Как стало известно «БИЗНЕС Online», экономическая полиция Татарстана задержала в Казани Александра Сипкина, сына президента всероссийского общества слепых (ВОС) Владимира Сипкина. На прошлой неделе старейшее общество для инвалидов в стране проводило заседание в рамках социально-реабилитационного форума в «Корстоне». И, считают силовики, Сипкин-младший одновременно встречался с директором завода по производству крышек «Елабуга УкупрПласт» Александром Величко, требуя 30 млн рублей за сохранение того при должности. О том, какими активами в РФ и РТ обладает ВОС, что за статусный московский адвокат защищает фигуранта дела и какое «секретное слово», по версии Сипкина, используют сотрудники УБЭП в Казани, — в материале нашей газеты.
В течение прошлой недели Александр Сипкин (справа) несколько раз встречался с Величко и озвучил мысль: гендиректор должен передать ему 30 млн рублей, а иначе лишится своей должности
«Как договаривались?»
Громкая криминальная история федерального масштаба разворачивается в эти дни в Казани. Визит в столицу Татарстана завершился арестом для Александра Сипкина — сына президента всероссийского общества слепых Владимира Сипкина и по совместительству его советника. Во всяком случае именно так Сипкина-младшего представляли в сентябре прошлого года на встрече с министром просвещения России Сергеем Кравцовым. А теперь силовики обвиняют его в попытке «решить проблемы» руководителя предприятия «Елабуга УкупрПласт», которым владеет ВОС, за взятку в 30 млн рублей.
Основные события развернулись на прошлой неделе. Отец и сын Сипкины приехали в Казань для участия в III Всероссийском социально-реабилитационном форуме, который начали проводить с началом СВО. Кстати, о статусе мероприятия говорит следующий факт — участие в пленарном заседании приняла вице-премьер РТ Лейла Фазлеева.
Здесь же Сипкин-младший встретился с директором компании «Елабуга УкупрПласт» Александром Величко. Ему 54 года, родился в Хакасии, всю жизнь занимался коммерцией. Переехал в Москву и несколько лет назад устроился торговым представителем фирмы «Елабуга УкупрПласт». Величко хорошо показал себя, и, когда в мае 2023-го генеральный директор елабужского завода Николай Базаров вышел на пенсию, ему предложили возглавить предприятие. Однако через год начались проблемы.
В 2024-м учредитель завода — ВОС — направил в Елабугу две аудиторские проверки. А Величко, считают силовики, ясно дали понять — должность у него непростая, часть прибыли завода надо передавать в Москву. В течение прошлой недели Сипкин-младший несколько раз встречался с Величко и озвучил мысль: гендиректор должен передать ему 30 млн рублей, а иначе лишится своей должности, считают СКР и УБЭП. Слова могли иметь под собой основания. Во время казанского форума в «Корстоне» прошло заседание центрального правления всероссийского общества слепых и совета директоров ВОС. На нем переназначили пять руководителей заводов, собственником которых является общественная организация.
Материалы в отношении советника президента ВОС передали в центральный аппарат СКР по РТ. Там в отношении Сипкина возбудили уголовное дело по ст. 204 УК РФ
Но Сипкин-младший не знал, что разговоры уже проходят под контролем силовиков. По данным источников «БИЗНЕС Online», Величко обратился в управление экономической безопасности МВД по РТ, которые снарядили его прослушкой. Бесед, напомним, было несколько, в итоге договорились, что Величко передаст часть денег, а остальное отдаст позже. Сипкин, считают силовики Татарстана, согласился и ради этого задержался в Казани: должен был уехать в четверг, но перенес рейс на пятницу. Днем к нему в аэропорт приехал Величко, московский гость вышел из первого терминала и встретил его на тротуаре, получил пакет, в котором лежало 2,2 млн рублей. «Как договаривались?» — якобы переспросил Сипкин-младший. Когда услышал утвердительный ответ, к нему подошли люди в штатском — оперативники УБЭП.
Материалы в отношении советника президента ВОС передали в центральный аппарат СКР по РТ. Там в отношении Сипкина возбудили уголовное дело по ст. 204 УК РФ («Получение коммерческого подкупа»). Это аналог взятки для гражданского лица. Ответственность — до 12 лет лишения свободы.
