Ильдус Янышев: «Сейчас, спустя более 35 лет занятия мною предпринимательством, когда удалось побывать по обе стороны баррикад, можно озвучить кое-какие наблюдения и выводы» Ильдус Янышев: «Сейчас, спустя более 35 лет занятия мною предпринимательством, когда удалось побывать по обе стороны баррикад, можно озвучить кое-какие наблюдения и выводы»
Фото: «БИЗНЕС Online»

О фарцовщиках, цеховиках и торговцах правами граждан

Я занимаюсь бизнесом с 1989 года. Еще со школьных времен, в 70-х, научился зарабатывать себе деньги за счет перепродажи виниловых дисков и тиражирования с них записей на магнитофонные ленты. К моменту окончания школы в 1978 году я уже имел капитал в виде различной звукозаписывающей аппаратуры и пластинок на сумму, позволяющей мне тогда купить автомобиль «Жигули». Во время учебы на юридическом факультете выяснилось, что эта деятельность, как и всякая иная предпринимательская, в СССР была под запретом. Мне пришлось с этим делом завязать и оставить как хобби.

Потом жизнь меня развернула на 180 градусов, и я стал бороться с развитием предпринимательства в органах БХСС МВД (борьбы с хищениями социалистической собственности и коррупцией). Вот тогда я прочувствовал разницу между незаконной деятельностью цеховиков и спекулянтов и теми, кто «делал бизнес» на откровенном воровстве государственной собственности и взяточничестве. Несмотря на то что и те и другие были в то время вне закона и все хотели жить и, как правило, жили богаче и свободнее в потреблении, чем остальные советские граждане, они были абсолютно разными.

Первые, назовем их фарцовщиками, были людьми с рыночным видением мира, они умели организовывать бизнес-процессы, рисковать и удовлетворять при этом потребности людей в хорошей одежде, косметике, еде, музыке в моем случае. Продавцы и покупатели были довольны, в отличие от государства, которое не хотело и не могло удовлетворять эти потребности людей, строителей коммунизма. Вторые же просто сидели на каких-то должностях и выводили государственные ресурсы в свои карманы или торговали правами и обязанностями граждан в виде получения взяток и откатов.

Наступила перестройка, Россия стала новой. Первые вышли из тени и стали законными предпринимателями. Некоторые из них весьма преуспели. Рустам Тарико, основатель банка «Русский Стандарт», начинал с того, что в конце 80-х помогал расселять итальянских туристов в гостиницы Москвы. Уже немного подзабытый Сергей Шашурин, начиная с организации «шабашек» в позднем СССР, в начале 90-х смог создать многопрофильную бизнес-империю. Именами Михаила Скоблионка, Камиля Шайдарова и многих других легендарных предпринимателей Татарстана и России можно проиллюстрировать историю появления первых предпринимателей новой России.

Вторые же волшебно-изящно приватизировали государственно-общественную собственность и встали на нужных постах. И продолжили заниматься тем же, что и во времена СССР, иногда законно, а иногда попадая под деприватизацию или под стражу за корыстное использование своих должностей и того, что приобрели от общества.

Сейчас, спустя более 35 лет занятия мною предпринимательством, когда удалось побывать по обе стороны баррикад, можно озвучить кое-какие наблюдения и выводы.

«Инициатор и собственник создают свое дело с нуля, рискуя и напряженно трудясь, проявляя свои таланты в организации различных бизнес-процессов, в условиях рыночной и честной конкуренции» «Инициатор и собственник создают свое дело с нуля, рискуя и напряженно трудясь, проявляя свои таланты в организации различных бизнес-процессов, в условиях рыночной и честной конкуренции» Фото: ru.freepik.com

Модель трех Ч

Бизнес, безусловно, нужен людям, он помогает им самореализоваться и удовлетворять растущие потребности человека в любом обществе. Но бизнес бывает разным.

Моя модель трех Ч: частный, честный и чистый бизнес. Соблюдение этих принципов является условием достижения бизнесом таких параметров, как долгосрочность, непроблемность, беспрепятственность и в конечном итоге успешность. Как этого можно достичь?

Частный. Бизнес должен быть формой реализации личной, частной инициативы по созданию реальных благ для людей или общества. При этом инициатор и собственник создают свое дело с нуля, рискуя и напряженно трудясь, проявляя свои таланты в организации различных бизнес-процессов, в условиях рыночной и честной конкуренции. «Частный» в данном контексте подразумевает чувство полной свободы и гордости за свои результаты.

