«Те, кто в коммерческих целях использует транспорт, платят меньше, чем простые граждане, которые по различным причинам нарушают правила парковки!» — возмущался председатель комитета Госсовета РТ по законности и правопорядку Александр Чубаров. Сегодня депутаты обсудили первое за 10 лет повышение штрафов за неоплату муниципальных парковок. Коснется оно, по задумке законодателей, только юрлиц, которым сейчас федеральный закон позволяет оплачивать данный штраф со скидкой. Депутаты такую лазейку перекрывают, но наряду с этим в 10 раз снижают штрафы для самосвалов, которые возят грузы без тента, — с «нереальных» 500 тыс. рублей до «рабочих» 50 тысяч. Но и доказывать нарушение можно будет без протокола. Детали — в материале «БИЗНЕС Online».
Тему повышения штрафов за неоплаченную парковку на заседании комитета Госсовета РТ обсудили буквально за пять минут
МСБ заплатит за нарушение правил парковки столько же, сколько и обычные граждане
Тему повышения штрафов за неоплаченную парковку на заседании комитета Госсовета РТ обсудили буквально за пять минут. Точнее, обсуждения как такового фактически не состоялось — после доклада председателя комитета Александра Чубарова депутаты единогласно проголосовали за.
Чубаров объяснил смысл изменений. Сейчас тех, кто не оплачивает муниципальные парковки, штрафуют по ст. 3.16 КоАП РТ. Штрафы для граждан и для бизнеса одинаковые — 2,5 тыс. рублей. Но в российском КоАП есть ремарка (в ст. 4.1.2): если нарушитель — социально ориентированная некоммерческая организация или юрлицо, которое включено в реестр МСБ, то ему назначают штраф в размере 50% от максимального, т. е. 1 250 рублей. Татарстанские законодатели с этим не согласны, точнее, такой подход «не соответствует принципу экономической целесообразности».
Так, по словам Чубарова, по статистике, почти все юрлица (точнее, 80%), которые получают такие штрафы в Казани, — это как раз таки те самые субъекты МСБ, которым предусмотрена «скидка». «Они оплачивают штраф в размере 1 250 рублей — даже меньше, чем граждане, — занимая парковочные пространства на самых востребованных местах в центре города в течение всего дня, лишая возможности припарковаться тем, кому это действительно необходимо, — зачитал Чубаров пояснение к изменениям и добавил: — Получается, те, кто в коммерческих целях использует транспорт, платят меньше, чем простые граждане, которые по различным причинам нарушают правила парковки!»
Более того, подчеркнул председатель комитета, у бизнеса, который использует транспорт для заработка, есть возможность «надлежащим образом организовать работу водителей». В этом случае то, что профессиональные водители нарушают правила парковки, требует «установления более высокого уровня ответственности», указал Чубаров.
Депутаты предлагают поднять для юрлиц верхнюю планку штрафа в 2 раза с 2,5 тыс. до 5 тыс. рублей. Тогда в случае если представители МСБ будут и дальше нарушать правила парковки, то даже с учетом оплаты в 50% штраф у них будет составлять 2,5 тыс. рублей, как и для всех остальных. Но выходит, что остальные 20% юрлиц, которые, согласно статистике, приведенной Чубаровым, к МСБ не относятся, станут теперь платить в 2 раза больше.
«Предлагаемый законопроект направлен на профилактику подобных правонарушений и обеспечение неотвратимости наказания», — заключил Чубаров.
По итогам 2024 года исполком города выявил 225 тыс. фактов неоплаты муниципальной парковки, хотя в 2023-м данный показатель составлял 120 тысяч. Таким образом, рост почти вдвое
Штраф за неоплату парковки — самое «популярное» административное нарушение в Казани
Нынешнее увеличение штрафа за парковку первое с момента запуска муниципального паркинга в Казани в 2015 году. Штраф за неоплату сразу был установлен в размере 2,5 тыс. рублей. Но это не первая «лазейка» с парковками, которую устраняют через поправки к КоАП РТ.
В октябре 2024 года закон дополнили, чтобы избежать случаев оспаривания штрафов в суде за неоплату. Суды отменяли наказание, потому что в законодательстве республики не было прописано понятие «несвоевременная оплата». По правилам парковочная сессия оплачивается в первые 15 минут, но автовладельцы, понимая безнаказанность, оставляли машины на неограниченное количество времени, оплачивая пользование парковкой постфактум либо не в полном объеме. Автолюбители набирали штрафов за 10 неоплаченных сессий на 25 тыс. рублей, оплачивали 10 часов парковки по 30 рублей за каждый час и шли в суд, где говорили, что парковка оплачена. Да, с опозданием на полгода, но оплачена.