Единственный собственник компании «Елабуга УкупрПласт» — всероссийское общество слепых, старейшая в стране организация инвалидов, созданная еще в 1925 году
ВОС — учредитель 239 промышленных предприятий
Продукция компании «Елабуга УкупрПласт» известна далеко за пределами республики — например, это известные закаточные крышки (у предприятия есть товарный знак «Елабужские крышки»), которые используются при консервировании овощей. Там же производят винтовые и полиэтиленовые крышки, алюминиевые колпачки, прищепки, массажные щетки и расчески. У предприятия 15 тыс. «квадратов» производственных площадей.
Завод с большой историей. Его открыли в 1943 году — для возвращавшихся с фронтов Великой Отечественной инвалидов по зрению. Сейчас из 400 сотрудников завода 200 — это как раз слепые люди. Но главное в данной истории, что единственный собственник компании «Елабуга УкупрПласт» — всероссийское общество слепых, созданное еще в 1925 году. Именно оно полностью владеет производством с оборотом в 1,2 млрд рублей и чистой прибылью в 2023-м в 311 миллионов.
Общество полностью владеет производством с оборотом в 1,2 млрд рублей и чистой прибылью в 2023 году в 311 миллионов
ВОС стало первой в истории СССР «общественной, производственно-хозяйственной и культурно-просветительской организацией». Т. к. это общественная организация, то у нее нет учредителя. Де-факто это сами инвалиды по зрению. Но главное — активы: ВОС — учредитель 239 промышленных предприятий по всей стране, из которых 126 — полноценные заводы, как в Елабуге, совокупная выручка которых исчисляется более чем 10 млрд рублей в год.
В Татарстане у ВОС есть пять предприятий, кроме елабужского, — это альметьевское реабилитационно-производственное предприятие «Юго-Восток», казанское предприятие «Электроконтакт», а также чистопольский завод «Реглан», который руководство всероссийского общества слепых посетило на прошлой неделе в сопровождении министра труда, занятости и соцзащиты РТ Эльмиры Зариповой. К слову, татарскую региональную организацию ВОС с 2007 года возглавляет Владимир Федорин.
При этом общество ежегодно получает субсидии от государства. Наши собеседники оценили их объем в сумму в размере порядка 800 млн рублей.
Сипкин вышел из первого терминала и встретил Величко на тротуаре, получил пакет, в котором лежало 2,2 млн рублей
Брал не деньги, а копченого гуся
Сказать, что Сипкин был в шоке от задержания, — значит ничего не сказать, описывают его реакцию наши собеседники. Вину он не признает, категоричен был и в суде. На арест его привезли утром в воскресенье.
«Свободу Анджеле Дэвис!» — вспомнил он популярную в СССР американскую коммунистку, увидев корреспондента «БИЗНЕС Online», а затем похвалил казанский ИВС, сравнил его с пионерским лагерем, «только гулять нельзя». Вообще он был в весьма бодром расположении духа. И сразу заявил, что считает свое задержание провокацией «со стороны коррумпированного директора компании „Елабуга Укупрпласт“, который подсунул деньги в пакет с гусем копченым, вторым дном!».
«Он пошел с заявлением в полицию о том, что у нас что-то не так. Ну со своей стороны в отношении него [были] определенные мероприятия, которые ему не очень понравились. Мы их доведем до конца, следствие разберется между нами, кто виноват», — добавил он до начала судебного процесса.
Сипкин был в весьма бодром расположении духа и сразу заявил, что считает свое задержание провокацией
А уже в ходе заседания судья Алия Зиганшина раскрыла детали переговоров Сипкина и Величко. Оказывается, сумму в 30 млн рублей они обсуждали еще несколько месяцев назад, но делали это завуалированно, будто обсуждали не деньги, а самогон.