Иные случаи, когда человеку условно бесплатно достались какие-либо общественные ресурсы и каналы перераспределения материальных и нематериальных благ (природные богатства, разрешения, выгодные контракты с государственным кошельком), я не стал бы рассматривать как форму реализации частной предпринимательской инициативы. В распределении общественных ресурсов всегда много несправедливости. Несмотря на то что это не получило еще отрицательной правовой оценки, всегда воспринимается общественной моралью как «прихватизация», «удаща» и т. д.

Справедливо ли оказывать юридическую помощь людям, чтобы помочь им избавиться от долгов? Да, это может быть достигнуто в результате каких-то юридических «схематозов», но как бы вы ответили, если бы кредитором в этом конкретном деле оказались бы сами? «Справедливо ли оказывать юридическую помощь людям, чтобы помочь им избавиться от долгов? Да, это может быть достигнуто в результате каких-то юридических «схематозов», но как бы вы ответили, если бы кредитором в этом конкретном деле оказались бы сами?» Фото: ru.freepik.com

Тут мы близко подходим к такому критерию, как честный бизнес.

Бывшему руководителю внешней разведки, и. о. председателя КГБ СССР генерал-лейтенанту Леониду Шебаршину приписывают фразу: «У нас давно есть частная собственность. Честной нет». Я тысячу раз слышал, что честно бизнесом в России заниматься нельзя. Не буду спорить с теми, кто проецирует свое мировоззрение на остальной мир, но я встречал и продолжаю встречать предпринимателей, которые ведут свои бизнесы не только строго по закону, но и честно во всех отношениях к потребителям, своим сотрудникам и в целом к обществу. Тепло вспоминаю IKEA, которую знал изнутри, когда мы обеспечивали безопасность этой компании. Там не только производили качественную продукцию, внутри компании не допускались никакие коррупционные проявления. Собственник и руководство вели себя очень скромно и уважительно по отношению к сотрудникам, поставщикам, потребителям и даже к окружающей среде. Этот список можно продолжить другими именами и брендами, хотя, конечно, идеально честных компаний не существует, как и абсолютно чистого воздуха или воды.

При этом честность и законность не одно и то же, хотя и близкие понятия. А в условиях, мягко выражаясь, несовершенства судебной системы и в целом специфической правовой культуры в России можно говорить, что не все законное справедливо и что, наоборот, не все справедливое становится законным.

Справедливо ли оказывать юридическую помощь людям, чтобы помочь им избавиться от долгов? Да, это может быть достигнуто в результате каких-то юридических «схематозов», но как бы вы ответили, если бы кредитором в этом конкретном деле оказались бы сами? Честно ли будет переманить в свою компанию ключевого сотрудника конкурента с его клиентской базой и незащищенными по закону коммерческими или технологическими секретами? Примеры таких практик можно найти в любом бизнесе.

В 2023 году в Арбитражный суд РТ поступило 37,6 тыс. исковых заявлений. Из них 50% — экономические споры, 26% — дела о банкротстве, 16% — экономические споры по административным или публичным правоотношениям В 2023 году в Арбитражный суд РТ поступило 37,6 тыс. исковых заявлений. Из них 50% — экономические споры, 26% — дела о банкротстве, 16% — экономические споры по административным или публичным правоотношениям Фото: «БИЗНЕС Online»

Предпринимательство по законам джунглей

Все бизнес-сообщество можно разделить на два лагеря. Первые считают, что бизнес — это всегда война по законам джунглей, где хороши любые средства для выживания и подавления своих конкурентов, даже если это делается изящно и с использованием юридических дыр в правовом регулировании. Для таких людей существование «моральных» (нравственных) дыр тоже абсолютно оправданно, если за это не сажают в тюрьму. Кстати, даже если незнание любых законов иногда не приводит к ответственности, это точно не освобождает от последствий их нарушения.

Если рассмотреть гражданско-правовые дела между партнерами в бизнесе, работодателями и работниками, кредиторами и заемщиками и т. п. с морально-нравственной точки зрения, можно найти такие истории, с участниками которых не захочется не то что в деловые отношения вступать, но даже руку протянуть при знакомстве. Как только участники хозяйственных споров не пытаются уйти от исполнения своих обязательств, знают не только судьи или истцы. В дело идут любые ухищрения, чтобы оставить в дураках своего слабого оппонента, а иногда даже и государство. А государство — это мы. И когда его обманывают, то косвенно страдает любой его гражданин, недополучая общественные блага в виде дорог, новых школ, больниц и т. д.