Нынешнее повышение вводится потому, что для бизнеса сумма штрафа с учетом скидки вполне комфортная, поясняет собеседник «БИЗНЕС Online». Сейчас граждане платят больше юрлиц, а это несправедливо. Штраф нужен не для того, чтобы восполнить «потери» городского бюджета за счет скидок, а чтобы юридические лица не бросали надолго свой транспорт и не занимали парковочные места, объясняет логику спикер.
Штраф за неоплату парковки — это, если так можно выразиться, самое популярное административное нарушение в Казани. По итогам 2024 года исполком города выявил 225 тыс. фактов неоплаты муниципальной парковки, хотя в 2023-м данный показатель составлял 120 тысяч. Если учесть, что один штраф — 2,5 тыс. рублей, получается, что общая сумма наложенных штрафов — 562,5 млн рублей. Однако на выходе город получает меньше за счет скидки для юрлиц, которые нарушают чаще.
Сразу после запуска водители закрывали номерные знаки полиэтиленовыми пакетами, бумажными вырезками, компакт-дисками, тряпками и даже медицинскими масками. Другие автохитрецы придумали временно убирать госномера машины. Боролись с этим сначала с помощью комплексов фиксации номеров, а радикально проблему решили в 2021 году. На колеса нарушителей начали устанавливать блокираторы. Чтобы освободиться от «капкана», нарушитель идентифицирует себя и платит штраф в 2,5 тыс. рублей. Число нарушителей, снимающих номера с машин, к началу 2023-го сократилось в 4,5 раза, за весь прошлый год всего лишь 75 случаев. Эффективна ли новая мера или просто нарушения перестали фиксировать должным образом, неизвестно.
За перевозку груза без покрытия брезентом граждан теперь предлагают штрафовать на 5 тыс. рублей (т. е. вилка убирается, а сумма штрафа в целом повышается). А юрлиц — на 50 тыс. рублей, т. е. в 10 раз меньше максимума, который возможен сейчас
«Рабочие» штрафы для грузовиков
Еще один штраф, которым озаботились в комитете, — за перевозку груза в кузове самосвала без тента. Сейчас нарушителей, которые возят в кузове грунт, мусор, разные сыпучие стройматериалы, части деревьев после обрезки и т. д. и не накрывают все это тентом, могут оштрафовать по ч. 1 ст. 3.6 КоАП РТ — за нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов. По этой статье граждан могут наказать предупреждением или штрафом в 2–3,5 тыс. рублей. А вот для юрлиц предусмотрены более суровые санкции — штраф от 200 тыс. рублей до полумиллиона.
«Принимая во внимание степень общественной опасности указанного правонарушения, в целях соблюдения принципа назначения справедливого и соразмерного административного наказания законопроектом предлагается выделить его в самостоятельный состав», — сказал Чубаров. Так, депутаты предлагают в КоАП РТ добавить новую статью — 3.19 («Нарушение требований к порядку пользования автомобильными дорогами местного значения»). За перевозку груза без покрытия брезентом (или другим материалом) граждан теперь предлагают штрафовать на 5 тыс. рублей (т. е. вилка убирается, а сумма штрафа в целом повышается). А юрлиц — на 50 тыс. рублей, т. е. в 10 раз меньше максимума, который возможен сейчас.
«Этот вопрос мы неоднократно обсуждали на совместных совещаниях с участием всех присутствующих здесь. Как мы знаем, вопрос был инициирован мэром Казани. И достаточно долго мы думали по этому поводу», — объяснился Чубаров, впрочем, не вдаваясь в подробности. По задумке депутатов, привлечь к ответственности по такому нарушению можно будет в «упрощенном порядке» — без составления протокола, если нарушение зафиксировано камерами фотовидеофиксации.
«Есть вопросы, замечания, уточнения?» — обратился Чубаров к коллегам. Вопрос нашелся только у депутата Ильдара Шамилова — он интересовался, учтены ли замечания, которые высказали районы Татарстана по этим изменениям. Чубаров ответил утвердительно. «Мы специально направляли [законопроект] в муниципальные образования. Из Набережных Челнов также поступил ответ — вопрос они считают актуальным, возражений не имеют», — отчитался Чубаров.
