Александр Грушко: «Военную политику, политику безопасности будет определять, прежде всего, НАТО, — то есть американцыe» Александр Грушко: «Военную политику, политику безопасности будет определять прежде всего НАТО, то есть американцы» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Для Европы открываются шансы на выстраивание более самостоятельной политики»

— Александр Викторович, если американские войска уйдут из Старого Света, влияние Вашингтона ослабеет? Может, в таком случае потеплеют и отношения Европы с Россией?

— Вопрос пока открытый, уйдут ли США, а если уйдут, то в какой степени. Но если будет сокращаться военное присутствие, то для Европы открываются шансы на выстраивание более самостоятельной политики. Если Европа хочет занять достойное место в многополярном мире — а он уже состоялся, — то она должна быть заинтересована в нормальных, здоровых отношениях со всеми соседями. Прежде всего в силу географии с таким соседом, как Российская Федерация.

Грушко Александр Викторович — заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.

Курирует вопросы отношений с европейскими странами, общеевропейского сотрудничества, взаимодействия с ЕС, ОБСЕ, НАТО и советом Европы.

Грушко родился в 1955 году в Москве. Образование высшее, в 1977-м окончил Московский государственный институт международных отношений. Владеет английским, нидерландским и французским языками. Имеет дипломатический ранг чрезвычайного и полномочного посла, присвоенный в июле 2004 года.

На дипломатической службе с 1977-го. Имеет большой опыт работы в центральном аппарате министерства, работал в посольствах СССР в Нидерландах (1977–1980), Бельгии (1985–1990). С 1996 по 2000 год возглавлял делегацию Российской Федерации по вопросам военной безопасности и контролю над вооружениями на венских переговорных форумах, представитель России в совместной консультационной группе по ДОВСЕ, консультативной комиссии по открытому небу и на форуме ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности. 

2001–2005 — заместитель директора, директор департамента общеевропейского сотрудничества. 

2005–2012 — заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. 

2012–2018 — постоянный представитель Российской Федерации при Организации Североатлантического договора (НАТО) в Брюсселе, Королевство Бельгия.

С января 2018 года — заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.

Отмечен государственными и ведомственными наградами.

Женат, двое взрослых детей.

Но пока Европа разрывает любые связи с нашей страной. Санкционный раж никак не может оставить брюссельские элиты. Очевидно, они будут идти по этому пути до тех пор, пока уверены, что смогут выдержать тот вред, который сами себе наносят санкциями против Москвы.

Вот сейчас они отказались от наших удобрений. Как сказал Дмитрий Песков, еще один выстрел в ногу. А мне кажется, даже выше ноги себе выстрелили. Что ж, будут продолжать борьбу. Но такая политика приведет к геополитическому ослаблению Европы и еще большему ее закреплению в орбите США, может, даже и с меньшим американским присутствием на континенте.

Трамп ведь уходит, но при этом требует повышения до 5 процентов военных расходов европейских стран – членов НАТО. И вашингтонская администрация явно рассчитывает, что эти бюджеты будут тратиться не в Европе, а главным образом для закупки вооружений в Америке. Недавно главнокомандующий вооруженными силами НАТО в Европе американский генерал Кристофер Каволи, выступая перед сенатом, не без гордости заявил: с начала украинского кризиса европейцы купили за океаном оружия на 265 миллиардов долларов. Денежный дождь будет продолжать сыпаться на американский ВПК, а Европа все крепче станет пристегиваться к НАТО.

Собственно, в политическом смысле Евросоюз уже подчинен Североатлантическому альянсу. Стоит только почитать декларацию ЕС – НАТО от января 2023 года, где все это написано черным по белому.

— Трамп сделал новый шаг в тарифной войне с Брюсселем. Вы все равно уверены, что США еще сильнее привяжут к себе Европу, несмотря на экономическую войну, которая между ними разгорается?

— Вашингтон все последние годы преследовал две цели. Во-первых, вбить клин между Европой и Россией, поскольку такое сближение рассматривалось как смертельная угроза американским глобальным интересам. Во-вторых, ослабить сам Евросоюз, ведь это экономический конкурент США. В данном смысле ничего не меняется. Обе цели будут преследоваться этой ли администрацией или другой.