Давайте посмотрим на судебную статистику хозяйственных споров в Татарстане.

В 2023 году в Арбитражный суд РТ поступило 37,6 тыс. исковых заявлений. Из них 50% — экономические споры, 26% — дела о банкротстве, 16% — экономические споры по административным или публичным правоотношениям. В каждом иске как минимум два участника. Всего в республике в 2023 году было зарегистрировано 96 тыс. юридических лиц и 115 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Получается, что почти каждый третий субъект предпринимательства участвовал в каком-либо гражданско-правовом судебном разбирательстве в качестве истца или ответчика. За кадром остаются дела судов уголовной юрисдикции и так называемые латентные правонарушения предпринимателей, которые не вошли в официальную статистику. Вывод очевиден: с законностью среди предпринимателей дела обстоят таким образом, что о морали большинства можно говорить с большими допущениями и исключениями.

А есть и такая партия предпринимателей, для которых не существует дыр ни в законе, ни в морали. За ними надзирает свой «внутренний нравственный прокурор 24/7/365». Не могу судить об их удельном количестве, но они есть, на них держится не только высокая репутация компаний, брендов, но и значительная часть экономики. На «законах джунглей» в бизнесе далеко не уедешь. Как правило, такие компании не бывают долгожителями и уж точно не достигают высот и стабильности бизнеса в IPO, где сам факт выхода на свободный рынок капитала говорит, что честность и открытость переросли в доверие инвесторов.

Применительно к Татарстану можно сказать о таком способе ведения бизнеса, как халяль. Помимо исполнения всех светских законов, собственники мусульманского бизнеса берут на себя реализацию дополнительных стандартов по финансированию своих проектов, соблюдению технологических правил, трудовым отношениям, санитарии, благотворительности. Это, безусловно, пример честного выстраивания отношений со своим «внутренним прокурором», который существует в виде стандартов священных писаний и наставлений от старших товарищей. Хочу тут отметить наличие в РТ опыта сообщества предпринимателей, объединившихся в клубе «Меценаты». Более 280 бизнесменов создали свою систему этичного ведения бизнеса, реализуя благотворительные проекты в сфере образования, поддержки малоимущих и здорового образа жизни. Безусловно, такие бизнесы есть и вне связи с какой-либо иной религией, когда предприниматель просто порядочный человек, дорожащий своей репутацией и играющий вдолгую.

«Сравнительно недавно стали громко и с высоких трибун говорить о ESG, нулевом углеродном следе, цикличной экономике, «зеленой» энергетике, ответственном потреблении» «Сравнительно недавно стали громко и с высоких трибун говорить о ESG, нулевом углеродном следе, цикличной экономике, «зеленой» энергетике, ответственном потреблении» Фото: ru.freepik.com

Чистота и экологическое мышление

А вот с таким новым для меня понятием, как чистота в бизнесе, я познакомился сравнительно недавно, хотя, конечно, неосознанно всегда чувствовал, что бизнес бывает не только объективно нужен и полезен людям, но еще и опасен для окружающей среды. Сравнительно недавно стали громко и с высоких трибун говорить о ESG, нулевом углеродном следе, цикличной экономике, «зеленой» энергетике, ответственном потреблении.

Честность в отношениях между людьми вдруг стала осознаваться и переноситься на отношения человека к окружающей его среде, нашей природе-матери.

Кто-то поднялся до понимания того, что ресурсы планеты Земля конечны, что наше неуемное желание потреблять больше приводит к еще большему желанию производить даже то, что объективно и не нужно. И в результате манипулятивных действий маркетологов наши гардеробы завалены ненужными вещами, автомобили и телефоны «стареют» уже на стадии начала их производства. Человек до сих пор остается единственным живым существом на планете, оставляющим после себя неперерабатываемые отходы. Наиболее осознанные люди представляют, что если так начнут потреблять природу все 7 млрд homo sappience, а не только первый «золотой миллиард» наиболее обеспеченной и успешной части человечества, то мусор придется экспортировать уже на Луну. А люди не терпят несправедливости в потреблении, не каждый при этом задумывается, сколько взял в долг у природы чистой воды, леса, металла, нефти и газа. Сколько после моей жизнедеятельности остается неперерабатываемых отходов, которые складируются совсем рядом с моим домом? Сколько мой образ жизни производит углекислоты в атмосферу и как я нагреваю планету?