Напомним, как рассказывали в мэрии Казани, с конца 2023 года на дорогах города работают камеры с ИИ, которые фиксируют такие самосвалы без тента. «Понемногу начинаем использовать искусственный интеллект для контроля выполнения правил благоустройства. Технологии помогают выявлять нарушителей без привлечения человеческих ресурсов. Будем наращивать эти возможности», — говорил мэр Ильсур Метшин. Сейчас таких камер почти 50 штук. В августе прошлого года в исполкоме Казани рассказывали, что данные камеры обнаружили 6,1 тыс. фактов перевозки сыпучих грузов без полога. В итоге на водителей наложили штрафы на сумму 21,1 млн рублей. Цифра серьезная, однако, по словам замруководителя исполкома Ильдара Шакирова, на тот момент было рассмотрено 1,6 тыс. материалов, а с нарушителей взыскали 458 тыс. рублей. Остальные водители должны были оплатить штрафы в течение двух месяцев. При этом Шакиров подчеркнул, что чаще всего требования по оплате игнорировали именно юрлица.
Так почему штрафы за неоплату парковки для бизнеса поднимают, а в этом случае, наоборот, снижают? «Мы снижаем для того, чтобы была реальная оплата, — объяснил „БИЗНЕС Online“ Чубаров. — Потому что 500 тысяч рублей — это несоразмерное наказание и никто не платит. А 50 тысяч — это достаточно реальный штраф, и есть надежда, что его станут оплачивать. Такое понятие, что это будет „рабочий“ штраф».
Других вопросов по законопроектам не поступило, депутаты провели голосование и решили, что этот вопрос предложат включить в повестку дня (для принятия в первом и третьем чтениях) на ближайшем заседании Госсовета Татарстана.
С начала 2025-го в Татарстане утонули 18 человек — это на 44% больше, чем за аналогичный период в 2024-м
В Татарстане законодательно запретят выходить на весенний лед
Впрочем, контрольным вопросом на заседании комитета были совсем не штрафы, а безопасность на воде. Начальник отдела безопасности людей на водных объектах ГУ МЧС РФ по РТ Регина Гаязова рассказала, что Татарстан среди регионов ПФО — первый по общей площади озер и других водоемов. А это в свою очередь создает предпосылки для высоких рисков несчастных случаев на воде. Впрочем, статистика говорит, что каждый год число утопленников сокращается: если в 2021-м в Татарстане утонули 94 человека, то в 2024-м — 80. По всей России в прошлом году утонули 2,8 тыс. человек, привела неутешительные цифры спикер.
Но это если брать по итогам года. А в текущем году статистика уже зашкаливает: с начала 2025-го в Татарстане утонули 18 человек — это на 44% больше, чем за аналогичный период в 2024-м. Причины, по словам Гаязовой, в том, что весна была ранней, а зима не слишком морозной, соответственно, лед был не очень прочным. Большинство погибших утонули как раз в период весеннего таяния льда, отметила спикер. По ее словам, сейчас МЧС инициирует подготовку законопроекта, в котором хочет запретить выход на весенний лед. Оказывается, что сейчас запрещено выходить на лед осенью, когда толщина его меньше 7 сантиметров. Весной выходить на тающий лед тоже опасно, но его толщина может быть до 40 см, а значит, по закону можно. Этот пробел и хотят устранить.
Но основная причина гибели людей на воде — это купание в необорудованных местах. По словам Гаязовой, в Татарстане с каждым годом создают все новые пляжи, чтобы люди купались под присмотром спасателей. Но, например, в 14 районах республики до сих пор нет ни одного муниципального пляжа, хотя люди из года в год гибнут на воде.
Еще одна причина ЧП — нарушение безопасности при плавании на маломерных судах: бывает, судоводители нарушают скорость, садятся за руль пьяными да еще и в плохую погоду и при этом не надевают спасательные жилеты. Например, в этом году в Мамадышском районе трое человек в плохую погоду вышли на воду на судне, перевернулись, и в итоге двое мужчин, которые были в спасжилетах, доплыли до берега. Третий, без жилета, погиб. По словам Гаязовой, только недавно законами были определены конкретные сроки навигационного периода — с 25 апреля до 1 ноября. Сейчас готовятся еще изменения — например, будет закон, который закрепит единый надзор за судами, работающими в коммерческих и некоммерческих целях.
Шамилов и Чубаров обратили внимание на то, что некоторые районы из квартала в квартал не предоставляют в МЧС отчеты по работе на эту тему, к примеру Буинский. Они предложили наказывать их за это. После обсуждения Чубаров констатировал, что вопрос безопасности на воде актуальный — доклад приняли во внимание и рекомендовали МЧС продолжить профилактическую работу. Как и главам сразу 14 районов Татарстана — Азнакаевского, Актанышского, Атнинского, Аксубаевского, Балтасинского, Бавлинского, Буинского, Дрожжановского, Кайбицкого, Менделеевского, Пестречинского, Сармановского, Тюлячинского и Черемшанского. Им же рекомендовано оборудовать уже наконец муниципальные пляжи.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.