Если человек лежит дома, то зажигают свечи рядом с головой. Но, еще раз повторю, в первую очередь надо обратиться в синагогу. Надеюсь, уже в этом году в Казани откроется наше новое кладбище, там будут созданы все условия для омовения тела, прощания.
— Мусульмане сейчас активно выступают против того, чтобы тело после смерти вскрывали. Как к этому относится иудаизм?
— Да, мы тоже против. В Израиле тела почти не вскрывают, если только какой-нибудь сомнительный случай. Если человек, например, погиб в автокатастрофе, зачем делать вскрытие?
— Вы говорите, что нужно как можно быстрее позвонить в синагогу…
— Да, приходят специальные люди хевра кадиша, в переводе это означает «святая группа», потому что они занимаются самым богоугодным делом. Они готовят человека, который умер, моют его как положено и надевают специальную одежду из льна, которая называется тахрихим.
— Во время обряда омовения есть ли разделение по половому признаку?
— Мужчины моют мужчин, а женщины — женщин. Женщинам разрешается участвовать в похоронах, ходить на кладбище, а по поводу детей есть разные мнения.
«Иногда люди думают, что нужно очень дорогой памятник поставить могилу. На самом деле самый главный памятник — это те потомки и ученики, которых мы оставляем здесь после себя»
— Кто еще должен присутствовать на похоронах?
— Мы стараемся, чтобы на похоронах присутствовали как минимум 10 человек — это достаточная цифра, чтобы считаться общиной. Но есть молитвы, которые можно читать, даже если не присутствуют 10 евреев. Царь Соломон говорил, что полезно быть на похоронах, это хороший повод задуматься о жизни.
Иногда люди думают, что нужно очень дорогой памятник поставить могилу. На самом деле самый главный памятник — это те потомки и ученики, которых мы оставляем здесь после себя. Они будут рассказывать о нас, поэтому надо при жизни построить себе такой «памятник», чтобы оставить здесь свой след. Так как душа вечная, а у нас символом вечности является камень, это выражается именно в камне. Поэтому у нас на могилу кладут камни, а не цветы.
— Хоронят в гробу?
— В Израиле без гроба, здесь по-разному. Смысл в том, что тело должно вернуться в землю. Поэтому просто оставить какой-то гроб и не похоронить в земле — понятно, что это запрещено. Когда речь идет о гробе, он должен быть деревянным и лучше, чтобы там были дырки для более быстрого контакта с землей.
У нас нет мелочей. Например, важен даже текст эпитафии на могильном камне. Бывает, там пишут хвалебные слова о покойном, как при жизни. А ведь он уже находится в мире истины, и для него это мучение, когда говорят о нем то, чего не было на самом деле. Желательно на камне писать на иврите, хотя у нас он в Талмуде не называется ивритом, а Лашон Хакодеш, то есть святой язык. Обычно пишут имя, имя отца и фамилию, даты жизни и смерти.
«Самое главное отношение к смерти — это не то, как к ней относиться после смерти, а надо жить по закону, жить правильно»
«Такой вещи, как поминки, у нас в традиции нет»
— Какие обряды существуют уже после похорон?
— Начиная со дня похорон проходит 7-дневный траур, в течение которого близкие родственники стараются не выходить из дома, чтобы не отвлекаться от траура. В течение недели нельзя мыться, бриться, ногти стричь, очень все строго. Такой вещи, как поминки, у нас в традиции нет. Даже наоборот, для того, чтобы человек в трауре не занимался готовкой пищи, ему готовят трапезу, особенно в первый день.
Кроме 7-дневного, есть и 30-дневный траур. Он легче, человек уже может выйти из дома, он может помыться, но волосы еще не стригут. И весь первый год тоже считается траурным, нельзя ходить на свадьбы, на концерты. Ходить на кладбище тоже нельзя часто, на 7-й, 30-й день после смерти и на годовщину. И потом раз в год, это отвлекает душу, там надо просто молиться.
Вообще, кладбище — такое место, где, как считается, есть некая нечистота. Поэтому мы после кладбища должны мыть руки. Более того, когда человек ложится спать, а сон — это маленькая смерть, и когда душа возвращается, вот эта нечистота остается на кончиках пальцев, и мы, проснувшись, должны мыть руки. У нас рядом с кроватью есть тазик, кружка, и сразу перед тем, как что-то делать, в первую очередь мы моем руки. У нас есть такое представление, что каждый день перед сном человек должен задуматься, сделать отчет о том, как прошел твой день, строишь планы на следующий. Самое главное отношение к смерти — это не то, как к ней относиться после смерти, а надо жить по закону, жить правильно.
— Последнее пристанище, последний дом человека — это кладбище. Каким должно быть еврейское кладбище?
— Во-первых, есть правило, что даже внешне должно быть видно — это еврейское кладбище, там нет крестов и так далее. Потом должны быть условия для подготовки к похоронам — омовению и так далее. Могилы мы делаем по направлению выхода из кладбища, а ноги направляют в сторону Иерусалима, памятник ставят над головой.
— Погибшие на СВО бойцы-евреи считаются ли мучениками, отдавшими жизнь за святое дело?
— У нас святым считается человек, погибший за веру, защищая людей. Солдаты, которые погибают, считаются святыми людьми. Человеком, который умер не ради своих интересов, а ради защиты кого-то.
Станислав Зарубин — основатель и генеральный директор компании «Ритуал PRO». Опыт работы в ритуальной сфере — более 15 лет.
Сайт: kzn-ritual.ru
Читайте также:
- Последний подарок в камне: как надгробия становятся искусством
- Какой должна быть ваша могила? Станислав Зарубин о том, что кладбища говорят о живых
- «Бабайлар, что делать? Мусульманина просят в костюме похоронить!»
- «В православии нет понятия автоматического рая, как в исламе, где воин становится шахидом»
- «Образ авторитета из 90-х для меня был идеальным. Но как я ошибался!»
- «Татарин, а в церковь ходил. Как хоронить?»: Станислав Зарубин о погребальных обрядах и суевериях»
- «У меня случился нервный срыв со слезами и истерикой»: Станислав Зарубин о том, как помочь пережить горе
- «Помогите похоронить папу!»: как работает черный рынок ритуальных услуг?
- «Когда над шеей висит топор, сотрудники боятся всего!»: как бизнесу внедрить культуру ошибок?
- «Ищите ниши, где еще нет конкурентов. Тогда вам не придется выживать в красных водах!»
- «Часто спрашивают, брать ли детей на похороны»: Станислав Зарубин о ритуальном этикете
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.