Самое простое и легкое — это оправдать свои действия или бездействие тем, что так поступают другие. А где при этом ты, твой выбор, твоя воля? Легче всего раствориться в толпе, быть незаметным, а значит, и безответственным. Экологическое мышление только-только начинает овладевать нашим сознанием и поведением, но это безусловный тренд, с ним придется считаться.

«Я всегда осознаю, что желание жить на широкую ногу — это всегда угроза и насилие над окружающей средой без всякой на то объективной необходимости» «Я всегда осознаю, что желание жить на широкую ногу — это всегда угроза и насилие над окружающей средой без всякой на то объективной необходимости» Фото: ru.freepik.com

Градиент чистоты бизнеса

А есть еще и другая, менее заметная грань чистоты бизнеса. Мне нравится следующая «система координат» для оценки нужности бизнеса с точки зрения удовлетворения реальных потребностей человека:

  1. Предприниматели, производящие жизненно необходимые блага, без которых люди не смогут существовать. Это повседневная еда, одежда, жилье, транспорт для обеспечения жизнедеятельности общества, образование, безопасность, здравоохранение и т. д. Эти виды деятельности всегда будут востребованы, их существование не подвергается сомнению. С огромным уважением отношусь с труду фермеров, строителей, учителей, врачей. Сейчас можно возносить на олимп и переработчиков различного рода отходов.
  2. Предприниматели, производящие полезные блага и блага для комфорта. Пылесосы вместо щеток, смартфоны и кондиционеры, второй загородный дом, спортивный автомобиль, спа-салоны, элитные рестораны… Без них можно обойтись и легко прожить, они не приносят выдающейся пользы, но их желательно иметь для удобства и комфорта, к которому легко привыкнуть. Причем я всегда осознаю, что желание жить на широкую ногу — это всегда угроза и насилие над окружающей средой без всякой на то объективной необходимости. Жили же раньше люди без этого, и многие продолжают жить в результате осознанного выбора и самоограничения. Последователи философии скромного потребления Ингвара Кампрада (IKEA), Уоррена Баффета, Чака Фини (Duty Free Shoppers) есть и в нашей республике, я даже с некоторыми из них дружу. И они явно не сторонники избыточного потребления. Уверен, что такие люди есть и вашем окружении. Выглядят они довольно странно в культуре демонстративного потребления. Но эти компании показывают пример долголетия и успеха на местных и глобальных рынках.
  3. Предприниматели, которые производят в общем-то бесполезные блага. Но вреда от них на первый взгляд нет. Очень часто такие «блага» создают маркетологи для удовлетворения эго человека или бесполезного времяпровождения. Это вся индустрия моды, шоу в медиа, экстремальные виды развлечений, БАДы и прочие товары с недоказанной эффективностью. Без них можно обойтись, их исчезновение не причиняет никому никаких неудобств или ущерба, кроме создателей, которые потеряют заработки. Но в результате производства и потребления этих «благ» используются невосполняемые ресурсы планеты и производятся мегатонны отходов.
  4. Предприниматели, производящие испорченные блага. Например, ростовщики, неквалифицированные педагоги, врачи, юристы, консультанты, психологи, продавцы некачественных товаров и услуг. Особенно много примеров тут можно найти среди самодеятельных строителей и прочих предпринимателей, не знающих или не соблюдающих технологий своего ремесла, после которых приходится все переделывать или терпеть вредные последствия.
  5. Предприниматели — производители вредных благ, которые не скрывают этого. Алкоголь, табак, генно-модифицированные продукты, азартные игры, букмейкеры, тотализаторы создают в людях вредные установки и привычки. Жаль, что наше государство до сих пор продолжает их поддерживать. Ну, а поддержка нашего спорта высших достижений такого рода спонсорами за пределами всякой логики. Хотим вырастить здоровое поколение, которое системно приручается к игромании со всеми вытекающими социальными последствиями.
  6. Люди, которые производят криминальные продукты. Их трудно назвать предпринимателями, но они неплохо зарабатывают на наркотиках, проституции, контрабанде, пирамидах и прочих мошеннических схемах. Иногда у них этот «бизнес» происходит даже под прикрытием законно-оформленных предприятий. И очень часто «законопослушные» потребители неосознанно помогают им в их криминальном бизнесе, покупая контрафактную одежду, используя нелегальный софт, встраиваются в их систему MLM по распространению сомнительных финансовых продуктов и т. д.
281237

Для меня очевидно, что право на долгую жизнь, благодарность общества и добрую память потомков имеют первые два вида предпринимательской деятельности. Остальным Бог, как говорится, судья, кто не верит в Его существование — ждите реализации закона кармы (причины и следствия).

