«Так не бывает, что ребенок не мой, а алименты мне платить», — говорил вчера глава Зеленодольского района Татарстана Михаил Афанасьев на заседании комитета Госсовета РТ о полномочиях, которые хотят закрепить за муниципалитетами после начала работы реформы местного самоуправления. Федеральные власти хоть и прописали список обязанностей для поселений и регионов, но четких разъяснений, как их исполнять, не дали. Это, например, касается развития внутридомовых территорий. Кроме того, у районов нет точных данных о зарегистрированных на территории жителях, которые нужны для работы. Депутаты определили дату предстоящих выборов, а также скорректировали порядок избрания главы Казани. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Глава поселка Вячеслав Матвеев (справа на фото) рассказывал гостям об активном благоустройстве своей вотчины и делился планами по развитию, на которое, разумеется, необходимо соответствующее финансирование
«Я должен у главы поселения просить, чтобы он мне фонтан, что ли, поставил?»
На выездное заседание комитета Госсовета РТ по госстроительству и местному самоуправлению в поселок Васильево Зеленодольского района депутатов привез микроавтобус. После дороги народные избранники разминали ноги на крыльце перед местным Домом культуры и обсуждали отвоеванные республикой поправки к федеральному закону об общих принципах организации местного самоуправления (МСУ). Тем более что его реализация стала главной темой.
А пока глава поселка Вячеслав Матвеев рассказывал гостям об активном благоустройстве своей вотчины и делился планами по развитию, на которое, разумеется, необходимо соответствующее финансирование. Сначала депутатов повели в построенный три года назад бассейн «Волна-Дулкын», который, как подчеркнул Матвеев, пользуется спросом у местного населения. А сейчас он ратует за строительство крытого ледового катка. Затем гости осмотрели на территории промпарка «Весна» предприятие по производству из полиэтилена материала для тентов. «Таких предприятий — два в России! В пятницу мы торжественно его открыли. Это импортозамещение», — по-хозяйски рассказывал глава поселка.
Еще один повод для гордости — Васильевская набережная с крупнейшим цапельником, где проживают более 400 птиц. Там к делегации присоединился глава Зеленодольского района Михаил Афанасьев. Он обратил внимание собравшихся на иву, которую посадил раис Татарстана Рустам Минниханов. Прогулявшись по набережной и прилегающему парку, депутаты направились на заседание.
Одним из главных вопросов повестки стала реализация закона об МСУ. Он вступает в силу 19 июня 2025 года. И до 1 января 2027-го регионам нужно принять законы, которыми должны быть урегулированы вопросы организации местного самоуправления. Как в Татарстане сформулируют и примут свой закон об МСУ, так и будет налажена работа муниципальных образований, отметил председатель комитета Альберт Хабибуллин. И добавил: «Более того (это мое личное мнение), исходя из того закона, который мы будем принимать, будут смотреть и на способность сохранения [двухуровневой системы]».
Одним из главных вопросов заседания стала реализация закона об общих принципах организации местного самоуправления (МСУ)
Депутаты обратились к распределению полномочий. Законом, напомним, предусмотрено три уровня полномочий: неотъемлемые полномочия муниципалитетов; те полномочия, которые можно передать на уровень субъекта; полномочия, которые осуществляет регион, но законом субъекта они могут быть распределены муниципалитетам.
18 полномочий («самых проблемных») не могут передать на субъектовый уровень. Одно из них — «развитие внутридомовых территорий». Закон, пояснил Хабибуллин, не объясняет даже, что это такое! «Например, у меня есть придомовая территория, я должен у главы поселения [просить], чтобы он мне фонтан, что ли, поставил? Даже такие были шуточные трактования этого пункта», — привел пример глава комитета.
Ну и главный вопрос, конечно же, в деньгах. Татарстан не зря несколько лет назад взялся за реализацию программы «Наш двор» именно на уровне республиканских властей. Если же свалить эту работу на муниципалитеты, то им просто не хватит денег на все остальное. Другой вариант — передать полномочия управляющим компаниям, но они же повесят такое благоустройство на жильцов. И вот вопрос: что делать?
Михаил Афанасьев поблагодарил за законопроект об МСУ, особенно в части административной ответственности
За законопроект спасибо, но…
Афанасьев привел в пример поселки Васильево и Осиново, в каждом из которых проживают около 20 тыс. человек. Если же взять летний период, то с учетом детских лагерей, различных баз отдыха и всего остального на территории Васильево могут находиться до 70 тыс. человек. Однако годовой бюджет поселка — 85 млн рублей, а, например, Кайбицкого района, где проживают всего 15 тыс. человек, «кратно больше», обратил внимание Афанасьев. Согласно открытым данным, бюджет Кайбиц — 743 миллиона. Поэтому, по его словам, если Васильево оставить один на один с вопросами развития внутридомовых территорий, то им «придется ужаться втрое». А значит, вопрос требует доработки: должны учитываться численность населения, площадь территории и уровень местного бюджета. «Так не бывает, что ребенок не мой, а алименты мне платить», — образно описал Афанасьев.