— Может ли дойти дело до создания «европейской армии»? Об этом проекте заговорили от Франции до Украины, после того как Трамп дал понять, что не горит желанием защищать Европу. Киев в феврале даже призывал сделать ВСУ «составляющей армии Европы».

— Дело может дойти, но вряд ли. Наверное, это уже попытка номер 17. Еще в 1975 году, 50 лет назад, известный министр иностранных дел Бельгии, политический тяжеловес Тиндеманс писал: если Европа хочет состояться в качестве геополитического центра, она должна обрести военно-политическую автономию, то есть боевой потенциал. Было очень много попыток. Создавались боевые тактические группы Евросоюза, которые, однако, никогда не использовались. Есть военный комитет ЕС, создаются штабные структуры.

В принципе такие планы имели право на существование. Евросоюз пытался играть серьезную антикризисную роль в Африке, вокруг Афганистана, в других регионах. Но сегодня главный драйвер планов, связанных с военной автономией, — демонизация России, приписывание Москве агрессивных намерений. Очень зыбкая основа.

Еще раз подчеркну: в военном отношении Евросоюз полностью подчинился Североатлантическому альянсу. Например, «военный шенген», — упрощение перемещения войск и вооружений внутри ЕС, создание соответствующей инфраструктуры. Стандарты вырабатывает НАТО, а Еврокомиссия их имплементирует через свои директивы.

Может, формально и будут созданы контингенты Евросоюза, но приписаны они все равно окажутся к альянсу. Самое главное: военную политику, политику безопасности будет определять прежде всего НАТО, то есть американцы.

«Еще недавно одной из главных задач называлась „социальная Европа“ — резкое повышение уровня благосостояния, улучшение системы образования, здравоохранения, социального обеспечения. Сейчас про „социальную Европу“ никто не вспоминает» «Еще недавно одной из главных задач называлась «социальная Европа» — резкое повышение уровня благосостояния, улучшение системы образования, здравоохранения, социального обеспечения. Сейчас о «социальной Европе» никто не вспоминает» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Экономическое состояние Евросоюза печально»

— У Москвы вроде бы установились хорошие отношения с Венгрией, Словакией. В Румынии выросли пророссийские настроения, судя по итогам президентских выборов. А вот в Северной Европе и Брюсселе градус русофобии усиливается. Могут ли действия Трампа привести к тому, что Старый Свет расколется из-за отношения к России?

— Евросоюз никогда не был особо гомогенным. Тем не менее были времена, когда его вектор определяли страны-основатели, тяжеловесы, прежде всего Франция и Германия. Если мы начнем называть лидеров из этих двух стран недавних времен: Брандт, Шмидт, Коль, Миттеран, де Голль, Помпиду, Жискар д’Эстен…

— Они не были русофобами?

— Нет, это люди по крайней мере со стратегическим мышлением. Они понимали: в условиях жесткой конфронтации Европа как субъект международных отношений вряд ли поднимется с колен, на которых она оказалась со времен создания НАТО.

Посмотрим на эволюцию самого Евросоюза. Сначала это был сугубо мирный проект — через интеграцию навсегда избавить Европу от внутренней междоусобицы, чтобы уже не было никогда войн между Германией и Францией. Если можно, условно говоря, из Страсбурга в Баден ездить на трамвае и валюта общая, то какая разница, кому принадлежит Эльзас-Лотарингия?

К сожалению, сейчас нет таких людей, у Евросоюза нет самостоятельной концепции. Евросоюз пытался обрести лидерство в мировой многополярной конкуренции через «зеленый переход», так сказать через «озеленение» экономики, перевод промышленности на возобновляемые источники энергии. Но сейчас тема уходит в тень и расчет делается на ВПК. Теперь это драйвер экономического роста.

Еще недавно одной из главных задач называлась «социальная Европа» — резкое повышение уровня благосостояния, улучшение системы образования, здравоохранения, социального обеспечения. Сейчас о «социальной Европе» никто не вспоминает. Все говорят о довооружении, о 5 процентах на оборону.