Духовно-этические законы предпринимательства

Убежден, что предприниматели должны следовать не только юридическим, но и духовно-этическим законам. Я сформулировал некоторые из них: в своей основе они базируются на общечеловеческих этических нормах, содержащихся во всех основных религиях мира, и одинаково действуют во всех сферах человеческой жизни, начиная от семьи и заканчивая муниципальным или государственным управлением.

Закон золотого правила («Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»). Этот универсальный принцип встречается во многих духовных традициях и помогает формировать деловую практику, основанную на взаимном уважении и доверии. Потребляешь ли ты сам ту продукцию и услуги, которые предлагаешь другим? Не кради не только у клиентов, своих работников, партнеров и государства, но даже у конкурентов и природы. А если что-то взял не по закону или морали, то верни обратно. Восстанови равновесие и справедливость. Не убивай своих потребителей, производя или предоставляя им товары и услуги, которые ускоряют сокращение жизни человека, хоть и в замедленном режиме.

Закон притяжения и кооперации. Положительные намерения и этическое поведение привлекают удачу и благополучие. Духовно развитый лидер, способный видеть в других людях единомышленников, создает среду, благоприятную для сотрудничества и инноваций. В этих компаниях, как правило, высокий уровень корпоративной культуры и лояльности сотрудников, высокая конкурентоспособность в длительной перспективе.

Закон причинно-следственной связи. В эзотерических кругах его называют законом кармы, он действует независимо от ваших верований или материалистического взгляда на жизнь. В жизни и в бизнесе это проявляется в том, что каждое действие имеет последствия. Да, не за каждое преступление наступает публичное наказание, но за каждым правонарушением остаются такие следы, как боль, несправедливость, страх, страдания, лицемерие, многочисленные риски, причем не только перед государством. Честность, справедливость и уважение в деловых отношениях в конечном итоге способствуют созданию положительного имиджа и репутации, что становится источником будущего успеха. Предлагай только те продукты и услуги, которые реально необходимы человеку для его жизни и естественного развития. Не удовлетворяй потребности и не предлагай товаров и услуг, которые вредны человеку и окружающей среде. Если нанес вред, то компенсируй его.

Соединение личного призвания и миссии компании. Многие успешные предприниматели и руководители стремятся вести бизнес, который отражает их личные ценности и духовные убеждения. Это создает рабочую среду, где люди мотивированы не только материальной выгодой, но и желанием приносить пользу обществу, что зачастую ведет к более высокой вовлеченности и удовлетворенности.

Какие можно создать практические инструменты для применения этических и духовных законов в бизнесе?

  • Личный пример собственников компаний и ее топ-менеджеров. Руководители, являясь примером для подражания, интегрируют эти законы в стратегию компании, формируя корпоративную культуру, основанную на доверии и взаимном уважении.
  • Кодексы этики: многие фирмы разрабатывают собственные своды правил (не всегда прописанные на бумаге, но понятные и разделяемые сотрудниками), которые отражают внутрикорпоративные ценности.
  • Образование и развитие: проведение тренингов, семинаров и мастер-классов помогает сотрудникам осознать важность этических стандартов и духовных принципов.
  • Социальная ответственность: активное участие бизнеса в благотворительных и социальных проектах отражает стремление внести вклад в развитие общества и получить от него «кармический отклик». «Закят», «десятину» или «маасер» в бизнесе можно реализовать во множествах социально ориентированных или экологических проектов, и многие предприниматели в РТ в это вовлечены. Мне очень по душе проект «Приют человека», который объединил более 200 предпринимателей в клуб меценатов для того, чтобы дать кров, питание людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, вернуть их в общество. Данный проект сейчас успешно тиражируется по районам Татарстана и в других городах России.

Разумеется, этот инструментарий предприниматели могут расширить своим уникальным опытом, которым так богат бизнес республики. Желаю всем делать свой частный бизнес честно и чисто и добиваться успехов и благодарности от общества и своих потомков.

Ильдус Янышев