«„Сипкин спрашивал, сколько я нагнал литров, намекая, что я мало „нагнал“. [Говорил, что] часть денег — 2,2 миллиона рублей — мала, нужно 30 миллионов рублей. Говорил, что мне нужно наращивать объемы производства, Сипкин от меня требовал деньги за общее покровительство. Сипкин сказал привезти в Москву 8 миллионов рублей до 26 апреля“. [Величко] сообщил, что в Москву с деньгами не поедет, боится. 25–26 апреля позвонил Сипкину и сообщил, что нагнал 8 литров и может отдать 29 апреля, но [Сипкин] был на отдыхе. Все 8 литров подразумевают часть денег из 30 миллионов, их нужно было отдать в Казани», — зачитала Зиганшина протокол допроса гендиректора компании «Елабуга УкупрПласт».
Она тут же добавила, что переданные деньги предназначались «за общее покровительство и неувольнение Величко с должности генерального директора», и подчеркнула, что они предназначались неназванным сотрудникам всероссийского общества слепых.
Сипкин же твердил: никаких денег не требовал и не знал, что в пакете, который он берет, лежат деньги. «Я не знал, что находятся денежные средства в пакете, никогда не просил Величко предавать денежные средства. Ситуацию считаю провокацией со стороны Величко, деньги руками не трогал», — повторял он, а затем, уже в перерыве, поделился с нашим корреспондентом догадкой о работе татарстанского управления экономической безопасности МВД по РТ.
«В Казани у сотрудников УБЭП есть секретное слово при передаче денежных средств — „колесо“, — выразительно делился он своей конспирологической теорией. — Человек, который подсунул нам деньги, вышел, попинал по колесу, и на этом моменте к нам подбежали сотрудники. А мы стоим с сувенирными пакетами! Так что… Все — осторожно при слове „колесо“!»
ВОС стало первой в истории СССР «общественной, производственно-хозяйственной и культурно-просветительской организацией». Т. к. это общественная организация, то у нее нет учредителя
Защитник — адвокат Тимура Иванова
У Сипкина два адвоката. Сайдаш Сиразиев — местный, из команды известного казанского защитника Руслана Нагиева. Второй — Виктор Швец, один из самых известных и авторитетных адвокатов Москвы. Например, сейчас он защищает бывшего заместителя министра обороны Тимура Иванова.
В суде Швец высказал свою версию возникновения уголовного дела. «Дело начиналось с заявлений отца нашего доверителя о совершении преступления. Было противостояние, корни идут к заявлению против папы нашего доверителя именно Владимира Сипкина — в части смещения его с должности», — заявил он. О каком именно заявлении и противостоянии идет речь, адвокат не пояснил. Но делить в ВОС, судя по активам организации, действительно есть что.
Любопытна и личность отца задержанного. Владимиру Сипкину 72 года, он родом из Екатеринбурга, но бо́льшую часть жизни провел в Красноярске, где работал радиомехаником-контролером и дослужился до должности директора ООО «КрасТЭМ». Это завод, который производит тару и швейную продукцию. Учредитель предприятия также ВОС.
Сипкин — член общества инвалидов с 1981 года, а последние десятилетия входит в его высшие должностные органы. Например, он несколько лет был вице-президентом ВОС, когда его возглавлял Александр Неумывакин. Ради этой должности Сипкин покинул кресло директора красноярского завода и оставил ее брату — Петру Сипкину.
Владимир Сипкин (справа) — член общества инвалидов с 1981 года, а последние десятилетия входит в его высшие должностные органы
В декабре 2021 года Неумывакин скончался на 82-м году жизни. И Сипкин возглавил общество. Каких-либо открытых данных о скандалах вокруг Сипкина и ВОС в сети нет. Напротив, есть многочисленные интервью президента общества о том, как его организация готова помочь нашим бойцам, чье здоровье было потеряно в ходе СВО.
Однако наши собеседники указывают, что уже около года вокруг ВОС идут подковерные игры и в Москве рассматривают вариант отставки президента. Есть и альтернативный кандидат — неназванный источниками депутат Госдумы, однако какой-то конкретики пока нет. Возможно, казанский эпизод переведет подковерные войны в публичную плоскость. «Делить там есть что, — говорит один из наших источников. — Объемы большие, в Москве наверняка есть силы, которые заинтересованы в таких активах». Не исключено, что если инцидент с елабужским предприятием подтвердится, то проверить могут и других директоров производств, которые принадлежат обществу слепых.
Пока же Сипкин посидит в казанском СИЗО как минимум до 23 июля. «БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий.
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.