В целом же он поблагодарил за законопроект об МСУ, особенно в части административной ответственности: «Все валят на местное самоуправление: вы должны и то, и другое, и третье, требуют прокуроры, если не делаем — в суд и так далее. Спасибо нашим депутатам Госдумы, что приняли закон, поправки, и там, где нет финансирования, за это как минимум уже муниципалитеты не несут административной и уголовной ответственности».
Присутствовавший на заседании депутат Госдумы от Татарстана Ильдар Гильмутдинов вызвался взять в работу предложения республики на федеральном уровне. Хабибуллин отметил, что пока единого предложения по тому, что такое «развитие внутридомовых территорий», не выработано. А вице-спикер Госсовета РТ Юрий Камалтынов призвал своих татарстанских коллег «ничего не выдумывать за федерального депутата». «Они утвердили этот закон, несмотря на то что и мы, и наши коллеги задавали вопросы. Разъяснений нет. Значит, в таком случае Государственная Дума должна в соответствии со своими полномочиями четко расписать, что они имели в виду под тем или иным вопросом», — указал он. А также посоветовал «крепко задуматься» минстрою РТ. Уже сформирована республиканская рабочая комиссия во главе с премьер-министром РТ Алексеем Песошиным, которая и должна подготовить Татарстан к введению в действие этого закона с 2027 года. «Пока позиция у нас такая: на наш взгляд, это (речь о развитии внутридомовых территорий — прим. ред.) не должно каких-то дополнительных расходов накладывать на муниципальное образование», — объяснил начальник управления ЖКХ минстроя РТ Айрат Галлямов.
Что касается дворов, то необходимо решать, кому на баланс это все должно попасть, также отметил Камалтынов. «Рустам Нургалиевич [Минниханов] четко сказал, что в ближайшие 40 лет в этот двор, [отремонтированный по программе „Наш двор“], никто со стороны республики не зайдет. А кто тогда будет заходить? У муниципалитета денег нет в принципе, по определению. Значит, надо решать вопрос: кому на баланс это все должно попасть? Если это попадет на баланс управляющей компании, она все равно все это сбросит на население. Поэтому очень хороший вопрос, надо думать уже сейчас», — призвал он.
Проблема возникла после того, как МВД получило исключительное право на регистрацию граждан. Но в МВД сведения не дают, ссылаясь на внутренние правила и требования закона о защите персональных данных
Пока не дошли до полного абсурда…
Свою боль районы изливали и по другому поводу. Оказалось, сейчас у них нет точных данных о зарегистрированных на территории жителях. А они нужны для работы, которой много. Проблема возникла после того, как МВД получило исключительное право на регистрацию граждан. Но в МВД сведения не дают, ссылаясь на внутренние правила и требования закона о защите персональных данных. Традиционных документов учета больше нет: домовые книжки упразднили, поквартирные карточки отменили.
«Раньше как было? Новый человек появился в деревне, и он первым делом идет в сельсовет или орган местного самоуправления. [Предоставляет сведения, что я] такой-то, вот моя семья и так далее», — вспомнил Хабибуллин. Сейчас сложнее, жаловались муниципальные чиновники. Чтобы исполнять полномочия, надо знать, кто живет на вверенной территории, подчеркнула замглавы Сармановского района Гузель Гараева. Ввод новых правил создал «достаточно много проблем» органам МСУ, управляющим компаниям, ТСЖ и военным комиссариатам, подтвердила глава исполкома Ютазинского района Светлана Самонина.
Нехватка точных данных мешает собирать средства по самообложению, ведь неясно, сколько человек зарегистрировано. Остро проявляется проблема в случае с трудовыми мигрантами, и речь не только об иностранцах. Не зная реальное число людей, трудно планировать социальные объекты, обеспечивать безопасность. Людей нет на учете, но они идут в больницы, их дети — в детсады и школы, рассчитанные на другое число людей. Информация о числе мигрантов, живущих на территории, для властей района «становится открытием», не стала скрывать Самонина.