Экономическое состояние Евросоюза печально. Недавно Еврокомиссия вышла с новым прогнозом — он еще более пессимистичный, чем те, что звучали несколько месяцев назад. Рост ВВП будет в пределах статистической погрешности — 1,1 процента. Сумма госдолга стран ЕС превысила 86 процентов от ВВП. По прогнозам, через несколько лет это будет 100 процентов.

Недавно премьер-министр Франции Байру предупредил: если не решать проблемы, стоимость обслуживания госдолга достигнет 100 миллиардов евро. А это примерно вдвое выше планируемого повышенного военного бюджета. Даже с этой точки зрения трудно понять логику брюссельской бюрократии. Это саморазрушительный путь.

Один из главных вызовов — демографический. Скажем, для поддержания одного только уровня промышленного производства Германии требуется 300–400 тысяч новых рабочих рук ежегодно. Неизбежно Евросоюзу надо будет решать этот комплекс вопросов, иначе через несколько лет некому окажется содержать пенсионеров.

— Но к ним приехали миллионы украинцев. Видимо, они и закроют демографическую яму?

— Наверное. Те украинцы, которые туда приехали, из Европы уже не вернутся.

— Власти Евросоюза после многолетних дискуссий все же создали фонд милитаризации на 150 миллиардов евро. Но такое впечатление, что сомнения и колебания там внутри сохраняются, вопрос еще не решен окончательно, — как раз по причине, которую вы назвали: европейцы не готовы ради милитаризации отказаться от привычного уровня комфорта, социального обеспечения. Может ли Евросоюз распасться по другой линии — не по уровню отношения к России, а между теми, кто готов потратить деньги на милитаризацию, и теми, кто не хочет за это платить?

— Что бы я ни сказал, там будет объявлено, что Москва опять вмешивается во внутренние дела Евросоюза, пытается внести раскол. Нас в этом обвиняли еще в те времена, когда мы с Брюсселем строили «четыре общих пространства». А ведь сам факт таких переговоров уже означал, что мы признаем ЕС как состоявшуюся геополитическую реальность, с которой нам приходится иметь дело в силу географии, истории и многих других факторов.

Если уж говорить о том, кто пытался расколоть Европу, то напомню: термин «Старая и Новая Европа» был придуман не нами, а министром обороны США Рамсфельдом. В 2003 году он очень четко квалифицировал: Старая Европа — это та, что еще что-то думает о своих национальных интересах, а Новая Европа — это правильная. Это Польша, Латвия, Литва, Эстония. Те, кто готов, не задумываясь, выполнить любой приказ Вашингтона.

Кстати, сейчас в этих самых зонах тоже идет процесс депопуляции. В Латвии, Литве, Эстонии по сравнению с 1991 годом численность населения снизилась более чем на 30 процентов. Это вымирающие области.

Им богом была дана возможность в полной мере использовать свое стратегическое положение главного моста между Россией и Евросоюзом. Вообще ничего не надо делать — просто живи на транзите. Но они продолжают закрываться. Опутывают границу колючей проволокой, вышли из Оттавской конвенции — будут минировать границу, рыть противотанковые рвы. Все это ради геополитических придумок и желания капитализировать свой статус как прифронтовых государств.

Вот вышли из энергетической системы БРЭЛЛ (электрическое кольцо Беларуси, России, Эстонии, Латвии, Литвы — синхронный режим работы энергетических систем, сложившийся на основе соглашения от 7 февраля 2001 года и названный по первым буквам названий этих государств, в 2025-м из него вышли страны Балтии прим. ред.), и теперь цены на энергию стран Балтии формируются где-то на шведской бирже. Известно, что в пиковые периоды цена на электричество превышала финскую в 60 раз!

Рано или поздно все это закончится крахом. Это никак не может привести к результатам, отвечающим интересам их народов.

Интервью Александр Грушко дал в кулуарах ежегодной ассамблеи совета по внешней и оборонной политике (СВОП).