Проблема возникла не только для чиновников, но и для военкоматов, подчеркнула докладчица и вспомнила частичную мобилизацию в 2022 году. Военкомы ранее получали данные от УК, ТСЖ, органов власти, люди должны были вставать на воинский учет, приходили лично. Теперь же зарегистрироваться можно онлайн, граждане могут и не прийти в военкомат, а штрафы за отказ становиться не всегда работают. «Я как председатель призывной комиссии могу сказать, что у нас масса проблем! Когда нам разнарядка приходит по призыву на срочную службу, где мы этого человека (зарегистрированного в районе — прим. ред.) должны искать? Он может проживать в Казани. Раньше институты требовали временную регистрацию в общежитии, сегодня этого нет», — указала докладчица. И вспомнила, как во время мобилизации чиновники «бегали и искали» молодых людей, на бумаге живущих в районе.
Есть очень большие проблемы и их необходимо решать, «пока мы не дошли до полного абсурда», указала Самонина. Гараева заметила, что сейчас персональные данные можно получить через запрос в том случае, если гражданин обратился за госуслугой, например, в МФЦ. Если бы власти на местах оперативно получали данные, было бы легче.
Представитель МВД признал проблему, но заметил, что вернуться к формату регистрации лично, а не через интернет будет трудно, органы не справятся с потоком людей. Что касается военкоматов, им сведения о подлежащих призыву гражданах передаются ежемесячно. Хабибуллин отметил, что в конечном счете органы МСУ исключены из системы передачи данных о гражданах. В итоге комитет решил направить минцифры РТ рекомендацию — обеспечить ограниченный доступ муниципалитетов к актуальным сведениям о регистрации граждан.
Без обсуждения члены комитета одобрили и законопроект, которым определяется порядок выдвижения кандидатов на пост мэра Казани
Кандидатов в мэры Казани теперь будет предлагать раис РТ
Вопрос о назначении даты выборов раиса РТ бурных эмоций у законодателей не вызвал — рассмотрение скорее носило формальный характер. Согласно законодательству, днем голосования на выборах в органы государственной власти РТ является второе воскресенье сентября, напомнил Хабибуллин. В текущем году это 14 сентября. Решение о назначении даты Госсовет РТ должен принять не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Т. е. вопрос должен быть рассмотрен на заседании татарстанского парламента в период с 5 по 15 июня текущего года.
Тут замечания нашлись только у главы регионального отделения КПРФ Хафиза Миргалимова. «Каждый год наша фракция, партия ставит вопрос о переносе выборов с сентября или на декабрь, или на март», — напомнил он. Ведь в сентябре идет очень активная работа на огородах, стартует учебный год в школах. «Хватает забот, хлопот», — резюмировал Миргалимов и, пользуясь случаем, попросил Гильмутдинова поднять вопрос на федеральном уровне. Также коммунист выступил против онлайн-голосования и попросил провести выборы одной датой, не растягивая их на три дня.
Без обсуждения члены комитета одобрили и законопроект, которым определяется порядок выдвижения кандидатов на пост мэра Казани. Сейчас процедура такова: кандидаты должны быть членами Казгордумы, а победителя выбирают путем тайного голосования. Внесенные же изменения предполагают, что избирать мэра будет по-прежнему местная Дума, но уже из числа кандидатов, которых представит раис Татарстана. Это тоже требования нового федерального закона об МСУ: кандидатов на пост главы муниципалитета, где расположена столица региона, должен предложить глава региона.
Своих кандидатов могут выдвинуть политические партии, Общественная палата РТ и всероссийская ассоциация местного самоуправления. Кандидатуры рассмотрит специальная комиссия, которая в свою очередь на основе рейтингового голосования выберет наиболее достойных и представит список раису.
Еще депутаты успели рассмотреть законопроект, который установит новый порядок выплат, связанных с осуществлением депутатской деятельности. Сейчас на эти цели народные избранники ежемесячно получают фиксированную сумму — 5 тыс. рублей. Теперь же размер этой выплаты будет определяться президиумом Госсовета РТ, а конкретная сумма будет исключаться.
Для чего понадобились поправки? Выплачиваемая депутатам сумма недостаточна, объясняет Хабибуллин: «Куда мы эти деньги можем использовать? Мы приезжаем в район, но в гости с пустыми руками не ходят. Это где-то в дом престарелых, в семьи участников СВО. Это небольшая сумма», — объяснил он. Кроме того, из этих денег депутат еще должен заплатить подоходный налог, но не все они работают в коммерческих структурах и имеют свой бизнес. «Это не дополнительный заработок, не дополнительный доход. Тем более он подотчетный, мы в своей декларации ежегодно отчитываемся за эту полученную сумму».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.